История Деда Мороза - от славянского бога до дарителя подарков

В рамках предыдущей статьи мы рассказывали Вам про Санта Клауса, зарубежного известного персонажа с похожими функциями. В преддверие Нового Года хотелось бы подробно рассказать Вам про нашего Дедушку из Великого Устюга.

История Деда Мороза - от славянского бога до дарителя подарков Классика, Культура, История, Дед Мороз, Обзор книг, Длиннопост

Сейчас нам кажется, что Дед Мороз в русской культуре был всегда – участвовал во всех новогодних представлениях и уличных гуляньях, приходил на детские утренники и взрослые вечеринки, раздавал подарки из мешка или оставлял под елочкой. Но на самом деле Дед Мороз никогда не был добрым персонажем, ведь он - олицетворение Зимы, морозов и метели. Дед Мороз - могучий русский языческий Бог, воспетый в легендах и славянских сказаниях, кузнец, сковывающий льдом реки, осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества, а в тяжелую годину защищающий от врагов невиданными зимними холодами, от которых начинает ломаться железо. Иногда Мороз помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу. А порой может и убить запросто, если не оказать ему должного почтения. Что и произошло с героиней оригинальной сказки "Морозко".

Глубинный её смысл – прохождение инициации личности. Что такое инициация? Это обряд, знаменующий собой переход личности на новую ступень. Для проведения его древние люди изгоняли своих детей-подростков из пещеры и лишали их огня. Но к обряду самому детей не готовили, их ничему не учили и толком не объясняли такие вещи. Огонь – символ жизни, сама жизнь для древних людей. И подростки должны были выжить в столь суровых условиях. Конечно, выживали не все. Но те, кто прошел инициацию возвращались к племени, получали право жить самостоятельно, жениться или выходить замуж, иметь детей. По сюжету этой сказки злая мачеха выгоняет неназванную по имени падчерицу в лес, и вывозит ее туда родной отец. Абсурдно звучит: родной отец вывозит свое дитя на смерть!

Но суровые времена требуют отчаянных мер. Да и эпизод с Мачехой придумали гораздо позже. В старину девушка, проходящая обряд, должна быть: кроткой, покорной, не перечить никому, трудолюбивой. Посвящение происходит путем смирения. Мы видим, что старикова дочь трудится и ни слова в ответ не молвит, зато старухина дочь остра на словцо и ленива, за что жестоко в финале и поплатилась - Морозко убил её. Языческий повелитель зимней стужи обрел человеческие черты лишь в 1840 году, когда появился в сказке В. Одоевского «Мороз Иванович». Эта история - смесь двух, а то и трёх сказок сразу - "Морозко", "Подарки Феи" Шарля Перро и "Гуси-Лебеди". Речь в ней идёт про двух сестриц, у которых нет имён, только прозвища - Рукоделица и Ленивица.

Няня Прасковья фигурирующая в сказке вместо архетипа Злой Мачехи, послала одну из дочерей к колодцу набрать воды, а она и уронила туда кувшин. Зато, когда следом провалилась туда, увидела перед собой дивный мир, не виданный прежде. На пути ей встретились печка с румяным пирожком, яблонька с золотистыми яблочками и Мороз Иванович, который был "седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнёт головой — от волос иней сыплется, духом дыхнёт — валит густой пар". Олицетворяющий зиму персонаж жил на дне колодца (оттого, мол, вода там холодная даже летом бывает) да ещё и играл роль эдакой Бабы Яги, а Рукодельница в течение трёх дней ему служила. Мороз Иванович отблагодарил девочку горстью серебряных монет (пятаков) и даже бриллиант, а Ленивицу, которая не умела работать, - затвердевшей ртутью, которая растаяла потом.

История Деда Мороза - от славянского бога до дарителя подарков Классика, Культура, История, Дед Мороз, Обзор книг, Длиннопост

Также образ Мороза был популяризирован поэмой Н. Некрасова "Мороз - красный нос" и пьесой А.Н. Островского "Снегурочка", где персонаж сохранил свои хтонические черты повелителя зимы, но был теперь показан в качестве отца Снегурочки, которая до этого в сказках народных маленькой девочкой в семье неназванных крестьян появлялась в образе слепленной из снега фигуры и через костёр прыгала, а теперь стала девушкой с нелёгкой судьбой, умершей от любви к местному пастуху Лелю (связь с Мизгирём купцом не в счёт, ибо в неё Снегурочка была вовлечена насильственно), плюс ещё и жертвоприношение берендеев богу Солнца роль сыграла. Раньше Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года — серединой зимы. Холоден и студен первый месяц года — царь морозов, корень зимы, ее государь. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев. Январь у нас так и зовется — стужень. У Деда Мороза много имен и ипостасей, а сам он - образ славянского бога Велеса. В разное время и в разных местах представал он по-разному. Он и Мороз, и Студенец, и Снежный Дед, и Дед Трескун, и Позвист (Посвист), и Зимник, и Карачун... Говорят, даже Солнце его боится! Он женат на суровой Зиме - Марене. Долгое время изображался, как старик с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет — там жди жестокой стужи.

Как ни соблазнительно было бы видеть в слове карачун память о языческом славянском боге зимы, оснований для этого слишком мало. Упоминаний о таком божестве в старинных письменных памятниках нет. В славянских языках в подавляющем большинстве случаев слово карачун (крачун) обозначает не персонажа (демона или злого духа), а момент или отрезок времени — солнцеворот и близкие к нему праздники. Очень вероятно, что и у славян-язычников оно было просто названием особого дня. И даже если предположить, что Карачун — имя какого-то мифологического существа, то сведений об этом персонаже не сохранилось. Было ли это божество? Или кто-то рангом пониже — например, дух, как говорят нам русские диалекты? Ответов на эти вопросы нет.

К елке и Новому году его «приурочили» в конце XIX века, наделив традиционными характеристиками западного рождественского деда, основанного на образе святого Николая Чудотворца, восточнославянского Мороза и стали изображать на поздравительных карточках и журнальных обложках. Незадолго до Первой мировой войны Дед Мороз «вышел в люди»: начал заглядывать в дома и поздравлять детишек. В этой ипостаси персонаж продержался недолго: после революции его объявили классово чуждым элементом и запретили наряду с рождественскими празднованиями. Ниже приведена традиционная атрибутика и символика образа Деда Мороза.

Борода и волосы — густые, седые, серебристые. Символическое значение — могущество, счастье, благополучие и богатство.

Рубашка и штаны — белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом — символ чистоты.

Шуба — длинная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом или белым мехом.

Шапка — расшита серебром и жемчугом. Оторочка лебединым пухом или белым мехом. Залом с треугольным вырезом на лицевой части — стилизованные рога. Форма шапки — полуовал.

Рукавицы — расшиты серебром — символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Иногда рукавицы у Деда Мороза трехпалые (кроме большого выделен еще и указательный палец — т.е. такие, как и по сей день носят наши военные в зимнее время). Но такие рукавицы у него не для удобства работы, но для обозначения принадлежности к высшему божественному началу ("трёхпалость" — соответствующий символ ещё со времен неолита).

Пояс — белый с орнаментом — символ связи предков и потомков.

Валенки — шитые серебром.

Посох — витой, серебристо-белой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). И то, и другое знак того, что Дед Мороз — это ипостась Велеса.

Цвет шубы, шапки и рукавиц (иногда и валенок) соответствует конкретной ипостаси Деда Мороза: красный, синий или белый. Но символику при любом цвете эти одежды сохраняют белую. Белый цвет и серебро — символы луны, святости, севера, воды и чистоты.
Снегурка или Снегурочка, героиня многих русских сказок, снежная девочка — внучка Деда Мороза, повсюду сопровождающая своего Дедушку — символ застывших вод, дух льда. Эта девушка всегда одета только в белые одежды. Головной убор — восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Народы Северной Европы Снегурочку называют Снежной Королевой... И по сей день Дед Мороз ходит в длинной шубе, валенках и с посохом. Передвигаться пешком или на санях, запряженных тройкой белых рысаков. Его постоянная спутница — внучка Снегурочка. Дед Мороз играет с детьми в игру "Заморожу", и прячет в новогоднюю ночь подарки под елкой.

На праздниках Дед Мороз появляется не сразу, а в середине торжества. По народным представлениям, любой гость — всегда желанный и должен быть объектом почитания как представитель чужого мира. Деда Мороза следует пригласить, что соответствует древнему ритуалу вызова-приглашения духов предков. Дед Мороз, по существу, и является предком-дарителем. Поэтому и зовут его не стариком или старичком, а дедом или дедушкой. Но так было не во все времена. Веками запрещала церковь даже само имя Деда Мороза поминать. Но по мере ослабления христианства в начале XX века положение изменилось. Впервые после веков гонений Дед Мороз явился на Рождество в 1910 году. Но это было не на долго.

Уже в середине 1920-х в СССР началась антирелигиозная кампания. Стараниями активистов не только елка, но и Дед Мороз были зачислены в "религиозные пережитки". На территории бывшего СССР его «официально восстановили в должности» только в конце 1930-х годов. Вскоре он стал прославлять достижения страны Советов на праздничной печатной продукции: поднимал целину, летал в космос, строил БАМ и так далее. Так что распространенное мнение, что Дед Мороз – это продукт советского агитпропа, придуманный для того, чтобы вытеснить образ Святого Николая, отчасти верно.

Вместе с реабилитацией елки прекратились и обличения Деда Мороза, полностью восстановленного в правах. Устроители детских "елок" получили возможность проявлять инициативу, составители рекомендаций по устройству "елок" писали сценарии, что, в конце концов, привело к выработке стандартного ритуала общественной детской "елки": "Дедушка-мороз... внезапно появляется в зале и так же, как сто или двести лет назад, а может быть, и тысячу лет назад, вместе с детьми совершает хоровод вокруг елки, распевая хором старинную песню, после чего из мешка его начинают сыпаться детям подарки". В дальнейшем в СССР этот образ был окончательно канонизирован: древний славянский Бог Дед Мороз стал в наши дни символом самого любимого народного праздника — Нового Года, заменившего праздник Рождества Христова, которым при поддержке мирских властей церковь накрывала Коляду в течение почти целого тысячелетия...

Отношение церкви к Деду Морозу — как к языческому Богу — всегда было и сейчас остается сугубо враждебным. До сих пор некоторые православные обвиняют Сталина за то, что он не уничтожил Деда Мороза. Но сегодня, понимая, что Дед Мороз - это неотъемлемая часть неискоренимой русской традиции, церковь уже не надеется просто запретить его (как Бабу-Ягу или Владыку Морского), но настаивает теперь на публичном "крещении" Деда Мороза...

Книжная лига

22.5K постов78.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.