573

Истории из жизни военной авиации #7

Мой папа летал на самолетах МиГ-21, это истории, что происходили у него в полку, записанные с его слов.

Одно из частых заданий офицеров полка была необходимость перегонять самолеты с ремонтных баз назад в полк. Эти базы были разбросаны по всему бывшему союзу и после выработки определенного ресурса часов самолеты переправляли туда для обслуживания и капремонта. Для этого нас обычно отвозили на грузовых самолетах на рембазу, а назад мы уже летели на МиГах. Для летчика такой перелет не представляет никаких трудностей, потому что нет необходимости выполнять пилотаж и т.д , стал по курсу, включил автопилот (был на поздних МиГах) и сиди смотри по сторонам. Да и самолеты после ремонта всегда хорошо проверяли и никаких технических сбоев не происходило. В этот раз я как обычно прилетел на рембазу, мне подготовили самолет и я полетел назад в свой полк. Этот был один из маршрутов который проходил над морем, по нему уже приходилось летать раньше. Очень необычно лететь одному над морем на таком маленьком самолете, когда вокруг одна водная гладь и не видно земли, открывающийся вид просто завораживает.

Истории из жизни военной авиации #7 Миг-21, Авиация, Военная авиация, Реальная история из жизни, Длиннопост

Этот перелет над морем прошел как обычно, но с тем отличием что в этот раз весь полет дул сильный встречный ветер, из-за этого увеличилось время перелета и несмотря на то что у меня на самолете стояли подвесные баки с топливом при подлете к суше расходомер показал что топлива остается впритык до аэродрома. На всякий случай пришлось прикинуть куда можно приземлится, если до аэродрома дотянуть не получится.

На МиГ-21 при остатке около 800 литров уже необходимо думать о том чтобы садиться.
Например на форсаже самолет расходует 250 литров в минуту, а на максимале около 200 литров в минуту.
Все топливо с разных баков подается в центральный расходный бак разными группами насосов равномерно перекачивая топливо для того чтобы не нарушать центровку самолета, а за каждый бак на приборной панели отвечает своя группа сигнальных лампочек.
Когда топливо в баках заканчивается, то остается немного в расходном баке (это примерно 250+-50 литров), который позволяет только сесть, а полетать на таком остатке уже не получится.
При подлете к суше у меня уже оставалось около 800 литров, чего я никак не ожидал, а после того как посмотрев ближайшие аэродромы, подходящие для посадки МиГ-21 не обнаружил, пришел к выводу что лучше лететь все таки на свой аэродром.
При подлете к своему аэродрому у меня уже загорелся сигнал на панели о расходе третьей группы баков, а обычно в таком случае самолет уже должен быть на полосе и несмотря на то что руководителя полетов я предупредил заранее о малом остатке топлива, на аэродроме все равно было очень много самолетов, так как был разгар рабочего дня. В связи с этим меня, как назло, отправили на заход на посадку по большому кругу, пока я буду там лететь, чтоб курсанты освободили полосу. Я выругался про себя, стал на курс и начал обдумывать варианты исхода, так как красные лампочки о пустых баках навязчиво давали о себе знать. У меня оставалось всего три варианта, первый - если получится долететь и сесть на полосу как положено, второй - если топливо кончится около одного из приводов, там можно спланировать и сесть на поле и третий вариант - это если топливо кончится раньше, то перетянуть болото или отвести самолет от деревни и катапультироваться.

На каждом этапе полета по кругу при заходе на посадку необходимо выполнять по регламенту определенные действия, например в определенный момент выпускать шасси, закрылки, поддерживать скорость, высоту и т.д., а
чем меньше в самолете остается топлива, тем сильнее это ощущается по его управлению, поэтому пришлось все делать не совсем по инструкции, а основываясь на свой опыт. Из-за этого пришлось выпустить шасси намного позже для того чтоб была возможность сэкономить несколько литров топлива, да еще и потому что если закончится топливо, то по инструкции необходимо сажать самолет на одну переднюю стойку иначе из-за сопротивления воздуха на стойках он резко потеряет скорость и упадет. По этой же причине нельзя было использовать тормозные щитки, а самолет оказался намного легче обычного и все время набирал скорость больше чем надо, а на посадке это чревато последствиями. Обороты пришлось убрать на минимум, а самолет продолжал нестись как дурной с небольшим превышением скорости.

Благополучно миновав второй и третий разворот большого круга, перелетев болото и деревню у меня уже появился шанс не потерять новый самолет после ремонта, а благополучно сесть, в случае чего хоть на поле.
Приборная панель уже горела как рождественская ёлка и давала понять что лечу я на парах. Так как приборы показывали "ноль" по всем группам баков, надежда оставалась только на расходный бак, а он, как известно, не показывает точный остаток топлива и двигатели могли заглохнуть когда угодно.
После прохода дальнего привода я наконец выпустил шасси и закрылки и полоса уже была свободна от других самолетов, до касания полосы было необходимо протянуть еще примерно 36 секунд. Это были очень долгие 36 секунд, когда в любой момент мог заглохнуть двигатель и у тебя остается одна секунда на то чтоб моментально дернуть рычаги катапульты, потому что с выпущеными стойками, на такой высоте и скорости самолет сразу свалится. Риск был оправдан тем что на этом самолете стояла новая система позволяющая катапультироваться с любой высоты да и новый самолет терять никогда не хочется.
С приближением полосы у меня появлялось все больше уверенности в удачном приземлении именно на полосу и лишь когда колеса самолета коснулись бетона я выдохнул с облегчением.

По правилам, после прилета с рембазы, самотет загоняют в ТЭЧ, там техники в первую очередь сливают топливо, масло, проводят осмотр, диагностику и готовят самолет к следующим вылетам. Обычно когда сливают топливо, то в остатке остается примерно от несколько сот до тысячи литров. Когда садятся на резерве, то остается обычно тоже пару сотен литров.
Когда мой самолет загнали в ТЭЧ, через несколько минут ко мне прибежал техник с ведром и круглыми глазами и несмотря на то что я его предупредил что сел на пустых баках, он очень удивился когда топливо с самолета слить не получилось. Все что с него вытекло это неиспользуемый остаток из системы, этот отстаток и поместился в ведро которое он мне показал, оно было заполнено примерно на половину.

Фото со службы:

Истории из жизни военной авиации #7 Миг-21, Авиация, Военная авиация, Реальная история из жизни, Длиннопост

Бывали и такие случаи с курсантами, когда было извесно что топлива точно не хватит, тогда самолет выводили на определенный участок (если это возможно) и давали команду катапультироваться, но такие случаи очень редкие.

Дубликаты не найдены

+33

Да уж.. до пиздеца совсем немного не хватило.. повезло. А вот диспетчера совсем не понял - ему ведь известно, что борт практически высох, схуяли он на круг погнал?

раскрыть ветку 3
+13
Распиздяи были во все времена.
+1
Весь рассказ о неграмотном принятии решения))
0
Потому что он долбаеб, а как ещё?
+22

А мой папа их ремонтировал. Миг-21 и Миг-23 на весь Союз в Чугуеве. А потом - L-39.

раскрыть ветку 8
+3

Летал я в Чугуеве в курсаетские годы ХВВАУЛ-89

раскрыть ветку 1
+1

Кто в чугуеве только не летал  )
По сути все кто заканчивал роганское летное )

+1

Да, а после распада совка там порезали на металл около 400 самолетов (
Сейчас там даже что-то летает, а вот осталась ли рембаза - не знаю.

раскрыть ветку 2
0

Еле дышит. Так его даже на пенсии дёргали иногда на завод, специалистов-то не осталось.

раскрыть ветку 1
+1
Круто!
0

А мой папа летчиком-инструктором служил в Чугуеве

0
Фил?
+20

Я вот тоже однажды забыл заправиться. Когда двигатель стал глохнуть, успел свернуть в переулок, чтобы не остановиться на проспекте, но заглох на трамвайных путях. К счастью, удалось на остатках инерции с них скатиться вперед и освободить пути.

раскрыть ветку 4
+18

Рисковый парень, однако! )

+8

Если АКБ и стартер нормальные, можно было эти несколько метров на зажигании вытянуть. Сам так несколько раз делал.

раскрыть ветку 2
+3

У меня кнопкой заводится и АКПП, не уверен, что так можно было.

раскрыть ветку 1
+2

Летал на МиГ-21 30 лет назад. Кто подскажет, хочу вспомнить, как выпустить переднюю стойку шасси не ввпуская основные ноги?

раскрыть ветку 3
0
Для этого нужно поставить кран шасси в нейтральное положение, затем ручкой автономного выпуска открыть запирающий замок и стойка под своим весом выпадет. Ручка автономного выпуска находится на "бороде" (щиток) с правой стороны, ниже приборной доски, между ногами.
раскрыть ветку 2
0
Разве можно было сажать без основных? Там же фюзеляж трубой, один двиг. Неустойчивый в общем для посадки на брюхо. Да и скорость под триста км/ч.
Ну скажите мне, что РЛЭ запрещало посадку без шасси
раскрыть ветку 1
+4

Жесть. И что, как он дальше летал? Поверив в свою неуязвимость?

раскрыть ветку 20
+21
Мне папа говорил, что когда садишься за штурвал, то все эмоции надо оставлять на земле, а в небо подниматься с ясной головой и все обдумывать на два шага вперед, учитывая то что каждый день надо летать с новым курсантом, но на службе о плохом никогда не думали. Чувствовать себя неуязвимым недопустимо, были такие летчики, но поразбивались. К счастью за весь срок службы папа не потерял ни одного самолета, было такое что его как-то курсант чуть не сбил, еще помню он рассказывал что отказала гидравлика и он успел сесть до полного отказа систем, ну и еще по мелочи, всего не помню.
раскрыть ветку 19
+14
Чувствовать себя неуязвимым недопустимо, были такие летчики, но поразбивались.

Как говорил один из моих преподавателей, бывший летчик Су-7Б, чаще всего бились капитаны. Потому что лейтенанты еще не чувствовали за собой большого опыта и осторожничали, майоры - те, кто перерос опасный момент. А капитан - зачастую уже получил достаточно опыта чтобы "поверить в неуязвимость".

раскрыть ветку 3
+5
и все обдумывать на два шага вперед

А как это сочеталось вот с такой авантюрой садиться на половине ведра керосина? Служба погоды даёт прогноз по ветру, расстояние и коридоры маршрута известны, по идее всё можно посчитать еще на земле.

раскрыть ветку 14
+1

А если бы ветер еще сильнее был и топливо кончилось над морем?!?

Я, конечно все понимаю, но отправить "новый" самолет с риском потерять его и пилота просто на перегоне на базу ?!?!? Это уже не раздолбайство, это вредительство какое-то.

Подписался на Вас. Истории интересные.

раскрыть ветку 1
0
По всем параметрам это был, так сказать, "форс мажор", как еще говорят "форс маржовый)"
И спасибо.
+1
Отец в ВВС Румынии служил? Ну, судя по первой фотографии)
+1
А топливо разве не в килограммах измеряется?
раскрыть ветку 1
+3
В килограммах, но баки в литрах.
+1
Хм.А зачем вставили фото сирийцев?
Неужели не нашлось фото 21го ВВС СССР?
раскрыть ветку 1
+2
Просто фотка красивая, что нашел в интернете ближе к морю.
+1

ДвигателЯХ? У Миг-21 один двигатель;)

раскрыть ветку 1
0
Опечаточка вышла)
+1

Какие санкции применяют за потерянный самолет, при признании летчиком виновным в некорректных действиях?

раскрыть ветку 4
+14

Покупаешь сам себе новый самолет.

раскрыть ветку 1
+5
Так вот почему капитаны кораблей предпочитают идти на дно.
+3
Чаще всего могут списать с летной работы, не знаю что надо сделать чтоб посадили, но в зависимости от степени вины летчика, могут просто сделать выговор и будешь летать дальше.
раскрыть ветку 1
+1
Забыл дописать что еще могут снять с должности или лишить звания.
0

А сброс подвесных?

раскрыть ветку 1
0
От этого самолет станет легче, что только сделает ситуацию хуже.
0

Орки бля, летали на честном слове Waaagh!

0

Да почти ЛП случилось )
А у моего бати на аэродроме когда-то из пушки СУ-27 разнесли душевую летнюю, благо никого там не было.
Для непосвященных поясню: в отличии от многих самолетов, при посадке, на СУ-27 оружие не блокируется.

0
Был на аэродроме случай: МиГ - 29 взлетел, ушел в зону, выполнил задание и по возврату экипаж заметили несоответствие показаний количества топлива. Самолёт упал за БПРМ(1000м до полосы) после остановки двигателей. Причина была в баках. Теперь в радиообмена во многих местах фигурирует остаток топлива (123, 3ю занял 3000 остаток 1300)
-6

вся эта шняга случилась исключительно потому что самолёты заправляли впритык, чтобы лётчики не могли улететь с машиной за бугор.

раскрыть ветку 10
+7

Как же они тогда границу патрулировали или на перехват вылетали?
Чел, если нет мозгов (или ненавидишь СССР) - хоть бред не пиши. Два года в ПВО на границе - все два года спокойно летали самолеты и на патруле и на перехват подходивших к границе самолетов НАТО

+3
Только тех, кто хотел улететь за бугор это почему-то не останавливало
раскрыть ветку 6
+3
Кстати, был такой Беленко, который на МиГ-25 улетел в Японию.
раскрыть ветку 5
0

Бред говоришь. Я тебе даже больше скажу - летчик должен прилететь с определнным остатком топлива, а заправляли иногда по задачам, а иногда "под пробку". И вот батя как-то вылетает, а должен прилететь с каким-то остатком - в итоге пришлось на форсаже летать - вырабатывать топливо.

0
Перед вылетом у самолёта/вертолета всегда полный бак.
После приземления сразу подъезжает ТЗ и заправляет по полной. То есть, к следующему вылету по топливу - ВС готово всегда
ещё комментарии
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: