Интеллигенты во втором поколении по Д.Л. Быкову

Данная статья относится к Категории: Творческое развитие юношей и девушек

Интеллигенты во втором поколении по Д.Л. Быкову Интеллигенция, Культура, Культурология, Творчество, Социология, Искусство, Советское, СССР, Видео, YouTube, Длиннопост

«В той московской интеллигентной среде все друг друга знали. «Не мир тесен, а круг узок», - шутили сами о себе. Были большие московские квартиры, музицирующие матери, рисующие или пишущие отцы, были рождественские праздники, совместные выезды на дачу, взаимные влюблённости, дружбы на всю жизнь, бестолковый, небогатый, уютный быт. Тот же быт и те же праздники-в доме Иды Высоцкой (правда, побогаче): иллюминованное мороженое, капустники, танцы, переодевания, фанты, флирты...


Это была прослойка во всех отношениях промежуточная - не аристократы, не дворяне, по большей части образованные евреи, адвокаты, врачи, присяжные поверенные, - но они и создавали слой, который называется русской интеллигенцией.


В отличие от дворян они не были творцами - для творчества не хватало им почвы; по-настоящему творить стали их дети - Пастернак, Мандельштам, Ахматова, Катаев, Зощенко.


В советской истории тоже было такое поколение - это вообще занятный феномен «интеллигента во втором поколении», для которого культура стала уже родной средой.


Советская культура шестидесятых-семидесятых, без преувеличения выдающаяся, - была создана детьми «комиссаров в пыльных шлемах», то есть вторым поколением советской интеллигенции.


У них были те же ёлки, дачи и влюблённости - с поправкой, конечно, на общий уровень советской жизни, соотносившийся с образом жизни сверстников Пастернака примерно как программа советской школы с программой Пятой классической гимназии, где историю преподавали на университетском уровне, а попутно изучали латынь и греческий.


Культура вообще создаётся «вторыми поколениями», теми, кто обречён чувствовать себя «младшим».


Эту среду Пастернак обожал и оттого с такой радостью встречал её признаки в новых людях, ровесниках своих детей; именно поэтому в пятидесятые годы он дружил в основном с подростками - тут его вечное отрочество накладывалось на типологическое сходство.


Именно благодаря мгновенному распространению любого импульса в этой чуткой и подвижной среде Пастернак в конце концов попал в кружок «Сердарда», определивший в его жизни многое. Название кружка восходило будто бы к слову, которое Аркадий Гурьев («поэт и бас», по определению Пастернака) услышал когда-то на Волге. Так называлась у волжан суматоха, когда один пароход уже стоит у пристани, а потом к ней причаливает другой, и пассажиры этого другого вынуждены сходить на берег через первый, волоча багаж, застревая, мешая пожитки с чужими... Такая же радостная суматоха царила и в кружке. Центром «Сердарды» (которую сам Пастернак называл «пьяным сообществом») был молодой поэт Юлиан Анисимов».


Быков Д.Л., Борис Пастернак, М., «Молодая гвардия», 2007 г., с. 51-52.


Источник — портал VIKENT.RU


Дополнительные материалы

+ Плейлист из 9-ти видео:

КОЛЛЕКТИВЫ ТВОРЧЕСКИЕ / КРЕАТИВНЫЕ

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультацию третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.


Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/


Изображения в статье

Дмитрий Львович Быков — отечественный писатель, журналист, поэт / РИА Рустим & Изображение ELVIRAALMONTE с сайта Pixabay

Читатели VIKENT.RU

1.2K постов150 подписчиков

Добавить пост