"Иномарки" в Красной армии
Первые "иномарки" появились в РККА во время Гражданской войны в качестве трофеев.
12 декабря 1918 г. в Одессе вместе с французской пехотой выгрузили 20 танков «Рено» FT 17 из состава 3-й роты 303-го полка штурмовой артиллерии. Именно это подразделение и «подарило» советскому государству первые трофейные танки, поскольку под ударами 2-й Украинской Советской армии его личный состав разбежался.
Весной 1919 г. части 2-й Украинской Советской армии в кровопролитных (как тогда писалось) боях под Одессой захватили два исправных и два неисправных французских малых танка «системы Реналт» (так в документе). Факт захвата удивил их, пожалуй, не меньше, чем факт появления танков на фронте. После безуспешных попыток применить танки в бою командование решило отправить один в подарок вождю мирового пролетариата – В.И. Ленину в ознаменование праздника солидарности трудящихся всех стран (для справок тем, кто не застал сего праздника, он отмечался 1 мая). Вместе с подарком украинские красноармейцы написали вождю письмо, в котором говорилось, что даже босые и раздетые, вооруженные только старыми винтовками бойцы, видящие перед собой зарю мировой революции, способны сладить с любым врагом. Не страшна им и заграничная «танка», которую бойцы захватили голыми руками и преподносят вождю в дар к празднику
В ответной телеграмме В.И. Ленин писал:
«Штабу 2-й Украинской Советской Армии и всем товарищам этой армии.
2 мая 1919 года.
Приношу свою самую глубокую благодарность и признательность товарищам 2-й Украинской Советской Армии по поводу присланного в подарок танка.
Этот подарок дорог нам всем, дорог рабочим и крестьянам России, как доказательство геройства украинских братьев, дорог также потому, что свидетельствует о полном крахе казавшейся столь сильною Антанты…»
22 марта 1919 г. на пароходе «Святой Михаил» прибыла первая партия английских танков – шесть «больших» (Mk V) и шесть «легких» (Mk А). Вместе с танками прибыли и инструкторы – водители под командованием майора Е. Брука.
Большая часть прибывших машин (этих и полученных позднее) была либо уничтожена, либо захвачена.
Все доставшиеся Красной армии танки были отнесены к трем основным типам:
– тип «Б» – «большой» танк – английский тяжелый танк Mk V, называвшийся в Советской России по названию мотора – «Рикардо»;
– тип «С» – «средний» – английские танки Mk A «Уипетт» («борзая») или Mk В, называвшиеся по мотору – «Тейлор»;
– тип «М» – «малый» – французские малые танки типа «FT-17» фирмы «Рено».
Впрочем, первые "иномарки" практически не использовались в боях и быстро приходили в негодность. После Гражданской войны эти танки стали быстро вытесняться танками МС-1 (Т-18) и передавались в учебные заведения.
В итоге к 30 января 1931 г. на военскладах и в учебных заведениях РККА имелось танков типа «Б»
– 44 шт. (из которых 9 шт. снятые с вооружения), типа «С»
– 12 шт. (все сняты с вооружения), «Русскяй «Рено» – 15 шт. (все сняты с вооружения), французский «Рено» – 13 шт. (все сняты с вооружения). Их время кончилось.
В целом, трофейные Pz-III и Pz-IV использовались достаточно активно, особенно ценились их командирские модификации. Плюсами трофеев были качественные приборы наблюдения и прицелы, надежная рация и комфортные условия для экипажа. С 1942 года появилось еще несколько плюсов - неплохое бронирование (как минимум не хуже, чем у Т-34), хорошая пушка и вполне сносная подвижность.
В процессе освоения трофейных "иномарок", в 1942 году были изданы и соответствующие инструкции и наставления. А поскольку трофейные танки использовались в основном для разведывательно-деверсионных операций,танкистам рекомендовалось, помимо всего прочего ездить по своим позициям только в светлое время суток и в условиях хорошей видимости, а так же тщательно согласовывать время и место выхода с вражеских позиций с четкими условными сигналами. Эти меры предосторожности были продиктованы необходимостью уберечь экипажи от дружественного огня - иначе свои же могли сначала влепить по характерному силуэту от всей души, а уже потом выяснять - наш это трофей или таки не трофей приехал. Однако, часть трофейной матчасти шла и на комплектование линейных частей. На фото - танки Pz-III и Pz-IV 107 отдельного танкового батальона, Волховский фронт, 1942 год
Кроме немецких и чешских машин, в КА/СА появлялась и большая экзотика.
Как вот этот танк R-III румынской армии, захваченный в 1942 году
Лига историков
14K поста51K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения