213

Голод, смерть, нищета и замечательный грузовичок

Всем добрый день. Сегодня предлагаю покопать распространенный в отечестве (и гораздо более распространенный за рубежом) миф о запрете кино "Гроздья гнева" в СССР. Нередко он встречается и на Пикабу. Давайте посмотрим внимательно, что это за миф, посмотрим как складывались в реальности эти события и попробуем понять, откуда он появился.

Голод, смерть, нищета и замечательный грузовичок Гроздья гнева, Мифы и реальность, Длиннопост, Фильмы

Пост будет содержать небольшие отсылки в истории кино к предыдущим постам - можно ознакомиться, если не очень понимаете реалии того времени.

Изгибы пропаганды в США
Изгибы пропаганды в СССР

Голод, смерть, нищета и замечательный грузовичок Гроздья гнева, Мифы и реальность, Длиннопост, Фильмы

К содержанию реальности.


Для начала немного предыстории. Роман "Гроздья гнева" был написан Стейнбеком в 1939 и был посвящен Великой Депрессии. Книга вышла крайне бодрая и скандальная, и Голливуд, на тот момент находившийся в самом расцвете, быстро за неё ухватился, сняв одноименный фильм в 1940 году. В угоду жанру фильм весьма сгладил острые углы романа, но тем не менее, по-прежнему оставался ярким и злободневным, и к тому же - великолепно исполненным.


Несмотря на успех на родине, с зарубежным прокатом сложилось не очень. На тот момент кинокомпания сама решала, какой фильм и как демонстрировать - но вот правительства Европы, где на тот момент все сидели как на пороховой бочке, такую свободу не очень одобряли. Поэтому зарубежный прокат фильма, удостоенного кучи наград, был крайне ограничен и местами цензурирован, хотя копий ввезли немало.


В 1945 году в ходе одних всем известных событий СССР, помимо пробитого черепа одного художника, стал обладателем Рейхсфильмархива - немецкой государственной коллекции киноплёнок. Помимо немецкого кино там оказались множество фильмов иностранного производства, а среди них - и наш сабж. Таким образом, никто никого не закупал - "Гроздья гнева" появились в СССР как часть так называемого "трофейного кино".

Голод, смерть, нищета и замечательный грузовичок Гроздья гнева, Мифы и реальность, Длиннопост, Фильмы

В СССР между тем наступает период "малокартинья". В разрушенной стране нет средств снимать кино. Поэтому тут вспоминают про немецкие фильмы - определенные из них, идеологически нейтральные, решили выпустить в прокат. Вскоре за ними пошли и итальянские, французские и даже американские фильмы. Но они шли не в широком прокате, а скрыто - с изменением названия, отсутствием титров и ссылок на авторство и на закрытых показах. Вот например часть докладной записки Большакова про фильм Вива Вилья:

Выпустить фильм на все экраны невозможно, так как фильм не куплен. Это может повлечь, по мнению компетентных консультантов Министерства внешней торговли, предъявление американской кинофирмой, выпустившей фильм «Вива Вилья» иска к советским организациям в США, вероятнее всего к фирме «Арткино», прокатывающей советские фильмы в США, и наложение секвестра на доходы и фонды этой фирмы. А также на весь фонд советских фильмов, которыми располагает «Арткино».
При современной политической ситуации в США, по мнению наших специалистов, американский суд может пойти даже и на то, чтобы санкционировать предъявление иска Амторгу.
Тем не менее, показы начались с санкции высшего руководства страны. В числе прокатных фильмов был и "Гроздья гнева" - в отечественном прокате как "Дорога бедствий" (1948). Вопреки слухам, установить, когда закрыли прокат конкретного фильма, не представляется возможным. То есть, "Сталин приказал" и "прокат завершили через пару дней" - не имеет под собой никаких известных реальных источников.

Начиная с 1950 года, прокат трофейного кино в СССР сокращается. Этому несколько причин:


1. Восстановление экономики СССР и появление в товарных количествах отечественного кино.

2. Возмущением дипломатических кругов Америки обнаруженным бесцеремонным обращением с чужой интеллектуальной собственностью.

3. Возмущением различных отечественных кругов про "засилье буржуазной морали".

4. Постепенным истощением запаса приличного кино.

К содержанию мифа.


Но тут возникает гораздо более интересный вопрос - а где же первоисточник всей этой истории? Что ж, точное авторство установить вряд ли удастся, однако с огромной долей вероятности она связана с отставным адмиралом ВМС США Аланом Г. Кирком.

Голод, смерть, нищета и замечательный грузовичок Гроздья гнева, Мифы и реальность, Длиннопост, Фильмы

Алан Кирк с президентом Гэрри Труменом, 1949

Начиная со второй половины сороковых годов, американское правительство наращивает борьбу со своей "пятой колонной", апогеем которой стал период "Большого террора" маккартизма. В том числе это сказалось и на международных отношениях - более нейтрального посла в СССР Уолтера Смита сменил адмирал Алан Кирк. В СССР он пытался установить контакты с антиправительственной оппозицией, а после отсутствия результатов (ну или сокрытия их, тут кому как нравится) - покинул пост в СССР и отправился в Европу налаживать контакты с Белой эмиграцией. Там по проекту ЦРУ был одним из главных действующих лиц по организации AMCOMLIB ("Американский Комитет по освобождению от большевизма") и Радио "Свобода".


Несмотря на то, что ЦРУ на тот момент поддерживало немало антисоветских организаций в Европе, в том числе объединяющих и эмиграцию, через AMCOMLIB и адмирала Кирка проходила основная часть антисоветской пропаганды в сторону ЦРУ, которая уже распространялась в Америке. Поэтому наиболее вероятное происхождение этого мифа - именно чья-то светлая голова в этой организации. А затем, начиная с 50-х годов, этот миф наравне с остальными начинает всплывать в западной публицистике.

Голод, смерть, нищета и замечательный грузовичок Гроздья гнева, Мифы и реальность, Длиннопост, Фильмы

Кусок статьи New York Times от 1955 года, написанный ведущим иностранным корреспондентом газеты Сайрусом Зульцбергером, членом семьи Зульцбергеров, владельцев этого СМИ. В 1977 году журналист Карл Бёрнштейн вскрыл тесную связь между Сайрусом и ЦРУ, отметив, что агентство не только было информатором журналиста (что вполне нормально), но и прямо указывало, как писать определённые материалы.


Обратите внимание на строчку "reported by our embassies". События проката кино примерно пересекаются с посольским периодом Кирка.

Есть ещё один любопытный момент, связанный с последующей трансформацией этого мифа. Дело в том, что изначально он предназначался, в силу понятных причин, для западной публики. Поэтому посыл его в следующем: в Америке, если всё плохо (нет работы), даже бедняк может сорваться с места и поехать туда, где хорошо (есть работа) - а в России нет автомобилей, поэтому бедняки сидят там, где плохо.


Однако в таком виде миф очень плохо ложится на нашу реальность. Причин этого несколько - отсутствие безработицы, понятные причины социальных бедствий (от неурожая и войны нельзя уехать на машине, они распространяются очень далеко) и вполне доступный развиваемый общественный транспорт вроде железной дороги (в Америке яростная война между федеральным правительством и частными ЖД монополистами в штатах длилась не одно десятилетие, вылилась в несколько громких законопроектов и собственно являлась причиной развития автомобильного сообщения). Поэтому в отечественной среде "автомобиль" трансформировался в гораздо более важный в сельском хозяйстве "грузовичок", а "покупка" во "владение". Хотя в фильме это сколхозенный сумрачным сельским гением разваливающийся седан "Hudson Super Six" 1926 года, а купили его специально для путешествия за 75 баксов из 200 (сбережения всей семьи плюс распродажа всех ценных и не очень вещей).

Голод, смерть, нищета и замечательный грузовичок Гроздья гнева, Мифы и реальность, Длиннопост, Фильмы

Собственно, остался только один вопрос - могла ли быть в реальности подобная реакция среди колхозников на фильм, как описывается в мифе? Я думаю, что это крайне маловероятно. Во-первых, неясно, зачем вообще колхознику грузовик в собственности, притом что он был в колхозе (только знаменитых "полуторок" к тому времени было выпущено более миллиона). Во-вторых, фильм показывает более понятные сельскому жителю вещи, которые проходят красной нитью через всё повествование - это лишение родного дома (крестьяне в принципе очень привязаны к земле и своей общине) и голод. Люди, пережившие голод в тридцатых и только что прошедшую ВОВ (и "ужасы коллективизации", кому как нравится) не могут не обратить на это внимание - а на экране всё происходит в отсутствие неурожая и фашистской Германии. Смотря на экране на бедствия и злоключения классово близких людей, на нещадную эксплуатацию, когда платят меньше, чем работнику надо есть, а у него ещё семья, на произвол полиции, на хладнокровные убийства забастовщиков, выступающих за лучшие условия труда - странно говорить, что "в Америке оказывается можно купить автомобиль? Да там лучше чем у нас!". Хотя уверен, что трансляторы пропаганды, не смотревшие фильм, быстро скажут, что в клятом совке было всё тоже самое, только без авто.


В целом, можно заметить, разница между образом жизни в двух странах была очевидна. И если превозносить эти отличия как достоинства, то примеров в любом фильме можно найти массу, в зависимости от ваших политических предпочтений.

Голод, смерть, нищета и замечательный грузовичок Гроздья гнева, Мифы и реальность, Длиннопост, Фильмы

Разрушение родового дома одной из семей после отъема их участка банком. Это гораздо менее впечатляет члена сельской общины, чем возможность купить автомобиль.

Голод, смерть, нищета и замечательный грузовичок Гроздья гнева, Мифы и реальность, Длиннопост, Фильмы

Колхозники завидуют "загнивающей" Америке, наблюдая на экране, как почтенный глава семейства фермеров наслаждается ранним утром на крылечке чашечкой свежего бодрящего американо.

Спасибо за чтение.

Фильм настоятельно рекомендую к просмотру, отлично смотрится и сейчас. Желающие могут оценить и сравнить объем просоциалистической и прокапиталистической пропаганды.


Про некоторые моменты из поста интересующиеся историей отечественного кино могут подробнее прочитать:
https://kizhi.karelia.ru/library/nelegalnyie-fotootryitki/18...

https://culture.gov.ru/upload/mkrf/mkdocs2013/21_01_2013_2.p...

Лига историков

18.3K постов54K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Ну тут надо найти сколько РЕАЛЬНО стоило производство этого танка.

А то может там денег колхозника хватало только на надпись "От колхозника Иванова", а остальное за счет бюджета... (утрированно).

раскрыть ветку (1)
13
Автор поста оценил этот комментарий

Сам факт. Выше утверждали, что денег не платили совсем. Исключительно трудодни.

Я же говорю, что было по разному. И истина где-то посередине.

ещё комментарии
16
Автор поста оценил этот комментарий

А в каком году колхозникам запретили по стране передвигаться? А что такое трудодни?

Ты же ждал этого коммента, ну давай начинай  троллить, а все оценят твои знания по истории.

ещё комментарии
ещё комментарии
5
Автор поста оценил этот комментарий

Антисоветчики как всегда в своем репертуаре.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (92)
15
Автор поста оценил этот комментарий

С паспортами проблема дискуссии ещё и в том, что споря давали не давали и на какой срок упускают из вида что тогда паспорт не имел такого значения как сейчас и нужен был только в ограниченном числе случаев.

ещё комментарии
3
Автор поста оценил этот комментарий

"Действителен на ОДИН год" ;)

Первая строчка под словом "ПАСПОРТ".


При чем тут какие-то "антисоветчики", если нормативная база для получения постоянных паспортов всеми гражданами СССР появилась только в 1974 году (постановление Совмина СССР №677), а фактически паспортизация окончилась только к началу 80-х годов. Это исторический факт.

раскрыть ветку (51)
10
Автор поста оценил этот комментарий
"Действителен на ОДИН год" ;)

А какие паспорта может, по вашему, выдавать РОВД? Причем, что самое веселое, выдавали они его на основании какого-то документа выданного ими же, а владелица паспорта безграмотная.


При чем тут какие-то "антисоветчики", если нормативная база для получения постоянных паспортов всеми гражданами СССР появилась только в 1974 году (постановление Совмина СССР №677), а фактически паспортизация окончилась только к началу 80-х годов. Это исторический факт.

Тут прикол весь в том, что дебилы, голосящие, что крестьянам паспортов не давали, чтобы прикрепить их к земле, смотрят на современную Россию, где без паспорта ни посрать ни перднуть. А я еще помню время, когда ты мог купить билет хоть на поезд, хоть на автобус без предъявления документов и ехать в любой конец страны. И на самолет билеты по паспортам начали продавать не так уж давно. 
Так что беспаспортный колхозник мог спокойно колесить по всей стране. А паспортизация, в первую очередь, была нацелена на городское население и его учет.
Колхознику же паспорт был нужен только в том случае, если он, с какой то надобностью, перебирался в город, как эта женщина, которая на основании

раскрыть ветку (39)
Автор поста оценил этот комментарий

А какие паспорта может, по вашему, выдавать РОВД?
Какие установлено законом. А что?


Причем, что самое веселое, выдавали они его на основании какого-то документа выданного ими же, а владелица паспорта безграмотная.
Ну и?


Тут прикол весь в том, что дебилы, голосящие, что крестьянам паспортов не давали, чтобы прикрепить их к земле, смотрят на современную Россию, где без паспорта ни посрать ни перднуть.
Вопрос то не в паспорте, как бумажке, вопрос в имеющихся правах.

Смысл отсутствия паспортов и вот таких паспортов сроком на один год в том, что без разрешения колхоза человек не мог ни место жительства, ни работу выбрать.

Да были возможности подняться. Хорошо учиться в школе и тогда тебя отпустят поступить в институт в город. Завербоваться на какую-нибудь "ударную комсомольскую стройку". А просто взять, уехать в соседнее село потому, что там Манька живёт или жизнь лучше - хрен тебе. "Где родился - там и пригодился".


Так что беспаспортный колхозник мог спокойно колесить по всей стране.
Мог, если у него для этого "колесить" были основания и средства. Для этого он получал в сельсовете справку, с которой и "колесил". После чего возвращался обратно и продолжал жить там, где положено.

А вот главное - работу и жильё, выбирать по желанию было не позволено.

И в этом суть, а не в том, что в поезд не сажали.


А паспортизация, в первую очередь, была нацелена на городское население и его учет.
А чем городское население отличается от сельского и почему ему паспорт нужен, а колхознику нет, не задумывались?

раскрыть ветку (24)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Вопрос то не в паспорте, как бумажке, вопрос в имеющихся правах.
Смысл отсутствия паспортов и вот таких паспортов сроком на один год в том, что без разрешения колхоза человек не мог ни место жительства, ни работу выбрать.
Да были возможности подняться. Хорошо учиться в школе и тогда тебя отпустят поступить в институт в город. Завербоваться на какую-нибудь "ударную комсомольскую стройку". А просто взять, уехать в соседнее село потому, что там Манька живёт или жизнь лучше - хрен тебе. "Где родился - там и пригодился".
Я вам кидал законы СССР. Вы врете. Вопрос только, от незнания или специально.

Органам управления воспрещается требовать от граждан Р.С.Ф.С.Р. обязательного предъявления паспортов и иных видов на жительство, стесняющих их право передвигаться и селиться на территории Р.С.Ф.С.Р". В 1925 году ввели институт прописки. Но "основанием для прописки мог быть любой документ (удостоверение личности, актовая запись о рождении, расчетная книжка или любой документ с места работы, членский билет профсоюза). Прописка могла быть осуществлена и при отсутствии документа — по письменному заявлению прибывшего

А чем городское население отличается от сельского и почему ему паспорт нужен, а колхознику нет, не задумывались?

Опять таки, законы СССР

Данное постановление было принято "В целях лучшего учета населения городов, рабочих поселков и новостроек и разгрузки этих населенных мест от лиц, не связанных с производством и работой в учреждениях или школах и не занятых общественно-полезным трудом (за исключением инвалидов и пенсионеров), а также в целях очистки этих населенных мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов".
2
Автор поста оценил этот комментарий

В посте тезис : колхозник не мог переехать - доказательство этого : у них не было паспорта - доказаиельство этого то что колхозник не мог переехать. Вы не видите тут некоего изьяна?

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Нет.

Паспорт был универсальным документом, имея который человек мог более-менее свободно решать свою судьбу. Да, была ещё прописка и всякие прочие заморочки, но горожанин с паспортом был ОТНОСИТЕЛЬНО свободен в организации своей жизни. Он мог уволиться с работы и пойти на другую в своем городе. Мог стучаться в потенциально любую организацию в стране в рассчете, что в нем заинтересуются и предоставят условия для переезда (хотя бы койку в общаге).

Колхозник мог выбраться из колхоза потенциально, кто-то выбирался, но для этого нужно было согласие колхоза. Варианта "уволился из колхоза" не было в принципе. Ты мог уйти "в никуда" с завода по собственному желанию. Устроиться через неделю на другой. А колхозу колхозник не мог сказать "до свидания, мне тут надоело".

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Не верно. Паспорт стал универсальным документом, но несколько позже, и когда этот вопрос назрел к 70 годам и была проведена сплошная паспортизация.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Нет. Он и был универсальным. Просто был не у всех.

И в некоторых случаях хватало других документов.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Завербоваться на какую-нибудь "ударную комсомольскую стройку".


чем это вариант плох?
работа + место жительства + перспектива.

Замечу что это значительно отличается от варианта - поеду в Москву - найду работу высокооплачиваемую и буду жить как человек.

раскрыть ветку (18)
Автор поста оценил этот комментарий
чем это вариант плох?
работа + место жительства + перспектива.
Ограниченным выбором или его отсутствием.

Вот можешь или туда, или никуда. Куда будет завтра и будет ли вообще - неизвестно.

Да и вообще неизвестно, отпустит ли колхоз и кого. Или скажет "Пусть едет Вася - он больше достоин/он заебал тут всех"


и буду жить как человек
Ну таки да


"Темно свинцовоночие,и дождик толст, как жгут,

сидят в грязи рабочие,

сидят, лучину жгут."


В. Маяковский

раскрыть ветку (17)
1
Автор поста оценил этот комментарий

"Темно свинцовоночие,и дождик толст, как жгут,

сидят в грязи рабочие,

сидят, лучину жгут."


вполне себе про царских рабочих.
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

И?

Стихотворение Маяковского 1929 г,строительство Кузнецкого металлургического комбината,начало индустриализации страны или вы думаете что можно было создать более благоприятные условия рабочих?

Прошло менее 10 лет после падения царизма,отношение к людям,рабочим и крестьянам оставалось на уровне как при царизме,оно не могло поменяться ни за 5,ни за 10,ни за 20 лет,поэтому писать «посмотрите как относились в СССР к крестьянам и рабочим,видите,значит СССР плохой» обычное лицемерие,в РИ относились так же и хуже

раскрыть ветку (15)
Автор поста оценил этот комментарий

Прошло менее 10 лет после падения царизма,отношение к людям,рабочим и крестьянам оставалось на уровне как при царизме
Fixed


- Почему наша страна на пути к коммунизму, а есть нечего?

- Ну так в пути кормить никто не обещал


(с) анекдот времен моего детства

раскрыть ветку (14)
0
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

А коммунизм так уж и отличался для народа от царского режима? Большевики опирались на рабочих,это потом они забрали лозунг у эссеров про землю крестьянам,к крестьянам большевики относились так же как и царизм

У вас маня мирок какой то,вы почему то считаете что коммунизм пришел и должен вам порядок навести и тут же стать лучше все,царь ничего не обещал и делал что хотел опираясь на войска и полицию,большевикам как и прочим политикам действующим организацией естественно надо искать опору у народа с помощью обещаний

По сравнению с царской Россией СССР намного сократил отставание в промышленности и в технологиях по сравнению с Европой,жизнь для простых людей поменялось лишь в том плане что могли учиться бесплатно и получать знания,но при этом был тоталитаризм и цензура,как и сейчас демократия принесла для России разнообразие в продуктах питания и увеличение денежной массы для населения,но при этом взяточничество,кумовство,невозможность купить жилье без кабальной имотеки и дать ребенку любое образование,а только лишь на какое деньги найдутся и тд,тп

Так что везде свои плюсы и свои минусы,а хаять одну систему и молчать забывая что до нее и после был и есть не рай это лицемерие

Как там любят говорить хающие только СССР «совковые мозги»,вот это про вас

раскрыть ветку (13)
Автор поста оценил этот комментарий

У вас маня мирок какой то,вы почему то считаете
Вы почему-то считаете, что знаете, что я считаю.


Как там любят говорить хающие только СССР «совковые мозги»,вот это про вас

Ну да, ну да. Расскажите про меня мне ещё ;)


По сравнению с царской Россией СССР намного сократил отставание в промышленности и в технологиях по сравнению с Европой
Точно?

В 1917 году в России было несколько собственных автопроизводителей. В России строили самые большие в мире СЕРИЙНЫЕ самолёты (тот самый Сикорский, который сегодня чествуют как-раз), была развитая судостроительная промышленность, производство паровозов, оружейная промышленность, в  и т.п. Впервые в истории войн в 1916 году русской армией в бою было применено автоматическое ручное оружие.

Первые самолёты СССР полетели в конце 20-х, автомобильная промышленность начала возникать примерно тогда же, причем с использованием иностранных лицензий.


Понятно, что "история не терпит сослагательного наклонения" и как БЫ развивалась Россия без октябрьской революции проверить не возможно, но отсталость российской империи это миф. Она, конечно, уступала США или Германии по промышленному развитию, но была отнюдь не отсталой страной и активно развивалась.


По любому другому тезису я могу аргументированно поспорить, но не вижу смысла.

раскрыть ветку (12)
ещё комментарии
Автор поста оценил этот комментарий

Особенно колесить беспаспортный колхозник до вокзала Москвы и Ленинграда, где тут же разворачивался обратно.

3
Автор поста оценил этот комментарий
В Великобритании между прочим не все люди поспорта имеют. До сих пор.
раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий

В США тоже. Но им и не нужно, собственно.

раскрыть ветку (9)
3
Автор поста оценил этот комментарий

И возвращаемся к началу: а зачем он колхознику?)

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Чтобы посравшись с бригадиром помахать ручкой колхозу уехать жить и работать на другой конец страны.

Такая возможность БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ колхоза появилась только к 70-м годам. И дело не в том, какая конкретно бумажка этому мешала, а в самой системе.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

То есть вы говорите что председатель харьковского колхоза мог запретить заводу на Сахалине принять колхозника, но какого либо документа даже косвенно это подтверждающего предоставить не можете потому что это такая "система"? Я вас правильно услышал?

0
Автор поста оценил этот комментарий
В США что? Там живут люди у которых нет удостоверения личности? Совсем? Нюню
раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да, в принципе достаточно просто прав на машину и номера соцстрахования

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Ну вот. У нас паспорт, у них карточка сс и водительские права.
Автор поста оценил этот комментарий

Паспорта нет.

А про удостоверение "вообще" речи не было

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий
А давайте не будем натягивать сову на глобус.
то что у нас основной документ это паспорт, а в США - права н чего не меняет.
Документ удостоверяющий личность нужен всем.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

В настоящее время да, никакой разницы нет.

А весь срач идет про время, когда единого документа не было.

0
Автор поста оценил этот комментарий

На правах некропостинга рекомендую ознакомится. Осторожно - пруфы!

https://ilya-shpankov.livejournal.com/1951592.html

Ну и минус лови.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку