213

Голод, смерть, нищета и замечательный грузовичок

Всем добрый день. Сегодня предлагаю покопать распространенный в отечестве (и гораздо более распространенный за рубежом) миф о запрете кино "Гроздья гнева" в СССР. Нередко он встречается и на Пикабу. Давайте посмотрим внимательно, что это за миф, посмотрим как складывались в реальности эти события и попробуем понять, откуда он появился.

Голод, смерть, нищета и замечательный грузовичок Гроздья гнева, Мифы и реальность, Длиннопост, Фильмы

Пост будет содержать небольшие отсылки в истории кино к предыдущим постам - можно ознакомиться, если не очень понимаете реалии того времени.

Изгибы пропаганды в США
Изгибы пропаганды в СССР

Голод, смерть, нищета и замечательный грузовичок Гроздья гнева, Мифы и реальность, Длиннопост, Фильмы

К содержанию реальности.


Для начала немного предыстории. Роман "Гроздья гнева" был написан Стейнбеком в 1939 и был посвящен Великой Депрессии. Книга вышла крайне бодрая и скандальная, и Голливуд, на тот момент находившийся в самом расцвете, быстро за неё ухватился, сняв одноименный фильм в 1940 году. В угоду жанру фильм весьма сгладил острые углы романа, но тем не менее, по-прежнему оставался ярким и злободневным, и к тому же - великолепно исполненным.


Несмотря на успех на родине, с зарубежным прокатом сложилось не очень. На тот момент кинокомпания сама решала, какой фильм и как демонстрировать - но вот правительства Европы, где на тот момент все сидели как на пороховой бочке, такую свободу не очень одобряли. Поэтому зарубежный прокат фильма, удостоенного кучи наград, был крайне ограничен и местами цензурирован, хотя копий ввезли немало.


В 1945 году в ходе одних всем известных событий СССР, помимо пробитого черепа одного художника, стал обладателем Рейхсфильмархива - немецкой государственной коллекции киноплёнок. Помимо немецкого кино там оказались множество фильмов иностранного производства, а среди них - и наш сабж. Таким образом, никто никого не закупал - "Гроздья гнева" появились в СССР как часть так называемого "трофейного кино".

Голод, смерть, нищета и замечательный грузовичок Гроздья гнева, Мифы и реальность, Длиннопост, Фильмы

В СССР между тем наступает период "малокартинья". В разрушенной стране нет средств снимать кино. Поэтому тут вспоминают про немецкие фильмы - определенные из них, идеологически нейтральные, решили выпустить в прокат. Вскоре за ними пошли и итальянские, французские и даже американские фильмы. Но они шли не в широком прокате, а скрыто - с изменением названия, отсутствием титров и ссылок на авторство и на закрытых показах. Вот например часть докладной записки Большакова про фильм Вива Вилья:

Выпустить фильм на все экраны невозможно, так как фильм не куплен. Это может повлечь, по мнению компетентных консультантов Министерства внешней торговли, предъявление американской кинофирмой, выпустившей фильм «Вива Вилья» иска к советским организациям в США, вероятнее всего к фирме «Арткино», прокатывающей советские фильмы в США, и наложение секвестра на доходы и фонды этой фирмы. А также на весь фонд советских фильмов, которыми располагает «Арткино».
При современной политической ситуации в США, по мнению наших специалистов, американский суд может пойти даже и на то, чтобы санкционировать предъявление иска Амторгу.
Тем не менее, показы начались с санкции высшего руководства страны. В числе прокатных фильмов был и "Гроздья гнева" - в отечественном прокате как "Дорога бедствий" (1948). Вопреки слухам, установить, когда закрыли прокат конкретного фильма, не представляется возможным. То есть, "Сталин приказал" и "прокат завершили через пару дней" - не имеет под собой никаких известных реальных источников.

Начиная с 1950 года, прокат трофейного кино в СССР сокращается. Этому несколько причин:


1. Восстановление экономики СССР и появление в товарных количествах отечественного кино.

2. Возмущением дипломатических кругов Америки обнаруженным бесцеремонным обращением с чужой интеллектуальной собственностью.

3. Возмущением различных отечественных кругов про "засилье буржуазной морали".

4. Постепенным истощением запаса приличного кино.

К содержанию мифа.


Но тут возникает гораздо более интересный вопрос - а где же первоисточник всей этой истории? Что ж, точное авторство установить вряд ли удастся, однако с огромной долей вероятности она связана с отставным адмиралом ВМС США Аланом Г. Кирком.

Голод, смерть, нищета и замечательный грузовичок Гроздья гнева, Мифы и реальность, Длиннопост, Фильмы

Алан Кирк с президентом Гэрри Труменом, 1949

Начиная со второй половины сороковых годов, американское правительство наращивает борьбу со своей "пятой колонной", апогеем которой стал период "Большого террора" маккартизма. В том числе это сказалось и на международных отношениях - более нейтрального посла в СССР Уолтера Смита сменил адмирал Алан Кирк. В СССР он пытался установить контакты с антиправительственной оппозицией, а после отсутствия результатов (ну или сокрытия их, тут кому как нравится) - покинул пост в СССР и отправился в Европу налаживать контакты с Белой эмиграцией. Там по проекту ЦРУ был одним из главных действующих лиц по организации AMCOMLIB ("Американский Комитет по освобождению от большевизма") и Радио "Свобода".


Несмотря на то, что ЦРУ на тот момент поддерживало немало антисоветских организаций в Европе, в том числе объединяющих и эмиграцию, через AMCOMLIB и адмирала Кирка проходила основная часть антисоветской пропаганды в сторону ЦРУ, которая уже распространялась в Америке. Поэтому наиболее вероятное происхождение этого мифа - именно чья-то светлая голова в этой организации. А затем, начиная с 50-х годов, этот миф наравне с остальными начинает всплывать в западной публицистике.

Голод, смерть, нищета и замечательный грузовичок Гроздья гнева, Мифы и реальность, Длиннопост, Фильмы

Кусок статьи New York Times от 1955 года, написанный ведущим иностранным корреспондентом газеты Сайрусом Зульцбергером, членом семьи Зульцбергеров, владельцев этого СМИ. В 1977 году журналист Карл Бёрнштейн вскрыл тесную связь между Сайрусом и ЦРУ, отметив, что агентство не только было информатором журналиста (что вполне нормально), но и прямо указывало, как писать определённые материалы.


Обратите внимание на строчку "reported by our embassies". События проката кино примерно пересекаются с посольским периодом Кирка.

Есть ещё один любопытный момент, связанный с последующей трансформацией этого мифа. Дело в том, что изначально он предназначался, в силу понятных причин, для западной публики. Поэтому посыл его в следующем: в Америке, если всё плохо (нет работы), даже бедняк может сорваться с места и поехать туда, где хорошо (есть работа) - а в России нет автомобилей, поэтому бедняки сидят там, где плохо.


Однако в таком виде миф очень плохо ложится на нашу реальность. Причин этого несколько - отсутствие безработицы, понятные причины социальных бедствий (от неурожая и войны нельзя уехать на машине, они распространяются очень далеко) и вполне доступный развиваемый общественный транспорт вроде железной дороги (в Америке яростная война между федеральным правительством и частными ЖД монополистами в штатах длилась не одно десятилетие, вылилась в несколько громких законопроектов и собственно являлась причиной развития автомобильного сообщения). Поэтому в отечественной среде "автомобиль" трансформировался в гораздо более важный в сельском хозяйстве "грузовичок", а "покупка" во "владение". Хотя в фильме это сколхозенный сумрачным сельским гением разваливающийся седан "Hudson Super Six" 1926 года, а купили его специально для путешествия за 75 баксов из 200 (сбережения всей семьи плюс распродажа всех ценных и не очень вещей).

Голод, смерть, нищета и замечательный грузовичок Гроздья гнева, Мифы и реальность, Длиннопост, Фильмы

Собственно, остался только один вопрос - могла ли быть в реальности подобная реакция среди колхозников на фильм, как описывается в мифе? Я думаю, что это крайне маловероятно. Во-первых, неясно, зачем вообще колхознику грузовик в собственности, притом что он был в колхозе (только знаменитых "полуторок" к тому времени было выпущено более миллиона). Во-вторых, фильм показывает более понятные сельскому жителю вещи, которые проходят красной нитью через всё повествование - это лишение родного дома (крестьяне в принципе очень привязаны к земле и своей общине) и голод. Люди, пережившие голод в тридцатых и только что прошедшую ВОВ (и "ужасы коллективизации", кому как нравится) не могут не обратить на это внимание - а на экране всё происходит в отсутствие неурожая и фашистской Германии. Смотря на экране на бедствия и злоключения классово близких людей, на нещадную эксплуатацию, когда платят меньше, чем работнику надо есть, а у него ещё семья, на произвол полиции, на хладнокровные убийства забастовщиков, выступающих за лучшие условия труда - странно говорить, что "в Америке оказывается можно купить автомобиль? Да там лучше чем у нас!". Хотя уверен, что трансляторы пропаганды, не смотревшие фильм, быстро скажут, что в клятом совке было всё тоже самое, только без авто.


В целом, можно заметить, разница между образом жизни в двух странах была очевидна. И если превозносить эти отличия как достоинства, то примеров в любом фильме можно найти массу, в зависимости от ваших политических предпочтений.

Голод, смерть, нищета и замечательный грузовичок Гроздья гнева, Мифы и реальность, Длиннопост, Фильмы

Разрушение родового дома одной из семей после отъема их участка банком. Это гораздо менее впечатляет члена сельской общины, чем возможность купить автомобиль.

Голод, смерть, нищета и замечательный грузовичок Гроздья гнева, Мифы и реальность, Длиннопост, Фильмы

Колхозники завидуют "загнивающей" Америке, наблюдая на экране, как почтенный глава семейства фермеров наслаждается ранним утром на крылечке чашечкой свежего бодрящего американо.

Спасибо за чтение.

Фильм настоятельно рекомендую к просмотру, отлично смотрится и сейчас. Желающие могут оценить и сравнить объем просоциалистической и прокапиталистической пропаганды.


Про некоторые моменты из поста интересующиеся историей отечественного кино могут подробнее прочитать:
https://kizhi.karelia.ru/library/nelegalnyie-fotootryitki/18...

https://culture.gov.ru/upload/mkrf/mkdocs2013/21_01_2013_2.p...

Лига историков

18.3K постов54K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения