86

Главная проблема рынка. Асимметрия информации

В 2005 году, 63-летняя швея Соня Антисевич купила 2 тысячи опционов на акции «Reebok», а через пару дней вывела с рынка 2 миллиона долларов с доходностью в 150%. Повезло, скажете вы. Ха-ха, как бы не так.

Главная проблема рынка. Асимметрия информации Экономика, Финансы, Инвестиции, Деньги, Рынок, Авто, Информация, Образование, Мошенничество, Фондовый рынок, Длиннопост, Негатив

Счетом Сони Антисевич управлял ее племянник - бывший финансовый аналитик «Goldman Sachs Group» Давид Пайчин. Думаете, он такой гуру инвестиций? Да нет же. Просто накануне он узнал от от Станислава Шпигельмана — аналитика отдела слияний и поглощений «Merryl Lynch», что “Reebok” будет куплена компанией “Adidas”. Когда новость о покупке стала известна рынку, акции “Reebok” взлетели в цене, а члены семьи и друзья мошенников, которые заранее купили бумаги, заработали сотни тысяч долларов. Потом выяснилось, что такой же фокус они проворачивали ранее, когда Procter & Gamble поглощала Gillette

Это типичная история о том, как асимметрия информации фэйлит любой рынок. Вот представьте, что плохой подержанный авто стоит 4000$, а хороший – 8000$. Однако вы не знаете, где какой, ведь ясно, что все продавец скажет - машина отличная. Риск купить ведро по максимальной цене велик как никогда.

Главная проблема рынка. Асимметрия информации Экономика, Финансы, Инвестиции, Деньги, Рынок, Авто, Информация, Образование, Мошенничество, Фондовый рынок, Длиннопост, Негатив

Пример из статьи Нобелевского лауреата по экономике Джорджа Акерлофа 1970 года «Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм». На американском сленге «лимон» означает машину с дефектами

У вас не угасает надежда найти хорошую машину за 6000$? А теперь поставьте себя на место продавца и прикиньте, какой авто вы бы продали такому покупателю – хороший или плохой? Конечно, продавец никогда не продаст хороший авто ниже его реальной стоимости. И если вы думаете, что это чистая теория, то знайте, что на российском рынке у каждой третьей продающейся подержанной машины скручен пробег, а почти половина из них до продажи побывала в аварии. Рынок заполнен плохим предложением

В 2022 году в России у 39% продающихся подержанных машин был скручен пробег

Асимметрия на любом рынке приводит к падению качества товаров и услуг - хорошее пропадает, плохое - множится. Вот лично вы, составляя резюме, наверняка приукрашивали пару моментов , чтобы получить работу. С такой ложью сталкивался почти любой, кто работал в найме. За работодателей, кстати, можно не переживать, потому что они, в свою очередь, обманывают с размером зарплаты

Главная проблема рынка. Асимметрия информации Экономика, Финансы, Инвестиции, Деньги, Рынок, Авто, Информация, Образование, Мошенничество, Фондовый рынок, Длиннопост, Негатив

Эту статистику HeadHunter собрал, опросив 232 российских работодателя. О репрезентативности выборки судите сами

И все бы ничего, но такой недобросовестный отбор приводит к найму плохим работодателем такого же плохого работника. Возникает замкнутый круг, где работник начинает трудиться спустя рукава, а работодателю дешевле и дальше платить ему зарплату, чем тратиться на найм и обучение нового сотрудника.

Главная проблема рынка. Асимметрия информации Экономика, Финансы, Инвестиции, Деньги, Рынок, Авто, Информация, Образование, Мошенничество, Фондовый рынок, Длиннопост, Негатив

А еще асимметрия создает конфликты. Это когда вы нанимаете посредника (агента), который работает спустя рукава. Для примера возьмем наболевшее - покупку или аренду квартиры. Как всегда, у вас куча своих дел и вам некогда шерстить рынок и разбираться в правовых нюансах, поэтому к кому вы идете?

Правильно, к риелтору. Он-то знает, где найти квартиру вашей мечты. Отличный план, жаль только, что ваши интересы не совпадают. На поиск идеального варианта придется потратить очень много времени, а риелтору это неинтересно. Его задача - как можно быстрее закрыть сделку, получить свой процент и искать нового клиента. Скорее всего, посредник подберет для вас первую подходящую, но не самую лучшую квартиру.

Главная проблема рынка. Асимметрия информации Экономика, Финансы, Инвестиции, Деньги, Рынок, Авто, Информация, Образование, Мошенничество, Фондовый рынок, Длиннопост, Негатив

Более масштабно агентские конфликты представлены в крупных акционерных обществах. Ведь корпорациями управляют не владельцы, а наемный менеджмент, которому важнее премия по итогам года, а чем миссия организации и долгосрочный эффект. Тема "окопавшихся менеджеров" - для отдельной статьи, а пока посмотрим, что делать с асимметрией

Способы борьбы с асимметрией

В бочке дегтя информационного неравенства есть три ложки меда.

1. Все же ездили в Турцию или Египет? Ну туда, где можно есть от пуза сколько угодно. Почему большинство отелей делают шведский стол, разве это выгодно? Не будем сейчас о хитром расположении деликатесов, маленьких тарелках и других уловках.

Главная проблема рынка. Асимметрия информации Экономика, Финансы, Инвестиции, Деньги, Рынок, Авто, Информация, Образование, Мошенничество, Фондовый рынок, Длиннопост, Негатив

Если бы цену ставили по среднему аппетиту, то сработал бы недобросовестный отбор - пришли бы только те, кто гарантировано наест на большую сумму. Поэтому шведский стол отдельно продается редко, обычно он спрятан в цену путевки, расходов на конференцию и пр. Итак, купля-продажа услуг в комплексе как бы растворяет асимметрию, и мы закрываем на нее глаза. Но чаще всего компании идут на другой классный шаг.

2. Когда в 1986 году на американском рынке появился первый автомобиль Хёндэ (Hyundai Excel), потребители шутили, что после заправки полного бака машина становится вдвое дороже. Модель постоянно ломалась и проигрывала конкурентам по всем фронтам. Чтобы завоевать рынок, Хёндэ инвестировала в заводы, обучение рабочих и дизайн, после чего качество машин сильно выросло.

Главная проблема рынка. Асимметрия информации Экономика, Финансы, Инвестиции, Деньги, Рынок, Авто, Информация, Образование, Мошенничество, Фондовый рынок, Длиннопост, Негатив

Но как было убедить в этом покупателей, которые уже разочаровались в бренде? Хёндэ предложила лучшую гарантию на американском рынке среди всех производителей - 10 лет или 100 тысяч миль пробега. Этот шаг ничего не стоил компании, если не считать миллионы на улучшение качества машин, потому что в хенде были уверены – ремонтировать по гарантии придется редко. И сегодня Штаты – это один из главных рынков сбыта южнокорейского производителя. Своей гарантией Хёндэ как бы просигнализировал о качестве продукта и снизил асимметрию для покупателей.

Конечно, хороший сигнал должен быть дорогим. Именно поэтому ценятся дипломы хороших вузов. Если на работу приходит устраиваться выпускник Заборостоительного колледжа, его диплом – это плохой сигнал, ведь любой студент может осилить эту программу. Кстати, люди с дипломом в среднем, зарабатывают больше, чем люди со схожими знаниями и навыками, но без бумажки.

Главная проблема рынка. Асимметрия информации Экономика, Финансы, Инвестиции, Деньги, Рынок, Авто, Информация, Образование, Мошенничество, Фондовый рынок, Длиннопост, Негатив

В борьбе за потребителя компании сигнализируют о себе рекламой. Да хорошо бы с известной личностью, чтобы глаз зацепился. И в первое время, реклама со звездами действительно были крайне эффективными, но со временем стало понятно, что селебрити рекламируют все подряд, и такой сигнал стал бесполезным, люди перестали ему доверять. Хотя до сих пор, если вы видите рекламу в известных СМИ, да еще и с популярным актером, то подсознательно выделяете товар из общей массы. Так работает быстрое мышление.

Главная проблема рынка. Асимметрия информации Экономика, Финансы, Инвестиции, Деньги, Рынок, Авто, Информация, Образование, Мошенничество, Фондовый рынок, Длиннопост, Негатив

Скажите честно, у меня же не одного играет эта музыка в голове?

Пусть реклама может сработать не сразу, но со временем у вас в голове закрепится новый сигнал – бренд. В незнакомом городе вы вероятнее зайдете в кафе с буквой М, чем в придорожную забегаловку, потому что работает якорь – вы уже знаете, какая там будет еда и обслуживание. В то же время местный житель, который хорошо знает свой район, выберет местный ресторан с более низкими ценами и лучшим качеством.

3. Наконец, если на рынке нет никаких сигналов, а услуги продаются отдельно, то остается третий вариант – просеивание. Это действия, которые вынуждают другую сторону раскрыть информацию. Государство заставляет раскрывать отчетность публичных компаний для инвесторов, а покупатель подержанной машины нанимает автоподборщика. Кстати, большую роль в снижении асимметрии играют блоги. В погоне за аудиторией авторы изучают новости и отчетность и на своих ресурсах раскрывают (не)очевидные широкому кругу инвесторов сведения.

Так работает асимметрия. Если вам интересны три другие причины фиаско рынка, дайте мне об этом знать лайками и комментариями, и я напишу образовательные статьи по каждой из них.

@ez_educate - об экономике простыми словами

Лига экономистов

456 постов805 подписчиков

Правила сообщества

Нет никаких правил. Разрешено все, что не запрещено правилами Пикабу