Гены на 63% влияют на интеллект и успехи в учебе

Генетические исследования со временем смогут внести ощутимый вклад в апгрейд образования. Они помогут подбирать индивидуальные подходы к обучению детей, чтобы улучшить их образовательные результаты. Пока предсказать способности ребенка с помощью генетики сложно, но ученые постепенно накапливают материал по предикторам тех или иных качеств.

Гены на 63% влияют на интеллект и успехи в учебе Наука, Познавательно, Научпоп, Исследования, Ученые, Биология, Интеллект, IQ, Эксперимент, Универ, Учеба, Длиннопост

Все психологические черты человека в той или иной степени развиваются под влиянием генетических факторов. То есть на поведение человека влияет, в числе ряда факторов, и наследственность. В то же время, списать психологические особенности человека исключительно на действие генов невозможно. Равно как нельзя объяснять человеческие проявления лишь воздействием средовых условий.

Дело в том, что во влиянии на человека гены и среда находятся в тесном «партнерстве». Это икс и игрек той системы координат, в которой происходит формирование человека, в том числе его обучение. Об этом рассказала в докладе «Как генетика может помочь образованию: генно-средовое содействие» приглашенный профессор НИУ ВШЭ, директор международной лаборатории междисциплинарных исследований индивидуальных различий в обучении факультета психологии Голдсмитс (Университет Лондона), соруководитель Российско-Британской лаборатории психогенетики РАО «Психологический институт» и соруководитель Международного центра исследований развития человека (Томский государственный университет) Юлия Ковас. Выступление состоялось на семинаре Института образования НИУ ВШЭ.

Ясно, что любые «манипуляции» с генами порождают немало этических вопросов, на которые ученым и обществу в целом придется искать ответы. Однако речь не о подобных неоднозначных технологиях, а о конструктивном потенциале генетики, ее помощи человеку в его развитии. Эта наука идет вперед семимильными шагами с середины прошлого века. Так, в 1953 году была открыта структура ДНК, в 2003 году был расшифрован геном человека (ученые знают всю последовательность «букв» в этом сложном «тексте», хотя пока и не знают, что означает этот «текст»), исследования 2006 года позволили впервые генотипировать (выявить) маркеры – гены, влияющие на тот или иной признак. К 2020 году, по прогнозам ряда экспертов, секвенирование станет вполне рутинной процедурой: ученые смогут определять всю последовательность ДНК-цепочки любого человека быстро и дешево. Это знание, в конечном итоге, позволит понять, как развиваются индивидуальные различия между людьми и как выстроить для ребенка оптимальную модель развития. Такова «футурология» поведенческой генетики.

Гены на 63% влияют на интеллект и успехи в учебе Наука, Познавательно, Научпоп, Исследования, Ученые, Биология, Интеллект, IQ, Эксперимент, Универ, Учеба, Длиннопост

Успех в обучении зависит от генов и среды

Поведенческая генетика, по сути, приближает ученых к построению «уравнения» человеческого развития. Независимыми переменными в нем будут гены и среда (разумеется, наряду с другими переменными), зависимым – само развитие. Вопрос в том, как можно контролировать, изменять средовые условия, учитывая генетические особенности, чтобы на выходе получился оптимальный результат, например, в обучении.

Некоторые «уравнения» уже, по сути, составлены. Так, например, ученые доказали взаимодействие наследственности и среды. Одни и те же гены могут вести себя по-разному в разной среде. Один и тот же ребенок в разных средовых условиях может показывать разные образовательные результаты. Здесь как раз и существует большой потенциал для индивидуализации образовательных технологий, создания таких условий, в которых ребенок по максимуму проявил бы свои возможности и был бы мотивирован к обучению.

А вот еще одно «уравнение», или теорема, доказанная коллективом ученых, в числе которых – Юлия Ковас. В 2014 году на выборке близнецов в Великобритании было выявлено, что в начальной школе генетические факторы больше влияют на успешность обучения, измеряемую результатами тестов и оценками, чем на интеллект (рис. 1; в «шапке» к рисунку приведены название и авторы статьи). Ось абсцисс отмеряет годы – от семи до 12 лет, ось ординат показывает наследуемость, а цветные ломаные показывают математические навыки и навыки в области чтения и письма.

Гены на 63% влияют на интеллект и успехи в учебе Наука, Познавательно, Научпоп, Исследования, Ученые, Биология, Интеллект, IQ, Эксперимент, Универ, Учеба, Длиннопост

Рисунок 1. Влияние генетических факторов на умение читать, писать и считать (навыки грамотности, в том числе математической) у младшеклассников.

Гены на 63% влияют на интеллект и успехи в учебе Наука, Познавательно, Научпоп, Исследования, Ученые, Биология, Интеллект, IQ, Эксперимент, Универ, Учеба, Длиннопост

Источник: презентация Ю. Ковас.

Но постепенно генетические влияния возрастают (рис. 2). Красным цветом выделены генетические факторы, воздействующие на разные переменные (среди них GCSE – британский аналог российского ЕГЭ; интеллект; здоровье и пр.). Синим цветом выделены средовые факторы этих характеристик. Диаграмма показывает, что генетические различия между учениками объясняют примерно 63% различий в баллах на экзаменах и примерно столько же в различиях в интеллекте.

Соотношение Амеркианской версии ЕГЭ и теста на IQ  - как видно у среднего и не очень человека фактически биологический потолок на топовые баллы.

Гены на 63% влияют на интеллект и успехи в учебе Наука, Познавательно, Научпоп, Исследования, Ученые, Биология, Интеллект, IQ, Эксперимент, Универ, Учеба, Длиннопост

Корреляция заработка и IQ

Гены на 63% влияют на интеллект и успехи в учебе Наука, Познавательно, Научпоп, Исследования, Ученые, Биология, Интеллект, IQ, Эксперимент, Универ, Учеба, Длиннопост

https://iq.hse.ru/news/177664078.html