"Феминист и мигрантка"

«Надо же как-то жить эту жизнь»

© Бермант-Полякова О.В., 2012


Устные, письменные и визуальномедийные люди по-разному обдумывают своё житьё. Колея времени устных людей замкнута в круг: день и ночь, новолуние и полнолуние, зима и лето водят хоровод. На будущий год устный человек надеется делать то же, что делал в прошлом: собрать урожай – продать урожай. Побелить дом. Купить новую вещь взамен отслужившей. Съездить в отпуск. В устном мире есть особый день – свадьба. Круглогодичная колея и ежедневная колея дел: собрать покушать, перемыть посуду, перестирать и перегладить бельё, перемыть полы, закупить продукты, переработать в еду, убрать вещи в шкаф, начистить обувь, заботы о себе, о других, о доме устному человеку в радость.


В мире, где колея времени круглая, как колесо, материальное довлеет, с детства хорошо знакомо и потому предсказуемо. Удовольствие для души устному человеку даёт слово, умение именовать и называть. Устный человек – констатирует. Кто это, что это и что они делают. «Вот это стул, на нём сидят. Вот это стол, за ним едят». «Кажется, дождь собирается». «А у вас молоко убежало». Это удовольствие от умения обращаться с предметами, которые под рукой, и знать имена и названия, - детское счастье первых десяти лет жизни.


Представьте маму, которая гуляет в городском парке с пятилетним ребёнком.

- Мама, жук! – говорит ребёнок, первым заметив жука на асфальте.

- Замер, не движется, - отвечает устная мама.

- Жуки относятся к классу членистоногих. Как у всех насекомых, у них по шесть лапок, - отвечает письменная мама.

- Жук как жук, - отвечает визуальномедийная мама. – Смотри, там какое-то представление собираются показывать, пойдём туда.


Разверните ситуацию в других декорациях: взрослые мама и дочь выбрались по магазинам. В какой-то момент времени в сумке дочери дзинькает телефон, оповещая о получении смс.

- Тебе смска пришла, - констатирует устная мама.

- Телефон в сумке, - констатирует в ответ устная дочь. – Потом посмотрю.

- Если ты не будешь уважать мои границы и моё право на собственную жизнь... – взвивается в аналогичной ситуации письменная дочь. – Я сама буду решать, когда мне смотреть мои смс!


Письменным людям нравятся аналитические программы, идейные, а устным – выпуски новостей, констатирующие. Визуальномедийным людям нравится блокбастеры, а устным – телесериалы, те же лица в тех же декорациях завтра, через неделю, в следующем году. В телевизионных шоу письменным нравятся «Что? Где? Когда», визуальномедийным «Звёзды на льду», а устным «Поле чудес», где гости программы как бы удивляют ведущего. Они «предсказуемо неожиданно» рассказывают стихи, дарят подарки ведущему и самодеятельно поют.


У письменных людей колея времени «дороги дальней стрела по степи пролегла», то есть прямая линия, устремлённая вперёд.


У визуальномедийных людей колея времени – пунктирная линия. Разрывы – это перемена декораций, появление нового действующего лица, новых обстоятельств, новых сочетаний давно известного.


Время устного мира это подготовка к празднику, проведение праздника и разговоры о том, как погуляли на празднике, будни и следующая подготовка. Колея времени устного человека это кольцо, где чередуются будни и праздники и есть один выход за пределы привычного мира - замуж.

"Феминист и мигрантка" Психология, Рассказ, Надо же как-то жить эту жизнь, Бермант-полякова, Длиннопост

«Добрый мужик без хомута не ходит», не обременённый семейством мужчина в устном мире называется «холостым», проще говоря, кастрированным. Неженатый поэтому – порченый, негодный, скверного качества, а незамужняя – бракованная, бесполезная, нехорошая, на которую никто не позарился.


Борцы с устным миром раньше назывались «художник» и «поэт», а борец с письменным миром назывался «невежа». В двадцатом веке это были «революционеры» и «мещане», в двадцать первом веке противники называются «феминистки» и «мигранты». Суть борьбы одна и та же, разрушить неугодный мир, чтобы осталось только свой и визуальномедийный.


Когда непонимание между людьми достигает предела, известного как число Пси, устные предлагают попить успокоительного, визуальномедийные – попробовать что-то новое, а письменные – почитать полезную книгу или отправиться к толмачу.


http://ru-psiholog.livejournal.com/2945309.html


А к какому миру людей относитесь вы?

Лига психотерапии

5.2K поста25.8K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
МакЛюэн как то лучше об этом написал) да и раньше очевидно
раскрыть ветку (36)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (35)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Картинка смешная)
Но по сути идея содрана и не в лучшем виде, причем если у МакЛюэна это разделение разобрано по причинам возникновения таких типов мышления и их различия, то тут взято только разделение с примерами сугубо бытовушными и в конце притянуты феминист с мигрантом, при том без объяснения применения этих терминов. Да и художник с поэтом, если нет привязки к конкретному времени в прошлом тоже не впишутся)
раскрыть ветку (25)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Почему "содрана"? МакЛюэн 1911-1980 годов рождения, основные работы написал в 1960-х. Что настраивает вас на столь мрачный лад, что полвека спустя никакого развития гуманитарные науки не получили?


Идеи МакЛюэна (в пересказе Википедии)

- дописьменная культура с устными формами коммуникации, основанная на принципах общинного образа жизни, восприятия и понимания окружающего мира;

- письменная культура, завершающаяся «галактикой Гутенберга», эпоха индивидуализма, национализма и промышленных революций;

- современный этап («электронное общество», «глобальной деревни», задающий посредством электронных средств коммуникации (инфокоммуникаций) многомерное восприятие мира по типу восприятия акустического пространства,


вообще о визуально-медийном мире и событийном лимите как его естественном ограничителе не говорят.

И уж тем более не проводят параллель с восприятием-мышлением-эмоциями, как тип переживания в тесте Роршаха у психологов (о чём и цикл эссе "Надо же как-то жить эту жизнь", а проводят параллель с прошлым-настоящим-будущим, как историки и футурологи делают.

С психологической точки зрения, все три ВПФ (восприятие-мышление-эмоции) есть у каждого. С точки зрения МакЛюэна, эпохи завершаются безвозвратно. Различие принципиальное в уровне анализа и выводах, не замечаете?


Конечно, мы в более выигрышном положении, потому что читаем его книги полвека спустя. Глобальной деревни не получилось. МакЛюэн промахнулся.


Мир снова выстроился иерархически, на "золотой миллиард", имеющий доступ к сверх-технологиям, и на семи-миллиардный мир людей, не имеющий ни вакцин, и достаточно пищи. Миром управляет не глобальная деревня и общая память человечества, загруженная в электронные коммуникации (как прорицал МакЛюэн), а та же политика и люди, которым народы делегировали власть. Электронные коммуникации стали инструментом прежнего мира, - торговли, пропаганды, знакомств, но не заменили лидеров - людей.

раскрыть ветку (24)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Прошу прощения, так как попал сюда случайно из "свежего", заинтересовавшись именно попыткой современного применения разделения, которое мне уже встретилось ранее.
Само собой МакЛюэн рассматривал типы культур в обособленом виде, наверное, потому что так понятнее. При этом в мире они все могут существовать одновременно. И где то у туземцев наверное ещё существуют чисто устные культуры.
Разница между ними в основном в способах восприятия, различных системах координат. Сначала дети входят в устную культуру, потом они переходят к письменной(с различным успехом, что и объясняет смешение этих культур в различных пропорциях). Соответственно меняется восприятие мира. Так у нас было ещё недавно. При этом в России до 20го века превалировала устная культура, по очевидным причинам (не было всеобщей грамотности).
Новая визуально-медийная культура это электронная устная, т.е. устная на новом уровне. Миром не управляет глобальная деревня, а мир, опутанный информационными сетями, которые убрали пространственные ограничения взаимодействия, сам по себе деревня. В наши дни у людей в разных концах земли одни и те же образы пораждают одинаковые смыслы.
А мир всегда был иерархическим.
А мигранты упоминаются не просто так. Как в большей части относящиеся к устной культуре предполагалось, что им легче сделать переход к визуально медийной, практически минуя письменную.
раскрыть ветку (22)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Идея, что дети сначала осваивают устную культуру, - то есть восприятие, - не соответствует данным современной педагогики и психологии. Дети эмоциональны и визуальномедийны с рождения. Мышление детей симпрактическое и синкретическое, становится логическим только после 12 лет (и то не у всех взрослых). Письменная культура становится частью опыта человека, если у него есть возможность получать систематическое академическое обучение.


В России семнадцатого-двадцатого веков были социумы со 100% ной крестьянской грамотностью, староверы учили детей грамоте, и девочек, и мальчиков. Это не поменяло их религиозное восприятие мира.

раскрыть ветку (13)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Я уточнил, что ранее так было у детей сначала устная, потом с получением навыков письменной посредством школы. Я полагаю, что так было у многих соотечественников, кто сейчас уже взрослый. В настоящее время очевидно многие дети сначала осваивают визуально медийную, потому что проще детям дать планшет и телевизор, чем самим с ними общаться.
раскрыть ветку (12)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я об этом и говорю, уровень анализа скачет с уровня индивида (ребёнок и созревание его высших психических функций) на уровень большой группы в исторической ретроспективе (социум на протяжении веков). Это методологически неверно.


Чтобы показать абсурдность такого подхода к анализу, по аналогии порассуждаю:


Дети первого года жизни не контролируют свои сфинктеры, их мочеискускание и дефекация неуправляемы сознательно, дети не могут сдерживаться. Именно поэтому в крестьянской культуре Европы прошлых веков и в первобытных обществах в Азии и в Африке сегодня нет канализационных систем и вузов, которые готовят специалистов по их строительству.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Вы читали МакЛюэна? Просто уточняю,потому что я тут не смогу пересказать всё своими словами, да еще и абсолютно точно.
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я по письменной ментальности диссертацию защитила на соискание учёной степени кандидата психологических наук :))


Цитировала его и многих других в своей работе 1998 года

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Да я бы и так поверил))
Автор поста оценил этот комментарий

В реальности в той же Анголе в столице сосуществуют кварталы с домами в мраморе, с лифтами и канализацией, построенные португальскими колонизаторами и их потомками, и трущобы, где нечистоты остаются на земле, смешиваясь с экскрементами животных.


Это единство места, времени и действия столицы Луанды, в век вай-фая, доступного в большинстве общественных мест.


Пример на то, что прямая аналогия детская психика - исторически отдалённые периоды истории, ничего не объясняет и не позволяет прогнозировать = не работает.

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий
Так извините, аборигены не перешли к письменной культуре, если им ее через образование не привили. Не удивлюсь, если глядя на наследие колонизаторов они видят совсем не то, что видим мы.
раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

У аборигенов есть смартфоны, а мы, люди письменной культуры, кликаем на иконки с картинками=пиктограммы, то есть уподобляемся людям, не знающим алфавита.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий
Ну это еще одна аналогия между устной и визуально медийной культурами.
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Она не устная на новом уровне. В устной время циклично, идёт по кругу. В визуально-медийной время пунктирно, идёт от прецедента к прецеденту. От фильма к новому запоминающемуся фильму. Нет круговорота фильмов в природе и знания, что этот фильм повторится снова на будущий год.


Принципиально разные по устройству вещи.


Когда мир опутали информационными сетями, львиную долю контента стали составлять не тексты, как думал литературовед МакЛюэн, и не информация которая "как акустика" не видна. А порнография. Зачем она для коллективной памяти, МакЛюэн не пояснял, но если вы честны и наблюдаете факты, то в разных концах земли люди просматривают порнографический контент, порождая одинаковые физиологические реакции, а не смыслы.


Общее понятие, которое вы усматриваете в цикле эссе и идеях МакЛюэна, это идея ментальности (она появилась примерно в то же время, в 1960-х годах). Однако и здесь гуманитарное знание пошло дальше и описывает сейчас "ментефакты".


Мигранты (пример - сейчас, западноевропейский наплыв мигрантов) сохраняют свою ментальность и не переходят к визуальномедийной культуре. Они продолжают заниматься сексом по старинке и получать пособия на детей в своей многодетной семье, а не сидят поодиночке за компьютерами, онанируя на порнографию. Имея те же технические возможности, что и их сверстники в, казалось бы, "общей" немецкой деревне. Глобально по миру различия ещё больше, и перехода к другому укладу жизни тоже не наблюдается. Поэтому я и сказала, что в своих прогнозах МакЛюэн промахнулся.

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий
Вот про время откуда уверенность такая?
Письменная культура рассматривает время как последовательность "положений", отсюда такое четкое деление на настоящее, прошлое и будущее, которое пытались прогнозировать на основе положения в настоящем и положений в прошлом. Время - последовательность срезов реальности.
Устная культура рассматривала наверное процесс, поэтому раньше были такие странные картины, в которых всё сразу, а не конкретный момент времени.
А вот в последнее время описание мира опять идет через "процесс". Взять те же волновые функции, содержащие полную информацию о процессе. Извините, пример из физики, которая мне близка.
И это разделение на культуры относится к эпистемолгии. Рассматривать его только в аспекте психологии, по меньшей мере несовременно. Синергетика более актуальна.
Далее про фильмы. Вы уж извините, но мейнстрим из года в год повторяется, различия существенны только на первый взгляд(разные декорации и костюмы), но если вдуматься, то показывают одно и то же за редким исключением. Передачи по ТВ также довольно однообразны и ожидаемы. Та же порнография имеет свой "канон" и там неожиданное не увидишь, всё идет по циклу. Общим достоянием у всех пользователей является не только порно, но и различные "мемасики", демотиваторы, приколы из видюшек, те же игры. Люди по всему миру делают одинаковые идиотские фотки. На футболках те же картинки.
Те же тексты, которые вы упомянули, в интернете превратились в "беседы", одну из которых мы сейчас ведем.
Про мигрантов. Вы же не думаете, что переход произойдет на одном поколении? Тот кто в детстве получил "систему координат" скорее всего в ней и будет жить. А вот их дети также сидят в планшетах и телефонах. Хотя мигранты тоже снимают видео клипы (вы же видели их, ну которые со всякими безобразиями), потому что они ближе к устной культуре в том смысле, что являются процессом.
МакЛюэн может и был не точен в своих прогнозах. Ведь всегда легче обозревать ретроспективу, чем описать перспективы. Но мне кажется основные тенденции он угадал. Предсказывал исчезновение кино проигравшее телевидению, но кино трансформировалось и переходит к клиповому представлению.
раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Именно! Приколы, мемасики, демотиваторы, это "цитирование". Только цитируется видеоряд, а не фразы. То есть культура в век интернета и электронной коммуникации не стала помнить больше. Она стала помнить впечатления и образы, а не знания, из лево-полушарной стала право-полушарной.


Согласна с вами, мы в выигрышной позиции, потому что живём в будущем, в которое он заглядывал из своего мира, в котором не было интернета в принципе.


Мейнстрим из года в год повторяется, потому что потребности у людей неизменны. Об этом и эссе, что восприятие-мышление-эмоции с нами всегда, и как "жить эту жизнь", пояснено с помощью идеи Отдела Комбинаторики.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий
Давайте, чтоб не осталось недопонимания)
Для меня это разделение на устную, письменную и визуально медийную культуры основано на основных носителях информации, а не восприятии времени в первую очередь.
Для устной культуры основной носитель - язык общения. Информация передается из уст в уста. Именно это определяет восприятие, в следствии того, каким является описание того что происходит.
Письменная культура основана на использовании в качестве носителя бумагу с напечатанным текстом. Двумерность носителя,необходимость универсальности понимания текста, линейность и структурированность определили эту культуру и языки с понятиями, а именно на них мы и думаем.
В визуально-медийной основными носителями являются образы, которые имеют в себе много смыслов (в письменной старались добиться однозначности в понимании смысла слова).
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Ещё раз, я не о культуре.


Я о типе переживания, это открытие Германа Роршаха. Банально, глядя на кляксы, отвечаете ли вы про "форму", "движение" или "цвет" пятна. Простой и в разных странах наблюдаемый феномен, люди любого уровня образования и исходной культуры различаются по типу переживания.


Здесь на Пикабу у нас был пятничный пост

http://pikabu.ru/story/pyatnichnyiy_post__4497588


где вы различия на аудитории Пикабу можете увидеть.


Я рассказывала про Германа Роршаха, его жизнь и работу в постах здесь

http://pikabu.ru/story/german_rorshakh_byil_zhenat_na_russko...

http://pikabu.ru/story/rorshakh_freyd_yung_i_sektantyi_45308...

http://pikabu.ru/story/rorshakhiana_vchera_i_segodnya_v_ross...


Вы как не слышите меня, ей-Богу

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Я так и понял, что есть недопонимание. И имел ввиду причины возникновения различных типов мышления, свойственных различным культурам. Не находите, что тип "переживания" может являться следствием преобладания одной из культур? То, что переживает подопытный увидя кляксу связано с тем, что он вообще может увидеть, тем как построен его аппарат познания.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо за ссылки. Интересный материал. Взгляд с другой позиции всегда интересен. На мой взгляд связь между типами "переживаний" и типами "культур" всё же есть.
Пожалуй буду в дальнейшем читать ваши материалы, и постараюсь извлечь и для себя что то полезное.
1
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо!

2
Автор поста оценил этот комментарий

ахахаха ))) восторг

раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Это специфика Пикабу. Как я поняла, тут технари преобладают, они не понимают переклички текстов, имеющей смысл для гуманитариев. Один раз сказали - зачем ещё раз говорить об этом? - такая логика.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

:))

2
Автор поста оценил этот комментарий
в двадцать первом веке противники называются «феминистки» и «мигранты»

Я так и не понял из какого посыла именно они. И у кого какой тогда. Феминистки письменные, а мигранты устные?

раскрыть ветку (5)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Это про рамки языка. Феминистка и феминист (языковая норма не пользуется мужским родом для этого слова). Мигрант и мигрантка (языковая норма не пользуется женским родом для этого слова). Заголовок создаёт контекст k- "озорства", и так весь цикл эссе. Это же не научная статья, чтобы быть в ней точной k+ и следующей алгоритмам написания текста.

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо. Как-то это сложно для моего технического склада ума с легким, пока еще, налетом гуманитарности. Тогда получается феминистки хотят чтобы не было феминистов, а мигранты чтобы не было мигранток?

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

У гуманитариев это игра ради игры, сам процесс. Осмыслить, чтобы переосмыслить, измыслить, чтобы замыслить и т.д.

2
Автор поста оценил этот комментарий
Я думаю, что феминистки мечтают о феминистах ясных соколах.
))
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Это эссе выходного дня, написанные для ЖЖ. Не судите строго :) автора.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку