Фантаст Юн Ха Ли рассказывает о конструирование мира и культуры мира далекого будущего

Авторы фэнтези с продуманным и сложным миром, обширными легендами и историей часто представляются этакими великими комбинаторами, тщательно прорабатывающими свои миры. Однако не всегда интересный мир рождается в ходе долгого планирования. Иногда миры словно сами себя создают. Например, нечто подобное произошло с космической оперой «Механизмы империи» Юн Ха Ли. Циклом, который может похвастаться очень оригинальным и самобытным миром.

«Механизмы империи» рассказывают о далеком будущем, где главной силой в галактики империя гекзархат, поделенная на шесть фракций, а работа технологий зависит от особого календаря. Цикл состоит из трех томов: «Гамбит девятихвостого лиса», «Стратагема ворона» и «Возрожденное оружие».

Фантаст Юн Ха Ли рассказывает о конструирование мира и культуры мира далекого будущего Космическая опера, Литература, Длиннопост, Книги

Гекзархат придумал американский писатель южнокорейского происхождения, математик и фантаст Юн Ха Ли. Он давно не новичок в фантастике, и набил руку на десятках отличных рассказов, прежде чем приступать к написанию романов. И приступил весьма удачно: его дебютный роман «Гамбит девятихвостого лиса» тут же получил «Локус», был номинирован на «Небьюлу», «Хьюго» и премию имени Артура Кларка.

О том, как он создавал мир «Механизмов империи», рассказал сам Юн Ха Ли порталу The Illustrated Page. А мы подготовили перевод этой статьи.

Мое признание, возможно, вас ужаснет.

Когда я писал «Гамбит девятихвостого лиса», я ориентировался на множество заметок. У меня была основная идея. У меня был список увлекательных тактических хитростей, которые я стащил из книги Джеймса Даннигана и Альберта Нофи “Победа и хитрость: обман и уловки на войне” (на русском не публиковалась, оригинальное название — Victory and Deceit: Deception and Trickery at War). У меня был и особый список деталей, которые не попали в роман: например, перечень высоких календарных месяцев.

Это не признание. Скорее, признание состоит в том, как весь остальной мир я продумывал, пока писал грубый черновик. Я, конечно, знал, что в гекзархате шесть фракций, но какие в них были приняты культурные нормы? Какой была жизнь в гекзархате хотя бы с точки зрения его армии, фракции Кел?

Вот пример того, что я придумал на ходу, а оно выросло как снежный ком и выродилось в (ужасающие?) последствия не только для «Гамбита девятихвостого лиса», но и для двух его сиквелов, «Стратагемы ворона» и «Возрожденного орудия». Я решил, что в магической системе этого общества одной из суперсил Кел будет боевая магия. Преданные солдаты Кела занимают особые геометрические положения по отношению друг к другу, генерируя эффекты вроде силовых щитов или огненный копий. Затем я дополнил идею суицидальными формациями, в которых солдаты буквально бы загорались ради более мощной атаки или чего-то в этом духе.

Фантаст Юн Ха Ли рассказывает о конструирование мира и культуры мира далекого будущего Космическая опера, Литература, Длиннопост, Книги

Что ж, подумал я, возможно, в прошлом Кел был элитной армией, и его солдаты вполне могли стать настолько фанатично преданными своему делу, чтобы согласиться на что-то подобное. Но гекзархат — не слишком-то приятное место, и рано или поздно кто-нибудь бы додумался промывать мозги солдатам, чтобы выстраивать суицидальные формации из обычных штурмовиков, а не только из фанатиков, которых, наверное, было непросто найти. Так что я придумал формационный инстинкт, тип промывания мозгов, который заставляет Кел подчиняться высшему руководству.

Кел — добровольческая армия, но эта идея моментально сделала всю систему значительно более мерзкой. А заодно она определила и слабые стороны системы, которые исследуются во второй и третьей книге. В конце концов, если ты можешь свергнуть кого-то с вершины иерархии, вся конструкция рушится, как карточный домик.

Я также задумался о потенциале для сексуального насилия. Лично мне, несмотря на то, что гекзархат — ужасное место, в котором существует множество форм злоупотребления властью, не хотелось писать еще и о масштабном институционализированном сексуальном насилии. Так что я решил, что командование Кел хоть как-то боролось с насилием и, что еще более цинично, моральными проблемами армии, и я придумал очень строгое табу на установление личных отношений. Никто в Кел не должен заводить отношения или заниматься сексом с другими бойцами, и точка. (В «Гамбите девятихвостого лиса» упомянуто, что нарушение табу карается казнью обоих преступников). Затем я оглянулся на историю Кел, и решил, что во времена Джедао у Кел была менее радикальная политика насчет отношений, потому что это был период до изобретения формационного инстинкта. В качестве еще одного последствия я решил сделать секс-работу в гекзархате легальной. Несмотря на то, что это не лучший способ заработка, существуют как секс-работники, нанятые специально для труда в армии Кел, как и те, кто работает с остальными клиентами.

Фантаст Юн Ха Ли рассказывает о конструирование мира и культуры мира далекого будущего Космическая опера, Литература, Длиннопост, Книги

В более широком смысле я вдохновлялся восточно-азиатской культурой, но не слишком строго ей следовал. Я бы ни за что не сказал, что мир гекзархата аутентично азиатский. Авторитаризм и иерархическая природа гекзархата частично взяты из конфуцианства и нео-конфуцианства, потому что контроль государства над общественным мнением зависит от контроля над обществом. Но я отошел от точного следования истории: например, мне не нравится конфуцианский патриархат и я не хотел воспроизводить его в своем мире, пусть речь и идет о далеком и мрачном будущем. Так что я постарался устроить все так, что с женщинами и мужчинами (и позже ставшими небинарными людьми) в гекзархате обращаются как с равными. Я решил, что мы уже в столь далеком будущем, что люди и так генетически модифицированы до чертиков.

Некоторые мелкие детали также были вдохновлены Азией. Например, еда. Мне надоело читать научную фантастику, где кухня по умолчанию европейская, так что я решил, что Кел будет летать по космосу, поедая кимчи (знаменитые соленья Кел). Люди там едят палочками. В одной из рассказов по миру цикла Джедао впервые видит вилки. Позже в «Возрожденном орудии» я представил персонажа, который ненавидит чай, потому что мне ужасно надоело, что азиатам всегда приписывают любовь к чаю. Мне кажется это очень смешным, учитывая, что я сам пью чай, но так и не выработал никакого ритуала, а моим первым чаем был «Липтон» из военторга.

Другой пример — вера в несчастливое число четыре, с ним я знаком еще с детства в Южной Корее. Я привык видеть лифты, где четвертый этаж был отмечен буквой F (four, «четыре» по-английски), а не цифрой 4, которая приносит несчастье. Учитывая, что официальная религия гекзархата базируется на практической нумерологии, я предположил, что и у них наверняка будут какие-то связанные с цифрами суеверия. Обсуждая это с мужем (который выискивает косяки во всех моих произведениях), мы решили, что одной из причин, почему экономика гекзархата иногда проседает, будут задержки запусков различных продуктов в ожидании наиболее благоприятных дней. Позднее соперник старого гекзархата подстегнет экономику, смягчив это требование в «Возрожденном орудии».

Фантаст Юн Ха Ли рассказывает о конструирование мира и культуры мира далекого будущего Космическая опера, Литература, Длиннопост, Книги

Возвращаясь к полу и гендеру, я изначально решил, что Кел относится к модификациям тела, включая смену пола, с подозрением. В «Гамбите девятихвостого лиса», сюжет которого очень сфокусирован, не было места для того, чтобы это продемонстрировать, но такое отношение связано с тем, что фракции Андан и Шуос свободно модифицируют свои тела. Андан — потому что они ответственны за первый контакт и дипломатию, и иногда бодимодификации как часть взаимодействия с иными культурами необходимы, чтобы произвести хорошее впечатление. Они также высококультурны и считают красоту одним из способов манипуляции людьми. Ну а Шуос, что ж, они шпионы. Со своей стороны Кел, честно говоря, просто постоянно растущая армия ксенофобных фашистов, так что они презирают Андан и сильно не доверяют Шуосу.

Я бы хотел сказать, что запланировал все это заранее. Но на самом деле у меня была лишь общая идея, ощущение общества, которое я хотел изобразить, и я позволил деталям появляться по ходу написания, а потом докручивал их, перечитывая написанное. Расскажите, понравился ли вам результат.

Материал подготовлен редакцией издательства интеллектуальной фантастики fanzon.

Книжная лига

22.4K постов78.4K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.