679

Факты из аэродинамики 5. Крыло

Сегодня я расскажу, какие бывают крылья. Вообще, крыло на самолете одно, но есть левая и правая консоль. Исключение самолет с двумя крыльями -- биплан и пример такого Ан-2.

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

С прямым крылом все просто: легко в производстве, отлично себя чувствует на небольших скоростях. Пример самолеты первой и второй мировых войн, современные поршневые самолеты.

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Стреловидное крыло (40...60град) имеет преимущества на околозвуковых скоростях и сверхзвуковых скоростях. Современные авиалайнеры развивают скорость до 900км/ч, а на больших высотах это может быть уже M=0,8 (в авиации М=1 это скорость звука при данных условиях полета). Поэтому у всех крупных самолётов угол стреловидности завис от 35...45 град, не более.

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Абзац со звездочкой*
Поток воздуха на стреловидном крыле можно разложить на две составляющие: перпендикулярно крылу и вдоль передней кромки. Тот вектор скорости, что вдодь передней кромки в создании подъемной силы не участвует, лишь создает сопротивление. А второй вектор, который перпендикулярен кромке крыла (Vn) имеет МЕНЬШУЮ скорость, нежели поток воздуха, который был изначально (V) (сложение векторов, все дела).
Таким ообразом, все негативные эффекты околозвуковой скорости наступят позже.

Пример, условно: негатив при M=0.8. Фактическая скорость V М=0.9, но на крыле (Vn) всего лишь М=0.6 из-за стреловидности крыла

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Еще одно инженерное решение для самолетов с большим углом стреловидности. Чтобы тот поток воздуха, что скользит по кромке крыла, был нам на пользу, ставят аэродинамические гребни (МиГ17)

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

На некотрых истребителях вместо гребней есть "аэродинамический зуб" (МиГ23, например). Создаваемый им вихрь не дает воздуху перетекать, а при маневрировании (на як130 тоже есть) закрученный поток воздуха намного позже отлипает от крыла (при больших углах атаки, срыв на крыле позже кароч)

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост
Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Для полета на сверхзвуковых скоростях крыло делают такого размера, чтобы оно вписвалось в конус Маха, иначе будет огромное сопротивление на выступающих за конус частях. Примером маленького стреловидного крыла может служить МиГ21. (а -- это скорость звука)

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост
Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Вернемся на небольшие скорости. Есть понятие "удлинение крыла". Это размах крыла, поделенный на САХ (средняя аэродинм. хорда, в прошлых постах объяснял). Пример летательного аппарата с большим удлинением -- планеры.

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Интересно то, что по формуле подъемной силы крыла имеет значение площадь крыла, а не удлинение, например. Но для низких скоростей выгоднее большое удлинение. Пример крыла небольшого удлинения, но большой площади -- крыло экраноплана. Его аэродинамику я не объясню, лишь догадываюсь: для экранного эффекта от водной/земной поверхности при прочих равных условиях выгоднее крыло малого удлинения

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Итак, теперь про крылья изменяемой стреловидности. Площадь крыла не изменятся при повороте консоли, так что формула подъемной силы и сама подъемная сила должна быть постоянной.
Теперь перечитываем все выше и получаем: на взлетно-посадочных и маневренных режимах важны: большое удлинение крыла и малая стреловидность, а на больших скоростях наоборот. Вот вам хит 80ых, крыло изменямой стреловидности

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост
Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Но весь этот поворотный шарнир крыла -- очень тяжелый элемент планера. Был найден компромисс: наплывы крыла (Су27, МиГ29 и т.д.). Имеется умеренная стреловидность большого удлинения (само крыло) для малых скоростей и большая стреловидность, малое удлинение (наплыв) на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. Еще аэродинамический фокус (я писал про этот эффект в посте про БИ-1) смещается незначительно за счет использования наплыва.

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Не могу пройти мимо истребителей. Для малых скоростей есть отклоняемые носки крыла, отклоняемые флаппероны (Су-30см). Для устойчивости на больших углах атаки от наплывов образуется полезный вихрь, сохраняющий путевую устойчивость самолета. Для сверхзвуковых скоростей есть цельноповоротный стабилизатор, ведь из-за образовавшихся скачков уплотнения эффективности обычных рулей высоты (как на поршневых самолетах) недостаточно.

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Все. Не отвлекаюсь. Я про крыло рассказывал.

Но самый "нежный" переход от дозвука на сверхзвук у крыла оживальной формы (ту144). Для маневренного воздушного боя недостаточно, а для пассажирского самолета -- в самый раз

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Авиация и Техника

11.3K поста18.4K подписчиков

Правила сообщества

Правила Пикабу

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
4
Автор поста оценил этот комментарий

@BerryMan29, а как на Ваш догляд, насколько хорошо будет летать чудо-юдо 160 кг сухой массы с одним пилотом и двумя движками по 15 лошадей вот с такими крылышками

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (15)
13
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
На мой -- никак абсолютно))
Масса сильно впереди подъемной силы, а это неустойчивость и пикирующий момент. Киль слишком мал, будет затеняться и т.д и т.п
Я читал и пост конструкторов, и пост пикабушника из ЦАГИ и его мнение будет более авторитетным)
раскрыть ветку (9)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Не поделитесь случайно ссылкой на пост пикабушника из ЦАГИ про чудо-юдо на картинке выше? Буду признателен.

раскрыть ветку (4)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
К сожалению нет, сам потерял его
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я его разбирал - но исключительно с точки зрения приведённых характеристик: если брать средние литиевые аккумуляторы, то, исходя из приведённой "производителем" (брехуном) ёмкости, они должны составлять примерно 100% сухой массы самолёта, потому непонятно, из чего сделан сам самолёт.

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Из невесомого гавно и невесомых палок. Очевидно же
0
Автор поста оценил этот комментарий

Те конструхтеры, видимо в САПР освоили что можно знак минус ставить в массу или ещё куда, вот оно у них и полетело.

0
Автор поста оценил этот комментарий

Тут же утра с огромными передними упра^W хз как назвать)


Не видел разбор этой штуки, думаю, как обычно, нужно найти центр масс, центр подъёмных сил, скорость сваливания и коэффициент сопротивления. Исходя из утки, на малых скоростях, наверное, будет крайне чувствительный и неустойчивый. Если движков хватит для разгона до взлётной — наверное, полетит, но мне что-то кажется, что от любой неравномерности воздуха полетит вниз, и пилот просто не успеет нихрена сообразить

раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий

мне тоже кажется, что нос будет сильно клевать при удобном случае

0
Автор поста оценил этот комментарий

Напомнило вот эту блоху :D

https://www.youtube.com/watch?v=xGuNgWVtb_w

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, тут у блохи крыло впереди жопы пилота, что правильно для устойчивости.

5
Автор поста оценил этот комментарий
Я не специалист, но думаю, если эту хреновину к воздушному шару подцепить в качестве корзины - нормально полетит)))
раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

У армянского радио спросили: может ли скрепер "Колхида" развить скорость 100 км/ч?

Да, может, - ответило армянское радио, - если сбросить его с горы Арарат

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Скрепер выпускал МоАЗ, Могилёв. А Колхида это грузовик

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Анекдот из детства, забыл уже...

2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Еще про эту хреновину. Я читал пост конструкторов и в их голубых мечтах сделать эту херь доступной каждому! Сел м полетел! Вертикальный взлет! Права легко как на автомобиль! Автопилот будет страховать и спасать жизни!
Эти все мечты описаны вообще без понимания авиационных законов (российских и международных). Без понимания того, что есть разрешенные и запрещенные для полетов места (над крупными городами, местами военного значения полеты запрещены), без понимания безопасных высот. Вообще люди далеки от авиации, на вид это проект первокурсника-программиста

Есть куча "ФАПов" (федерал. Авиац. Правила), воздушный кодекс. "конструкторы" даже не знают о существовании этих книжек и документов

Это как тесла-мобиль по цене жигуленка без понимания правил дорожного движения. С рулем на жопе, экранами с YouTube'ом вместо стекол, без ремней/подушек и т.д
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку