BerryMan29

BerryMan29

На Пикабу
поставил 3176 плюсов и 84 минуса
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
более 1000 подписчиков
22К рейтинг 1350 подписчиков 1762 комментария 43 поста 32 в горячем
1206

Комментарии. Перевозка лошадей

#comment_211729355

Комментарии. Перевозка лошадей Комментарии, Лошади, Перевозка животных, Длиннопост, Комментарии на Пикабу

Не люблю посты про комментарии, но эта ветка восхитительна))

Благодарность @Bernese, @aadry, @Volkulak, @Monoduff, #comment_211729355

Показать полностью 1
228

Факты из аэродинамики 8. Срывной и скоростной подхват

Привет подписчикам, всех рад видеть, прошу прощения за огромную паузу. С вами как всегда аэродинамика простыми словами.
Давно не писал, потому что тупею)

Факты из аэродинамики 8. Срывной и скоростной подхват Авиация, Аэродинамика, Истребитель, Наука, Длиннопост

Сегодня расскажу про несколько явлений, они скорее для общей эрудиции, чем что-то важное в полетах.

Срывной подхват появляется на больших углах атаки, наиболее выражен на треугольном крыле.

Факты из аэродинамики 8. Срывной и скоростной подхват Авиация, Аэродинамика, Истребитель, Наука, Длиннопост

Срыв потока на треугольном крыле начинается с законцовки. Соответственно, эта часть крыла исключается из создания подъемной силы и происходит перераспределение давлений над крылом.

Аэродинамический фокус (уже писал о нем в своих постах) смещается вперед, уменьшается пикирующий момент (синяя стрелка), самолет стремится увеличить углы атаки (зеленая стрелка больше синей), что приводит к еще большему срыву.

Факты из аэродинамики 8. Срывной и скоростной подхват Авиация, Аэродинамика, Истребитель, Наука, Длиннопост

В этом и суть срывного подхвата: срыв потока приводит к еще большему срыву потока.

От теории к наглядным примерам: на су-27, например, срывной подхват не проявляется, если не выходить за ограничения по углу атаки. Условно, срывной подхват на углах атаки более 20, а превышать 10 запрещено. Но, например, при выполнении "кобры Пугачева"

Факты из аэродинамики 8. Срывной и скоростной подхват Авиация, Аэродинамика, Истребитель, Наука, Длиннопост

Именно срывной подхват так резко увеличивает углы атаки (плюс малый запас статической устойчивости, но это для прошаненных)

Для "учебной парты" Л-39, например, срывной подхват не характерен абсолютно. Срыв с крыла идет более равномерно и самолет скорее перейдет на парашютирование, сваливание, чем на подхват. Срыв так же начинается с законцовок и летчик чувствует это по зудящей/дрожащей/трясущейся ручке управления

Факты из аэродинамики 8. Срывной и скоростной подхват Авиация, Аэродинамика, Истребитель, Наука, Длиннопост

Скоростной подхват. Проявляется практически на всех, самолетах при переходе с сверхзвуковой скорости на дозвуковую.

Факты из аэродинамики 8. Срывной и скоростной подхват Авиация, Аэродинамика, Истребитель, Наука, Длиннопост

Принцип аналогичен "затягиванию в пикирование", о котором я когда-то писал, но в обратной последовательности: торможение, фокус из-за смещающихся скачков уплотнения, сдвигается вперед, появляется кабрирующий момент, что снова тормозит и еще больше смещает фокус вперед. (Но на картинке ниже появление скачков при разгоне)

Факты из аэродинамики 8. Срывной и скоростной подхват Авиация, Аэродинамика, Истребитель, Наука, Длиннопост

За счет наплывов крыла (фокус смещается не так сильно) и демпфирующих автоматов стабилизатора эффект минимален и опасности не представляет.

Факты из аэродинамики 8. Срывной и скоростной подхват Авиация, Аэродинамика, Истребитель, Наука, Длиннопост
Показать полностью 8
477

Разное про авиацию

Разное про авиацию Авиация, Пилот, Летчики, Ответ, Длиннопост

Подписчики знают, что я больше люблю военную авиацию. Одна из любимых фраз: "Если идти в армию, то только в авиацию. Если уж и служить в авиации, то только летчиком. Если суждено быть летчиком, то только истребителем!"

В виду этого, гражданский летный сектор знаю косвенно. Отвечаю на ваши вопросы.

@cretcshendo интересовался, как военные летуны общаются с гражданскими. Пока не общался, нет таких друзей. Хотел бы иметь пару знакомых, чтобы в будущем перевестись в спокойный гражданский флот

Разное про авиацию Авиация, Пилот, Летчики, Ответ, Длиннопост

@Dokreq спрашивает, можно ли научившись летать на тренажере посадить реальный самолет?

Давай порассуждаем. Если ты отлично знаешь кабину и правильный заход на посадку (как выйти на глиссаду, как идти в радиосигнальной зоне ILS, то это уже огромный плюс. Ты сможешь связаться с землей, получить условия захода, обрисуешь ситуацию диспетчеру. Получишь помощь с земли.


Помощь с земли крайне важна. В военной авиации есть Помощник Руководителя Полетов (ПРП) и в его обязанности входит помощь экипажам на посадке. Со стороны видно, нормально ли он заходит по глиссаде, насколько самолет взмыл, способен ли он безопасно сесть или лучше уйти на второй круг. ПРП может подать команды "Вырааааавнивай... Малый Газ! Полметра... Касаешься!" или "Максимал, уходи на второй круг!". Спокойным командирским голосом. Если тебе, летающему на тренажере, будут подсказывать с земли, вероятность посадить настоящий самолет куда больше.  (На фото может быть сам Руководитель Полетов (РП), пусть не обижается на меня)

Разное про авиацию Авиация, Пилот, Летчики, Ответ, Длиннопост

Сложность посадки заключается в нескольких этапах: 1) видеть точку снижения и направить ее в торец полосы. Если ты целишься в торец ВПП и торец сползает вверх, то твоя точка снижения ниже. Ты идешь до полосы, ниже глиссады и должен это грамотно исправить (добавить оборотов, выйти на глиссаду и вернуть режим).

Если торец полосы сползает ниже, то твоя точка снижения направлена чуть дальше торца. Это будет перелет. Ты выше глиссады. Опустил немного нос, прибрал процентик оборотов (чтобы скорость не росла), встал на глиссаду (по приборам или сам визуально определил правильную глиссаду), установил правильный режим двигателя.

Вся глиссада и состоит из постоянной коррекции своих действий, так что на реальном самолете постоянно приходится шевелить ручкой и оборотами. С опытом действия все точнее и плавнее, так что коррекция практически незаметна.

Плюс еще борешься с ветром. Можно целый пост про посадку запилить))
(Заколхозил тут схему в кореле)

Разное про авиацию Авиация, Пилот, Летчики, Ответ, Длиннопост

@pioneer66pog Смогут ли пилоты боинга и истребителя заменить друг друга?

Думаю, я бы смог посадить пассажирский самолет. ради развлечения, платно на тренажере Боинга 373 я почти сразу выполнил самостоятельную посадку.

Мне трудно привыкнуть к английским цифрам. Да, английским. Футы-кноты. Если бы у меня была связь с землей, да еще и на русском, мне бы все подсказали. Я бы выдерживал заданный режим и выполнил все подготовительные действия в кабине.

Построить глиссаду для меня достаточно просто. Определить высоту выравнивания тяжело, могу выйти высоко и сыпаться с той высоты или приложить самолет об землю, но безопасно сесть реально. Досадить довольно просто. Длинны полосы хватит для торможения.


Каково там пилоту боинга в кабине су-27/миг-29/Миг-31/як-130? Все переключатели подписаны и найти их по подсказкам не составит труда. Про миг-31 не скажу, довольно сложный самолет. Про остальные: заход на посадку пилот авиалайнера построит. Глиссаду выдержит, но ему будет крайне некомфортно, так как истребители малоустойчивы и придется создавать им большие углы атаки. Если сойти с этих углов, самолет опустит нос и разгонит скорость, а скорость на посадке строго определена. Если вовремя не добавить оборотов, будучи на углах атаки, самолет может потерять скорость, начать сыпаться вниз. В аэродинамике это называется "вторые режимы" и я про них немного писал, но не про посадку.
Выровнять коммерческий пилот кое-как сумеет, ПРП поможет ему не допустить грубых ошибок. Торможение, руление, выключение по командам не трудно. Чтобы решать боевые задачи надо углубиться в теорию и это будет довольно просто (привет фанатам DCS, которые воюют лучше меня)

Разное про авиацию Авиация, Пилот, Летчики, Ответ, Длиннопост

@FatherCarlo Бухают ли пилоты и как часто летают с бодуна?

Пьют. Все мы люди, все мы можем расслабиться на праздники и свои выходые. Плюс есть такие глухие места, где из развлечений только грибы/охота/рыбалка и до ближайшего города сотни км. Работа крайне напряженная, обнуляться периодически тоже надо.

Но попойки исключительно в свободное время! Перед началом полетов все летчики проходят врача (давление, общее состояние, температура). Прийти на службу пьяным -- сразу вон из армии еще и должен останешься. Никто не летает пьяным или с бодуна, это прямая дорога на тот свет.


В 90ых все было в ужасном сотоянии: полетов нет, но спирт есть всегда. Многие системы охлаждения или противообледенения использовали спирт. На  семействе су-27 до сих пор есть бачок 5л для спирта и перед каждым полетом должен быть заполнен. Заливать метиловый спирт опасно для жизни техников из-за паров, поэтому все спирты этиловые. Техники сливали спирт с систем, списывали его как использованный, мешали с водой и употребляли. Это была жидкая валюта. Представьте себе "водку" 50град с запахом старой алюминиевой фляги, возможно с темноватым оттенком. Металлический привкус и возможный скрип на зубах. Это звалось "Массандрой".

@kapibu86 боится лететь. Очень зря. Давай переведем на привычные тебе автобусы.

Берем автобус возрастом лет 20. Произведен в Америке, куплен какими-нибудь островами, сдан в аренду Аэрофлоту. Автобус этот проектировался лет 7, учитывая весь прошлый опыт автобусостроения всего мира, еще три года проходил все возможные испытания. В него заложены запасы прочности всех элементов, дублировано самое необходимое для передвижения (движок, управление, прочие важные системы) ради того, чтобы его не пришлось чинить во время путешествия. Вложено куча денег, чтобы соответствовать всем требованиям международным правилам автобусостроения и автобусоэксплуатации. Ты веришь, что этот автобус крайне безопасен?

Разное про авиацию Авиация, Пилот, Летчики, Ответ, Длиннопост

Перед каждой поездкой проводится техобслуживание этого автобуса. После прибытия и перед прибытием. Все системы контролируются целой группой инженеров, которые 5лет обучались на "вышке" именно по автобусам, потом переучивались КОНКРЕТНО НА ЭТУ МОДЕЛЬ автобуса и работают с этими автобусами уже несколько лет. Перед каждым путешествием автобус заправляется топливом, которое проверяют каждое утро. Ты веришь, что автобус не сломается в пути?

Разное про авиацию Авиация, Пилот, Летчики, Ответ, Длиннопост

После этого автобус отправляют в дорогу. Да, он едет безумно быстро для твоего понимания, но он едет В ЧИСТОМ АСФАЛЬТОВОМ ПОЛЕ ОДИН. Между встречными автобусами километры. Есть специальные люди, которые следят за перемещением и сближением автобусов. Ты веришь, что с ним не случится ничего в полете? (асфальт неидельный, есть кочки и неровности, может болтать)

Разное про авиацию Авиация, Пилот, Летчики, Ответ, Длиннопост

Водитель автобуса учится 5 лет на свое "водительское удостоверение", затем переучивается на конкретную модель автобуса и водит только его. Причем там два водителя: один опытный, другой моложе и оба работают сообща, дополняя друг друга. Как хирурги, наверное.

Спроси водителей, а что будет, если в автобусе вдруг лопнет колесо? Он знает ответ и порядок действий. А вдруг сломается двигатель? Водитель без задумки ответит тебе что надо делать. А вдруг выскочат хулиганы, бросят камень в окно? У водителя есть ответ. А вдруг сначала лопнет колесо, потом отвалится дверь, дверь сломает двигатель, а потом в автобус влетит птица? Водитель расскажет тебе, что надо делать. Водитель знает выход из любой ситуации. Это его разминка: перечитывать согласованные с Автобусостроителем правильные действия и учить их наизусть. Ты веришь, что водитель довезет тебя?


Я не знаю, чего еще можно бояться в самолете. Наслаждайся полетом, разглядывай просторы под крылом, попробуй с высоты разглядеть сначала автомобили, они будут как муравьи, потом попробовать найти хотя бы одну человеческую фигуру на посадке. Крайне трудно.

Показать полностью 7
7

О чем писать?

Привет всем подписчикам! Давно не писал посты, не было времени, а вот уже пару дней хочу поделиться знаниями.
Что интересно из мира авиации, аэродинамики, летной профессии? О чём рассказать?

375

Немного о Су-57. Диванный анализ

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

К су-57, ПАК ФА, Т-50 не имею никакого отношения. Вся информация взята из поиска и разглядывания фото.

Компоновка самолета. Классическая интегральная схема. Интегральная -- когда крыло плавно перетекает в фюзеляж и сам фюзеляж имеет профиль крыла. Так было на миг29 и су27. Дает примерно 30-40% подъемной силы. Много тут не расскажешь, честное слово: су27 в новых формах

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

Цельноповоротный стабилизатор, дифференциально отклоняемый для управления по крену. На крыле отклоняемые носки, закрылки, элерон (плюс отклоняется вниз как закрылок).

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

От су27 отличается цельноповоротным килем и поверхностью над воздухозаборником. Киль такого типа улучшает путевую устойчивость и управляемость на сверхзвуке (как на ту160). Так как тормозного щитка на су57 нет, его роль отдана килям: они разворачиваются на одинаковый угол в разные стороны, становятся против потока воздуха.

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

Про панели над воздухозаборником можно рассказать подробнее. Учитывая их углы отклонения и площадь, это настоящее ПГО! (как на су30см)

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

На су30см ПГО когда надо улучшает маневренность, улучшает обтекание крыла на больших углах атаки, делает переход на сверхзвук более "мягким" (*для умных: на околозвуковых скоростях аэродинамический фокус смещается назад, нарушая баланс сил на самолете, а ПГО позволяет смещать фокус вперед)

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

Спросите, а почему на су35с нет пго, раз оно такое полезное? Приходится чем-то жертвовать. Где-то уйдёшь в плюс, где-то -- в минус. Сравнивая две "сушки", су35 более маневренный за счет меньшей массы, а на тяжёлом су30см "подкрутили" маневренность, поставив ПГО.

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

Основные характеристики. Тут ссылаюсь на википедию, больше не куда. Все подряд писать не буду, самое интересное:

Площадь крыла 82кв.м (62 кв.м у Су27)
Масса пустого самолета 18,5т (су 27 16т)
Норм взлетная 26,5т
Максимальная 35.5т (33т у су27)
Масса топлива до 11т из чего следует, что самолет точно поднимет 6 тонн "подарков" (при полной заправке) или даже больше (на вики до 10т), если с полупустыми баками
Максимальная скорость 2,4М (в 2,4 быстрее звука). Тут я сильно сомневаюсь, так как у су27 около 2М, а у F35 всего 1,6М
Полоток 20тыс м

Маневренность. Высокая маневренность такого огромного и тяжелого истребителя достигается использованием носков крыла, ПГО, несомненно отклоняемого вектора тяги. На самолете стоит двигатель как на Су35с и Су30см, но модернезированный. Тяга больше, углы отклонения сопла больше. Хотят сделать новый совершенно двиг специально под су57, этот двиг на испытаниях.

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост
Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост
Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

Боевые возможности. Тут уже су57 раскрывается во всей красе. Обещают новую безумную БРЛС, обнаруживающую цель на дальностях в 400км. Обнаружить сможет одновременно 62 цели, наводиться сразу по 16 воздушным. Оооочень крутые цифры, может быть неправда.

Обещают новый крутой ОЛС. Смысл оптико-локационных станций в том, что они ничего не излучают и находят самолет по тепловому следу от двигателей. Выдают целеуказание для ракет с тепловой головкой самонаведения. Это назывется "скрытой атакой", так как противник до пуска ракеты не будет знать: целятся по нему или нет.

Вооружение. Между двигателями отлично просматриваются два грузовых отсека. В нете мелькают изображения, на которых в каждом отсеке по 3 ракеты типа Р-77

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

Р-77. Ракета "воздух-воздух" радиолокационной гсн: сначала ракета летит в сторону цели по команде с самолета, потом захватывает цель сама Дальность пуска до 110км (идеальные условия, идеальный мир), вероятность поражения 0,7, скорость полета ракеты 3,5М. Не исключено, что для су57 ракета будет модернезированна, характеристики только улучшатся.

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

Слева и справа от двигателей есть выступающие части, треугольные в сечении наплывы. Скорее всего, это боковые грузовые отсеки и по некотрым изображениям, там помещается ракета типа Р-73

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

Р-73. Это чудо инженерной мысли, лучшая в мире ракета ближнего боя. Инфракрасная гсн (головка самонаведения) позволяет выполнять скрытую атаку, углы целеуказания (насколько может отклоняться чувствительный элемент гсн) позволяют совершать пуск при маневрах, а перегрузки, которые терпит ракета (40ед), не дают противнику шансов увернуться (перегрузка цели до 12ед).Помимо рулей на самой ракете, отклоняется вектор тяги ракетного двигателя.

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

Дальность пуска от 300м до 40км, скорость поражаемой цели до 2500км/ч. Опять же ракета может модифицироваться под новый самолет.

Если рассмотреть фото истребителя су-57, можно обнаружить места креплений внешних точек подвески. Я насчитал +6 точек подвески.

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост
Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

Итого по вооружению: 8 ракет "воздух-воздух" спрятано в самолете и никак не ухудшают заметность и аэродинамику. На 6ти внешних можно подвесить что угодно, как задача поступит: топливные баки, управляемые/неуправляемые ракеты (воздух-воздух и воздух - поверхность) и бомбы

Справа под створкой находится пушка. Скорее всего ГШ-301 (как на су27 и миг29), скорее всего модификация под 2к19.

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

Не знаю, куда впихнуть этот абзац, но на самолете есть штанга дозаправки, тоже прячется под створками

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

Малозаметность. Хочу обратить внимание на то, что не стояла цель сделать самолет-невидимку. Это тупиковая ветвь развития. Наш заказ выгдяит так: уменьшаем заметность самолета (условно, дальность обнаружения с 150км до 100км), но не теряем маневренность (f117 ужасен в плане аэродинамики). Сэкономленные средства вбухиваем в станцию помех. Таким образом, у самолета появились грани, кромки под одним углом, исключены прямые углы в конструкции, стоит S-образный канал воздухозаборника, используются радиопрозрачные/композитные панели.

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост
Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост
Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

Знаете, почему у российских истребителей нет плоского сопла, снижающего инфракрасную заметность? Падает тяга двигателя, ухудшается маневренность. Нам важнее маневренность, чем срыв инфракрасной гсн.

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

Учитывая габариты самолета и расположение радиопрозрачных обтекателей (носовой, хвостовой, в носках крыла), подозреваю, что самолет имеет круговой радио-обзор и встроенную систему постановки помех.

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

Это все, что пришло в голову по су-57, можете дополнять. Сразу прошу прощения за опечатки, куда без них.

Пы.Сы. Одна из фото честно стырена у Вадима Савицкого.

Показать полностью 23
725

Опасные явления погоды для авиации

Нашел идею для своего поста у коллеги. Привет, @ibonefig, @Karacupa !

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

Разберем все неготивные явления, которые могут возникнуть в полете. То, что угрожает безопасности полетов, называется ОПАСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ПОГОДЫ (ОЯП).

Начнем с самого частого явления -- турбулентность. Она же болтанка. Она же "воздушные ямы". Есть различные степени турбулентности, легкая болтанка встречается чуть ли не постоянно, так что бояться ее не стоит.

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост
Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

Из-за чего она происходит? Воздух прогревается неравномерно: над полями он горячий (плотность маленькая), над реками-озерами больше влаги (плотность большая), под облаками он чуть прохладнее, на больших высотах появляются сильные ветра и струйные течения воздуха, (да, как в море) до 150м/с на высоте 11тыс м, при этом с высотой может меняться направление ветра и это создаёт возмущения.

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

Болтанка возникает, когда самолет скачет по этим всем возмущениям на своей большой скорости (500-800км/ч). Для пассажиров: ниже облаков болтанка будет слабой/умеренной и бояться ее не стоит. На большой высоте может тряхануть неожиданно, потому что струйные течения никак не обнаружить.

Лайфхак: в носовой части болтанка меньше, в хвостовой максимальна. Чем больше/тяжелее самолет, тем слабее будет чувствоваться тряска.

Обледенение. Крайне неприятный эффект, но с ним легко бороться. Опасно тем, что самолет становится значительно тяжелее, ухудается аэродинамические качества, в некотрых случаях обледенение (на не оборудованных противообледенительных самолетах) сковывало органы управления. Из-за льда может выйти из строя двигатель.

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

Из-за чего возникает: частички воды в воздухе, ударяясь о крыло, теряют тепло и образуют лед на крыле. Чаще всего образуется при температуре воздуха +-5 град Ц. Но надо иметь в виду, что с каждой 1000м температура воздуха опускается на 6,5град Ц., так что если взлетели осенью в +15, то примерно на трех тыс м может начаться обледенение.

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

Как бороться: 1) самолеты перед полетом обрабатывают специальной жидкостью, не допускающей обледенение какое-то время. 2) при скорости более 600км/ч обледенение не возникает из-за нагрева самолета (трение об воздух). 3) есть нагревающиеся панели на выступающих частях и на входе в двигатель. 4) из зоны обледенения можно подняться выше (где холоднее) или ниже (где теплее). 5) в полете обледенение возникает в облаках (ведь облако это частички воды) и можно облака обходить.

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

(железные кромки крыла, воздухозаборников, хвостового оперения нагреваются как утюг)

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

Грозовые очаги. Крайне опасное явление. Помимо молний, там есть сильные восходящие и нисходящие потоки воздуха. Огромный самолёт может швырять вверх, бросать вниз, из-за магнитных/электрических явлений нарушится работа бортовой электроники.

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост
Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост
Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

Как бороться: на самолетах есть радары, которые видят грозовые очаги. Есть правила облета этих грозовых очагов как по радару, так и визуальных. Что-то вроде облетать очаг не ближе 15км, между очагами не менее 30км, можно облетать выше на 500-1000м и т.д. Залетать в такие очаги категорически запрещено, так что ни один пилот не будет подвергать опасности ни себя, ни пассажиров.

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

Сами грозы и молнии. Редкое явление, потому что грозы надо облетать. Но на случай попадания в самолет электрического разряда, самолет имеет специальные разрядники, все электронное оборудование защищено от воздействия молнии. Но, как показывет практика, что-то может пойти не так и что-то может отказать. Бояться не стоит, летчики постоянно отрабатывают действия при отказах.

Пы.Сы. Пока искал фото удара молнии, нашел статейку, что вообще молния попадает в чуть ли не каждый самолет раз в год, а пассажиры ничего не замечают, бортовое оборудование экранировано и защищено.

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

Туман. Не считаю это чем-то опасным, потому что у каждого пилота/аэродрома/типа самолета есть допуск на выполнение взлета и посадки. Если условия погоды не позволяют выполнить полет, либо ждут лушчей погоды, либо уводят самолет на другой аэродром посадки. Выбрать другой аэродром выходит авиакомпаниям в копеечку, поэтому все неудачные посадки в плохих погодных условиях на совести "коммерсантов". Спешу обрадовать, в нашем современном мире взлет-посадка может БЕЗОПАСНО выполняться в автоматическом режиме даже когда полосы не видно.

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост
Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

Отказы техники. Погодные явления кончились, теперь просто про все остальные опасности. На каждый возможный отказ техники есть прямой порядок действий. С любым отказом можно выполнить посадку. Дальше все зависить от опытности командира корабля.

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост
Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост
Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост
Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

В родной военной авиации всегда можно "выйти из кабинета".

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

Напомню, что самолет самый безопасный в мире транспорт, что на обеспечение одного пассажирского перелета трудятся сотня высококлассных специалистов, постоянно проводится контроль техники, контроль действий всех причастных к полету.

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост
Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост
Показать полностью 22
254

Факты из аэродинамики 7. Кривые Жуковского.

Факты из аэродинамики 7. Кривые Жуковского. Летчики, Самолет, Авиация, Наука, Аэродинамика, Длиннопост

Аэродинамика тесно связана с графиками и прочими зависимостями. Сегодня хочу рассмотреть один из таких графиков и, заодно, прославить русского физика, Николая Егоровича Жуковского (1847-1921г). Чтобы народ не заскучал, добавлю разных фото и рисунков.

А что, собственно, за кривые такие? Для начала надо рассказать про условия горизонтального полета. Установившийся горизонтальный полет (УГП) -- это полет, при котором сумма всех сил и моментов равна нулю. Скорость постоянная, высота тоже. Подъемной силе (Y, вверх) противостоит масса (G, вних), тягу (P, вперед) уравновешивает сопротивление (X, назад).

Факты из аэродинамики 7. Кривые Жуковского. Летчики, Самолет, Авиация, Наука, Аэродинамика, Длиннопост

Николай Егорович, более ста лет назад, описал условие установившегося горизонтального полета через зависимость тяги, сопротивления и скорости. Этими графиками пользуются до сих пор и будут пользоваться всегда. Дальше будет понятнее.

Начнем с тяги. Тут все просто: с увеличением скорости, тяга будет немного уменьшаться. С увеличением высоты, за счет уменьшения плотности воздуха, тяга будет уменьшаться. Рисуем график (величины условные):

Факты из аэродинамики 7. Кривые Жуковского. Летчики, Самолет, Авиация, Наука, Аэродинамика, Длиннопост

Это называется "располагаемой тягой", то, что мы имеем в кармане, чем мы можем пользоваться. При уменьшении оборотов -- линия тяги будет смешаться вниз, как при увеличении высоты.

Теперь рассммотрим сопротивление. Итоговое сопротивление (Х) складывается из двух: индуктивное (Xi) и безындуктивное (Х0).

Безындуктивное -- это банальное лобовое сопротивление. Как у кирпича, ничего необычного. С ростом скорости будет увеличиваться.

Факты из аэродинамики 7. Кривые Жуковского. Летчики, Самолет, Авиация, Наука, Аэродинамика, Длиннопост

Индуктивное -- возникает вместе с подъемной силой. За счет перетеканий потоков воздуха, разницы давлений и вот этого всего. С ростом скорости будет УМЕНЬШАТЬСЯ, так как на больших скоростях подъемная сила нужна меньше. По формулам все выводится, только это нифига никому неинтересно.

Факты из аэродинамики 7. Кривые Жуковского. Летчики, Самолет, Авиация, Наука, Аэродинамика, Длиннопост

Изображаем оба сопротивления на одном графике, затем суммируем две линии (к одной из них прибавляем величину другой)

Факты из аэродинамики 7. Кривые Жуковского. Летчики, Самолет, Авиация, Наука, Аэродинамика, Длиннопост

Та-дам! Получилось общее сопротивление. Оно же "потребная [для УГП] тяга". Рисуем сюда тягу располагаемую и получаем классические кривые Жуковского!

Факты из аэродинамики 7. Кривые Жуковского. Летчики, Самолет, Авиация, Наука, Аэродинамика, Длиннопост

Ну и че, да? Теперь анализируем. Там, где две линии пересеклись -- горизонтальный полет при данных условиях. Погодите-ка, а почему при одной и той же тяги две разные скорости??? А это называется "первые" и "вторые" режимы полета.

Точка, что правее -- это первые режимы полета. Все самолеты летают на этих режимах, никаких проблем нет. Если появился скачок скорости (порыв ветра, ещё что-нибудь), появляется нарушается равновесие P=X и все возвращается в исходное положение. Это устойчивый режим.

Факты из аэродинамики 7. Кривые Жуковского. Летчики, Самолет, Авиация, Наука, Аэродинамика, Длиннопост

Левое пересечение графиков (наглядно есть только на предыдущем рисунке где высота 11тыс м) показывает "вторые режимы". А что там с устойчивостью?

Факты из аэродинамики 7. Кривые Жуковского. Летчики, Самолет, Авиация, Наука, Аэродинамика, Длиннопост

Любое изменение скорости приводит к еще большему изменению V. Если скорость уменьшилась, она будет ещетстремительнее уменьшаться и самолет начнет сваливаться, опускать нос, терять высоту. При увеличении скорости появится запас тяги, который уведет самолет со вторых режимов на устойчивый первый режим. Полет на втором режиме практически невозможен, а увидеть его вживую можно на выступлениях: чтобы удержать самолет в полете на малой скорости необходимо постоянно изменять тягу двигателя, балансируя на нужной скорости полета. Замечу, что некоторые истребители заходят на посадку на вторых режимах.

Факты из аэродинамики 7. Кривые Жуковского. Летчики, Самолет, Авиация, Наука, Аэродинамика, Длиннопост

А что еще можно увидеть на кривых Жуковского? Существует определенная скорость, при которой сопротивление будет минимальным. Полет на этой скорости требует минимальной тяги, что означает минимальный расход топлива. Самый экономный режим полета. Поэтому эта скорость называется наивыгоднейшей (Vнв). Это скорость максимальной продолжительности полета.

Факты из аэродинамики 7. Кривые Жуковского. Летчики, Самолет, Авиация, Наука, Аэродинамика, Длиннопост
Факты из аэродинамики 7. Кривые Жуковского. Летчики, Самолет, Авиация, Наука, Аэродинамика, Длиннопост

Если провести касательную из начала координат к линии потребных тяг, получим точку, правее Vнв. В этой точке будет самое оптимальное соотношение тяги к сопротивлению, что даст нам скорость максимальной дальности полета, крейсерскую скорость (Vкр).

Факты из аэродинамики 7. Кривые Жуковского. Летчики, Самолет, Авиация, Наука, Аэродинамика, Длиннопост

Фига се, как много информации из двух кривых! А есть еще что? Есть. Помните, в самом начале сказал, что с высотой тяга уменьшается? (первый рисунок) Так вот, на определённой высоте графики пересекутся в одной единственной точке. При этой высоте будет достигнут теоритический потолок. На практике он не используется (любое движение сгонит самолет с этого потолка), но на бумаге и на расчетах есть. Про потолки однажды позже расскажу.

Факты из аэродинамики 7. Кривые Жуковского. Летчики, Самолет, Авиация, Наука, Аэродинамика, Длиннопост

Напомню, Николай Егорович Жуковский дошел до этих графиков, описал их еще на заре авиации, начав свои научные труды еще два века назад. Он считается одним из основателей аэродинамических наук.

Факты из аэродинамики 7. Кривые Жуковского. Летчики, Самолет, Авиация, Наука, Аэродинамика, Длиннопост

И помните, друзья: "Самолет-величайшее творение разума и рук человеческих,он не подвластен никаким авторитетам,кроме лиц,знающих и уважающих летные законы"(Н.Е.Жуковский)

Показать полностью 15
1404

Боевое применение МиГ-29

Боевое применение МиГ-29 Военная авиация, Миг-29, Самолет, Истребитель, Летчики, Перехват, Длиннопост

Товарищ майор, книжечка уже не секретная, найдена в открытом доступе, могу цитировать как хочу. Сразу говорю, что данный самолет я не осваивал, всех тонкостей не знаю, сужу по доступной мне документации.

Боевое применение МиГ-29 Военная авиация, Миг-29, Самолет, Истребитель, Летчики, Перехват, Длиннопост

Пост будет вцелом без историй, похоже на лекцию. Даже не знаю, чем он может понравиться обычной публике пикабу. Заодно люди поймут, что в "военных секретах" нет ничего интересного, нефиг туда лезть, только больше проблем получишь.

Вступление закончил, поехали! Сегодня я расскажу вам, как поджигать жопы авиационного противника на старых сериях самолета МиГ-29

Боевое применение МиГ-29 Военная авиация, Миг-29, Самолет, Истребитель, Летчики, Перехват, Длиннопост

Наши возможности: "воздух-воздух" нести 2 управляемые ракеты дальнего воздушного боя (УР ДВБ) Р-27 разных модификаций (интересно, что эту ракету сделали специально под су27, от сюда и название) и 4 упр. ракеты ближнего воздушного боя (УР БВБ) Р-73 (но в моей рассекреченной книге Р-60). Про ракеты позже расскажу.

Боевое применение МиГ-29 Военная авиация, Миг-29, Самолет, Истребитель, Летчики, Перехват, Длиннопост

"Воздух-поверхность" 4 блока неуправляемых ракет любых видов (НАР) или 4 бомбы до 500кг.

Боевое применение МиГ-29 Военная авиация, Миг-29, Самолет, Истребитель, Летчики, Перехват, Длиннопост
Боевое применение МиГ-29 Военная авиация, Миг-29, Самолет, Истребитель, Летчики, Перехват, Длиннопост

Еще на самолете есть пушка ГШ-301 (калибр 30мм) на все случаи жизни с боекомплектом 150 снарядов. О ней тоже позже.

Боевое применение МиГ-29 Военная авиация, Миг-29, Самолет, Истребитель, Летчики, Перехват, Длиннопост

Корректируемые бомбы и ракеты "Воздух-поверхность" на самолеты ранних версий, похоже, не ставили, так что говорить о них я сегодня не могу.

Для вычисления воздушных пидрилл, опознования "с какого района, пацанчик, ты прилетел", целеуказания по ним есть бортовой радар в носовой части. Для удобства, назову его БРЛС (бортовая радиолокационная станция). Начну как раз с дальнего воздушного боя.

Боевое применение МиГ-29 Военная авиация, Миг-29, Самолет, Истребитель, Летчики, Перехват, Длиннопост

Самолет старый, брлс старого поколения, имела свои недостатки: воздушный небрат может скрыться с моих глаз, если будет лететь боком ко мне. Вот картинка, где я буду видеть цель

Боевое применение МиГ-29 Военная авиация, Миг-29, Самолет, Истребитель, Летчики, Перехват, Длиннопост

После обнаружения отправляется кодовый секретный запрос "ты кто" и самолет должен ответить нужным секретным кодом. Коды совпали -- "свой". Нет -- "чужой".

Возможности брлс: обнаруживает до 10 целей, выделяет одну, самую ближнюю, ставит её "опасной" и готовит весь прицельный комплекс, головки самонаведения (гсн) ракет против этой цели.

Режимы работы: "догон" (Д), "встреча" (В), "автомат" (Авт), "ближний бой". В зависисости от ситуации, будем включать нужный режим излучения БРЛС: лоб в лоб, догоняю или визуально обнаружил.

В переднюю полусферу (ППС), "встреча", я могу обнаружить цель:
Высота 30м....23.000м
Скорость цели 230...2500км/ч
Относительно моей высоты -6...+10км
Дальность до 70км (в заднюю полусферу, ЗПС, на догоне цели до 35км)

Вот пределы обзора моей брлс. Всю зону целиком я могу вручную смещать в ручном режиме

Боевое применение МиГ-29 Военная авиация, Миг-29, Самолет, Истребитель, Летчики, Перехват, Длиннопост

Когда цель нашли, она ставится на автосопровождение. Брлс фиксирует на ней свой взор и готова выдавать команды целеуказания для ракет.

Боевое применение МиГ-29 Военная авиация, Миг-29, Самолет, Истребитель, Летчики, Перехват, Длиннопост

Вообще, военный летчик -- существо без научных степеней, в кабине все сделано для простоты уничтожения воздушных целей (ВЦ). Вот как выглядит на ИЛС дальний воздушный бой (только крутилку БРЛС в кабине надо поставить в режим В,Д или АВТ)"

Боевое применение МиГ-29 Военная авиация, Миг-29, Самолет, Истребитель, Летчики, Перехват, Длиннопост

Появляются две линии черточек (10, 11) -- наводишь пальцем (на ручке управления самолетом есть маленький стик, как на джостиках плейстейшн или Хбокс) прямоугольный строб на эти линии. ГСН ракет следуют за стробом. Жмешь большим пальцем кнопку "захват". Если ряд линий один -- это ложная цель, которая не опознается никак. Далее случается вот что

Боевое применение МиГ-29 Военная авиация, Миг-29, Самолет, Истребитель, Летчики, Перехват, Длиннопост

Появляется метка цели в виде ромбика, смещается большое кольцо. Оно называется директорным и надо всего-навсего совместить метку самолета с этим кольцом. Ракета уже получает координаты цели, но не может быть запущена (дальность большая, углы на цель не те). Когда сбудутся все условия для пуска, загорится ПР, приятныйприятный женский голосголос в наушникискажет "пуск разрешен" и можно нажиматьна гашетку.
При использовании Р-27 необходимо выдерживать метку ромбика в ИЛС, чтобы ракета нашла цель, когда подлетит ближе, на меньшей дистанции. Можно пустить одну ракету, можно две сразу.

Боевое применение МиГ-29 Военная авиация, Миг-29, Самолет, Истребитель, Летчики, Перехват, Длиннопост

Теперь про Р-27. На миг29 рассмотрено только с радиолокационной гсн, но есть еще с тепловой (цепляется за "горячий след" самолета и летит в двигатель), есть с пссивной радиолокационной гсн (летит на источник радиопомех). Далее скриншотами. РЛПК=БРЛС.

Боевое применение МиГ-29 Военная авиация, Миг-29, Самолет, Истребитель, Летчики, Перехват, Длиннопост
Боевое применение МиГ-29 Военная авиация, Миг-29, Самолет, Истребитель, Летчики, Перехват, Длиннопост
Боевое применение МиГ-29 Военная авиация, Миг-29, Самолет, Истребитель, Летчики, Перехват, Длиннопост

Так. Неприятеля на подходе мы уничтожили, пост длиннющий, придется на несколько частей дробить. Интересно хоть?

Показать полностью 16
932

Факты из аэродинамики 6. МиГ-29

Сегодня практическвя аэродинамика, под мой формат подходит. Так как в сети появилась документация по миг29 в открытом доступе (руководство по летной эксплуатации, боевое применение, аэродинамика миг29), я могу рассказать про этот самолет интересные нюансы (ссылаясь на эти документы, конечно же).

Факты из аэродинамики 6. МиГ-29 Наука, Аэродинамика, Самолет, Авиация, Истребитель, Военная авиация, Миг-29, Длиннопост

Начнем с аэродинамики. Много графиков, мало текста. Из интересного покажу диапазон высот и скоростей полета

Факты из аэродинамики 6. МиГ-29 Наука, Аэродинамика, Самолет, Авиация, Истребитель, Военная авиация, Миг-29, Длиннопост

Самолет может летать "внутри" графика на данных высотах и данных скоростях. Объясняю, что тут видно: минимальная скорость полета ограничена слева углом атаки (от 0,1М и увеличивается с высотой). Меньше этой скорости самолет начнет сваливаться.

Максимальная скорость полета (V=1500 км/ч) ограничена прочностью самолета и с ростом высоты (после 10тыс м) самолету нехватает тяги (на полном форсаже) достигнуть этого ограничения. Вообще, я должен был объяснить раньше, что существуют три понятия скорости: приборная, истинная и путевая, но как-нибудь потом.

С подвесными топливными баками, блоками неуправляемых ракет или бомбами самолет ограничен скоростью М=0.8. Связано со сверхзвуковыми негативными эффектами

Факты из аэродинамики 6. МиГ-29 Наука, Аэродинамика, Самолет, Авиация, Истребитель, Военная авиация, Миг-29, Длиннопост

На "максимале" или "малом форсаже" самолет неспособен обогнать звук, а с использованием полного форсажа может достигнуть максимальной скорости в 2,3 раза быстрее звука! Даже с ракетами!

Факты из аэродинамики 6. МиГ-29 Наука, Аэродинамика, Самолет, Авиация, Истребитель, Военная авиация, Миг-29, Длиннопост

Верхний край графика -- это максимальная выоста полета. Ничем не ограничена, просто нехватает тяги лететь выше. Просадка графика связана с трансзвуковой скоростью (М=0.9....1.3), где самые сильные негативные влияния звуковой скорости (быстрее проще).

Факты из аэродинамики 6. МиГ-29 Наука, Аэродинамика, Самолет, Авиация, Истребитель, Военная авиация, Миг-29, Длиннопост

А вот вам график тяги двигателя на режиме "ПОЛНЫЙ ФОРСАЖ" миг29. Слева тяга в килограммах силы, справа высота в км.

Факты из аэродинамики 6. МиГ-29 Наука, Аэродинамика, Самолет, Авиация, Истребитель, Военная авиация, Миг-29, Длиннопост

С увеличением высоты максимальная тяга заметно падает (уменьшается плотность воздуха), но уменьшается и расход топлива (из-за температуры воздуха на входе в двиг). Кстати, именно поэтому пассажирские самолеты летают на высотах 8-10км. На 11км начинается тропопауза, в которой температура воздуха постоянна и расход становится постоянным. Выше тропопаузы меняются значения атмосферы, в формулы лезть не хочу, но расход увеличивается.

Факты из аэродинамики 6. МиГ-29 Наука, Аэродинамика, Самолет, Авиация, Истребитель, Военная авиация, Миг-29, Длиннопост

Вот, кому интересно, разгонные характеристики самолета на разных высотах. Сколько нужно секунд/кг топлива/км расстояния для разгона от 400км/ч, например, до 700км/ч. Отчетливо видно, что использование "полного форсажа" существенно улучшает скоростные возможности самолета

Факты из аэродинамики 6. МиГ-29 Наука, Аэродинамика, Самолет, Авиация, Истребитель, Военная авиация, Миг-29, Длиннопост

У земли (1000м) и на высоте 11тыс м

Факты из аэродинамики 6. МиГ-29 Наука, Аэродинамика, Самолет, Авиация, Истребитель, Военная авиация, Миг-29, Длиннопост
Факты из аэродинамики 6. МиГ-29 Наука, Аэродинамика, Самолет, Авиация, Истребитель, Военная авиация, Миг-29, Длиннопост

Кто-то в комментариях говорил, что тормозной щиток на миг29 бесполезен и им никто не пользуется. Вот график торможения, с щитком и без. Замечу, что скорость можно гасить перегрузкой и это тоже есть в графике

Факты из аэродинамики 6. МиГ-29 Наука, Аэродинамика, Самолет, Авиация, Истребитель, Военная авиация, Миг-29, Длиннопост
Факты из аэродинамики 6. МиГ-29 Наука, Аэродинамика, Самолет, Авиация, Истребитель, Военная авиация, Миг-29, Длиннопост

По графику сравним: гасим скорость в спокойном полете с 800 до 400км/ч. Без ТЩ это 11км, с щитком 7км.

В балке между щитками находится тормозной парашют. Выпускается летчиком после посадки (но можно и в полете для выхода из штопора). Площадь его 17кв.м и при скорости более 320км/ч рвется специальное кольцо, которым он крепится к самолету

Факты из аэродинамики 6. МиГ-29 Наука, Аэродинамика, Самолет, Авиация, Истребитель, Военная авиация, Миг-29, Длиннопост

Дальше в книге идут фигуры пилотажа, хочу лишь объяснить всем фанатам авиации (а не специалистам), что петля Нестерова не выглядит идеальным кругом

Факты из аэродинамики 6. МиГ-29 Наука, Аэродинамика, Самолет, Авиация, Истребитель, Военная авиация, Миг-29, Длиннопост

Тяговооруженность миг29 позволяет выполнять фигуру с набором высоты, поэтому высота вывода больше высоты ввода. Скорость на вводе и выводе одинаковая.

На этом, пожалуй, остановлюсь. Боевое применение я сейчас расписывать не хочу, слишком много информации. Вообще это считается секретной темой. Почему документ со всеми параметрами БРЛС и режимами прицельного комплекса миг29 в открытом доступе -- мне не понятно.

Факты из аэродинамики 6. МиГ-29 Наука, Аэродинамика, Самолет, Авиация, Истребитель, Военная авиация, Миг-29, Длиннопост

Хочу про кривые Жуковского рассказать, но будет ли интересен пост про один график, из которого инфы на целый пост?

Показать полностью 15
682

Факты из аэродинамики 5. Крыло

Сегодня я расскажу, какие бывают крылья. Вообще, крыло на самолете одно, но есть левая и правая консоль. Исключение самолет с двумя крыльями -- биплан и пример такого Ан-2.

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

С прямым крылом все просто: легко в производстве, отлично себя чувствует на небольших скоростях. Пример самолеты первой и второй мировых войн, современные поршневые самолеты.

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Стреловидное крыло (40...60град) имеет преимущества на околозвуковых скоростях и сверхзвуковых скоростях. Современные авиалайнеры развивают скорость до 900км/ч, а на больших высотах это может быть уже M=0,8 (в авиации М=1 это скорость звука при данных условиях полета). Поэтому у всех крупных самолётов угол стреловидности завис от 35...45 град, не более.

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Абзац со звездочкой*
Поток воздуха на стреловидном крыле можно разложить на две составляющие: перпендикулярно крылу и вдоль передней кромки. Тот вектор скорости, что вдодь передней кромки в создании подъемной силы не участвует, лишь создает сопротивление. А второй вектор, который перпендикулярен кромке крыла (Vn) имеет МЕНЬШУЮ скорость, нежели поток воздуха, который был изначально (V) (сложение векторов, все дела).
Таким ообразом, все негативные эффекты околозвуковой скорости наступят позже.

Пример, условно: негатив при M=0.8. Фактическая скорость V М=0.9, но на крыле (Vn) всего лишь М=0.6 из-за стреловидности крыла

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Еще одно инженерное решение для самолетов с большим углом стреловидности. Чтобы тот поток воздуха, что скользит по кромке крыла, был нам на пользу, ставят аэродинамические гребни (МиГ17)

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

На некотрых истребителях вместо гребней есть "аэродинамический зуб" (МиГ23, например). Создаваемый им вихрь не дает воздуху перетекать, а при маневрировании (на як130 тоже есть) закрученный поток воздуха намного позже отлипает от крыла (при больших углах атаки, срыв на крыле позже кароч)

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост
Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Для полета на сверхзвуковых скоростях крыло делают такого размера, чтобы оно вписвалось в конус Маха, иначе будет огромное сопротивление на выступающих за конус частях. Примером маленького стреловидного крыла может служить МиГ21. (а -- это скорость звука)

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост
Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Вернемся на небольшие скорости. Есть понятие "удлинение крыла". Это размах крыла, поделенный на САХ (средняя аэродинм. хорда, в прошлых постах объяснял). Пример летательного аппарата с большим удлинением -- планеры.

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Интересно то, что по формуле подъемной силы крыла имеет значение площадь крыла, а не удлинение, например. Но для низких скоростей выгоднее большое удлинение. Пример крыла небольшого удлинения, но большой площади -- крыло экраноплана. Его аэродинамику я не объясню, лишь догадываюсь: для экранного эффекта от водной/земной поверхности при прочих равных условиях выгоднее крыло малого удлинения

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Итак, теперь про крылья изменяемой стреловидности. Площадь крыла не изменятся при повороте консоли, так что формула подъемной силы и сама подъемная сила должна быть постоянной.
Теперь перечитываем все выше и получаем: на взлетно-посадочных и маневренных режимах важны: большое удлинение крыла и малая стреловидность, а на больших скоростях наоборот. Вот вам хит 80ых, крыло изменямой стреловидности

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост
Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Но весь этот поворотный шарнир крыла -- очень тяжелый элемент планера. Был найден компромисс: наплывы крыла (Су27, МиГ29 и т.д.). Имеется умеренная стреловидность большого удлинения (само крыло) для малых скоростей и большая стреловидность, малое удлинение (наплыв) на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. Еще аэродинамический фокус (я писал про этот эффект в посте про БИ-1) смещается незначительно за счет использования наплыва.

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Не могу пройти мимо истребителей. Для малых скоростей есть отклоняемые носки крыла, отклоняемые флаппероны (Су-30см). Для устойчивости на больших углах атаки от наплывов образуется полезный вихрь, сохраняющий путевую устойчивость самолета. Для сверхзвуковых скоростей есть цельноповоротный стабилизатор, ведь из-за образовавшихся скачков уплотнения эффективности обычных рулей высоты (как на поршневых самолетах) недостаточно.

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Все. Не отвлекаюсь. Я про крыло рассказывал.

Но самый "нежный" переход от дозвука на сверхзвук у крыла оживальной формы (ту144). Для маневренного воздушного боя недостаточно, а для пассажирского самолета -- в самый раз

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост
Показать полностью 15
Отличная работа, все прочитано!