BerryMan29

BerryMan29

пикабушник
поставил 1961 плюс и 47 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
16К рейтинг 1200 подписчиков 1039 комментариев 39 постов 29 в "горячем"
1 награда
более 1000 подписчиков
350

Немного о Су-57. Диванный анализ

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

К су-57, ПАК ФА, Т-50 не имею никакого отношения. Вся информация взята из поиска и разглядывания фото.

Компоновка самолета. Классическая интегральная схема. Интегральная -- когда крыло плавно перетекает в фюзеляж и сам фюзеляж имеет профиль крыла. Так было на миг29 и су27. Дает примерно 30-40% подъемной силы. Много тут не расскажешь, честное слово: су27 в новых формах

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

Цельноповоротный стабилизатор, дифференциально отклоняемый для управления по крену. На крыле отклоняемые носки, закрылки, элерон (плюс отклоняется вниз как закрылок).

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

От су27 отличается цельноповоротным килем и поверхностью над воздухозаборником. Киль такого типа улучшает путевую устойчивость и управляемость на сверхзвуке (как на ту160). Так как тормозного щитка на су57 нет, его роль отдана килям: они разворачиваются на одинаковый угол в разные стороны, становятся против потока воздуха.

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

Про панели над воздухозаборником можно рассказать подробнее. Учитывая их углы отклонения и площадь, это настоящее ПГО! (как на су30см)

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

На су30см ПГО когда надо улучшает маневренность, улучшает обтекание крыла на больших углах атаки, делает переход на сверхзвук более "мягким" (*для умных: на околозвуковых скоростях аэродинамический фокус смещается назад, нарушая баланс сил на самолете, а ПГО позволяет смещать фокус вперед)

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

Спросите, а почему на су35с нет пго, раз оно такое полезное? Приходится чем-то жертвовать. Где-то уйдёшь в плюс, где-то -- в минус. Сравнивая две "сушки", су35 более маневренный за счет меньшей массы, а на тяжёлом су30см "подкрутили" маневренность, поставив ПГО.

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

Основные характеристики. Тут ссылаюсь на википедию, больше не куда. Все подряд писать не буду, самое интересное:

Площадь крыла 82кв.м (62 кв.м у Су27)
Масса пустого самолета 18,5т (су 27 16т)
Норм взлетная 26,5т
Максимальная 35.5т (33т у су27)
Масса топлива до 11т из чего следует, что самолет точно поднимет 6 тонн "подарков" (при полной заправке) или даже больше (на вики до 10т), если с полупустыми баками
Максимальная скорость 2,4М (в 2,4 быстрее звука). Тут я сильно сомневаюсь, так как у су27 около 2М, а у F35 всего 1,6М
Полоток 20тыс м

Маневренность. Высокая маневренность такого огромного и тяжелого истребителя достигается использованием носков крыла, ПГО, несомненно отклоняемого вектора тяги. На самолете стоит двигатель как на Су35с и Су30см, но модернезированный. Тяга больше, углы отклонения сопла больше. Хотят сделать новый совершенно двиг специально под су57, этот двиг на испытаниях.

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост
Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост
Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

Боевые возможности. Тут уже су57 раскрывается во всей красе. Обещают новую безумную БРЛС, обнаруживающую цель на дальностях в 400км. Обнаружить сможет одновременно 62 цели, наводиться сразу по 16 воздушным. Оооочень крутые цифры, может быть неправда.

Обещают новый крутой ОЛС. Смысл оптико-локационных станций в том, что они ничего не излучают и находят самолет по тепловому следу от двигателей. Выдают целеуказание для ракет с тепловой головкой самонаведения. Это назывется "скрытой атакой", так как противник до пуска ракеты не будет знать: целятся по нему или нет.

Вооружение. Между двигателями отлично просматриваются два грузовых отсека. В нете мелькают изображения, на которых в каждом отсеке по 3 ракеты типа Р-77

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

Р-77. Ракета "воздух-воздух" радиолокационной гсн: сначала ракета летит в сторону цели по команде с самолета, потом захватывает цель сама Дальность пуска до 110км (идеальные условия, идеальный мир), вероятность поражения 0,7, скорость полета ракеты 3,5М. Не исключено, что для су57 ракета будет модернезированна, характеристики только улучшатся.

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

Слева и справа от двигателей есть выступающие части, треугольные в сечении наплывы. Скорее всего, это боковые грузовые отсеки и по некотрым изображениям, там помещается ракета типа Р-73

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

Р-73. Это чудо инженерной мысли, лучшая в мире ракета ближнего боя. Инфракрасная гсн (головка самонаведения) позволяет выполнять скрытую атаку, углы целеуказания (насколько может отклоняться чувствительный элемент гсн) позволяют совершать пуск при маневрах, а перегрузки, которые терпит ракета (40ед), не дают противнику шансов увернуться (перегрузка цели до 12ед).Помимо рулей на самой ракете, отклоняется вектор тяги ракетного двигателя.

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

Дальность пуска от 300м до 40км, скорость поражаемой цели до 2500км/ч. Опять же ракета может модифицироваться под новый самолет.

Если рассмотреть фото истребителя су-57, можно обнаружить места креплений внешних точек подвески. Я насчитал +6 точек подвески.

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост
Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

Итого по вооружению: 8 ракет "воздух-воздух" спрятано в самолете и никак не ухудшают заметность и аэродинамику. На 6ти внешних можно подвесить что угодно, как задача поступит: топливные баки, управляемые/неуправляемые ракеты (воздух-воздух и воздух - поверхность) и бомбы

Справа под створкой находится пушка. Скорее всего ГШ-301 (как на су27 и миг29), скорее всего модификация под 2к19.

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

Не знаю, куда впихнуть этот абзац, но на самолете есть штанга дозаправки, тоже прячется под створками

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

Малозаметность. Хочу обратить внимание на то, что не стояла цель сделать самолет-невидимку. Это тупиковая ветвь развития. Наш заказ выгдяит так: уменьшаем заметность самолета (условно, дальность обнаружения с 150км до 100км), но не теряем маневренность (f117 ужасен в плане аэродинамики). Сэкономленные средства вбухиваем в станцию помех. Таким образом, у самолета появились грани, кромки под одним углом, исключены прямые углы в конструкции, стоит S-образный канал воздухозаборника, используются радиопрозрачные/композитные панели.

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост
Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост
Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

Знаете, почему у российских истребителей нет плоского сопла, снижающего инфракрасную заметность? Падает тяга двигателя, ухудшается маневренность. Нам важнее маневренность, чем срыв инфракрасной гсн.

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

Учитывая габариты самолета и расположение радиопрозрачных обтекателей (носовой, хвостовой, в носках крыла), подозреваю, что самолет имеет круговой радио-обзор и встроенную систему постановки помех.

Немного о Су-57. Диванный анализ Пак ФА, Су-57, т-50, Истребитель, Авиация, Длиннопост

Это все, что пришло в голову по су-57, можете дополнять. Сразу прошу прощения за опечатки, куда без них.

Пы.Сы. Одна из фото честно стырена у Вадима Савицкого.

Показать полностью 22
702

Опасные явления погоды для авиации

Нашел идею для своего поста у коллеги. Привет, @ibonefig, @Karacupa !

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

Разберем все неготивные явления, которые могут возникнуть в полете. То, что угрожает безопасности полетов, называется ОПАСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ПОГОДЫ (ОЯП).

Начнем с самого частого явления -- турбулентность. Она же болтанка. Она же "воздушные ямы". Есть различные степени турбулентности, легкая болтанка встречается чуть ли не постоянно, так что бояться ее не стоит.

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост
Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

Из-за чего она происходит? Воздух прогревается неравномерно: над полями он горячий (плотность маленькая), над реками-озерами больше влаги (плотность большая), под облаками он чуть прохладнее, на больших высотах появляются сильные ветра и струйные течения воздуха, (да, как в море) до 150м/с на высоте 11тыс м, при этом с высотой может меняться направление ветра и это создаёт возмущения.

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

Болтанка возникает, когда самолет скачет по этим всем возмущениям на своей большой скорости (500-800км/ч). Для пассажиров: ниже облаков болтанка будет слабой/умеренной и бояться ее не стоит. На большой высоте может тряхануть неожиданно, потому что струйные течения никак не обнаружить.

Лайфхак: в носовой части болтанка меньше, в хвостовой максимальна. Чем больше/тяжелее самолет, тем слабее будет чувствоваться тряска.

Обледенение. Крайне неприятный эффект, но с ним легко бороться. Опасно тем, что самолет становится значительно тяжелее, ухудается аэродинамические качества, в некотрых случаях обледенение (на не оборудованных противообледенительных самолетах) сковывало органы управления. Из-за льда может выйти из строя двигатель.

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

Из-за чего возникает: частички воды в воздухе, ударяясь о крыло, теряют тепло и образуют лед на крыле. Чаще всего образуется при температуре воздуха +-5 град Ц. Но надо иметь в виду, что с каждой 1000м температура воздуха опускается на 6,5град Ц., так что если взлетели осенью в +15, то примерно на трех тыс м может начаться обледенение.

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

Как бороться: 1) самолеты перед полетом обрабатывают специальной жидкостью, не допускающей обледенение какое-то время. 2) при скорости более 600км/ч обледенение не возникает из-за нагрева самолета (трение об воздух). 3) есть нагревающиеся панели на выступающих частях и на входе в двигатель. 4) из зоны обледенения можно подняться выше (где холоднее) или ниже (где теплее). 5) в полете обледенение возникает в облаках (ведь облако это частички воды) и можно облака обходить.

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

(железные кромки крыла, воздухозаборников, хвостового оперения нагреваются как утюг)

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

Грозовые очаги. Крайне опасное явление. Помимо молний, там есть сильные восходящие и нисходящие потоки воздуха. Огромный самолёт может швырять вверх, бросать вниз, из-за магнитных/электрических явлений нарушится работа бортовой электроники.

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост
Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост
Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

Как бороться: на самолетах есть радары, которые видят грозовые очаги. Есть правила облета этих грозовых очагов как по радару, так и визуальных. Что-то вроде облетать очаг не ближе 15км, между очагами не менее 30км, можно облетать выше на 500-1000м и т.д. Залетать в такие очаги категорически запрещено, так что ни один пилот не будет подвергать опасности ни себя, ни пассажиров.

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

Сами грозы и молнии. Редкое явление, потому что грозы надо облетать. Но на случай попадания в самолет электрического разряда, самолет имеет специальные разрядники, все электронное оборудование защищено от воздействия молнии. Но, как показывет практика, что-то может пойти не так и что-то может отказать. Бояться не стоит, летчики постоянно отрабатывают действия при отказах.

Пы.Сы. Пока искал фото удара молнии, нашел статейку, что вообще молния попадает в чуть ли не каждый самолет раз в год, а пассажиры ничего не замечают, бортовое оборудование экранировано и защищено.

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

Туман. Не считаю это чем-то опасным, потому что у каждого пилота/аэродрома/типа самолета есть допуск на выполнение взлета и посадки. Если условия погоды не позволяют выполнить полет, либо ждут лушчей погоды, либо уводят самолет на другой аэродром посадки. Выбрать другой аэродром выходит авиакомпаниям в копеечку, поэтому все неудачные посадки в плохих погодных условиях на совести "коммерсантов". Спешу обрадовать, в нашем современном мире взлет-посадка может БЕЗОПАСНО выполняться в автоматическом режиме даже когда полосы не видно.

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост
Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

Отказы техники. Погодные явления кончились, теперь просто про все остальные опасности. На каждый возможный отказ техники есть прямой порядок действий. С любым отказом можно выполнить посадку. Дальше все зависить от опытности командира корабля.

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост
Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост
Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост
Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

В родной военной авиации всегда можно "выйти из кабинета".

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост

Напомню, что самолет самый безопасный в мире транспорт, что на обеспечение одного пассажирского перелета трудятся сотня высококлассных специалистов, постоянно проводится контроль техники, контроль действий всех причастных к полету.

Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост
Опасные явления погоды для авиации Авиация, Погода, Опасность, Турбулентность, Обледенение, Полет, Длиннопост
Показать полностью 21
242

Факты из аэродинамики 7. Кривые Жуковского.

Факты из аэродинамики 7. Кривые Жуковского. Летчики, Самолет, Авиация, Наука, Аэродинамика, Длиннопост

Аэродинамика тесно связана с графиками и прочими зависимостями. Сегодня хочу рассмотреть один из таких графиков и, заодно, прославить русского физика, Николая Егоровича Жуковского (1847-1921г). Чтобы народ не заскучал, добавлю разных фото и рисунков.

А что, собственно, за кривые такие? Для начала надо рассказать про условия горизонтального полета. Установившийся горизонтальный полет (УГП) -- это полет, при котором сумма всех сил и моментов равна нулю. Скорость постоянная, высота тоже. Подъемной силе (Y, вверх) противостоит масса (G, вних), тягу (P, вперед) уравновешивает сопротивление (X, назад).

Факты из аэродинамики 7. Кривые Жуковского. Летчики, Самолет, Авиация, Наука, Аэродинамика, Длиннопост

Николай Егорович, более ста лет назад, описал условие установившегося горизонтального полета через зависимость тяги, сопротивления и скорости. Этими графиками пользуются до сих пор и будут пользоваться всегда. Дальше будет понятнее.

Начнем с тяги. Тут все просто: с увеличением скорости, тяга будет немного уменьшаться. С увеличением высоты, за счет уменьшения плотности воздуха, тяга будет уменьшаться. Рисуем график (величины условные):

Факты из аэродинамики 7. Кривые Жуковского. Летчики, Самолет, Авиация, Наука, Аэродинамика, Длиннопост

Это называется "располагаемой тягой", то, что мы имеем в кармане, чем мы можем пользоваться. При уменьшении оборотов -- линия тяги будет смешаться вниз, как при увеличении высоты.

Теперь рассммотрим сопротивление. Итоговое сопротивление (Х) складывается из двух: индуктивное (Xi) и безындуктивное (Х0).

Безындуктивное -- это банальное лобовое сопротивление. Как у кирпича, ничего необычного. С ростом скорости будет увеличиваться.

Факты из аэродинамики 7. Кривые Жуковского. Летчики, Самолет, Авиация, Наука, Аэродинамика, Длиннопост

Индуктивное -- возникает вместе с подъемной силой. За счет перетеканий потоков воздуха, разницы давлений и вот этого всего. С ростом скорости будет УМЕНЬШАТЬСЯ, так как на больших скоростях подъемная сила нужна меньше. По формулам все выводится, только это нифига никому неинтересно.

Факты из аэродинамики 7. Кривые Жуковского. Летчики, Самолет, Авиация, Наука, Аэродинамика, Длиннопост

Изображаем оба сопротивления на одном графике, затем суммируем две линии (к одной из них прибавляем величину другой)

Факты из аэродинамики 7. Кривые Жуковского. Летчики, Самолет, Авиация, Наука, Аэродинамика, Длиннопост

Та-дам! Получилось общее сопротивление. Оно же "потребная [для УГП] тяга". Рисуем сюда тягу располагаемую и получаем классические кривые Жуковского!

Факты из аэродинамики 7. Кривые Жуковского. Летчики, Самолет, Авиация, Наука, Аэродинамика, Длиннопост

Ну и че, да? Теперь анализируем. Там, где две линии пересеклись -- горизонтальный полет при данных условиях. Погодите-ка, а почему при одной и той же тяги две разные скорости??? А это называется "первые" и "вторые" режимы полета.

Точка, что правее -- это первые режимы полета. Все самолеты летают на этих режимах, никаких проблем нет. Если появился скачок скорости (порыв ветра, ещё что-нибудь), появляется нарушается равновесие P=X и все возвращается в исходное положение. Это устойчивый режим.

Факты из аэродинамики 7. Кривые Жуковского. Летчики, Самолет, Авиация, Наука, Аэродинамика, Длиннопост

Левое пересечение графиков (наглядно есть только на предыдущем рисунке где высота 11тыс м) показывает "вторые режимы". А что там с устойчивостью?

Факты из аэродинамики 7. Кривые Жуковского. Летчики, Самолет, Авиация, Наука, Аэродинамика, Длиннопост

Любое изменение скорости приводит к еще большему изменению V. Если скорость уменьшилась, она будет ещетстремительнее уменьшаться и самолет начнет сваливаться, опускать нос, терять высоту. При увеличении скорости появится запас тяги, который уведет самолет со вторых режимов на устойчивый первый режим. Полет на втором режиме практически невозможен, а увидеть его вживую можно на выступлениях: чтобы удержать самолет в полете на малой скорости необходимо постоянно изменять тягу двигателя, балансируя на нужной скорости полета. Замечу, что некоторые истребители заходят на посадку на вторых режимах.

Факты из аэродинамики 7. Кривые Жуковского. Летчики, Самолет, Авиация, Наука, Аэродинамика, Длиннопост

А что еще можно увидеть на кривых Жуковского? Существует определенная скорость, при которой сопротивление будет минимальным. Полет на этой скорости требует минимальной тяги, что означает минимальный расход топлива. Самый экономный режим полета. Поэтому эта скорость называется наивыгоднейшей (Vнв). Это скорость максимальной продолжительности полета.

Факты из аэродинамики 7. Кривые Жуковского. Летчики, Самолет, Авиация, Наука, Аэродинамика, Длиннопост
Факты из аэродинамики 7. Кривые Жуковского. Летчики, Самолет, Авиация, Наука, Аэродинамика, Длиннопост

Если провести касательную из начала координат к линии потребных тяг, получим точку, правее Vнв. В этой точке будет самое оптимальное соотношение тяги к сопротивлению, что даст нам скорость максимальной дальности полета, крейсерскую скорость (Vкр).

Факты из аэродинамики 7. Кривые Жуковского. Летчики, Самолет, Авиация, Наука, Аэродинамика, Длиннопост

Фига се, как много информации из двух кривых! А есть еще что? Есть. Помните, в самом начале сказал, что с высотой тяга уменьшается? (первый рисунок) Так вот, на определённой высоте графики пересекутся в одной единственной точке. При этой высоте будет достигнут теоритический потолок. На практике он не используется (любое движение сгонит самолет с этого потолка), но на бумаге и на расчетах есть. Про потолки однажды позже расскажу.

Факты из аэродинамики 7. Кривые Жуковского. Летчики, Самолет, Авиация, Наука, Аэродинамика, Длиннопост

Напомню, Николай Егорович Жуковский дошел до этих графиков, описал их еще на заре авиации, начав свои научные труды еще два века назад. Он считается одним из основателей аэродинамических наук.

Факты из аэродинамики 7. Кривые Жуковского. Летчики, Самолет, Авиация, Наука, Аэродинамика, Длиннопост

И помните, друзья: "Самолет-величайшее творение разума и рук человеческих,он не подвластен никаким авторитетам,кроме лиц,знающих и уважающих летные законы"(Н.Е.Жуковский)

Показать полностью 14
1387

Боевое применение МиГ-29

Боевое применение МиГ-29 Военная авиация, Миг-29, Самолет, Истребитель, Летчики, Перехват, Длиннопост

Товарищ майор, книжечка уже не секретная, найдена в открытом доступе, могу цитировать как хочу. Сразу говорю, что данный самолет я не осваивал, всех тонкостей не знаю, сужу по доступной мне документации.

Боевое применение МиГ-29 Военная авиация, Миг-29, Самолет, Истребитель, Летчики, Перехват, Длиннопост

Пост будет вцелом без историй, похоже на лекцию. Даже не знаю, чем он может понравиться обычной публике пикабу. Заодно люди поймут, что в "военных секретах" нет ничего интересного, нефиг туда лезть, только больше проблем получишь.

Вступление закончил, поехали! Сегодня я расскажу вам, как поджигать жопы авиационного противника на старых сериях самолета МиГ-29

Боевое применение МиГ-29 Военная авиация, Миг-29, Самолет, Истребитель, Летчики, Перехват, Длиннопост

Наши возможности: "воздух-воздух" нести 2 управляемые ракеты дальнего воздушного боя (УР ДВБ) Р-27 разных модификаций (интересно, что эту ракету сделали специально под су27, от сюда и название) и 4 упр. ракеты ближнего воздушного боя (УР БВБ) Р-73 (но в моей рассекреченной книге Р-60). Про ракеты позже расскажу.

Боевое применение МиГ-29 Военная авиация, Миг-29, Самолет, Истребитель, Летчики, Перехват, Длиннопост

"Воздух-поверхность" 4 блока неуправляемых ракет любых видов (НАР) или 4 бомбы до 500кг.

Боевое применение МиГ-29 Военная авиация, Миг-29, Самолет, Истребитель, Летчики, Перехват, Длиннопост
Боевое применение МиГ-29 Военная авиация, Миг-29, Самолет, Истребитель, Летчики, Перехват, Длиннопост

Еще на самолете есть пушка ГШ-301 (калибр 30мм) на все случаи жизни с боекомплектом 150 снарядов. О ней тоже позже.

Боевое применение МиГ-29 Военная авиация, Миг-29, Самолет, Истребитель, Летчики, Перехват, Длиннопост

Корректируемые бомбы и ракеты "Воздух-поверхность" на самолеты ранних версий, похоже, не ставили, так что говорить о них я сегодня не могу.

Для вычисления воздушных пидрилл, опознования "с какого района, пацанчик, ты прилетел", целеуказания по ним есть бортовой радар в носовой части. Для удобства, назову его БРЛС (бортовая радиолокационная станция). Начну как раз с дальнего воздушного боя.

Боевое применение МиГ-29 Военная авиация, Миг-29, Самолет, Истребитель, Летчики, Перехват, Длиннопост

Самолет старый, брлс старого поколения, имела свои недостатки: воздушный небрат может скрыться с моих глаз, если будет лететь боком ко мне. Вот картинка, где я буду видеть цель

Боевое применение МиГ-29 Военная авиация, Миг-29, Самолет, Истребитель, Летчики, Перехват, Длиннопост

После обнаружения отправляется кодовый секретный запрос "ты кто" и самолет должен ответить нужным секретным кодом. Коды совпали -- "свой". Нет -- "чужой".

Возможности брлс: обнаруживает до 10 целей, выделяет одну, самую ближнюю, ставит её "опасной" и готовит весь прицельный комплекс, головки самонаведения (гсн) ракет против этой цели.

Режимы работы: "догон" (Д), "встреча" (В), "автомат" (Авт), "ближний бой". В зависисости от ситуации, будем включать нужный режим излучения БРЛС: лоб в лоб, догоняю или визуально обнаружил.

В переднюю полусферу (ППС), "встреча", я могу обнаружить цель:
Высота 30м....23.000м
Скорость цели 230...2500км/ч
Относительно моей высоты -6...+10км
Дальность до 70км (в заднюю полусферу, ЗПС, на догоне цели до 35км)

Вот пределы обзора моей брлс. Всю зону целиком я могу вручную смещать в ручном режиме

Боевое применение МиГ-29 Военная авиация, Миг-29, Самолет, Истребитель, Летчики, Перехват, Длиннопост

Когда цель нашли, она ставится на автосопровождение. Брлс фиксирует на ней свой взор и готова выдавать команды целеуказания для ракет.

Боевое применение МиГ-29 Военная авиация, Миг-29, Самолет, Истребитель, Летчики, Перехват, Длиннопост

Вообще, военный летчик -- существо без научных степеней, в кабине все сделано для простоты уничтожения воздушных целей (ВЦ). Вот как выглядит на ИЛС дальний воздушный бой (только крутилку БРЛС в кабине надо поставить в режим В,Д или АВТ)"

Боевое применение МиГ-29 Военная авиация, Миг-29, Самолет, Истребитель, Летчики, Перехват, Длиннопост

Появляются две линии черточек (10, 11) -- наводишь пальцем (на ручке управления самолетом есть маленький стик, как на джостиках плейстейшн или Хбокс) прямоугольный строб на эти линии. ГСН ракет следуют за стробом. Жмешь большим пальцем кнопку "захват". Если ряд линий один -- это ложная цель, которая не опознается никак. Далее случается вот что

Боевое применение МиГ-29 Военная авиация, Миг-29, Самолет, Истребитель, Летчики, Перехват, Длиннопост

Появляется метка цели в виде ромбика, смещается большое кольцо. Оно называется директорным и надо всего-навсего совместить метку самолета с этим кольцом. Ракета уже получает координаты цели, но не может быть запущена (дальность большая, углы на цель не те). Когда сбудутся все условия для пуска, загорится ПР, приятныйприятный женский голосголос в наушникискажет "пуск разрешен" и можно нажиматьна гашетку.
При использовании Р-27 необходимо выдерживать метку ромбика в ИЛС, чтобы ракета нашла цель, когда подлетит ближе, на меньшей дистанции. Можно пустить одну ракету, можно две сразу.

Боевое применение МиГ-29 Военная авиация, Миг-29, Самолет, Истребитель, Летчики, Перехват, Длиннопост

Теперь про Р-27. На миг29 рассмотрено только с радиолокационной гсн, но есть еще с тепловой (цепляется за "горячий след" самолета и летит в двигатель), есть с пссивной радиолокационной гсн (летит на источник радиопомех). Далее скриншотами. РЛПК=БРЛС.

Боевое применение МиГ-29 Военная авиация, Миг-29, Самолет, Истребитель, Летчики, Перехват, Длиннопост
Боевое применение МиГ-29 Военная авиация, Миг-29, Самолет, Истребитель, Летчики, Перехват, Длиннопост
Боевое применение МиГ-29 Военная авиация, Миг-29, Самолет, Истребитель, Летчики, Перехват, Длиннопост

Так. Неприятеля на подходе мы уничтожили, пост длиннющий, придется на несколько частей дробить. Интересно хоть?

Показать полностью 16
919

Факты из аэродинамики 6. МиГ-29

Сегодня практическвя аэродинамика, под мой формат подходит. Так как в сети появилась документация по миг29 в открытом доступе (руководство по летной эксплуатации, боевое применение, аэродинамика миг29), я могу рассказать про этот самолет интересные нюансы (ссылаясь на эти документы, конечно же).

Факты из аэродинамики 6. МиГ-29 Наука, Аэродинамика, Самолет, Авиация, Истребитель, Военная авиация, Миг-29, Длиннопост

Начнем с аэродинамики. Много графиков, мало текста. Из интересного покажу диапазон высот и скоростей полета

Факты из аэродинамики 6. МиГ-29 Наука, Аэродинамика, Самолет, Авиация, Истребитель, Военная авиация, Миг-29, Длиннопост

Самолет может летать "внутри" графика на данных высотах и данных скоростях. Объясняю, что тут видно: минимальная скорость полета ограничена слева углом атаки (от 0,1М и увеличивается с высотой). Меньше этой скорости самолет начнет сваливаться.

Максимальная скорость полета (V=1500 км/ч) ограничена прочностью самолета и с ростом высоты (после 10тыс м) самолету нехватает тяги (на полном форсаже) достигнуть этого ограничения. Вообще, я должен был объяснить раньше, что существуют три понятия скорости: приборная, истинная и путевая, но как-нибудь потом.

С подвесными топливными баками, блоками неуправляемых ракет или бомбами самолет ограничен скоростью М=0.8. Связано со сверхзвуковыми негативными эффектами

Факты из аэродинамики 6. МиГ-29 Наука, Аэродинамика, Самолет, Авиация, Истребитель, Военная авиация, Миг-29, Длиннопост

На "максимале" или "малом форсаже" самолет неспособен обогнать звук, а с использованием полного форсажа может достигнуть максимальной скорости в 2,3 раза быстрее звука! Даже с ракетами!

Факты из аэродинамики 6. МиГ-29 Наука, Аэродинамика, Самолет, Авиация, Истребитель, Военная авиация, Миг-29, Длиннопост

Верхний край графика -- это максимальная выоста полета. Ничем не ограничена, просто нехватает тяги лететь выше. Просадка графика связана с трансзвуковой скоростью (М=0.9....1.3), где самые сильные негативные влияния звуковой скорости (быстрее проще).

Факты из аэродинамики 6. МиГ-29 Наука, Аэродинамика, Самолет, Авиация, Истребитель, Военная авиация, Миг-29, Длиннопост

А вот вам график тяги двигателя на режиме "ПОЛНЫЙ ФОРСАЖ" миг29. Слева тяга в килограммах силы, справа высота в км.

Факты из аэродинамики 6. МиГ-29 Наука, Аэродинамика, Самолет, Авиация, Истребитель, Военная авиация, Миг-29, Длиннопост

С увеличением высоты максимальная тяга заметно падает (уменьшается плотность воздуха), но уменьшается и расход топлива (из-за температуры воздуха на входе в двиг). Кстати, именно поэтому пассажирские самолеты летают на высотах 8-10км. На 11км начинается тропопауза, в которой температура воздуха постоянна и расход становится постоянным. Выше тропопаузы меняются значения атмосферы, в формулы лезть не хочу, но расход увеличивается.

Факты из аэродинамики 6. МиГ-29 Наука, Аэродинамика, Самолет, Авиация, Истребитель, Военная авиация, Миг-29, Длиннопост

Вот, кому интересно, разгонные характеристики самолета на разных высотах. Сколько нужно секунд/кг топлива/км расстояния для разгона от 400км/ч, например, до 700км/ч. Отчетливо видно, что использование "полного форсажа" существенно улучшает скоростные возможности самолета

Факты из аэродинамики 6. МиГ-29 Наука, Аэродинамика, Самолет, Авиация, Истребитель, Военная авиация, Миг-29, Длиннопост

У земли (1000м) и на высоте 11тыс м

Факты из аэродинамики 6. МиГ-29 Наука, Аэродинамика, Самолет, Авиация, Истребитель, Военная авиация, Миг-29, Длиннопост
Факты из аэродинамики 6. МиГ-29 Наука, Аэродинамика, Самолет, Авиация, Истребитель, Военная авиация, Миг-29, Длиннопост

Кто-то в комментариях говорил, что тормозной щиток на миг29 бесполезен и им никто не пользуется. Вот график торможения, с щитком и без. Замечу, что скорость можно гасить перегрузкой и это тоже есть в графике

Факты из аэродинамики 6. МиГ-29 Наука, Аэродинамика, Самолет, Авиация, Истребитель, Военная авиация, Миг-29, Длиннопост
Факты из аэродинамики 6. МиГ-29 Наука, Аэродинамика, Самолет, Авиация, Истребитель, Военная авиация, Миг-29, Длиннопост

По графику сравним: гасим скорость в спокойном полете с 800 до 400км/ч. Без ТЩ это 11км, с щитком 7км.

В балке между щитками находится тормозной парашют. Выпускается летчиком после посадки (но можно и в полете для выхода из штопора). Площадь его 17кв.м и при скорости более 320км/ч рвется специальное кольцо, которым он крепится к самолету

Факты из аэродинамики 6. МиГ-29 Наука, Аэродинамика, Самолет, Авиация, Истребитель, Военная авиация, Миг-29, Длиннопост

Дальше в книге идут фигуры пилотажа, хочу лишь объяснить всем фанатам авиации (а не специалистам), что петля Нестерова не выглядит идеальным кругом

Факты из аэродинамики 6. МиГ-29 Наука, Аэродинамика, Самолет, Авиация, Истребитель, Военная авиация, Миг-29, Длиннопост

Тяговооруженность миг29 позволяет выполнять фигуру с набором высоты, поэтому высота вывода больше высоты ввода. Скорость на вводе и выводе одинаковая.

На этом, пожалуй, остановлюсь. Боевое применение я сейчас расписывать не хочу, слишком много информации. Вообще это считается секретной темой. Почему документ со всеми параметрами БРЛС и режимами прицельного комплекса миг29 в открытом доступе -- мне не понятно.

Факты из аэродинамики 6. МиГ-29 Наука, Аэродинамика, Самолет, Авиация, Истребитель, Военная авиация, Миг-29, Длиннопост

Хочу про кривые Жуковского рассказать, но будет ли интересен пост про один график, из которого инфы на целый пост?

Показать полностью 14
672

Факты из аэродинамики 5. Крыло

Сегодня я расскажу, какие бывают крылья. Вообще, крыло на самолете одно, но есть левая и правая консоль. Исключение самолет с двумя крыльями -- биплан и пример такого Ан-2.

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

С прямым крылом все просто: легко в производстве, отлично себя чувствует на небольших скоростях. Пример самолеты первой и второй мировых войн, современные поршневые самолеты.

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Стреловидное крыло (40...60град) имеет преимущества на околозвуковых скоростях и сверхзвуковых скоростях. Современные авиалайнеры развивают скорость до 900км/ч, а на больших высотах это может быть уже M=0,8 (в авиации М=1 это скорость звука при данных условиях полета). Поэтому у всех крупных самолётов угол стреловидности завис от 35...45 град, не более.

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Абзац со звездочкой*
Поток воздуха на стреловидном крыле можно разложить на две составляющие: перпендикулярно крылу и вдоль передней кромки. Тот вектор скорости, что вдодь передней кромки в создании подъемной силы не участвует, лишь создает сопротивление. А второй вектор, который перпендикулярен кромке крыла (Vn) имеет МЕНЬШУЮ скорость, нежели поток воздуха, который был изначально (V) (сложение векторов, все дела).
Таким ообразом, все негативные эффекты околозвуковой скорости наступят позже.

Пример, условно: негатив при M=0.8. Фактическая скорость V М=0.9, но на крыле (Vn) всего лишь М=0.6 из-за стреловидности крыла

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Еще одно инженерное решение для самолетов с большим углом стреловидности. Чтобы тот поток воздуха, что скользит по кромке крыла, был нам на пользу, ставят аэродинамические гребни (МиГ17)

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

На некотрых истребителях вместо гребней есть "аэродинамический зуб" (МиГ23, например). Создаваемый им вихрь не дает воздуху перетекать, а при маневрировании (на як130 тоже есть) закрученный поток воздуха намного позже отлипает от крыла (при больших углах атаки, срыв на крыле позже кароч)

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост
Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Для полета на сверхзвуковых скоростях крыло делают такого размера, чтобы оно вписвалось в конус Маха, иначе будет огромное сопротивление на выступающих за конус частях. Примером маленького стреловидного крыла может служить МиГ21. (а -- это скорость звука)

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост
Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Вернемся на небольшие скорости. Есть понятие "удлинение крыла". Это размах крыла, поделенный на САХ (средняя аэродинм. хорда, в прошлых постах объяснял). Пример летательного аппарата с большим удлинением -- планеры.

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Интересно то, что по формуле подъемной силы крыла имеет значение площадь крыла, а не удлинение, например. Но для низких скоростей выгоднее большое удлинение. Пример крыла небольшого удлинения, но большой площади -- крыло экраноплана. Его аэродинамику я не объясню, лишь догадываюсь: для экранного эффекта от водной/земной поверхности при прочих равных условиях выгоднее крыло малого удлинения

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Итак, теперь про крылья изменяемой стреловидности. Площадь крыла не изменятся при повороте консоли, так что формула подъемной силы и сама подъемная сила должна быть постоянной.
Теперь перечитываем все выше и получаем: на взлетно-посадочных и маневренных режимах важны: большое удлинение крыла и малая стреловидность, а на больших скоростях наоборот. Вот вам хит 80ых, крыло изменямой стреловидности

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост
Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Но весь этот поворотный шарнир крыла -- очень тяжелый элемент планера. Был найден компромисс: наплывы крыла (Су27, МиГ29 и т.д.). Имеется умеренная стреловидность большого удлинения (само крыло) для малых скоростей и большая стреловидность, малое удлинение (наплыв) на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. Еще аэродинамический фокус (я писал про этот эффект в посте про БИ-1) смещается незначительно за счет использования наплыва.

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Не могу пройти мимо истребителей. Для малых скоростей есть отклоняемые носки крыла, отклоняемые флаппероны (Су-30см). Для устойчивости на больших углах атаки от наплывов образуется полезный вихрь, сохраняющий путевую устойчивость самолета. Для сверхзвуковых скоростей есть цельноповоротный стабилизатор, ведь из-за образовавшихся скачков уплотнения эффективности обычных рулей высоты (как на поршневых самолетах) недостаточно.

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост

Все. Не отвлекаюсь. Я про крыло рассказывал.

Но самый "нежный" переход от дозвука на сверхзвук у крыла оживальной формы (ту144). Для маневренного воздушного боя недостаточно, а для пассажирского самолета -- в самый раз

Факты из аэродинамики 5. Крыло Авиация, Самолет, Аэродинамика, Наука, Крылья, Длиннопост
Показать полностью 14
819

Про безопасность в военной авиации

Очень приятно осознавать, что твоя писанина интересна людям. Рад новым подписчикам. Стараюсь для Вас. Как и в прошлом посте, буду писать про безопасность и чем оборачивается несоблюдение этих правил. Много трагических моментов получилось в посте.

Про безопасность в военной авиации Самолет, Авиация, Военная авиация, Истребитель, Длиннопост

Во главе всего в авиации безопасность. Самолет готовит техник, перед первым вылетом сливается отстой топлива на предмет мусора и воды в бензобаке, берутся контрольные пробы топлива с бака и заправочных колонок. Далее техник газует самолёт, проверяет системы, осматривает самолет и после этого передаёт его руки летчику.

Про безопасность в военной авиации Самолет, Авиация, Военная авиация, Истребитель, Длиннопост

Перед каждой сменой по всей ширине стоянки проходят летчики или специально обученные на это срочи товарищи военнослужащие по призыву и убирают с бетонки камешки, мусор, скорлупу от орехов (вороны бросают орех с высоты, чтобы тот разбился) чтобы это все не попало в двигатель.

Летчик ЕЩЕ раз осматривает самолет, кабину, на запуске выполняет прописанные процедуры проверки всех необходимых систем. После выруливания перед взлетной полосой есть крайний пункт осмотра. Назначенный на смену техник осматривает все самолёты снаружи, а летчик читает "молитву": фонарь закрыт, закрылки во взлетном, кран шасси на выпуск, авар шасси нейтрально законтрено и т д. по всей кабине. "Что вижу, то пою"

Про безопасность в военной авиации Самолет, Авиация, Военная авиация, Истребитель, Длиннопост

Но даже такой слаженный и отработанный механизм может дать сбой! В нашей авиации есть случаи, когда курсант на миг23 забывал перевести крыло на малые углы стреловидности, разложить крыло (выруливание было при сложенном крыле, чтобы ничего не задеть крылом, далее этот самыц пункт контроля и стенды в голом поле "проверь крыло!) и ему не хватало полосы для взлета.

Про безопасность в военной авиации Самолет, Авиация, Военная авиация, Истребитель, Длиннопост

Забывали отвертку на воздухозаборнике. На повышенных режимах работы двигателя она от вибрации скатилась и её втянуло в воздухозаборник. Двигатель чихнул своими лопатками и остановился. Сначала вину повесили на летчика, но в документах он не обязан осматривать самолет сверху, а только заглядывать внутрь воздухозаборника. Поэтому выплачивать миллионы за испорченный двигатель обязали техника самолета.

Про безопасность в военной авиации Самолет, Авиация, Военная авиация, Истребитель, Длиннопост

(фотка просто к слову, что случилось с f35 я хз)
Забывали в сопле двигателя стальной тросс заземления. На газовке он огненной кометой вылетел из недр самолета.

Ввожу понятия: авиационный инцидент (АИ) -- это мелкая ошибка летчика или очень редко отказ техники (например, неправильная/лишняя фигура). Серьёзный авиационный инцидент (САИ) -- это тот же АИ, только который едва не закончился катастрофой или аварией, здесь есть доля опасности (например, выключился двигатель или самолёт выкатился за пределы впп). Авария -- это авиационное происшествие при котором самолет утрачен, все живы. Катастрофа -- тоже авиационное происшествие, при котором есть хоть один погибший (сразу или в течение 30суток после случившегося).

Так как мы люди с высшим военным образованием, нам нельзя допускать ошибок. Мы должны учиться на чужих. Регулярно призодят телеграммы о произошедших АИ, САИ. Ежемесячно и по дополнительной команде пишем анализ аварий, катастроф, инцидентов по определенным темам.

А любите ли вы Стивена Кинга? Разборы проишествий выглядят не хуже. Я не имею права приводить цитаты и фото реальных документом, но, будучи в данный момент публицистом, могу передать суть таких историй. Много текста.

Про безопасность в военной авиации Самолет, Авиация, Военная авиация, Истребитель, Длиннопост

29 февр 2027г. Авария. МиГ-72. Залупино. День, сложные метеоусловия. Экипаж выполнял полет на сложный пилотаж в третьем часу летной смены. Чрезвычайная ситуация началась на 29мин 35с полета. На скорости 650км/ч высоте 2370м, при тангаже +56, правом крене 60 на экраны вышло сообщение: ОТКАЗ ВТОРОГО КАНАЛА КСУ (система управления). Система регистрации зафиксировала отказ второго канала привода элеронов, второго канала привода стабилизатора. Штурман доложил командиру в СПУ (устройство для общения членов экипажа): "Сань, второй канал выбило."
-- вижу, продолжаем.
Спустя 22с на скорости 310км/ч, высоте 3540м тангаже +5 правом крене 116, вышло сообщение на экраны: "ОТКАЗ ПЕРВОГО, ВТОРОГО КАНАЛА КСУ. НЕТ РЕЗЕРВА КСУ." Речевое сообщение продублировало отказ. Экипаж принял решение вернуться на аэродром, доложил руководителю полетов (РП) об отказе. РП ответил: "547, на точку, занимайте 2100, усильте осмотрительность за КСУ. Всем бортам режим радиомолчания".
Спустя 1мин 10с при высоте 2110м, скорости 500км/ч на экраны вышло сообщение "ОТКАЗ ПЕРВОГО, ВТОРОГО, ЧЕТВЕРТОГО КАНАЛА КСУ. ОТКАЗ КСУ. ПАДЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ГИДРОСИСТЕМЕ. ШАССИ АВАРИЙНО.". Речевое сообщение в радиоэфир: "БОРТ ОДИН ОДИН ОТКАЗ КСУ". Речевое сообщение в СПУ продублировало сообщения на экране.
РП: -- 547, что у вас!?
-- старт, 547ой. Выбило три канала, самолет управляется... Падение в основной гидро, летим на дублирующей.
--заход с круга рассчитывайте, шасси будет аварийно, занимайте 1200
-- 547 поонял, 1200
На снижении, спустя 14сек после выхода сообщения, на высоте 1500м бортовой регистратор зафиксировал резкое увеличение тангажа, перегрузку 5,4ед с планым изменением крена. Командир экипажа доложил в СПУ
-- Андреич, не управляется
-- перешел на аварийное...
-- ничего...
Бортовой регитсратор зафиксировал падение скорости до 80км/ч при тангаже +84, крене 95.
-- Андреич, пробуй перезапуск КСУ
-- выполняю...
Самолет, потеряв скорость, перешёл на пикирование с тангажом -70, крен правый 120 при высоте 1800м. В верхней точке сработала сигнализация о помпаже, вышло речевое и текстовое сообщение: ПОМПАЖ ПРАВОГО ДВИГАТЕЛЯ. Экипаж ошибочно установил ручку управления двигателями в положение СТОП [выключил двигатели]. Выполнив действия по перезапуску КСУ, командир доложил в СПУ: "есть управление на аварийном" и приступил в действиям по выводу из сложного положения сначала уменьшив крен до 30град, а затем уменьшая тангаж до -15град. Одновременно с этим, установил упоры РУД на МГ для запуска двигателя.
О потере упралвения и выключении двигателя экипаж группе руководства полетами не доложил. При скорости 300км/ч и высоте 900м командир экипажа, убедившись, что оба двигатели выключены и мало давление в обоих гидросистемах, принял решение на покидание воздушного судна, доложил в СПУ "приготовиться к катапультированию" и в эфир: старт, 457 прыгаем", после чего привел в действие систему аварийного покидания. Самолет столкнулся с земной поверхностью и сгорел. Экипаж травм не получил. На земле жертв и разрушений нет.

Про безопасность в военной авиации Самолет, Авиация, Военная авиация, Истребитель, Длиннопост

Причины аварии:
Конструктивно-производственный недостаток в КСУ, выразившийся в потере управления
Халатное проведение работ на технике, выразившееся в утечке гидрожидкости основной гидросистемы
Нервно-эмоциональная напряженность экипажа, выразившаяся в неграмотных действиях в особой ситуации

Хочу отметить, что самой основной причиной катастроф и аварий является человеческий фактор (неграмотные действия). Процентов 15 -- отказ техники и малая часть -- внешние факторы (птицы, например). Чаще всего погибают опытные летчики: командиры звеньев, эскадриль. Первого и второго классов. Реально выключали (и даже несколько раз за одну катастрофу) двигатель вместо того, чтобы прибрать обороты до малого газа.

Путали в облаках по прибору где верх и где низ, в итоге вместо того, чтобы затянуть на безопасную высоту, тянули к земле, находясь вверх колесами, что приводило к гибели экипажа.

Есть безопасные высоты, ниже которых летчик может катапультироваться даже не пробуя запустить отказавшие двигатели (2тыс м, к примеру), не пробуя восстановить управление, не пробуя выводить из шторопа (3 тыс м, например). Но в сводках чаще всего тянут до последнего, из-за чего разбиваются, выскочив из облаков в отвесном пикировании на высоте всего 800м (летчик сказал в эфир, что катапультируется на 1000м, но заметив землю на 800м и восстановив пространственную ориентировку [тангаж -80 и крен 90] решил вывести самолет, но не успел)

Про безопасность в военной авиации Самолет, Авиация, Военная авиация, Истребитель, Длиннопост

P. S. Помните ту22м3 разломался пополам на посадке? Без точных цифр, ибо для служебного пользования, но причина не в том, что самолет старый. Нет. Пожалуйста, без кукареканий "старая советская машина, прогнила". У всего есть предел прочности и на посадке он был грубо превышен. Если истребитель выдерживает прочность 9g, а на посдаке будет, условно, 11g, то он тоже сломается пополам. Самолетам такого класса (да и пассажирским тоже) не надо выдерживать перегрузку больше 4-5ед

Про безопасность в военной авиации Самолет, Авиация, Военная авиация, Истребитель, Длиннопост
Показать полностью 7
796

Немного из военной авиации

Немного из военной авиации Авиация, Самолет, Истребитель, Длиннопост

Специально для @XplldWanderer на радость 708 моим подписчикам.

В комментариях от меня просят пост, а проще всего писать про рабочие будни. Будет сумбурно, без сюжета и намеченного плана изложения, просто от души. И еще, мне про курсанткие полеты интереснее писать, это как о первой любви думать.

! Все фото и видео взяты из сети интернет, в глубинах вк-групп, поиска, телеграмма.

Немного из военной авиации Авиация, Самолет, Истребитель, Длиннопост

Я летать очень люблю. Я замотивирован. Мне не нужно платить большие деньги, дайте только полетать (да это в любой профессии так! Таксисты, официанты, врачи, учителя тоже не нуждаются в деньгах, им нравится работа с людьми!!!). Каждый, мечтающий о одноместной кабине, синем летном комбезе, маневренном реактивном самолете в своих фантазиях представляет полную свободу действий. Оторвался, убрал шасси, набрал высоты, можно бочку сделать. Можно снизиться над полем и попугать комбайнеров ранним утром. Можно дать газку и выполнить петлю Нестерова. Можно подняться до верхней кромки облаков и, касаясь пузом самолета бороздить небесные просторы. Красивая профессия!

Немного из военной авиации Авиация, Самолет, Истребитель, Длиннопост

Теперь как все на самом деле. С курсантских времен (ты же пришел в училище ради полетов?). Каждый полет имеет полетное задание. Это полетное задание прописано в документах вплоть до каждой фигуры, а каждая фигура имеет идеальные прописанные значения (высота, скорость и т.д) и методика ввполнения каждой фигуры прописана в документе, твоей тетради подготовки и отработана на земле с моделькой самолета. Твоя свобода только в погрешности этих фигур: (условно) +-50м на отлично, +-100 на хорошо, +-150удов., но получишь замечание. За оценку "уд." не имеешь права выйти, так как это будет авиационный инцидент (отныне и во век АИ) по твоей вине с отстранением от полетов, сдачей зачета.

К счастью, пугать комбайнеров все-таки можно. Пилотаж отрабатывается в специальной зоне и цель, на которую ты будешь выполнять пикирование выбирай на свой вкус: перекресток дороги, трактор в поле, ан-2 возле поля.

Немного из военной авиации Авиация, Самолет, Истребитель, Длиннопост

Насчет полета в облаках. Облака бывают не всегда, а бывают и такие облака, при котрых забивается летная смена (грозовые очаги подходят к аэродрому). Курсантов учат в простых метеоусловиях, когда визуальный контакт с землей сохраняется постоянно. Облачности мало и обычно это отдельно стоящие небольшие кучевки. Не всегда на твоей высоте (а высоты указаны в полетном задании либо даются группой руководства полетов с земли). Всегда приятно в наборе/снижении обойти облачко или чуть уменьшить вертикальную скорость, чтобы пролететь по границе облаков. Красиво летать в сложных метеоусловиях, когда облака везде, они массивные, они рядом. Но это малая часть профессии, как чаевые.
[хотел вставить короткую видюшку, но вылазит ошибка. Вот вам скриншоты]

Немного из военной авиации Авиация, Самолет, Истребитель, Длиннопост
Немного из военной авиации Авиация, Самолет, Истребитель, Длиннопост
Немного из военной авиации Авиация, Самолет, Истребитель, Длиннопост
Немного из военной авиации Авиация, Самолет, Истребитель, Длиннопост
Немного из военной авиации Авиация, Самолет, Истребитель, Длиннопост
Немного из военной авиации Авиация, Самолет, Истребитель, Длиннопост

А вот так выглядит полет между двумя слоями облачности

Немного из военной авиации Авиация, Самолет, Истребитель, Длиннопост

Так. Отойдем от приятных моему сердцу воспоминаний. А знаете ли вы, что техники хлопают по крылу, когда самолет выруливает? Желает удачи и ждет возвращения экипажа.

Немного из военной авиации Авиация, Самолет, Истребитель, Длиннопост

Это лучше, чем пойманый дымок на касании в споттинге?

Теперь о реальных трудностях. В учебных полках надо дать максимум налета опыта курсантам. Летная смена до 8ми часов, стандартно один инструтор летает 5 (!) полетов с курсантами. Некотрым летчикам-проверяющим ставили и 6-7 вылетов в смену. Сам полет займёт-то 30-40минут и это время будет записано в летную книжку, но 15 минут на запуск (если не вылезет отках на проверках и все в штатном режиме) и чуть меньше 10ти минут на заруливание. По факту остается 20минут отдыха, пока ты идешь с одного борта на другой. Смена за сменой, месяц за месяцем, год за годом. И всегда одни и те же задания с курсантами: научить взлетать/сажать, научить простому и сложному пилотажу, научить маршрутам и перехватам.

Немного из военной авиации Авиация, Самолет, Истребитель, Длиннопост

А условия работы? Как только закрывается фонарь кабины (двигатели еще не запущены) летом страдаешь от жары. Зимой, конечно летчику комфортнее, но там страдает техник. Знаете такое чувтсво, когда в автомобиле яркое солнце светит на одну половину тела и ты жаришься из-за этих летних лучей? На аэродроме, чаще всего, яркое солнце всегда и прозрачный купол над головой (плюс комбез, защитный шлем и кожаные перчатки, плюс противоперегрузочные штанцы) не оставляет надежды на комфортные условия труда.

Немного из военной авиации Авиация, Самолет, Истребитель, Длиннопост

Ребят, это наиболее честная фотография военного летчика. Каждый из (пяти-семи, смотри выше) вылетов ты вылазишь из кабины мокрый от пота. Даже в +34,9 на улице, ты ощущаешь свежий прохладный ветерок, открыв фонарь кабины. Еще больший кайф снять защитное снаряжение и спокойно идти в класс указаний/курилку/столовую.

Но не ссать, будущие абитуриенты КВВАУД! В самолете есть кондиционер. Правда, не справлется на пилотаже, практически не работает на земле (оборотов недостаточно). Работоспособность летчика остается благодаря прохладному воздуху в маске.

Немного из военной авиации Авиация, Самолет, Истребитель, Длиннопост

Думаю, пора закругляться. В "горячее" попасть, думаю, не получится, но уверен, что порадовал многих своих подписчиков. Буду рад ответить на авиационные вопросы и расскрыть летные темы.

Показать полностью 14
449

Факты из аэродинамики 4. Начнём с азов.

Сейчас я вам расскажу, почему летают самолеты.

Факты из аэродинамики 4. Начнём с азов. Самолет, Авиация, Аэродинамика, Наука, Длиннопост

Первое, о чем напишут в книге по аэродинамике -- движение самолета в неподвижном воздуха РАВНО движению воздуха вокруг самолета. Поэтому и существуют аэродинамические трубы, поэтому все схемы рассматривают неподвижное крыло и набегающий на него струйки вохдуха.

Факты из аэродинамики 4. Начнём с азов. Самолет, Авиация, Аэродинамика, Наука, Длиннопост

Теперь объясню что из себя представляет воздух. Он вязкий и сжимаемый. По опытам известно, что возле самой поверхности частицы воздуха тормозятся вплоть до полной остановки. Это в других постах объяснит силу сопротивления и разные вихри.
Весь воздух воспринимают как множество струек воздуха.

Факты из аэродинамики 4. Начнём с азов. Самолет, Авиация, Аэродинамика, Наука, Длиннопост

Струйка воздуха непроницаема, из этого следует, что масса воздуха, при утсановившемся течении, на входе в струйку и выходе из него одинакова. Ему больше не куда деваться. Формула, описывающая это свойство называется "уравнением неразрывности" (10)

Факты из аэродинамики 4. Начнём с азов. Самолет, Авиация, Аэродинамика, Наука, Длиннопост

Казалось бы, ну и че, епт? А вывод очень важный: при уменьшении сечения струйки скорость потока увеличивается. Это оооочень важно. Чем меньше, тем быстрее. Чем больше, тем медленее. Но это работает только на дозвуковой скорости, при сверхзвуковой там все по-другому.

Факты из аэродинамики 4. Начнём с азов. Самолет, Авиация, Аэродинамика, Наука, Длиннопост

Так, расслабили мозг. Это информационно-развлекательный ресурс, а не аудитория авиационного факультета. Нам не нужны формулы, а нужно понимание. В умных книгах через закон сохранения энергии приходят к уравнению Бернулли, а среднестатистическому пользователю пикабу пофиг на физику и формулы. Поверьте мне наслово (или лезьте сами в умные книги) при увеличении скорости уменьшается давление воздуха.

Воздух стремится из области большего давления в область меньшего.

Вот простейшие примеры уменьшения давления при увеличении скорости:
1) если стоять возле движущегося поезда, тебя затянет к нему
2) когда открываешь кран с водой, струйка становится тоньше

Факты из аэродинамики 4. Начнём с азов. Самолет, Авиация, Аэродинамика, Наука, Длиннопост

Теперь рассмотрим крыло. Сразу два вида: симметричный двояковыпуклый профиль и несимметричный двояковыпуклый.

Факты из аэродинамики 4. Начнём с азов. Самолет, Авиация, Аэродинамика, Наука, Длиннопост

Вот он красавец симметричный. Обтекается с двух сторон одинаково, ничего не происходит (при условии, что угол атаки равен нулю).

Факты из аэродинамики 4. Начнём с азов. Самолет, Авиация, Аэродинамика, Наука, Длиннопост

Рассмотрим вариант а). Примерно такую форму имеют крылья большинства современных самолетов. Сверху линия пути для воздуха больше, чем снизу. Вспоминая уравнение неразрывности, струйке сверху надо иметь большую скорость. Большая скорость приводит к меньшему давлению над крылом, чем под крылом. На разнице давлений возникает подъемная сила.

В варианте б) путь для струйки сверху оказывается большим из-за угла атаки. Так угол атаки влияет на подъемную силу.

Самолет для отдыха мозгов

Факты из аэродинамики 4. Начнём с азов. Самолет, Авиация, Аэродинамика, Наука, Длиннопост

И теперь основная, классическая формула подъемной силы:

Факты из аэродинамики 4. Начнём с азов. Самолет, Авиация, Аэродинамика, Наука, Длиннопост

Где Ya -- сама подъемная сила
Су -- коэффициент подъемной силы (зависит от углов атаки, от предкрылок, от закрылок и всего прочего, что можно сделать с крылом)
[ро] -- плотность воздуха (зависит от температуры, высоты)
V -- скорости полета
S -- площадь крыла

Надеюсь, у меня получилось объяснить широкой массе почему летают самолеты. Всем ясногг неба и мягких посадок

Факты из аэродинамики 4. Начнём с азов. Самолет, Авиация, Аэродинамика, Наука, Длиннопост
Показать полностью 9
307

Факты из аэродинамики 3. Фокус и центровка.

Факты из аэродинамики 3. Фокус и центровка. Наука, Аэродинамика, Истребитель, Авиация, Самолет, Длиннопост

Про аэродинамический фокус и углы атаки рассказал в прошлом своём посте. Друзья наехали на меня, что начал не с самого основного, а кусками, выборочно, без глубоких объяснений. Это все будет, но чуть позже.
Сейчас хочу рассказать о самолетах, и случаях, где как раз и важна центровка самолета и исплльзование углов атаки.

Факты из аэродинамики 3. Фокус и центровка. Наука, Аэродинамика, Истребитель, Авиация, Самолет, Длиннопост

Попался мне однажды пост про горе-конструктора, хотевшего сделать прорыв в самолето- и кораблестроении, произведя такое чудо. Конструктора звали Капрони. Вот ссыль на тот пост: https://pikabu.ru/story/sa60letayushchiy_dom_s_devyatyu_kryi...

Факты из аэродинамики 3. Фокус и центровка. Наука, Аэродинамика, Истребитель, Авиация, Самолет, Длиннопост

Так, стоп. Я не объективен. Конструктор успешный, но именно этот проект был не удачный. Спойлер того поста: самолет-лодка взлетел в 1921году, в втором полете, нагруженный мешками с песком, имитирующими вес пассажиров, разрушился. "летчик слишком сильно потянул ручку на себя, самолет зацепился хвостом воды и разрушился пополам". Вот тут и начинаем анализировать крушение, используя знания о аэродинамическом фокусе и центровке: допустим, фокус всей конструкции был посередине аппарата.

Факты из аэродинамики 3. Фокус и центровка. Наука, Аэродинамика, Истребитель, Авиация, Самолет, Длиннопост

При таком размещении сил самолет может летать и быть устойчивым, легко управляемым. Возникающие моменты компенсирует "подъемная сила стабилизатора" -- летчик напрямую ей управляет, двигая штурвал на себя (увеличивает эту силу вниз) или от себя(уменьшает силу вниз).

Однако во втором полете, когда самолет нагрузили мешками с песком и ничем не закрепили эти мешки, произошло крушение. А задумывался ли в 1920 годах кто либо о центровке? Вот как выглядела, на мой субъективный взгляд, схема сил в роковом полете этого аппарата:

Факты из аэродинамики 3. Фокус и центровка. Наука, Аэродинамика, Истребитель, Авиация, Самолет, Длиннопост

И естественно самолет на взлете понянуло вверх. Летчик ничего не смог сделать, чтобы удержать машину в спокойном полете. И не из-за "его неграмотных действий" проект Капрони развалился. Но это был 1920год, всем было пофиг, виноват пилот.

Факты из аэродинамики 3. Фокус и центровка. Наука, Аэродинамика, Истребитель, Авиация, Самолет, Длиннопост

Вот еще один интересный истребитель. P-39 "АЭРОКОБРА". Хочу отметить, что первый свой вылет он совершил в 1939 году, когда на вооружении Союза все еще стояли И-16

Факты из аэродинамики 3. Фокус и центровка. Наука, Аэродинамика, Истребитель, Авиация, Самолет, Длиннопост

Аэрокобру создавали ради новой авиационной пушки. Из-за мощного вооружения (пушка и несколько пулеметов) двигатель расположили за кабиной летчика. Винт вращался от вала, который проходил под сидением пилота. Центр тяжести примерно по середине самолета (а у всех самолетов того времени он впереди) и поэтому аэрокобру сделали с носовым колесом, а не с хвостовым. Это первый в мире самолет с носовой стойкой.

Вернемся кк аэродинамике. В носовой части располагалось вооружение и боезапас к нему. При израсходовании снарядов центр тяжести уходил назад, делая запас устойчивости все меньше (запас устойчивости это расстояние между центром тяжести и аэродинамическим фокусом). Самолет был очень чутким в упралвении, нельзя было ошибиться. Самолет очень охотно срывался в штопор, но при высоком уровне подготовки летчика, был маневреннее более устойчивых истребителей.

Факты из аэродинамики 3. Фокус и центровка. Наука, Аэродинамика, Истребитель, Авиация, Самолет, Длиннопост

Для компенсации этого негативного момента утяжеляли носовую часть. Находил где-то историю, как техники крепили под передние капоты свинцовый кирпич и летчик выполнял полет. Если устойчивость самолета не улучшилась, крепили его еще ближе к винту и так до тех пор, пока летчик не будет доволен.

Теперь, мне кажется, каждый может прикинуть в голове простейшую схему сил летящего самолета любой формы и конструкции.

Поговорим немного об углах атаки. О закритических, вот таких.

Факты из аэродинамики 3. Фокус и центровка. Наука, Аэродинамика, Истребитель, Авиация, Самолет, Длиннопост

Да кому они нужны? Только истребителям перед публикой покрасоваться?

Факты из аэродинамики 3. Фокус и центровка. Наука, Аэродинамика, Истребитель, Авиация, Самолет, Длиннопост

Оказалось, на закритических углах атаки входит в атмосферу космический челнок (шаттлы и наш "Буран"). Ему надо погасить огромную скорость, при этом оставаясь управляемым.

Факты из аэродинамики 3. Фокус и центровка. Наука, Аэродинамика, Истребитель, Авиация, Самолет, Длиннопост

Особенность челнока в том, что в нем нет топлива и сажать надо с первой попытки без перелетов и уходов на второй круг. Им можно только тормозить. Вообще, есть не мое видео в YouTube, где астронавт расскажет про посадку челнока интереснее и подробнее меня.
https://youtu.be/jiEuKRqRHH0

Показать полностью 9

Готовы принять вызов и засветиться в рекламе? Тогда поехали!

Готовы принять вызов и засветиться в рекламе? Тогда поехали!

Признайтесь, вы хоть раз, но заходили на Авито. Возможно, продавали старые книги, детские вещи или старинные, но совсем ненужные вам вазы или статуэтки. Когда звезды сходятся, покупка или продажа выходит крайне удачной. Как у наших героев.


1. @MorGott

Почти открыл свой магазин на Авито из детских вещей, из которых вырос его ребенок.


2. @Little.Bit

Привел с Авито третьего в их с женой уютное семейное гнездышко, и теперь они счастливы вместе.


3. @MadTillDead

Собралась с силами и продала на Авито все, что напоминало ей о бывшем.


4. @Real20071

Его жена доказала, что в декрете тоже есть заработок. Причем на любимом деле и Авито.


Своим удачным опытом они поделились в коротких роликах. Теперь ваша очередь!

Снимите видео об успешном опыте продажи, покупки или обмена на Авито, отправьте его нам и получите шанс показать свой ролик всей стране. Представьте, вы можете попасть в рекламу Авито! А еще выиграть один из пяти смартфонов Honor 20 PRO или квадрокоптер. Ну что, готовы принять вызов? Смотрите правила, подробности и ролики для вдохновения тут.

Отличная работа, все прочитано!