Евангелия ошибаются относительно смерти Иоанна
Евангелия от Матфея до Иоанна рассказывают похожую историю о том, что Иоанн Креститель был казнён до распятия Иисуса. Но существуют убедительные доказательства того, что Иоанн пережил Иисуса и продолжал активно проповедовать, когда тот был казнён. Причина, по которой авторы Евангелий искажали историю, вероятно, объясняла, почему Иоанн не присоединился к движению Иисуса, поэтому, представив его раннюю смерть, можно было бы снять этот вопрос. По всей вероятности, Иоанн Креститель имел мало общего с Иисусом, если вообще имел, и, вероятно, был гораздо более известен.
Согласно Евангелию от Иоанна, вся миссия Иоанна Крестителя заключалась в том, чтобы
распознать Спасителя и возвестить о Нём миру. В Евангелии от Иоанна Иоанн Креститель называет себя свидетелем Иисуса Мессии (Христа):
Иоанн 1:29 На следующий день Иоанн увидел идущего к нему Иисуса и сказал: вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира! 1:30 Вот Его-то я и имел в виду, когда сказал: «Человек, идущий за мною, превзошел меня, потому что был прежде меня». 1:31 Я сам не знал Его, но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю».
Однако ни в одном из Евангелий не говорится, что Иоанн Креститель стал последователем Иисуса. Почему Иоанн не присоединился к движению Иисуса? По всей вероятности, среди тех, кто жил в I веке н. э., был хорошо известен тот факт, что Иоанн оставался независимым духовным лидером вплоть до своей насильственной смерти. Он никогда не подчинялся авторитету Иисуса или кого-либо ещё. Это ставило христианское повествование об Иоанне под вопрос: если пророчества Иоанна действительно возвещали о пришествии Иисуса, почему сам Иоанн Креститель не присоединился к движению Иисуса? Автор Евангелия от Матфея предлагает простое, но элегантное решение этой проблемы: Иоанн Креститель был казнён до того, как Иисус начал свою общественную миссию. Таким образом, у Иоанна просто не было возможности присоединиться к движению Иисуса. Аналогичным образом, остальные евангелисты также казнят Иоанна до распятия Иисуса, тем самым подразумевая, что у Иоанна не было возможности присоединиться к движению, которая в противном случае у него, безусловно, была бы. Однако исторические данные свидетельствуют о том, что Иоанн Креститель был еще жив примерно через пять лет после казни Иисуса.
Датировка казней Иоанна и Иисуса
Казнь Иоанна должна быть совершена после женитьбы Ирода Антипы на Иродиаде и до поражения Ирода Антипы в битве с царём Набатеи Аретой. Учитывая, что смерть Тиберия 16 марта 37 г. н. э. положила конец подготовке ко второй битве, можно предположить, что первая битва произошла незадолго до этого, в 36 г. н. э., а Иоанн был казнён незадолго до этого, скажем, в 35 г. н. э. Иисус был приговорен к смерти Понтием Пилатом, который был правителем Иудеи примерно между 26 и 36 гг. н. э. Намеки в Евангелиях, а также в Посланиях Павла настоятельно указывают на то, что миссия и страдания Иисуса имели место в середине этого периода, где-то в конце 20-х или начале 30-х годов. Другими словами, публичное служение Иисуса и Его насильственная смерть произошли за несколько лет до смерти Иоанна Крестителя. Поэтому нам следует проигнорировать объяснения евангелистов, почему Иоанн не присоединился к движению Иисуса: Иоанн в тот период был жив и здоров, и его нападение на брак Ирода Антипы ещё не произошло.
Похоже, авторы Евангелий знали, что Иоанн Креститель был очень известным проповедником в то же время, когда Иисус активно проповедовал, и понимали, что им необходимо, чтобы он признал Иисуса высшим пророком. Поэтому они выдумали историю о казни Иоанна во время служения Иисуса. Таким образом, сохранялась правдоподобность того, что он был последователем Иисуса и признавал Его Сыном Божьим. В действительности, похоже, эти два человека были независимыми проповедниками не связанными между собой. Конечно в том случае, если Иисус существовал в реальности.
Здесь уместно вспомнить еще одну любопытную деталь. Евангельское повествование излагает красочную историю казни Иоанна с танцами и бубнами во дворце Ирода, породившую обширную иконографию и шквал народного творчества, в то время, как Иосиф Флавий скупо сообщает, что Ирод казнил Иоанна безо всякой помпы в пограничной крепости Махерон.