Если в полете в ваш самолет неожиданно постучали снаружи...

Если в полете в ваш самолет неожиданно постучали снаружи... Авиация, Рассказ, Пилоты РФ, Гражданская авиация, Длиннопост

Май, 2007 год.


В ночь полетели в Пермь. В наборе высоты в кабину пришла бортпроводник, Юля:


- Товарищ командир! Снаружи в самолет что-то сильно бьет в районе аварийного выхода в иллюминатор. Сильно бьет, пассажиры на грани паники.


Я не впервые летаю с Юлей, она из опытных, но тоже взволнована. Попусту тревожить экипаж в самом начале набора высоты не будет.


Я напрягся, но попытался разрядить ситуацию шуткой:


- Мы точно никого на земле не оставили? Может, нас догнали и теперь просятся войти?


* * *


Отправил в салон Диму, второго пилота, уменьшил скорость набора высоты. В голове строю планы на вечер, т.е., что делать, если вдруг все вдруг станет плохо.


Дима вернулся с задумчивым видом.


- Не знаю, что это, но е@ош#т сильно. Стекло в трещинах. Пассажир паникует. Вроде я его успокоил, положил руку на плечо и сказал "Будем жить"!


Дима по натуре юморной парень, и очень толковый второй пилот (в последствии - КВС и пилот-инструктор В737).


Что же там может "е@ош#ть"? В голове туча вариантов (обшивка загнулась??), и ни один не кажется мне правильным (все, в итоге, оказалось более прозаичным, чем думалось).


У Димы тоже нет внятных соображений.


Нечего долго думать - если кто-то так настойчиво просится к нам, что все стекло уже в трещинах, то, неровен час, останемся без иллюминатора в пассажирском салоне. Опасность этого очевидно понятна без пояснений.


Решение - возвращаемся в Домодедово!


* * *


Докладываем диспетчеру, объясняем ситуацию. Герметичность (пока) не нарушена, аварийный расчет не требуется. Объявляю информацию в салон, успокаиваю пассажиров, приношу извинения за доставленные неудобства. Проводим брифинг с проводником, аварийную посадку не планируем - крылья, колеса, двигатели на месте, посадка будет обычной.


Мысли в голове бродят: "Ну что-то же там бьет? Что?", "можно ли держать повышенную скорость, чтобы быстрее вернуться"?


Решил не торопиться. Кто его знает, что там бьет?..


Дима тоже взволнован. Мы разворачиваемся в сторону Домодедово на 180 градусов, я прошу его в FMS сделать "прямо на" (direct to) Люберцы, от которых начинается схема прибытия (сейчас уже не помню, оставался ли в том время привод, либо вместо него уже появилась геоточка). Дима набирает название точки, вводит его в первую строку.. а на навигационных дисплеях изменений не видно. Раз, второй...


Обращаю внимание, что маршруты FMS на второй страничке, и Дима упорно ставит эту точку где-то ближе к Перми (к слову, это довольно частая ошибка и в простой ситуации, в которой нет причин для волнений. Неудивительно, что сейчас мой второй пилот путается).


Максимально спокойно говорю:


- Дим, поставь, пожалуйста, первую страничку.


Проблема решена.


* * *


Зашли на посадку, сели. Запомнилось, что уже в глиссаде в свете фар промелькнула птица, а следом за ней мысль: "Вот было бы "весело" поймать ее в двигатель до кучи".


Естественно, встреча была на высшем уровне - пожарки, мигалки, санитарки. Хоть мы оркестр и не заказывали.


Зарулили на стоянку, высадили пассажиров. Пошел в салон... и все сразу стало понятным.



...Перед вылетом на ВС инженерами проводился ежедневный осмотр согласно регламента. Кто-то из специалистов открывал аварийный выход на крыло. В верхней части аварийного выхода на "классическом" В737 (а это была модификация -500) расположен трос аварийного покидания, с тяжелым металлическим крюком на конце. В  идеале он уложен в "мешочек", закрывающийся на липучку. Но на этом конкретном "мешочке" липучка была не в лучшем состоянии, поэтому он просто смотал трос в комок, положил его сверху на аварийный люк и закрыл... оставив кусок троса снаружи.


На фюзеляже снаружи вокруг двери серая окантовка, на фоне которой серый трос, тем более ночью, разглядеть оказалось проблематично, если только не делать это намеренно (это в результате эксперимента позже подтвердила и "следственная комиссия" в лице Летного Директора и Главного Инспектора).


Наиболее удивительным выглядит тот факт, что он смог закрыть эту аварийную дверь! У нас потом не получилось, как бы мы не пытались закрыть люк, оставив часть троса снаружи.


Металлический крюк, болтаясь от набегающего воздуха и бился о самолет.


Очень сильно побило самолет. Внешнее стекло иллюминатора к концу истории почти раскололось, обшивка вокруг него - абсолютно белая на зеленом фоне... Жалко самолет, наш "турбодизель" (VP-BTD) только-только вернулся с D-Check.


* * *


...Дали показания и через час улетели на другом самолете, доставили-таки пассажиров в Пермь. Потом пришлось разбираться с инспекцией, но, надо отдать должное, это было лучшее расследование в моей жизни... Проведенный сразу после возвращения из полета следственный эксперимент, о котором я написал выше, нас "оправдал", и в итоге, больше никто не мурыжил, даже от полетов не отстраняли.


Напоминанием о той истории хранится благодарность от пассажиров, несколько забавную, если можно про подобные ситуации применить сие слово.

Если в полете в ваш самолет неожиданно постучали снаружи... Авиация, Рассказ, Пилоты РФ, Гражданская авиация, Длиннопост

PS


Тогда я всего полгода летал капитаном. С тех пор прошло уже больше 10 лет, а я при каждом осмотре самолета пристально всматриваюсь в аварийные люки над крылом, даже на 737-800, где конструктивно повторение подобной ситуации невозможно.

Авторские истории

34.6K постов27.2K подписчиков

Правила сообщества

Авторские тексты с тегом моё. Только тексты, ничего лишнего

Рассказы 18+ в сообществе https://pikabu.ru/community/amour_stories



1. Мы публикуем реальные или выдуманные истории с художественной или литературной обработкой. В основе поста должен быть текст. Рассказы в формате видео и аудио будут вынесены в общую ленту.

2. Вы можете описать рассказанную вам историю, но текст должны писать сами. Тег "мое" обязателен.
3. Комментарии не по теме будут скрываться из сообщества, комментарии с неконструктивной критикой будут скрыты, а их авторы добавлены в игнор-лист.

4. Сообщество - не место для выражения ваших политических взглядов.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий
Вам тоже ебут мозги, даже если сразу понятно, что вашей вины нет?
раскрыть ветку (10)
11
Автор поста оценил этот комментарий

Если я правильно понимаю последовательность процедур, то экипаж перед вылетом визуально проверяет состояние наружних систем. И, следовательно, возник вопрос "почему самолёт в такой готовности выпустили?". Так что формально вина могла быть, потому и ебали.
Поправьте кто-нибудь, если неправ.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Меня больше терзает вопрос, наказали ли того техника.
раскрыть ветку (1)
7
Автор поста оценил этот комментарий
- А стоимость истребителя мы вычтем из твоей зарплаты! (с) "Горячие головы".
Конечно, наказали - там же определенный материальный ущерб был причинен. Плюс вероятность катастрофы.
Автор поста оценил этот комментарий
Ответ к вашему вопросу в тексте поста:
"На фюзеляже снаружи вокруг двери серая окантовка, на фоне которой серый трос, тем более ночью, разглядеть оказалось проблематично, если только не делать это намеренно (это в результате эксперимента позже подтвердила и "следственная комиссия" в лице Летного Директора и Главного Инспектора)."

Как думаете, насколько часто оставляют трос снаружи самолёта?
1
Автор поста оценил этот комментарий
Спорный вопрос, насчет "вины нет". Летчики должны были выполнить визуальный осмотр, и, соответсвенно, обнаружить что лишнее висит.
раскрыть ветку (5)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Этот вопрос в комиссии поднимался, в тексте написано. Кроме того, отдельного пункта осмотреть люки над крылом в карте осмотра пилотом нет. Но урок был получен, о чем в тексте тоже написано.
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
Интересно получается, ИТС должен осмотреть эти самые люки перед вылетом. Как минимум на предмет закрытия. И доложить об этом командиру перед запуском. Получается какой-то приступ всеобщей слепошарости. Человеческий фактор, как есть.
раскрыть ветку (3)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Но так они из закрыты были. И внешне, и по табло в кабине. А серый кусок троса на сером фоне ночью не разглядели.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Он должен был бы лишнюю тень отбрасывать, когда светили фонарем. Но тут ничего не скажешь, не заметили и не заметили. Невиновные наказаны, непричастные награждены. Иллюминатор, судя по повреждениям на фото не пробило бы, но ситуевина крайне неприятная.
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Там на фото лишь часть повреждений видна. Я бы не стал утверждать, что полетай мы тогда ещё полчасика, внешнее стекло осталось бы целым.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку