Ещё чут-чут
Упайя, не упайя — скорее, такой, типа, вспомогательный трюк.
Так оно устроено у взрослых ответственных людей, что воспринимая окружающий мир, пристально осознают они объекты, предметы и их разнообразные взаимоотношения. И это нормально, потому что опасности и возможности именно с другими объектами и связаны. Когда вы — один из таких объектов.
Нормально, но не обязательно.
Проверьте сами: бывает, что вы сидите, идете или едете пассажиром. Лежите на пляже, в конце концов, или на больничной койке, или на шконке после отбоя. Короче, масса бывает моментов в т.н. бодрствовании, когда не идёт речи ни о выживании, ни о размножении — необходимости в пристальной фиксации на объектах нет, а она продолжается. Привычка такая. Можно даже сказать "навык".
И вот в такие моменты необязательности и неспешности — вполне можно тренировать обратный навык: без усилий, в порядке развлечения, привыкнуть замечать пространство между объектами, а не объекты.
Они, кстати, при этом как-то яснее и тоньше видны, и даже в порядке незапланированного бонуса может начать улучшаться зрение — пока фокус внимания сдвинут на это самое "пространство между". Попробуйте как-нибудь.
А попробовав, очень было бы полезно о такой возможности не забыть, и возвращаться к этому способу смотрения при любой подходящей возможности.
Если не филонить, довольно скоро может обнаружиться, что и планы-воспоминания-представления тоже никто не заставляет фиксировать пристальным вниманием — что между ними тоже ясного пространства полно. Между, вокруг и даже в них самих. И что на это пространство тоже можно вполне безопасно и легко переводить внимание.
Ну и, ясное дело, после таких необязательных, но регулярных развлечений — обходить вниманием любое представление о "себе" или "своём" тоже оказывается совсем не сложно. Вот как заметилось у какой-то мысли или фантазии это беспокойное окрашивание, типа такого ментального призвука или, что ли, запашка́ — сразу же эту мысль вниманием оставляем в пользу того, в чём она возникла. Можно ещё прямо на нее смотреть без ожиданий, пока обратно не растворится. Главное, не вовлекаться.
Оно, пространство, — всегда одно и то же. А внешним и внутренним миром оно только кажется, пока кармические ветры в голове поверхность этого зеркала баламутят.
"Поверхность" и "зеркало", ясное дело, — просто фигуральные выражения. Как и "голова". Ну, вы в курсе.
Формы текучие и непостоянные, а субстрат их и, одновременно, их среда и освещающий их "свет" — он всегда один и тот же. Возможно даже, общий для всех, но это надо проверять.
В общем, как-то так.