8

ДИПЛОМНИК

Детективный фильм-книга

Шестнадцатая (заключительная) серия

ДИПЛОМНИК

Вечер, аэропорт Свердловска.

Скорая помощь едет по взлётной полосе и подъезжает к самолёту, у самолёта милицейская машина.

Открываются задние двери скорой, врачи аккуратно выкатывают носилки с Титовым.

Он бледен, грудь перевязана, в руке система с капельницей.

К носилкам подходит Дёмин, он наклоняется и жмёт руку Титову:

  • Олег, держись! Всё обойдётся!

Титов, открывая глаза, слабым голосом:

  • Ты Мите передай, что он молодец! Он большой молодец!

Дёмин, глядя в сторону:

  • Хорошо, передам! Ты главное поправляйся, капитан!

Носилки грузят в самолёт, и закрывают люк, самолёт заводит двигатели и начинает движение по взлётной полосе.

Дёмин садится в УАЗик и уезжает.

Вечер, здание РУВД, кабинет начальника уголовного розыска.

За столом один Дёмин, на столе открытая бутылка водки и два стакана, накрытые кусочками чёрного хлеба.

Дёмин выпивает пол стакана водки, смахивает слезу, пододвигает к себе ящик с вещдоками, изъятыми из кабинета Пташука и начинает их рассматривать.

Он осматривает парики, накладные усы и брови, все они аккуратно причёсаны и выглядят как новые.

Дёмин надевает на себя один из мужских париков, а сверху милицейскую фуражку, смотрится в зеркало. Снимает фуражку и парик, смотрит на парик, на парике спутались волосы. Дёмин берёт в руки коробку с гримом и смотрит на отделения с красками через увеличительное стекло, краска везде абсолютно не тронута, и кисточка лежащая рядом не испачкана в краске.

Дёмин, вслух:

  • Всё идеально новое… так не бывает…если только… - он надевает куртку и выходит из кабинета.

Вечер. Здание морга и Бюро судебно-медицинской экспертизы.

Профессор заваривает кипятильником чай в стакане, Маша печатает.

Профессор:

  • Машенька, голубушка, как же я рад твоему возвращению! Чтобы я без тебя делал, старый дуралей!

Маша, с укором:

  • Ну что вы такое говорите, вы совсем не старый и, тем более, не дуралей!

Профессор, опуская в стакан ложку заварки:

  • Спасибо, добрая ты душа!

Маша:

  • Скажите, профессор, вы же лет пятнадцать здесь работаете, и все трупы через вас проходят, так?

Профессор, горько:

  • Да, родная, семнадцатый год, и все трупы через меня!

Маша, серьезно:

  • Титов с Митей выяснили, что убийства женщин совершались уже пять лет, одним и тем же способом - удушение и крестообразные посмертные удары заточкой в спину. Если все трупы вскрывали вы, как вы могли не заметить за пять лет, что это один и тоже преступный почерк?

Профессор, роняя ложку и разливая чай на стол:

  • Чёрт, горячий какой! Что ты говоришь, Машенька? Как я мог не заметить? Мог, конечно, где то недоглядел, где-то следы не явные, где-то тело гнилое, совсем разложилось. И не забывай, я же всё-таки в возрасте, зрение не то уже…

Маша:

  • Да, вы правы, ладно, это я так… А завтра у нас рабочий день или выходной?

Профессор, глядя на перекидной календарь на противоположений стене:

  • Десятое число, Маш, пятница - рабочий день! Так что, сбегай с утра в больницу к своему Власову, а к одиннадцати я тебя жду!

Маша, странно посмотрев на профессора, взяв сумочку со стола:

  • Хорошо! До завтра!

Здание РУВД, коридор перед дежурной частью.

Дёмин говорит с дежурным старшим лейтенантом.

Дёмин:

  • Старлей, дело срочное, подними архивные журналы выездов следственно-оперативной группы на места обнаружения трупов в парках и лесных массивах за пять последних лет, посмотри состав групп, меня интересует, кто был судмедэкспертом на этих выездах!

Старлей:

  • Есть товарищ майор!

Ранее утро. Помещение МОРГа и Бюро судебно-медицинской экспертизы.

Профессор, отходит от стола с трупом Пташука, снимает перчатки и фартук, подходит к крану с водой и тщательно моет руки с мылом.

За столом сидит Дёмин и смотрит на профессора.

Профессор:

  • Я сравнил его рост, вес, цвет волос, глаз, особенности зубного аппарата с данными из медицинской карты поликлиники УВД, это несомненно майор Пташук. Смерть наступила от удара головой об ограждение железнодорожного моста, вся лицевая часть повержена, череп расколот в нескольких местах, обширный отёк мозга. Утонуть он уже не успел.

Дёмин:

  • А что Толя?

Профессор, грустно:

  • Анатолий получил три пули с близкого расстояния, на рубашке следы пороха, из-за  крупного калибра пули и большой начальной скорости, внутренние ткани сильно повреждены, раневые каналы проходят через оба лёгких и сердце. У него не было шансов, простите…

День, здание МОРГа.

Из дверей выходит профессор, на нём плащ и шляпа, он торопится, идёт быстрым шагом и оглядывается.

Из синего «Москвича» за ним наблюдают Дёмин и оперативники. Профессор садится в «Волгу» и быстро выезжает на городскую улицу, «Москвич» следует за ним.

Профессор замечает в зеркало заднего вида, что за ним «хвост», он пытается оторваться и петляет по улицам города на большой скорости, «Москвич» не отстаёт.

Профессор на полной скорости заезжает в городской парк и начинает ехать по пешеходным аллеям, прохожие разбегаются в стороны, профессор давит на клаксон. «Москвич» Дёмина преследует «Волгу», осторожно двигаясь по парку.

Наконец «Волга» останавливается среди густых деревьев, профессор выключает двигатель.

Москвич подъезжает к «Волге» через минуту, останавливаясь в десяти метрах от неё. Дёмин и оперативники, достав оружие медленно идут к «Волге».

Когда они подходят к ней вплотную, они видят откинувшегося назад профессора, с перерезанными венами на руках и скальпелем на сиденьи. На внутренней стороне лобового стекла надпись «ПРОСТИТЕ».

Дёмин щупает пульс профессора и качает головой.

Утро. Пятиэтажка, где живут Митя с мамой.

В дверь их квартиры звонит Маша, ей открывает мама Мити:

  • Доброе утро, Машенька! Проходи!

Маша:

  • А Митя дома?

Мама:

  • Он с утра на занятия убежал, формы нет, раньше меня наверное проснулся! Заходи, Маш, чаю попьём!

Маша:

  • Да нет, спасибо! Я с Митей поговорить хотела! И вот у вас записка в двери торчала, я не читала! До свидания!

Мама закрывает за Машей дверь и читает записку: «Сегодня в 18:00 в «Бюро судебных экспертиз». Это срочно! Титов».

День. Здание РУВД, кабинет начальника уголовного розыска.

Дёмин разговаривает с московском начальством:

  • Да, товарищ полковник! Банда полностью обезврежена. Считаю лидером банды - нашего уважаемого профессора, он был на всех выездах и скрывал серию убийств в течение пять лет, он фактически признал свою вину, написав прощальную надпись, начальник РУВД его покрывал, а Пташук был просто исполнителем, убийцей и инсценировщиком. Все трое мертвы.

Свердловская область, домик на берегу реки.

На кровати в полутёмной комнате лежит Митя, в него перебинтована голова и рука.

Рядом сидит девочка лет пятнадцати.

Она вытирает лицо Мити мокрым платком:

  • Спи, спи! Мы с бабушкой тебя из реки вытащили, совсем дохлый был, голова разбита и рука болтается. Почти не дышал. А сейчас почти огурцом, ты милиционер? - девочка проводит рукой по мокрому погону на Митиной рубашке.

Митя, открывает глаза:

  • Где я?

Девочка, громко:

  • Докладываю, товарищ милиционер! Деревня Бугры, Ленинского района, Свердловской области, только наш дом на отшибе стоит… Меня Настей зовут!

Митя поднимаясь на кровати:

  • Настя, мне в город срочно надо! Но сначала попить хочу!

Настя, улыбаясь веснушчатым лицом:

  • В город? Есть мопед дедовский, на ходу! Квасу хочешь?

Вечер, здание городского МОРГа и Бюро судебно-медицинской экспертизы.

Митина мама заходит в пустое помещение морга, рядом с одним из столов стоит санитар в белом халате и колпаке

Мама спрашивает:

  • Профессор это вы? Меня Титов пригласил, сказал, что это важно….

Санитар поворачивается, улыбается:

  • Он скоро придёт, я его новый ассистент, присаживайтесь… - он снимает колпак, это майор Пташук.

Мама, почувствовав неладное, на дрожащим ногах садится на стул. Санитар-Пташук, быстро идёт к дверям и закрывает их на ключ. Потом достаёт из кармана длинную заточку и идёт на Митину маму.

Она кричит от ужаса, Пташук хватает её за волосы и тащит к столу для вскрытия трупов.

Пташук, громко:

  • Что самое главное в любом преступлении? А? Правильно - добить жертву, чудом оказавшуюся в живых! Ты одна меня вспомнила, остальные, вон - на столах лежат!

Мама Мити, крича от боли:

  • Милиция всё знает, тебе не уйти..

Пташук:

  • Ты всё равно умрёшь! И с твоим щенком я тоже покончил! - он тащит её между столов морга, на которых лежат трупы.

Мама, плача:

  • Ты врёшь, гад! Митя жив! Жив!

Пташук, смеясь, швыряет её на свободный стол, положив на спину и замахивается заточкой для удара.

С соседнего стола резко встаёт труп уголовника - лысого мужчины в синих татуировках, Митина мама визжит от ужаса и падает в обморок.

Труп уголовника хватает Пташука за руку с заточкой одной рукой, а второй резким коротким ударом бьёт его в лицо.

Пташук, выронив заточку, падает на пол.

Труп уголовника садится на стол, свесив ноги, снимает резиновую лысину и вздыхает. Это Титов.

Титов, натягивает свитер, достаёт из-за пояса «Макаров», второй рукой берёт рацию и устало говорит:

  • Он здесь, всем в патолога-анатомический зал!

Пташук, лежит на полу, вытирает кровь из разбитой губы, смеётся сквозь зубы:

  • Титов! Идиот! Я закрыл дверь! А двери тут железные, не сломать! Подмога не придёт! Вы все идиоты! Как же вы мне осточертели, бездари! Я двадцать лет служил в милиции верой и правдой, и кроме копеечных грамот с Лениным, ничего не получал! Никому не нужен был мой талант сыщика, когда я тащил на себе по тридцать уголовных дел в месяц, рядовым следователем в этом захолустном городе! Звания и погоны получали только халуи и дети начальников! А мне - мизерный оклад и грязную комнату в служебной общаге!

Титов:

  • Так ты Рокфеллером хотел стать Пташук? Вот и шёл бы в торгаши!

Пташук:

  • Я ненавижу тупых торгашей! Я закончил юрфак университета, я за интеллект, за творчество, только кому это нужно в милиции? Сначала я бесился, потом изнывал от скуки и рутины! Я хотел раскрыть преступление века, ты можешь это понять, капитан?! Но где взять такое преступление среди тысячи мелких краж и грабежей? Правильно, нужно было создать его! Я убивал этих несчастных женщин пять лет, чтобы мне наконец-то поручили расследовать это дело, которое я раскрою. Но тупое милицейское начальство и продажные эксперты делали вид, что ничего не происходит, спасали свои шкуры! А дальше пришёл ты - Титов, со своим волчонком и медичкой, и отобрал у меня моё дело! Потом ещё прилетел этот московский павлин Власов со своими выкормышами! Вы стали дышать мне в спину! Но это было захватывающе интересно! Настоящая опасность! Игры разума! Я вас всех запутал, каждого подставил, а кое-кого сжил со свету! Мне нравилось с вами играть, пока вы не испортили мою игру! Как я вас всех ненавижу!

Митина мама приходит в себя и стонет, Титов оглядывается на неё.

Пташук резко толкает ногой в Титова железный стол на колёсиках, со стола падает труп полного мужчины.

Пташук резко поднимается, хватает со стола труп молодой женщины, резко закидывает его себе на спину и бежит, петляя, к чёрному выходу.

Титов стреляет несколько раз, пули попадают в труп женщины на спине Пташука.

В закрытую дверь громко стучат опера. Титов бежит к двери, открывает её, вбегают Дёмин с операми.

  • Быстрее, он хочет уйти через чёрный ход на крышу! За ним! Я по пожарной лестнице!

Дёмин с операми бегут вслед за Пташуком. Титов выбегает в коридор МОРГа, разбивает скамейкой боковое окно, вылезает в разбитую раму, и начинает подниматься по пожарной лестнице.

Пташук открывает дверь чёрного входа, становится за ней, и резко зажимает дверью руку Дёмина, бегущего первым, выбивая из его руки пистолет. Дёмин хрипит, хватается за руку, и садится на корточки.

Пташук подбирает его пистолет, и опрокидывает на дверь холодильник, из которого вываливаются три трупа, проход загромождается мёртвыми телами.

Пташук быстро поднимается по лестнице на чердак, открывает люк и вылезает на крышу.

На встречу ему по пожарной лестнице на крышу вылезает Титов.

Пташук стреляет в Титова несколько раз, Титов держится за живот и медленно оседает.

Пташук подходит к нему:

  • Эту партию ты проиграл, Титов! Поражение нужно уметь признавать!

На улице, перед зданием МОРГа останавливается старый мопед.

Митя видит фигуру Пташука с пистолетом в руке, быстро достаёт из кармана брюк самодельную ручку с одним патроном, отводит затвор, натягивает на глаз половину очков на резинке.

Пташук вытягивает руку с пистолетом и целится в голову Титова.

Раздается выстрел.

Пташук удивлённо оглядывается на Митю, глупо улыбается, роняет пистолет, делает несколько слабых шагов по крыше, держась за стропила, балансирует и падает во внутренний двор МОРГа.

Его тело, с треском проломив старую деревянную крышу одноэтажного здания котельной, падает в большую горящую топку, поднимая сноп ярких искр.

Центральная городская больница Свердловска. Реанимационное отделение, больничная палата.

На кровати сидит Титов с перевязанной грудной клеткой, разложив шахматную доску на табуретке, разыгрывая партию с Дёминым, который сидит напротив с загипсованной рукой.

Заходят смеющиеся Митя и Маша, в обнимку и с сеткой яблок.

Титов, улыбаясь:

  • А, ребята! Какие вы счастливые!

Маша, смеясь:

  • Вас, Олег Евгеньевич, пули не берут!

Титов:

  • Это не меня пули не берут! Это больничную «утку» пули не берут! Единственное, что я нашёл в МОРГе и засунул под свитер вместо бронежилета. А за спасение, Митьке-Ворошиловскому стрелку спасибо! , - подмигивает Мите, - Пташук мне в голову метил, а второй «утки» у меня не было!

Митя:

  • А в поезде, как вас Пташук из «Маузера» не подстрелил?

Титов:

  • Подстрелил! В этот раз спасибо бронежилету, только трещина в ребре… Мне нужно было ненадолго уйти из его поля зрения, вот и пришлось инсценировать тяжёлое ранение и отлёт в Москву на операцию!

Дёмин, глядя на Титова:

  • Товарищ капитан всех обманул, даже меня!

Маша, грустно:

  • А Власову после нападения, стало хуже, и его на самом деле отправили срочным бортом в Москву, в Склифосовского, на операцию.

Титов, подбадривающе:

  • Маш, не грусти! Власов мужик кремень! Поправится, точно знаю! - Дёмину, делая ход слоном, - Рублю твоего коня!

Митя:

  • Так, товарищи офицеры, бросайте шахматы и расскажите, как вы такую комбинацию провернули?

Титов:

  • Ну зачем бросать? Это тоже была своего рода шахматная партия. Итак, что мы взяли за основу? То, что Пташук основная фигура, центр паутины, при этом мастер маскировки, инсценировок, всяких манипуляций и фокусов. Он с нами играл и не планировал уходить со сцены, поэтому я не поверил в его смерть. Я подозревал профессора, и он себя выдал в разговоре с Машей. Потом профессор, который был «на крючке» у Пташука, со своими ложными экспертными заключениями, идентифицировал труп Пташука, окончательно выдав себя. Здесь помог Власов, который «пометил» Пташука, воткнув в его спину карандаш, а Маша для достоверности провела анализ крови выловленного из реки трупа мужчины, воспользовавшись вычитанной в журнале американской системе анализа и точно установила, что это не Пташук. У мужчины, труп которого Пташук выдал за свой - редкое заболевание крови. К сожалению, бедного, хоть и далеко не святого профессора мы спасти не успели, Пташук с ним разделался, хотел пустить нас по ложному следу.

Дёмин, передвигая ферзя:

  • Профессора, как судебного медика в составе опергрупп на местах убийств я нашёл по старым журналам дежурки. Там же нашлась фамилия следователя от РУВД - тогда ещё капитана Пташука.

Митя, задумчиво:

  • Какой же он хитрый и опасный, стольких людей, погубил…Настоящий Мориарти из рассказов Конан Дойла!

Маша, целуя Митю в щёку:

  • Пойдём в кино, мой любитель детективов, больным отдыхать надо!

Митя, обращаясь к Дёмину:

  • Вы завтра назад, в Москву? Вот возьмите сувенир - гильза от пули, которая сразила гения преступного мира наших дней. Дёмин, кивая и улыбаясь кладёт гильзу в футляр от очков.

Титов:

  • Везёт вам! Дуйте в кино, студенты прохладной жизни! Да! Курсант Григорьев, практические занятия кончились, по дипломной работе ставлю «пять», но завтра первой парой семинар - не проспи! А тебе (глядя на Дёмина) - шах и мат!

Лето, ранее утро.

Аэропорт Свердловска.

В салоне самолёта у иллюминатора сидит Дёмин, он достаёт газету, очки из футляра, смотрит на гильзу от патрона, подаренную Митей, улыбается, берёт её двумя пальцами и смотрит на свет - у гильзы зажаты края, Дёмин перестаёт улыбаться и говорит шёпотом:

  • Холостой…

Лето, утро, здание Свердловской школы милиции СССР, учебная аудитория кафедры криминалистики.

Курсанты сидят на своих местах, Митя в наглаженной форме, на первой парте, входит Титов, все вскакивают и радостно аплодируют.

Титов поднимает руку, курсанты затихают:

  • Товарищи курсанты, мне приятно сообщить, что руководство школы милиции приняло решение о том, что занятия по криминалистике будет вести действующий начальник уголовного розыска, то есть я!

Курсанты:

- Ура! Здорово! Мы вас ждали!

Титов:

  • Сегодня у нас заключительное занятие по теме «Методика расследования убийств», и мы с вами посмотрим новый учебный диафильм, который буквально сегодня пришёл к нам на кафедру из Главка МВД. Прикройте шторы, включите проектор, свет можно приглушить. Титов садится рядом с Митей, они смотрят на экран.

На белом экране появляется надпись:

«Главное управление уголовного розыска МВД СССР. Москва. Методика расследования убийств. Учебный фильм. 1980 год»

На экране поочередно появляются кадры-слайды в виде чёрно-белых рисунков, выполненных чёрными чернилами в виде набросков.

Первый кадр:

  • На траве лицом вниз лежит труп женщины, на спине четыре колотых раны

Второй кадр:

  • За накрытым столом столом в комнате частного дома сидят трупы мужчины и женщины

Третий кадр:

  • Под балконом многоэтажки лежит труп капитана- преподавателя кафедры спецподготовки.

Четвёртый кадр:

  • На земле возле перевёрнутого мотоцикла в проводах лежит труп начальника РУВД

Пятый кадр:

  • В купе на нижних полках лежат трупы цыган: дедушки и молодой женщины

Шестой кадр:

  • На столе в морге лежит труп Толи Веточкина

Седьмой кадр:

  • В сетях на берегу лежит запутавшийся труп мужчины в синем спортивном костюме

Восьмой кадр:

  • В «Волге» на водительском месте  сидит труп профессора

Десятый кадр:

  • Белый экран и текст чёрными крупными шрифтом:

«ЭТО БЫЛА ИНТЕРЕСНАЯ ПАРТИЯ, МЫ БЫЛИ КАК ХОЛМС, ВАТСОН И МОРИАРТИ! ОДИН НОЛЬ В ВАШУ ПОЛЬЗУ! ТЕПЕРЬ ХОД ЗА МНОЙ!

Плёнка закончилась, колесо проектора скрипит и прокручивается в холостую, курсанты затихли, Титов и Митя молча смотрят друг на друга.

Конец первого сезона.

Авторские истории

39.9K поста28.2K подписчика

Правила сообщества

Авторские тексты с тегом моё. Только тексты, ничего лишнего

Рассказы 18+ в сообществе https://pikabu.ru/community/amour_stories



1. Мы публикуем реальные или выдуманные истории с художественной или литературной обработкой. В основе поста должен быть текст. Рассказы в формате видео и аудио будут вынесены в общую ленту.

2. Вы можете описать рассказанную вам историю, но текст должны писать сами. Тег "мое" обязателен.
3. Комментарии не по теме будут скрываться из сообщества, комментарии с неконструктивной критикой будут скрыты, а их авторы добавлены в игнор-лист.

4. Сообщество - не место для выражения ваших политических взглядов.