Девиации «большой науки»

Данная статья относится к Категории 💤 Эффекты ослабления творческой деятельности

Девиации «большой науки» Наука, Творческие люди, Ученые, Деградация, Цель жизни, Ценности, Исследования, Социология, Видео, YouTube, Длиннопост

«Посмотрим на науку в движении — от науки VII-XIX вв. к науке второй половины XX в. Или, если воспользоваться терминами Д. де Солла Прайса, — на науку в движении от «малой науки» к «большой науке». Это наиболее характерный для новоевропейской эпохи институт, демонстрирующий вырождение героического начала в условиях надлома цивилизации.


«Малая наука» — сообщество заинтересованных в самом исследовании интеллектуалов. Наука не приносит никаких выгод. Это страстное (на уровне мономании) увлечение отдельных чудаков или нескучное времяпрепровождение аристократов духа (потому и коронованные особы подчас с любопытством разглядывали Луну в телескоп). Сообщество «малой науки», как правило, судит по совести. Нет внешних интересов, которые бы заставили признать действительно новое не новым, а действительно значимое — не значимым. Конечно, это идеализированная картина; были здесь и свои честолюбцы, и свои шарлатаны. Но в целом, поскольку научные занятия были на периферии общественных ценностей, атмосфера в этом сообществе задавалась высоким мифом творчества.


Ученый, подобно ремесленнику в материальном производстве, осуществлял «технологический процесс» сам от начала до конца, почти без помощников. Он сам ставил себе задачу, сам разрешал ее и сам представлял на суд коллег полученные результаты.


Уже в начале XX в. в социальном институте науки начались, крупные изменения. Наука становится все более и более эффективной в ее приложениях в материальном производстве. Она начала представлять все больший общественный, политический и военный интерес. В советской литературе 70-80-х годов этот процесс был назван становлением науки «непосредственной производительной силой» и «научно-технической революцией».

Девиации «большой науки» Наука, Творческие люди, Ученые, Деградация, Цель жизни, Ценности, Исследования, Социология, Видео, YouTube, Длиннопост

И в самом деле, уже во время 2-й мировой войны произошло сращивание академической верхушки университетов (а в СССР — академических и отраслевых научно-исследовательских институтов), с одной стороны, и верхушки военных, промышленников и государственной администрации, с другой. «Научно-техническая революция», правда, носила в основном военный характер. Именно сфера гонки вооружений оказалась наиболее благоприятной для «большой науки», и потому, как горько пошутил К. Воннегут, «что бы ученые ни делали, у них все равно получается оружие». [...]


Хотя гигантская «большая наука» (сейчас в мире около 5 млн научных работников) внутри себя несет возможность существования «малой науки», катализирующей процессы в «большой науке», но в целом она переживает глубокий кризис. Это выражается в том, что для увеличения количества новых результатов в два раза необходимо увеличить публикации в 8 раз, количество занятых научных работников в 16 раз, а ассигнования — почти в 32 раза. Поэтому взрывной рост социального института науки в 60-70-х годах XX в. свидетельствовал всего лишь об экстенсивном характере ее развития.


Каковы же причины экстенсивного развития научного творчества во второй половине XX в.? Они — в отчуждении его, в разрушении высокого мифа творчества, на смену которому приходят низкие мифы. Иначе говоря, научное творчество в условиях надлома новоевропейской цивилизации переживает кризис ценностей, как и другие институционализированные виды творчества (художественное, литературное, техническое). А.И. Солженицын описывает тот же процесс для России как превращение интеллигенции в «образованщину».

Девиации «большой науки» Наука, Творческие люди, Ученые, Деградация, Цель жизни, Ценности, Исследования, Социология, Видео, YouTube, Длиннопост

Низкие мифы, стимулирующие творчество, можно назвать соблазнами, представляющими собой технологию забывания бытия.


На первое место, конечно, следует поставить соблазн успеха. Когда социальным посредником становится не «республика интеллектуалов», а государственная машина (машина в строгом смысле!), то появляется возможность ее обмануть, симулировать и фальсифицировать творчество. Фундаментальная глупость государственной машины таится в её формализме. Государство склонно оценивать ученого по формальным критериям, скажем, по количеству публикаций или по количеству цитирования.


Массовое общество вообще склонно к разрушению принципа воздаяния. То же и в массовой «большой науке». Если в «малой науке» все минется, а правда останется, то в «большой науке» соврешь — не заметят, и жизнь положишь за идею — тоже не заметят. П. Фейерабенд в своих принципах «эпистемологического анархизма» доказывает, что вненаучные факторы всегда были главными в научном успехе.


По логике творчества то, что ново и значимо, тиражируется, становится всеобщим. Но в «большой науке», наоборот, не то тиражируется, что творчески ценно, а что тиражировано, то и признается творчески ценным. Ты не потому напечатался, что — гений, а ты потому гений, что — напечатался! [...]

Девиации «большой науки» Наука, Творческие люди, Ученые, Деградация, Цель жизни, Ценности, Исследования, Социология, Видео, YouTube, Длиннопост

Другой соблазн, который можно назвать соблазном частной жизни, есть реакция на предыдущий соблазн, точнее, реакция на поражение в погоне за успехом на научном поприще, В массовом обществе, в «большой науке» все уже сказано, ничто новое невозможно. Если тебе кажется, что ты сказал что-то новое, то ты просто плохо знаешь литературу. Поэтому смысл занятий наукой — вовсе не творчество, вовсе не попытка открыть что-то новое, а то чистое и сравнительно хорошо оплачиваемое рабочее место, которое наука может предоставить. Научные занятия — это лишь средство для организации своего уютного профанного мира, частной жизни. Что может быть важнее хорошей семьи, благоустроенной квартиры?! Никакого вселенского предназначения и нет у научного работника.


Третий соблазн, соблазн наркотика, как бы синтезирует два предыдущих. Наркотик (в широком смысле) дает возможность прямо химически симулировать мистическое слияние индивида с Абсолютом. К чему бесконечные муки творчества, неудачи, тяжелый многолетний труд, если небольшая доза, скажем, алкоголя даст тебе, как кажется, такую же полноту бытия, как и творчество?!


Необходимо подчеркнуть, что в условиях надлома новоевропейской цивилизации у нас нет, за исключением высокого мифа творчества, никаких аргументов против пьянства и наркомании. Не случайно государства борются с этими пороками в основном репрессивными, полицейскими приемами. [...] Сегодня пьянство, носившее в архаических и традиционных обществах обрядово-ритуальный характер и жестко регламентированное, вырвалось на волю. Это вовсе не медицинская, а социально-философская проблема.»


Пигров К.С. Очерк 5. Социально-философская антропология // Очерки социальной философии: Учеб. пособие / Под ред. К. С. Пигрова. — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1998. — 292 с. — (Тематический план 1996 г., № 11) — с. 153-156.


Пример прислал и оформил Трушинский Анатолий Игоревич.


Дополнительные материалы

Проблемы современной массовой науки по Жоржу Лошаку

Нерешенные вопросы управления наукой

Конкурентоспособность страны и её фейковые изображения по И.Л. Викентьеву — видео, 25 мин


см. термин Тема мелкая в 🔖 Словаре проекта VIKENT.RU


+ Плейлист из 24-х видео: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РАЗОБЛАЧЕНИЯ от портала VIKENT.RU

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям научной и творческой деятельности – на онлайн-консультацию третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.


Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/


Изображения в статье

Photo by Ousa Chea on Unsplash

Photo by JJ Ying on Unsplash

Photo by Isaac Smith on Unsplash

Photo by Brandi Redd on Unsplash

Споры о науке

257 постов1.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Уважайте оппонентов и аргументируйте свои доводы. Ссылки на соответствующую литературу приветствуются.