Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Чужие ботинки русского патриотизма. Часть первая

Утонуло мыло в грязи –

Обломался весь банный день.

– Яна Дягилева


***

Знак червонца проступает вместо лика на доске.

– Борис Гребенщиков


В мае 2016 года произошло печальное и символичное событие. Здание Свердловского рок-клуба, много лет находившееся в аварийном состоянии, было возвращено Русской православной церкви. И всё им, бессребреникам и нестяжателям, мало. То на зелёную зону глаз положат, то на музей, то детсад захотят, то психбольницу, то из обжитых квартир людей выселят... Осенью прошлого года стало известно, что в ДК, где творили Кормильцев и братья Самойловы, разместится очередной духовно-просветительский центр, на этот раз для кружков художественной самодеятельности, лекций и концертов религиозной направленности. Как сказали в екатеринбургской епархии, «здание продолжит выполнять свою духовно-просветительскую миссию». Наконец-то!.. Согласитесь, ведь Клуб совторгслужащих им. Профинтерна, а затем Дом культуры им. Свердлова и Свердловский рок-клуб только растлевали молодёжь. Это даже из названий следует.


Особенно в совращении неокрепших душ преуспел, конечно, пресловутый рок-клуб. Самым наглым образом проповедовал, понимаешь, презрение к фальши и конформизму, показному благообразию и сытости, сивушному патриотизму и косности. Словом, к тому, от чего задыхается молодёжь. И главное, проповедовал не так, как положено. Не скучными нравоучительными лекциями или, на худой конец, прибиванием своей мошонки к брусчатке, а дерзкой и глубокой поэзией.


Не пожалевшего собственное достоинство художника Павленского мы ещё можем принять и простить. И даже геростратову славу ему обеспечим. Во-первых, для того, чтобы всегда было кого справедливо поругать и с кем сравнить. А во-вторых, на фоне подобных художеств мы смотримся ещё солиднее, благообразнее и целомудреннее. Но русский рок не панк-молебен. В сравнении с ним наше патриотическое кино, эстрада и концерты религиозной направленности, мягко говоря, не такие уж и талантливые. А потому нас не устроит доведение здания Свердловского рок-клуба до разрушения. Нам нужно его уничтожить, если угодно, в духовном смысле. Ибо, как сказал респектабельный русский националист Егор Холмогоров, ««русский рок» оказался, по итогам, самым гнилым, тлетворным и пустым явлением в русской культуре за неизвестно сколько времени. Продали всё и вся. Больше всего повезло тем, кто вовремя умер. И чем раньше умер, тем больше повезло... ...Ссучились...» [1].


Вот те на! Какой добрый, какой православный человек! Самому-то сильно повезло? Ну даже если кто-то что-то и предал, зачем стулья ломать и детей выплёскивать? Тем более, вдруг кто из предавших или запутавшихся в политических хитросплетениях раскаялся? Но последнее атомным «православным» как объяснишь? У них если человек предал, или показалось им, что предал, значит, и родился иудушкой-русофобом. Съездил, допустим, Макаревич на Украину, выступил перед детьми-беженцами – и всё с ним сразу понятно.


В другом месте Холмогоров пишет: «Понятно, что эта имитативная (советская – Т.М.) культура жила по своим правилам. Имела свои взлёты и провалы. Иногда обзаводилась талантливыми людьми – например, Гребенщиковым. Гребенщиков он был почти настоящий. Знал много красивых слов и придумал много красивых образов. Был тонкий. Хороший символист. У него бывали даже инсайты в русскую традицию. Хотя страшно злила эта фальшивость. Будды-шмудды, все эти игры в певцы заграничные, вся эта страсть соответствовать имитативной тусовке... Никакого Гребенщикова (после его концертов в Киеве и Одессе 2015 г. – Т.М.), как оказалось, не было. Был плод брака Бездомного и Берлиоза» [2].


Тут мы имеем дело с почти русской мыслью. Которая могла быть совсем русской, если бы Холмогоров совершил инсайт в свойственную нашему народу религиозную терпимость, гибкость и восприимчивость к опыту других культур, в т.ч. и враждебных. Однако у имитативной нравственно-патриотической тусовки свои правила и куда более жёсткие критерии соответствия. Ляпнешь что-нибудь разумное – запомнят и припомнят. И не останется никакого Холмогорова, а только плод любви Мережковского, Философова и Гиппиус.


Увы, это не шутка. Нам сейчас не до смеха. В ноябре прошлого года к очередному ура-выступлению Якова Кедми неукротимая патриотка из Котласа Ирина Шергина оставила такой комментарий: «Яша – капитан Очевидность. Но я не забыла, как он, сцуко, на соловьином вечере вякнул, что у сильного государства самолёты не сбивают...» [3]. Почти четыре года прошло после того вечера, а неукротимая помнит и лишь немного стесняется в выражениях. И это в адрес лояльнейшего Кедми...


Вообще складывается впечатление, что в нашей патриотической тусовке именно такие термоядерные матроны и заправляют. А уже при них формируется болото, состоящее, помимо всего прочего, из почти русских интеллектуалов и простых Р-р-русских мужиков, непробиваемо самоуверенных в правоте собственной и своего государства. Подобные статс-дамы, как правило, очень ждут тридцать седьмой год. Не дай бог дождутся, может получиться как в песне группы «Ногу свело!»:


Сегодня ночью женщина в годах

Запуталась ногами в проводах,

И стало словно в космосе темно,

Весь мир похож на чёрное пятно.


Вероятно, почти все читатели в курсе, что там происходило дальше:


Сегодня ночью женщине в летах

Щекотно было в нескольких местах.

Возможно, под покровом темноты

Являлся невидимка из мечты.


Имя этого невидимки хорошо известно во всём мире. Только вряд ли он хотя бы к одной размечтавшейся синьоре когда-нибудь явится.


***

От этих каменных систем в распухших головах,

Теоретических пророков, напечатанных богов...

– Яна Дягилева


В апреле 2014 г. лидер самых яростных наших патриотов Евгений Фёдоров в беседе с журналистами рассуждал: «...Был такой блестящий певец Цой. Действительно, сверхпопулярный в Советском Союзе. И вот они (кагэбэшники – Т.М.) говорят, «мы вдруг обнаружили, что на каком-то этапе он начал петь песни совсем не такие, как пел до этого. До этого он пел про алюминиевые огурцы, а тут вдруг про перемены начал петь. Не его стиль. Как будто разных два певца. Мы, (кагэбэшники не то, что сейчас, у них власть была) вызвали всю евоную группу, те написали везде бумаги, мы провели исследования, допросы», ну, тогда ещё власть была, у низовых сотрудников, пока начальство не запретило, «и выяснили, что все последние песни – Цой сам не умел писать, он писал их в коллективе – ему привозили из Америки».


Профессионально в Голливуде писали люди песни на русском языке. Да, это наше КГБ исследование проводило и получило эту информацию. Но это же в системе. Один Цой бы ничего не сделал. Но он же в системе. Таких проектов тысячи. И в культуре, и в экономике, и в политике, и в силовой системе» [4].


Мужики сказали, а я, патриот, поверил. Так красиво в нашу твердокаменную систему всё ложится. А вообще порадовал Фёдоров возрастных ватниц. Ещё как порадовал...


В Новосибирске с 2013 по 2019 г. то и дело предпринимались попытки освободить место для очередной высотки и снести ветхую деревянную одноэтажку, в которой жила Яна Дягилева (1966 – 1991) – поэтесса и рок-певица с богатым, чистым голосом. В 2019-м наше имперское болото продемонстрировало потрясающее единодушие. Современный патриот эксперт Мартынов, депутат облсовета коммунист Агеенко и государствомыслящий директор Краеведческого музея (!) Шаповалов выступили против признания объектом культурного наследия здания пусть даже типового (хотя это спорный вопрос), но 1910 г. постройки и со скошенным углом. А христолюбивый консерватор культуролог Кудряшев и вовсе заявил, что память о трагически погибшей талантливой девушке смертельно опасна для российского общества [5]. Вот так потерял своё имя.


Дом Яны Дягилевой удалось спасти. Сейчас он ждёт реставрацию или реконструкцию. Впрочем, возможность какого-нибудь подвоха со стороны реставраторов исключать нельзя. В т.ч. и духовной диверсии. Нельзя, потому что даже установление на доме мемориальной доски вызвало сопротивление новосибирских властей.


Первый вариант памятной таблички был соответствующей комиссией отклонён. Дескать, выполнен в кладбищенской манере: с характерным тёмным фоном и портретной точностью. Хотя по-настоящему мрачных мемориальных досок в нашем городе немало. В частности, на зданиях РОВД и даже в школах. Разумеется, все на тёмном фоне и с фотографиями. В следующем, 2014 году табличка на доме Дягилевой всё-таки появилась. В некладбищенской манере: без портрета, только текст и изображение гитары.


В сентябре прошлого года на могиле Яны на Заельцовском кладбище Новосибирска был установлен целый мемориал. Мемориал без единого фото Яны... А ведь ещё совсем недавно портретная точность на тёмном фоне старого скромного памятника навевала светлую, тёплую грусть.


И чем им всем так не угодило нежное, немного застенчивое женское лицо с внимательным взглядом?


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.


1. Холмогоров Е.С. Рок ссученных // ИА News front, 2016, 17 марта.

2. Холмогоров Е.С. О БГ // АПН, 2015, 3 авг.

3. https://vk.com/wall7280635_64572

4. https://www.youtube.com/watch?v=dNZpYptlKWU

5. Кудряшев С. К дискуссии вокруг дома Янки Дягилевой // Честное слово, 2019, 25 сентяб.