Четвёртый шаг...

Пошаговая инструкция выздоровления.

4 шаг. Разморозка чувств, эмоций и субъективных переживаний.

Из личных наблюдений специалиста по оказанию психологической помощи: когда клиент (пациент) начинает говорить, он в большинстве своем говорит о чем и о ком угодно, кроме себя. «Муж чавкает и храпит, дети гиперактивны и не послушны, в мире твориться черт знает что, коллеги пользуются моей добротой, начальник идиот редкостный, и т.д. и т.п. Как мне это всё изменить?» Ответ прост: «Никак! С Вас 5тыс.руб. Приходите еще, если захотите измениться сами!»

Шутка? Не думаю.
Жестоко? Избавление от иллюзий всегда не дешево обходится. И деньги самое меньшее, с чем Вы рискуете распрощаться.

Итак, если Вы добрались до 4 шага, то есть (1) дошли до специалиста неоднократно и систематично, (2) овладели искусством сидеть на попе расслабленно и не ерзая в ожидании окончания сеанса психотерапии, (3) начали со временем отличать щебет специалиста от шелеста листьев за окном, и уже даже понимаете смысл сказанного психотерапевтом, то пора открыть рот и произнести вслух всё, что приходит в голову.

И тут начинается самое интересное. О себе Вам сказать-то особо и нечего. Ведь если долго бежать от себя, то в конечном итоге это удается.
Попробуйте, не упоминая никого из близких, друзей, родственников и коллег, составить небольшой рассказик о себе. Ну или хотя бы составьте список из 20 ответов на вопрос «Кто Я?». Только, чур, без прилагательных и синонимов. Тяжковато? Ато!!!

Всё дело в том, что человек начинает свой путь к становлению личности в тот момент, когда ему удается применить к себе местоимение «Я». У детей это происходит не сразу. Сначала ребенок использует свое Имя для описания своих действий и потребностей. «Маша хочет кушать», «У Паши болит нога». Со временем, когда развитие мозга в условиях социализации достигают закономерных сдвигов, ребенок начинает понимать и осознавать себя, а не пользоваться внешними шаблонами восприятия от третьего лица.

Полноценная зрелая личность – это всегда неудобства для окружающих, так как личность обладает свободой выбора и готова нести ответственность за принятые решения. Формирующаяся созревающая личность – это всегда неудобно для авторитарных родителей, которые ждут от своего чада послушания и подчинения, лишая самостоятельности и свободы выбора. Почему дети становятся зависимыми??? Действительно, почему?!?

Помните эти отголоски родительских голосов родом из детства: «Мне твои истерики здесь даром не нужны!»; «Чего ты ведешь себя, как клоун!»; « «Я» последняя буква в алфавите!»; «Как ты себя ведешь?!? Не позорь меня!»; «Мало ли чего ты хочешь!»; «Не кричи на мать!»; «Какое ты право имеешь себя так вести?» и многое, многое, многое другое. Каждый из вас без проблем вспомнит с десяток родительских установок на «светлое будущее».

Родительский контроль теперь даже в телефонах. А вот доверительное общение с родителями только в каких-то утопических книгах рассказывающих об идеальных взаимоотношениях между близкими людьми. Как сказал классик: «Какими бы хорошими ни были бы ваши родители – вам всё равно будет, что сказать своему психотерапевту!»

И вот время пришло что-то сказать своему психотерапевту. - «Как самочувствие?» - «Нормально». - «Что Вы чувствуете по этому поводу?» - «Не знаю». – «Какими эмоциями был наполнен ваш сегодняшний день и прошедшая неделя?» - «Сложно сказать… Не обращал(а) внимания».

Ещё бы! А как иначе. Человеку-зависимому от кого-то или от чего-то с самого детства не давали возможности осознавать, что он чувствует, как он чувствует и почему он так себя чувствует. У родителей всегда были готовые ответы. Родители в детстве знали лучше. И никогда не давали права ошибаться. Возможность ошибаться была – права ошибаться не было. Нельзя спорить. Нельзя делать иначе, чем делают это родители, так как это неправильно. Нельзя чувствовать иначе. Нельзя жить по-другому. В общем, никакой самостоятельности. Ты можешь пробовать пожить, как ты хочешь, но если ты ошибешься ты будешь наказан морально или физически. Ты можешь чувствовать иначе, но когда тебе приказали не улыбаться – не смей улыбаться. Когда приказали: «не плачь» - … Ну дальше ты знаешь!

Такой гиперконтроль и лишение свободы выбора и самостоятельности со временем закономерно приводят к отсутствию воли и заморозке чувств. Ты никогда не ошибешься, если ничего делать не будешь. Или найдешь себя авторитарного кого-то, кто будет тебе говорить, что и как нужно сделать. С чувствами сложнее, даже замороженные они частенько подводят своего носителя. Гидравлическая теория деструктивного поведения. Без нее никуда. Морозилка переполняется. Дверца не закрывается. Эмоции оттаивают и мешают жить.

Испытывать эмоции стыдно, так как родители стыдили за них. И субъект носитель эмоций выбирает погрузиться в забытье. То есть опьянеть. То есть освободиться от бремени разумной жизни. То есть перестать осознавать происходящее в полной мере.

Помогает? Да. Цель оправдывает средства? Нет.

Разрушать себя из-за стыда за свою естественность и человечность не самое лучшее решение сопутствующих проблем. Лучше на трезвую голову решить, что проблема естественности на самом деле не проблема. Но вот беда «Решать самостоятельно» в детстве тоже не разрешали, точнее не давали возможности.

В общем 4 шаг – он длинный самый. Познавать себя придется с самых древних отделов Головного Мозга, а именно с лимбической системы, которая непосредственным образом даже без слов может дать понять окружающим, что с вами происходит за счет эмоций и чувств.

Окружающие видят ваши эмоции, предполагают, что вы чувствуете, а вот вы часто эмоции и чувства от себя прячете. Поэтому четвертый шаг в основном предполагает наблюдение, интерпретацию и выявление причинно-следственных связей ваших эмоций и чувств.

- «А если я ничего не чувствую?»
- «Ничего не чувствовать и не замечать своих чувств это разное. Также это касается тех, кто не демонстрирует окружающим и даже зеркалу различных эмоций по тому или иному поводу. Во-первых, скрывать от себя свои естественные проявления входит рано или поздно в привычку и получается автоматически. Во-вторых, все эти процессы даже в автоматическом режиме очень энергозатратны и приводят к быстрой утомляемости».

Поэтому, (Семь бед один ответ), будем искать старый пыльный не современный пульт управления от ваших эмоций и чувств в чертогах вашего внутреннего мира. А потом будем учиться им пользоваться. Сначала методом проб и ошибок, научимся не стесняться своих ошибок и не винить себя по любому поводу. А потом…
Но, это будет потом. Нам еще Шагать и Шагать…

Четвёртый шаг... Наркология, Реабилитация, Зависимость, Психология, Терапия, Текст, Длиннопост

Психология | Psychology

20.4K постов59.5K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.