Черная экономика: как топили рабов ради страховки

Черная экономика: как топили рабов ради страховки Негатив, Рабство, Аферист, Великобритания, Длиннопост

Погожим деньком 6 сентября 1781 года английское рабовладельческое судно «Зонг» с 442 неграми-рабами в трюме и командой из 17 человек отчалило от острова Сан-Томе у западного побережья Африки и взяло курс на Ямайку. «Зонг» принадлежал картелю ливерпульских купцов и работорговцев, во главе которого стоял Уильям Грегсон, очень состоятельный и уважаемый в городе человек, прежде даже занимавший пост мэра Ливерпуля. Просто для понимания масштабов личности стоит сказать, что на момент смерти Грегсона в 1800 году, согласно бухгалтерским книгам его компании, общее число рабов, перевезенных на его кораблях, составляло 58 201 человек.

В этом отношении «Зонг» ничем не отличался от других кораблей картеля, и плавание должно было пройти буднично. Вот только была одна проблема. Капитан корабля Люк Коллингвуд был, мягко говоря, не лучшим моряком. Да, и, собственно, разве хороший моряк пошел бы служить на «работорговце» вместо того, чтобы делать престижную карьеру на королевском флоте? А поскольку капитан Коллингвуд был посредственным моряком, он, не рассчитав последствий, принял на борт намного больше «живого товара», чем позволяли корабли вроде «Зонга». Больше рабов – больше денег, верно?

Больше рабов – меньше места, меньше пресной воды, меньше паёк. Все – меньше. Скученность и хроническое недоедание начали выливаться в рост заболеваемости, а болезням, в общем-то, плевать, чью жизнь забрать – раба или матроса. За какие-то два месяца различные хвори унесли жизни 60 рабов и 7 членов экипажа. Семи из семнадцати – почти половины команды. Но даже на этом беды не закончились. В обычных условиях «работорговец» преодолевал путь до Ямайки за два месяца. Перегруженный «Зонг» даже близко не укладывался в срок, более того, 28 ноября Люк Коллингвуд понял, что допустил навигационную ошибку и заложил неверный курс. И теперь команде и рабам предстояло провести в море еще как минимум месяц, прежде чем они добрались бы до Ямайки.

Да, капитан Коллингвуд был посредственным моряком. Но вот считать деньги он умел хорошо. Прикинув дебет к кредиту, капитан высчитал, что если рабы продолжат умирать или заболевать такими темпами, он будет терять по 30 фунтов за каждого человека. Выходило слишком накладно. Поэтому он собрал оставшихся в живых членов команды и обрисовал им ситуацию: судовладельцы застраховали свой «живой товар», поэтому, в случае смерти рабов по причине кораблекрушения, абордажа, восстания или иного форс-мажора страховщики обязаны были выплатить компенсацию. Однако страховка не покрывала случаи смерти по естественным причинам, от болезней и самоубийства. Проще говоря, если негр тихо окочурится от цинги – за него не выплатят ни гроша. Но вот если судно попадет в критическую ситуацию, которая повлечет за собой жертвы – вот тогда картель будет вправе требовать компенсацию. А в какую критическую ситуацию может попасть судно, если на горизонте не видать ни пиратов, ни грозовых туч? Ну, например, на борту может закончиться пресная вода или провизия, из-за чего экипаж окажется под угрозой смерти от истощения. Именно в таком положении и оказалась команда «Зонга» (пусть и по вине самого Коллингвуда). Поэтому, изложив все членам команды, капитан Коллингвуд объявил на корабле «аварийное положение» (general average) – ситуацию, при которой команда вынуждена пожертвовать частью груза, чтобы спасти судно. Это был страховой случай, а грузом, который надлежало выкинуть за борт, в данном случае оказались рабы.

Лишь один из членов команды, старпом Джеймс Келсалл, отказался выполнять этот приказ, после чего Коллингвуд сразу же освободил его от служебных обязанностей. Уже на следующий день, 29 ноября, первую группу рабов, куда вошли наиболее больные и немощные, выкинули за борт. Их было 54 человек. Спустя несколько дней процедуру повторили. Всего в рамках «аварийного положения» Коллингвуд и его люди утопили 133 человека.

22 декабря 1781 года «Зонг», наконец, прибыл на Ямайку. К тому моменту в его трюме оставалось 208 живых рабов – в два раза меньше, чем было взято на борт в сентябре. После их продажи судовладелец Уильям Грегсон потребовал от страховой компании кругленькую сумму в качестве возмещения убытков за утопленных негров. Страховая компания отказалась платить, посчитав это «неправильным обращением с грузом», после чего Грегсон инициировал долгую судебную тяжбу против страховщиков. Сначала суд встал на сторону рабовладельческого картеля, однако страховая компания подала апелляцию, вызвав в качестве свидетеля бывшего старпома Келсалла, который и рассказал о массовых убийствах. В итоге вышестоящий суд вынес вердикт в пользу страховщиков. Но не потому, что Коллингвуд и его люди убили 133 человека, а потому, что в ходе заседания удалось установить, что в конце ноября 1781 года в тех широтах, где находилось рабовладельческое судно, шли проливные дожди. А это значило, что команда могла пополнить запасы пресной воды. Как следствие, введение «аварийного положения» было необоснованным, а случай – не страховым.

Несмотря на то, что вопрос о массовом убийстве так и не был рассмотрен в рамках отдельного дела, и никто из команды «Зонга» так и не понес никакого наказания, бойня вызвала в Англии широкий общественный резонанс, и уже в 1807 году в королевстве была запрещена работорговля. Теперь за каждого найденного на борту раба судовладелец обязан был платить штраф в размере ста фунтов. В итоге это привело лишь к тому, что негров просто стали чаще выкидывать за борт, ведь потерять несколько десятков фунтов за мертвого раба все равно выходило выгоднее, чем отдавать сразу сотню в качестве штрафа.

Еще больше контента - на моем канале в Телеграм! Подпишись!

Также я провожу исторические стримы - подпишись, чтобы получать уведомления. Записи доступны на моем канале.

А еще я перевожу темное историческое фэнтези с польского - обязательно посмотри!

Мои премиальные статьи

Лига историков

13.6K поста50.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения