Быстрее любого корабля. Подводная скоростная ракета «Шквал»

Многие слышали хотя бы раз в жизни выражение «Война — двигатель прогресса». И действительно, в горнилах битв рождались новые чудеса науки и техники, которые даже спустя десятки и сотни лет могут поражать воображение. К таким открытиям относится и подводная скоростная ракета «Шквал», принципы работы которой словно нарушают законы физики.

Новые войны — новые идеи

После Второй мировой войны началось стремительное развитие флота по всему миру. Военные корабли становились всё быстрее и манёвреннее, что снижало шанс их поражения привычными на тот момент видами вооружения. В Советском Союзе ещё в середине 30-х годов XX века начались изыскания на тему создания новых торпедных двигателей, способных дать скорость в 70 узлов и выше. Идея применить для этого эффект кавитации впервые пришла в голову в 1946 году инженеру Уварову Г.В. вместе с учёным Логвиновичем Г.В. Их прикомандировали к НИО-12 ЦАГИ, где под руководством Логвиновича начались уже прикладные исследования. Через 6 лет  провели испытания первой ходовой модели. Логвинович предлагал следующую компоновку: диск, профилированная головная часть, цилиндрическая часть (с зарядом топлива) и сходящаяся кормовая часть со стабилизаторами торпедного типа, рулями и соплом. Следующие четыре года испытаний не увенчались большими успехами, что привело к официальному их прекращению в 1957 году. Однако Уваров, Алферов и Либинштейн решили самостоятельно продолжить тесты и доработки. Они стали проводить испытания по другой методике, и это дало свои плоды. Удалось добиться движения макета на 700 метров на постоянной глубине в течение 6 секунд. Стало понятно, что новой торпеде — быть.

Быстрее любого корабля. Подводная скоростная ракета «Шквал» СССР, США, Ракета, Торпеда, Проект, Шквал, Длиннопост, Фотография, Старое фото, Военная техника

Логвинович Георгий Владимирович — разработчик идеи использования кавитации в подводном оружии

Почти десять лет работы

В 1960 году Логвинович выступил перед командованием ВМФ СССР с докладом. В ходе него он описал суть явления кавитации, возможности его применения в создании оружия, а также предложил перспективную подводную скоростную ракету на этой основе. Выступление произвело эффект разорвавшейся бомбы. Военное руководство осознало, насколько подобное оружие может оказаться полезным даже против высокоманевренных целей. Ведь ракете требовались считанные секунды на прохождение того же расстояния, на которое у обычных торпед уходили минуты. Кроме того, США тогда уже заявили о начале создания скоростной подводной ракеты EX-8, которая, по слухам, должна была развивать скорость в 150 узлов. А в СССР на тот момент как раз шла разработка подводных лодок проекта 705, и установка новейшего кавитационного оружия на них казалась крайне удачным решением.

Быстрее любого корабля. Подводная скоростная ракета «Шквал» СССР, США, Ракета, Торпеда, Проект, Шквал, Длиннопост, Фотография, Старое фото, Военная техника

АПЛ проекта 705 «Лира»

Уже 13 октября было подписано постановление СВ №111-463, по которому новая подводная ракета должна была иметь следующие характеристики:

  1. Скорость хода — не меньше 100 м/с (примерно 194 узла);

  2. Радиус действия — до 20 км;

  3. Совместимость со стоящими на вооружении 533-мм ТА для возможности использования с существующих и перспективных надводных и подводных кораблей.

Главным конструктором был назначен Меркулов В.С., научное руководство над работами осталось за Логвиновичем Г.В. и его НИО-12 ЦАГИ. Через год начались испытания первых образцов  — моделей 205 и М-1. Обе они первоначально показали неудовлетворительные результаты. Ракеты сбивались с курса и выпрыгивали из воды. Как оказалось, проблема была в несинхронной работе разгонной ступени и маршевого двигателя. Из-за наличия промежутка времени между сбросом ускорителя и началом работы ПГРД происходило нарушение кавитации. Решение нашлось быстро — совместили обе ступени путём изменения конструкции. Но это был ещё не окончательный успех. Изыскания продолжались вплоть до 1969 года, когда вариант М-4-1-М смог на испытаниях полностью выполнить программу ОКР. Позднее ракету довели до полной готовности к массовому производству и применению, и 29 ноября 1977 года ВА-111 «Шквал» (ракета М-5) был принят на вооружение. Примечательно, что на тот момент американский проект EX-8 уже был закрыт. Американские специалисты так и не смогли преодолеть определённые трудности в достижении требуемых ТТХ. Из-за этого же данные о создании сверхскоростной подводной ракеты в СССР, передаваемые разведкой, считались в правительстве США дезинформацией, а сам такой проект — чем-то невозможным.

Неудавшаяся жизнь научного прорыва

Несмотря на выдающиеся параметры, у ракеты были и серьёзные недостатки. В первую очередь это были малая дальность и высокая заметность «Шквала» в визуальном и акустическом плане. Вследствие использования кавитационного пузыря ракета была очень шумной и выпускала множество пузырьков воздуха на поверхность воды. Малая глубина пуска (не более 30 м) создавала риск для подводной лодки быть обнаруженной при применении данного оружия. Ещё одним минусом было то, что ракета не имела каких-либо механизмов наведения в процессе «полёта». Она шла по курсу, заданному программой в автопилоте. Это делало торпеду помехозащищённой, но не позволяло корректировать траекторию в случае маневрирования цели. Фактически же, ракета ВА-111 так и не обрела популярности на флоте из-за сложности применения, дороговизны и серьёзных минусов — ограничений по дальности и глубине старта, углу послестартового разворота и наличия только ядерного варианта БЧ. Как итог, эти ракеты практически не применялись. Из-за  ядерной боеголовки торпеда попала позднее под договоры ОСВ, поэтому для неё была создана боевая часть с классической взрывчаткой. Несмотря на всё это, «Шквал» представлял серьёзный интерес для иностранных спецслужб. В 2000 году была пресечена попытка передачи информации об этом ракетном комплексе в США. На момент публикации торпеда по-прежнему засекречена, и нельзя точно сказать о том, сняли её с вооружения или нет. По некоторым данным, комплекс до сих пор находится в строю и продолжает совершенствоваться. Кроме того, существует экспортная версия «Шквал-Э», которая оснащается только обычной БЧ.

Быстрее любого корабля. Подводная скоростная ракета «Шквал» СССР, США, Ракета, Торпеда, Проект, Шквал, Длиннопост, Фотография, Старое фото, Военная техника

Внешний вид экспортной «Шквал-Э»

Конкуренты также не стоят на месте. В США разрабатывается проект HSUW, а Германия заявила в 2005 году о принятии на вооружение торпеды «Барракуда», схожей по характеристикам со «Шквалом». Иран с 2006 года обладает подводными ракетами Hoot, которые фактически являются копией советской ВА-111. Китай получил «Шквал» от СССР ещё в 90-х годах XX века и заявляет, что уже испытал и ввёл в эксплуатацию кавитационное оружие собственной разработки. Однако это уже никак не изменит того факта, что СССР (а потом и Россия) стал ведущим государством в разработке подводных скоростных ракет, а Логвинович, Алфёров, Уваров и многие другие учёные и инженеры навеки вписаны в мировую историю флота, как и их изобретение. Ведь его идея до сих пор кажется поразительной, несмотря на развитие технологий в военной сфере.

Быстрее любого корабля. Подводная скоростная ракета «Шквал» СССР, США, Ракета, Торпеда, Проект, Шквал, Длиннопост, Фотография, Старое фото, Военная техника

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»