Боже, спаси нас...
Автор: Владимир Герасименко.
Пока на холодных берегах Северного моря в раздираемой феодальной войной Франции, туманной Англии, продуваемой всеми ветрами Шотландии и воинственной Ирландии всматривались в море, с ужасом ожидая появления там кораблей с головами дракона на носу, и молили:
Боже, спаси нас от норманнов!
Гораздо южнее, в германских Баварии, Франконии, Швабии и славянских Чехии и Моравии, хотя там и не было моря, всматривались за старые и низкие Венгерские горы, в ужасе ожидая выкатывающуюся из-за них лавину конницы, и вторили своим братьям во Христе:
Боже, спаси нас от мадьяр!
Два шакала, столь похожих по наводимому ими ужасу и столь непохожих во всём остальном, впились зубами в мягкие бока уже распрощавшейся с варварством Европы. Одни, шли в походы из северных земель свеев от скудости её земли, неспособной прокормить всех, кого эта земля породила. Живущие у моря, народы мореходы, они шли сначала с торговлей, затем, убедившись в богатстве земель, шли на них грабительскими набегами, чтобы ослабить местных владык, но конечной их целью всегда была земля - новая, свободная и плодородная, ведь именно земля делает богатым...
Боже, спаси нас от норманнов!
Другим же земля была не нужна. Кочевники, прибывшие уже под занавес дележа земель бывшего Pax Romana, и, ставшие его последним участником, они сходу захватили плодородную равнину в излучине Дуная - бывший фронтир Империи Паннонию, в которой ничего уже от той Империи и не осталось. Защищённая горами, способная прокормить главное богатство кочевника - лошадей, эта земля была раем из которого они уже уходить не собирались. Кочевник, не знавший оседлости до, не знакомый с растениеводством, но осевший на землю, кочевником быть не перестаёт - зачем учиться сельскому хозяйству, если можно всегда украсть рабов у соседей, которые этому уже обучены, зачем производить мечи и кольчуги, если можно украсть их у соседей... Зачем что-либо делать, если можно это украсть - ведь рядом столько соседей, изнеженных в своей хоть и полуварварской, но цивилизованности. Воинственный народ-паразит в самом центре Европы...
Боже, спаси нас от мадьяр!
Норманны, хоть и варвары с севера, но они воюют как и франк или саксонец - в одной руке меч в другой щит, твёрдо стоя на земле. Да, они приплывают на кораблях по морю, поднимаются вверх по течению рек, а туда, где воды нет, их ватага дойдёт и посуху. Но когда вы встретитесь лицом к лицу, стена щитов к стене щитов вы сталкиваетесь с диким и яростным, но привычным видом сражения. Меч на меч, щит на щит, конный рыцарь-феодал на конного дружинника конунга и выиграет тот, кто привел больше бойцов, замотивированных на победу, не боящихся смерти. А норманны, только и мечтают умереть с оружием в руках...
Боже, спаси нас от норманнов!
Но мадьяры совсем другой враг. Бывшие варвары и кочевники - германцы, давно осевшие на земле, уже забыли о том, что такое лёгкая степная конница. Их стена щитов и рыцари на лошадях не стоят ничего. Мобильность и скорость - вот главное оружие мадьяра, и, конечно же, его лук. Конные лучники окружат твоё воинство и в диком танце смерти закидают стрелами, рассыпаясь перед тяжёлыми рыцарями, чтобы снова сомкнуть окружение за их спиной. Смерть от тысячи ран - вот удел врага мадьяр, если он стойкий, и от меча в спине, если он подумал, что сможет убежать. Варвары никогда не умели сражаться со степняками, а теперь некому было учиться. Те немногие победы, что были, лишь давали отсрочку, перед тем, как новая орда сметёт тебя. Некому было размышлять над тактикой и стратегией - дай Боже, что ты переживешь хотя бы одну стычку с ними. Мадьяры приходили всегда и им не нужна была твоя земля, только грабеж - рабы, оружие, броня, посуда, крестьянские инструменты. Их интересовало всё, что можно увезти домой или продать, а всё что нельзя - предавалось огню. Особенно церкви...
Боже, спаси нас от мадьяр!
Да, в этом они были похожи - дикие безбожники, падкие на серебро и злато. На своих жалких северных островах и в степях не научиться ювелирному делу, но драгоценности - это символ статуса для любого варвара, чем больше их тем богаче его владелец. У кметов золота и серебра днём с огнём не сыщешь, а вот монастыри и церкви другое дело. Богатые подношениями Богу и столь беззащитные - если Ваш Бог не может защитить храм свой, то это плохой, негодный бог...
Боже, спаси нас от мадьяр!
Ведь только на Бога и остаётся уповать, когда их орды прошли Европу из конца в конец. Когда могучие армии вставшие перед ними, полегают, даже не замедлив орды. Когда даже укрывшись в храме божьем, тебя настигает смерть от их клинков. Шёпотом священники говорят, что мадьяры - это гунны из легенд, вернувшиеся перед грядущим в 1000 году от рождества Христова Страшным судом. Атилла уже однажды приводил их по наущению Господню, чтобы покарать погрязших в беспутсве римлян. Атилла - бич Божий, проливший реки крови и питавшийся младенцами и девственницами, остановила которого не хитрость ромеев, а только лишь молитвы благочестивых Христиан. Настают последние времена, когда Бог посылает самые сильные испытания на стойкость нашей веры, конец близок...
Боже, спаси нас от мадьяр!
Источник: https://vk.com/wall-162479647_126266
Автор: Владимир Герасименко (@Woolfen).
Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_267960839
Личный хештег автора в ВК - #Герасименко@catx2, а это наше Оглавление Cat_Cat (31.12.2019)
Лига историков
15.2K постов52K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения