Большинство вокалистов НЕ УМЕЕТ дышать

И да, я серьезно.

Недавно слышал от одной певицы и преподавателя консерватории по совместительству, что к ней приходят молодые девочки-певицы с опущением матки. И знаете, почему?? Да потому, что их научили «опирать» звук, давя из себя живот, кишки и всё остальное, и из-за этого они заработали серьезные проблемы со здоровьем. Дико тужиться при каждой музыкальной фразе - это вам не на прогулку сходить. Многие люди настолько хотят петь хорошо, что доводят поиск дыхания и пресловутой опоры вот да такого абсурда.

(имя певицы и название консерватории опустим, чтобы никого не подставлять)

К сожалению, данный пост не об опоре звука. И не о том, куда же всё таки вдыхать. На эту тему я уже истрепал язык, а мои идеи на этот счёт вы всегда можете найти тут: https://youtu.be/unKXLN-9_UQ Очень советую, если вы до сих пор ищите "опору" и всякое такое.

Сегодня же речь пойдёт о том, как этим самым дыханием пользоваться. Ибо правильно набрать его и куда-то «опереть» - это даже не пол дела. Это десятая часть от силы.

Оговорюсь, что набирать дыхание, конечно, я рекомендую в нижние рёбра, никакого живота. Должно происходить это спокойно, размеренно и свободно. Этот метод не я придумал, так дышал ещё тот самый Карузо. Почитать об этом можете по ссылочке, пост под номером №7. Это моя группа с книгами и бесплатными материалами по вокалу https://t.me/MorozovOperaBesplatnoe.

Правильно набрать - уже хорошо. Но все прекрасно знают, что поём мы на выдохе, а не на вдохе. И в этом мало кто из певцов отдаёт себе отчёт. Вернее отдает, но значения не придаёт. Обыкновенно, набранный воздух либо стараются всеми силами удержать в себе, расширяя мыслимые и немыслимые органы и части тела, либо же давят воздух из себя, аки гудок паровоза. Зато громко и ярко получается!

Да как бы не так…

Если задерживание и передавливание воздуха внутри тела приводит к ужасающим последствиям, вроде опущения матки, то бездумное давление звука ИЗ себя наружу не делает лучше ни вам, ни голосу.

Во первых, внутри вас мощный напор дыхания натыкается на разные преграды, вроде языка, зубов, поджатого горла, вялого зевка и т.д. Не всегда конечно, бывают певцы, у которых всё отлаженно работает, даже интуитивно. Но чаще всего какая-то из перечисленных преград всё таки сталкивается с излишним потоком дыхания и начинает создавать под его воздействием ненужные вихревые потоки воздуха внутри вашей глотки, которые, воздействуя на воздух, выходящий из вас, как бы гасят весь напор, ослабевая его и делая хаотичным. Одним словом - больше давишь, меньше толку. Хотя казалось бы...

Второе, и самое страшное - это дегенеративные изменения голосовых складок. Начиная от несмыка, заканчивая узлами. Причём, как при излишнем напоре воздуха, так и при попытке удержать воздух внутри. Любое проявление натужности и пережатости при выдохе ведёт к нарушению работы голосовых складок. Либо они излишне размыкаются при чрезмерном выдохе, и звук становится сиплый, либо излишне бьются друг об друга при недостатке воздушного напора и появляется то самое «пение на связках», при котором голосовые складки отекают, обрастают маленькими синячками и гематомками, которые бывает необходимо удалять только операбельно. Оно вам надо?

Окей, страшилки страшилками, но бывают люди и с лужёной глоткой. Им хоть оборись - всё с гуся вода. Приводить в пример их, конечно, я не буду, однако оговорюсь, что даже при крайне неправильном дыхании у вас может быть всё ± в порядке с голосом и его здоровьем. Бывает такое, да. Однако на качестве звука неправильный выдох и вдох всё равно скажутся, особенно на дистанции в десяток лет. И вот об этом сегодняшний пост. Как понять, что ты дышишь правильно и не опасаться за будущее своего голоса?

Большинство вокалистов НЕ УМЕЕТ дышать Голос, Упражнения, Вокал, Пение, Опера и оперные театры, Певцы, Звук, Видео, YouTube, Длиннопост
  1. Ни больше, ни меньше!

Именно так можно озаглавить первый пункт овладения дыханием. Профессиональные певцы чётко знают, сколько им необходимо вдоха на конкретную музыкальную фразу. Если перебираешь - потом можешь не успеть сбросить излишек воздуха перед новым вдохом . Если недобрал - голос провалится под конец фразы. Отрабатывается умение расходовать дыхание пением длинных распевок, где нужно долго держать звук, в купе в распевками быстрыми и подвижными, где необходимо резко и четко набирать вдох каждый раз.

2 . Не давить низ, не пищать верх!

Ещё одна важная деталь чёткого и правильного дыхания. Если вы слишком интенсивно выдыхаете на нижних нотах - они будут сиплыми и блёклыми. Низы поются аккуратно, на очень деликатном напоре воздуха. С верхами же всё наоборот. Чем выше нота, тем больше дыхания она требует. Именно поэтому перед кульминационными частями песни необходимо набрать реально много дыхания и потратить его полностью, в то время как на середине диапазона выдох необходим спокойный и ровный. В общем, чётко знать и понимать, где на какой ноте сколько нужно воздуха - это целая наука. А главный критерий овладения данной наукой- ровный и звучный голос без толчков и сипа.

3. Не толкать!

Кстати, о толчках звука в пении. Ровность звуковедения - вот ещё один критерий чёткого отработанного дыхания. Если вы не можете в полголоса спеть гамму вверх-вниз и держать громкость и полётность каждой ноты одинаковой на всём диапазоне вашего голоса - дышать вы не умеете. Профессиональный певец должен уметь поддерживать абсолютно одинаковую силу звука на всём диапазоне. Причём как громко уметь петь, так и предельно тихо. Это - настоящее искусство.

4. Петь тихо.

Для огромного количества певцов пение a mezza voce (в пол голоса) или, чего доброго, на piano (тихо) - есть задача непосильная. Особенно, на высоких нотах, где необходимо совместить интенсивность выдоха с деликатностью звука. Большинство певцов старается полностью убрать напор воздуха при пении тихо, что приводит к блёклому звуку, отсутствию резонанса и полётности голоса. На большой сцене и без микрофона такой голос проваливается в шёпот и понять, что поёт певец становится невозможно. Хитрость профессионального тихого звука в том, чтобы петь интенсивно и громко настолько, чтобы вас таки слышали. Однако звука при этом должен быть необходимый минимум. Достигается это поддерживанием резонанса голоса, который, пусть и на минимальных оборотах, но таки даёт вашему звуку долетать до зрителя таким же звонким и ярким. о тихим. Добивается это активным выдохом, и только.

5. Атака звука.

Подавляющее количество исполнителей «подьезжает» в звук. Как это? Это когда при исполнении первой ноты в фразе у вас попадаются лишние звуки. Или же голос не доезжает до цели, начиная первую ноту вяло и раскачиваясь только к середине фразы. Умение чётко и точно попасть в ноту - это не только о хорошем слухе говорит. Это относится и к дыханию, которого должно быть ровно столько, сколько нужно.

Есть, правда, ещё один секрет верной атаки звука. Это свободное широкое дыхание перед нотой и задержка самого дыхания. Называется по научному - задержка, или «apnea» и необходима для того, чтобы голосовой аппарат успел «сгруппироваться» перед нотой и чтобы связки могли чётко сомкнуться на атаке начального звука, не допуская попадания излишков дыхания на связки до ноты, а также находясь в тонусе для резкого начала работы после. Основной смысл - это блокирование дыхания «под давлением» за пределами вашей глотки, ровно перед сомкнутыми голосовыми складками. И, когда эти складки начинают работу, пытаясь взять первую ноту, поток дыхания резко и полно наполняет рабочую зону, позволяя взять полнозвучную ноту сразу, без раскачки. Данное умение требует времени и концентрации, которые также необходимо отрабатывать на распевках, пытаясь чётко поймать момент смыка и активную подачу выдоха на голосовые складки.

Об этом я также поведал в моём новом видео, где рассмотрел, помимо дыхания, ещё несколько фундаментальных приёмов для вокалиста, которые важны, как воздух, и о которых вечно забывают.

Послушать об этих техниках и приёмах - тут:

https://youtu.be/n3BjT8sqkaw

А, ещё забыл сказать о качке голоса. Это именно из-за дыхания происходит и, если происходит, то это уже терминальная стадия разрушения голоса. Туши свет короче.

Вокал и всё о нем

181 пост1.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Группа для любителей вокальной музыки во всех её проявлениях.

Опера, поп, джаз, рок и т.д., даже шансон))


2. Неуважение личности - бан

4. Хамство - бан


Будьте добрее друг к другу)