Больше авианосцев хороших и разных: китайцы придумали простую электромагнитную катапульту для авианосцев, которая превзойдёт американскую

28 июля 2017 года новый американский авианосец «Джеральд Форд» впервые запустил палубный самолёт с помощью электромагнитной катапульты EMALS. Спустя полтора часа после этого самолёт совершил успешную посадку на палубу авианосца с торможением системой электромеханического аэрофинишера AAG. До этого самолёты взлетали с палуб авианосцев с помощью паровых катапульт, но это не стипманк — это вынужденная мера. Правда, с электромагнитными катапультами начались другие проблемы.

Больше авианосцев хороших и разных: китайцы придумали простую электромагнитную катапульту для авианосцев, которая превзойдёт американскую Военная техника, Технологии, Авианосец, Палубная авиация, Электроника, Техника, Изобретения, Длиннопост

Xinhua

Согласно опубликованным за 2023 год Министерством обороны США данным, система электромагнитного катапультирования начинает испытывать серьёзные проблемы с обслуживанием после каждых 614 взлётов, тогда как контрольный показатель ВМС США требует совершать 4000 взлётов. Ещё большую тревогу вызывает частота отказов системы торможения: после каждых 46 посадок происходит одна системная неисправность, а это означает, что значительная часть истребителей, запущенных с авианосца, рискует разбиться при приземлении.

Электромагнитная катапульта на американских авианосцах представляет собой линейный индукционный двигатель. В состав пускового устройства включена тележка для зацепа с передней стойкой шасси самолёта. Эта тележка движется между двумя направляющими с электромагнитами. Электромагнитны включаются и отключаются поочерёдно, разгоняя тележку до взлётной скорости.

Китайский вариант электромагнитной катапульты намного проще, хотя в Китае также разрабатываются катапульты на базе рельсотронов. Возможно, когда-нибудь рельсотроны тоже скажут своё слово, но электромагнитные катапульты для зарождающегося авианесущего флота Поднебесной нужны были ещё вчера, поэтому рабочим будет наиболее простое, надёжное и недорогое решение. И его нашли… в электромобилях.

Как сообщают китайские СМИ, в одном из февральских номеров ведущего журнала китайских артиллеристов и ракетчиков — Acta Armamentarii — опубликована статья с рассказом о создании и испытании прототипа электромагнитной катапульты с приводом от электрического двигателя (оригинальная статья на китайском полностью доступна по этой ссылке). СМИ утверждают, что примером для разработки послужили электромобили с электродвигателями на каждом колесе. Например, это реализованная компанией BYD концепция yi si fang (четыре стороны). В таком случае в специальных тормозных колодках нет нужды. Торможение происходит самим двигателем (как и рекуперация).

Больше авианосцев хороших и разных: китайцы придумали простую электромагнитную катапульту для авианосцев, которая превзойдёт американскую Военная техника, Технологии, Авианосец, Палубная авиация, Электроника, Техника, Изобретения, Длиннопост

Разгонная конфигурация

Предложенная командой учёного Е Лежжи (Ye Lezhi) с факультета машиностроения и энергетики Пекинского технологического университета электромагнитная катапульта представляет собой огромный маховик, приводящийся в движение электродвигателем с сильным крутящим моментом. Когда самолёт цепляется к стартовой системе, электромагнитная муфта соединяет маховик с «приводным» колесом, которое наматывает стальной трос с пусковой системой и разгоняет самолёт.

Больше авианосцев хороших и разных: китайцы придумали простую электромагнитную катапульту для авианосцев, которая превзойдёт американскую Военная техника, Технологии, Авианосец, Палубная авиация, Электроника, Техника, Изобретения, Длиннопост

Аэрофинишер с той же системой маховиков и электромагнитных муфт плюс система рекуперации энергии

Согласно испытаниям прототипа, катапульта способна разгонять 30-т самолёт до скорости 70 метров в секунду за 2,1 секунды. Это почти вдвое превышает вес истребителя J-20. Для сравнения, традиционным системам электромагнитной катапульты авианосцев обычно требуется более трёх секунд, чтобы разогнать 13-тонный истребитель до 66 метров в секунду. Новое устройство также может полностью остановить самолёт, приближающийся со скоростью 72 метра в секунду, за 2,6 секунды, что полностью соответствует требованиям военных.

«Новая система катапультирования имеет небольшие габариты, простую конструкцию, малый вес и не требует сложной системы электроснабжения», — сказано в соответствующей статье.

С помощью подобной катапульты в авианосец можно превратить любой корабль с палубой от 100 м. Она не занимает много места и проста в установке. Испытания прототипа доказали состоятельность проекта и можно ожидать его скорого воплощения на флоте. С её помощью авианосцев во флоте КНР может стать больше и разных. Но главное, что система обещает быть безотказной, как автомат Калашникова, что для интенсивного применения главнее всего. Тот же «Джеральд Форд» не может находиться в море дольше двух недель. Так нельзя.

Мой канал в Телеграмме с ежедневными свежими короткими новостями науки, ИИ и технологий.

Авиация и Техника

9.3K поста17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу