Битва за Атлантику. Королевский ВМФ перед войной.
Начиная описывать боевые действия на море нельзя не описать главного противника Германии - Великобритании. Уже давно Англия, имея обширные колонии по всему миру, держала свое превосходство в основном благодаря своему флоту. Позиции ее были несколько задеты после ПМВ, однако к 1939 году Англия все еще сохраняла свое превосходство.
В отличии от Кригсмарине, КВМФ уже имел за спиной богатую историю и давние традиции, что особенно важно для боевого духа моряков. Английский флот также был неким законодателем мод в плане военно-морской формы (почти без изменений униформа флотов других стран были скопированы именно с английской).
По кол-ву военных кораблей Англия лидировала, однако ее быстро догоняли флоты США и Франции. Основу линейного флота составляли линкоры типа "Revenge" и "Queen Elizabeth" - устаревшие корабли, построенные еще в Первую Мировую.
Линейный корабль "Queen Elizabeth"
Оба типа были схожи по характеристикам. Калибр главных орудий составлял 381 мм, водоизмещение до 30000 тонн, скорость же не более 25 улов (Revenge - 21 узел). Апас хода всего около 5000 миль. В каждой серии по пять кораблей
Тип "Queen Elizabeth" - HMS Queen Elizabeth, HMS Warspite, HMS Barham, HMS Valiant, HMS Malaya.
Тип "Revenge" - HMS Royal Sovereign, HMS Revenge, HMS Royal Oak, HMS Resolution, HMS Ramillies.
Почти все они приняли активное участие в битве на море во время ВМВ и их мы еще не раз услышим.
"Royal Sovereign"
Кстати, все военные корабли КВМФ именовались с приставкой HMS, что расшифровывается как "His majesty ship" - Его Величества корабль. (На тот момент королем Великобритании был Георг VI, на данный момент королевой является Елизавета II, а потому все военные корабли Англии сегодня именуются Her majesty ship, что не нарушает общей аббревиатуры HMS.
Отдельного упоминания заслуживают линейные корабли типа "Nelson". Особенностью этого класса кораблей было в том, что все башни ГК (главн. калиб.) были размещены в носовой части корабля. Имея водоизмещение до 39000 т. и ГК 406 мм, скорость составляла всего 23 узла. Всего в серии было два корабля - HMS Nelson и HMS Rodney.
"Nelson"
Как и в Германии, постройка новых кораблей была затруднительна и-за разногласий различных политических течений в стране и в парламенте.Такое положение дел было следствием глупой веры безответственных политиканов в действенность международных договоров по ограничению морских вооружений, заключенных в 20-х годах, а также застарелого нежелания тратить деньги на оборону, пока угроза не станет настолько явной, что ее не удастся не заметить даже нашим правителям - писал С.У. Роскилл уже после войны (главный историк адмиралтейства). Только в 1936 году парламент Великобритании разрешил построить первые два линкора из серии типа "King George V" - HMS King George V, HMS Prince of Wales. Введены они были в строй уже накануне ВМВ и "доводились до ума" уже во время нее (забегая вперед скажу, что проблемы со стрельбой у новых кораблей проявились очень ярко в операции Home fleetа против линкора "Бисмарк"). Позже были построены и другие корабли этого типа - HMS Duke of York, HMS Anson, HMS Howe. Водоизмещение до 43000 тонн, ГК - 356 мм, скорость 28 узлов, запас хода - до 16000 миль.
"King George V"
Линейные крейсера были представлены всего тремя кораблями. Два типа "Renown" и один типа "Admiral".
Все корабли были также постройки 1910-х годов. Тип "Renown" был представлен двумя кораблями - "HMS Renown, HMS Repulse. ГК составлял 381 мм, водоизмещение 33000 т, скорость - до 29 узлов.
Третий же корабль особенно выделялся на фоне всех кораблей КВМФ. Линейный Крейсер "Hood" являлся гордостью не только КВМФ, но всего народа Великобритании. Имея водоизмещение до 48000 тонн, орудия ГК 381 мм, скорость до 28 улов и запас хода до 5500 миль, в 1930-х годах он оставался, возможно, самым мощным кораблем в мире (несмотря на довольно слабое бронирование, что, впрочем как раз и отличает линейные крейсера от линкоров).
"Hood"
Тяжелые крейсера КВМФ были представлены такими типами, как -
"Kent" - HMS Berwick, HMS Cumberland, HMS Suffolk, HMS Kent, HMS Cornwal, HMAS Australia, HMAS Canberra.
Водоизмещение до 15000 т, ГК - 203 мм, скорость до 32 улов.
"Kent"
"London" - HMS London, HMS Devonshire, HMS Shropshire, HMS Sussex.
Водоизмещение до 13500 т, ГК - 203 мм, скорость до 32,5 улов.
"Devonshire"
"Norfolk" - HMS Dorsetshire, HMS Norfolk.
Водоизмещение до 14000 т, ГК - 203 мм, скорость до 32 улов.
"Norfolk"
"York" - HMS York, HMS Exeter.
Водоизмещение до 10500 т, ГК - 203 мм, скорость до 32 улов.
"York"
Соответственно, легких крейсеров и эсминцев было куда больше и описывать каждый класс физически будет трудно описать в данном посте. Поскольку легкие и тяжелые крейсеры часто упоминаются в литературе как один тип, то точной информации я раздобыть не смог (за что каюсь) - лгк. крейсеров было около 40 кораблей разных типов. С.У. Роскилл приводит цифру равную кол-ву эсминцев в начале войны - 168, две трети и которых состоявляли современные корабли. Также в составе флота находилось 68 подводных лодок.
"Edinburgh"
До ПМВ основной доктриной войны являлось превосходство на море за счет крупных сил линейного флота. Завоевание превосходства должно было решиться в Генеральном сражении двух флотов. И в Первую Мировую таким сражением стало Ютландское, однако оно выявить победителя однозначно не смогло - и немцы, и англичане считали, что победу одержали они, а не противник. К тому же, возросла роль подводных лодок, которые стали представлять нешуточную угрозу большим кораблям (яркий пример - потопление немецким командиром ПЛ U-9 Отто Веддигеном практически в одно мгновение трех крейсеров). Возросла мощь и авиации, которая успешно показала себя и на море.
Несмотря на устаревшее мнение о том, что мощь флота зиждется на линейных кораблях, Адмиралтейство уделяло внимание и на строительство авианосцев. К 1939 году Из 6 состоявших в строю авианосцев 1 был очень маленьким кораблем, 4 были перестроены из бывших линкоров и линейных крейсеров, и только один «Арк Ройял» был новым авианосцем специальной постройки. После 1937 были заложены 6 новых эскадренных авианосцев водоизмещением по 23000 тонн, однако они, как и новые линкоры, могли войти в строй еще очень нескоро (С.У. Роскилл).
Тот самый маленький - "Аргус" имел водоизмещение всего 16500 т, и авиагруппу из 18 самолетов.
"Argus"
Как и "Аргус", остальные авианосцы КВМФ были также переделаны из крейсеров постройки Первой Мировой - HMS Eagle, HMS Hermes (до 30 самолетов).
Целая серия крейсеров типа "Glorious" также были реконструированы в авианосцы - HMS Glorious, HMS Courageous, HMS Furious. Имели они большее водоизмещение и могли нести больше самолетов (до 40).
"Courageous"
Специально построенный с нуля авианосец - "HMS Ark Royal" был единственным современным авианосцем КВМФ, введенным в строй в 1938 году. Имел водоизмещение до 28000 т и авианосную группу в 72 самолета.
"Ark royal"
Отдельно стоит упомянуть и Королевские военно воздушные силы. Как и в Германии, флот столкнулся с проблемой нежелания выделения специальных сил морской авиации отдельно от ВВС в состав флота. Но если в Рейхе Геринг сумел отстоять свои позиции, в результате чего это сказалось на всей войне для Германии чрезвычайно плачевно, то в случае с Англией, путем тяжелейших усилий и трудов, военно-морская авиация была создана, и летчики морской авиации внесли огромный вклад в завоевании превосходства на море и стали страшным врагом не только для надводных кораблей, но и для ПЛ врага. Возможно, решающим фактором стало то, что, ставший премьер-министром Великобритании накануне войны Уинстон Черчилль - бывший первый лорд Адмиралтейства - как никто другой понимал все нужды и возможности флота, а потому приложил и свои усилия в этом вопросе.
Так почему же, несмотря на подавляющее превосходство в кораблях КВМФ в первые годы войны понес такие тяжелые потери и не смог сломить Кригсмарине? Имея колонии по всему миру, флот приходиться распылять по разным частям света, и собрать в кулак всю мощь своего флота было чрезвычайно трудно. Вот что по этому поводу пишет главный историк адмиралтейства С.У. Роскилл: Главные силы ее флота были сосредоточены в отечественных водах и в Средиземном море. Флот Метрополии, которым командовал адмирал сэр Чарльз Форбс, состоял из 5 линкоров, 2 линейных крейсеров, 2 авианосцев, 15 крейсеров, сведенных в 3 эскадры, 2 флотилий эсминцев из 8 и 9 кораблей и двух десятков подводных лодок. Его главной базой был Скапа Флоу на Оркнейских островах...
Кроме Флота Метрополии, значительные силы были развернуты в Ла Манше (2 линкора, 2 авианосца, 3 крейсера и флотилия эсминцев). В устье реки Хамбер на восточном побережье находились 2 крейсера и флотилия эсминцев. Для прикрытия Западных Подходов к Британским островам в Плимуте базировались эскортные корабли. Портсмут и Дувр охраняли наше судоходство в Ла Манше. Тральщики были посланы во все важные военные и торговые порты по всему побережью.
Средиземноморский флот, который базировался в Александрии согласно англо-египетскому договору от 1936, покинул свою главную базу Мальту, так как она считалась слишком уязвимой для итальянских воздушных атак. Адмирал сэр Эндрю Каннингхэм имел 3 линкора, 1 авианосец, 2 эскадры крейсеров, всего 6 кораблей, 4 флотилии эсминцев и 1 флотилию подводных лодок...
На отдаленных станциях - в Китае, в Ост- и Вест-Индии, в южной Атлантике - находились эскадры крейсеров и эскортных кораблей, чьей главной задачей была защита торговли в этих водах.
Лига историков
15.5K поста52.2K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения