Безбрачие, малодетность и милостыня

Средневековый город был во многом похож на современный. Позднее время вступления в брак, малодетность, высокая степень безбрачности — это не изобретение цифровой эпохи. Всё это было и в Средние века. Но были и различия. Ныне тяжко представить себе, чтобы женщина составляла завещание перед родами. Разберемся в демографии города Средневековья.

Безбрачие, малодетность и милостыня История (наука), Демография, Средневековый город, Длиннопост

Публичные дома, инвалиды и благотворительность


Низкий уровень медицины и непрекращающиеся войны породили толпы калек и инвалидов в городах. Например, очень много было слепых: во одном только Франкфурте в XIV веке их приходилось от двадцати до сорока двух человек на каждые 10 тысяч жителей, а в Ипре в 1431—1501 годах — 36−39, то есть в 5−8 раз больше, чем в среднем в XX веке.


Неудивительно, что одной из постоянных строк расходов городских бюджетов было содержание лазаретов, богаделен и заведений для душевнобольных. При этом важно было то, какой ты нищий: неимущие делились на «своих» и «чужих». Последние были обречены на бродяжничество и рассматривались как антисоциальный элемент. Их выдворяли из городов или по крайней мере старались ограничить их приток в город.


Благотворительность Средневековья делила нищих на «своих» и «чужих»


Городская система благотворительности была рассчитана на местных нищих. Их поведение строго регламентировалось, на одежде им предписывалось носить отличительный знак или иметь специальное удостоверение, позволявшее жить на милостыню. Подобное — вполне вписывается в политику любого бурга: охранять своих, поддерживать качество новоприбывших горожан, остерегаться чужих, внешнего.

Безбрачие, малодетность и милостыня История (наука), Демография, Средневековый город, Длиннопост

Публичные дома также были легализованы и находились под строгим контролем городских советов. Власти регулировали не только бордели, но и уличных проституток: последние могли искать клиентов только в определенных местах и должны были носить специальную одежду или знак (жёлтого, зелёного или красного цвета).


Браки и демография


Как уже сказано, город в Средние века — это высокий уровень холостых мужчин и незамужних женщин. При этом горожане мужчины, то есть единственные работавшие не в домашнем хозяйстве горожане, вступали в брак достаточно поздно. В среднем в 25−30, часто в 40 лет. Женщин же старались выдать как можно раньше, начиная с 16 лет. Связано это было с условиями жизни, с особенностями деторождения.


Благодаря особенностям развития итальянских городов, — институт профессионального чиновничества, подеста — там уже в XV веке появляются полные обследования населения и ведутся систематические регистрации смертей. Есть также данные по некоторым городам Франции, Германии, Англии и другим странам, но там они менее представительны.


Вернёмся к бракам. В городе, в отличие от деревни, тогда (и сейчас, кстати) уровень брачности был существенно ниже, чем в деревне. Обычно он колебался от 30 до 50%. В провинциальных английских городах в 1377 году он составлял в среднем около 40%, в Лондоне — 33,4%, во Флоренции в 1427 году — 34,4%, в Ипре в 1431 году — 34,6%, во Фрейбурге и в Базеле в 1454 году соответственно — 34,6% и 32,8%. Уровень брачности варьировал в соответствии с размерами городов и в менее населенных городах был выше.


Низкий уровень брачности в больших городах был связан с профессиональным составом населения. В таких городах как Лондон, Париж, Флоренция, Венеция и т. п. было огромное количество слуг, учеников, подмастерьев, монахов и монахинь, подёнщиков и солдат. Таким образом, безбрачие было либо пожизненным, либо свадьбы были отложены. Прежде всего это касалось мужчин, которым было необходимо заработать достаточно денег, получше устроиться, чтобы достичь экономической самостоятельности и смочь обеспечить семью.


Возраст молодожёнов


Что до женщин, то их возраст вступления в брак был подчинён культурно-религиозным различиям. На юге Европы замуж выдавали раньше чем в Северной Европе. В XIV-XV веках брачный возраст женщин здесь в меньшей степени реагировал на изменение социально-экономической обстановки: в городе, как и в деревне, считалось обычным выходить замуж в 16 лет, хотя средний возраст в городе был и выше — около 20 лет.

Безбрачие, малодетность и милостыня История (наука), Демография, Средневековый город, Длиннопост

Жених оказывался значительно старше невесты. В городах Южной Франции средний возраст брака для мужчин в XV веке составлял 26−27 лет, а разница в возрасте между супругами — почти 8 лет. В Реймсе невесты были значительно моложе: средний возраст 15−16 лет, а возрастной интервал с супругом составлял 10 лет. Вдовы нередко повторно выходили замуж, и в этом случае жены часто были старше своих мужей — разница могла доходить до 10 лет.


Во Флоренции в XII-XIII веках жених обычно был зрелым мужчиной около 40 лет, а невеста — от 24 до 26 лет. Чёрная Смерть ненадолго скорректировала брачный возраст мужчин — он ненадолго снизился, но затем, с 1371 года и в XV веке брачный возраст снова поднялся. После 1427 года он стабилизируется на отметке около 30 лет. Возраст первого брака для мужчин во Флоренции в 1427 году в богатых семьях был значительно выше, чем в неимущих: соответственно 31,2 и 27,7 лет, что, совершенно очевидно, было следствием разницы в средствах, необходимых для начала карьеры купца или банкира и просто ремесленника, а также для содержания их семей.


Девушки из знатных семей вступали в брак как правило в 18 лет. 75% благодарных девиц выходили замуж до 20 лет. И, в отличие от плебса, патрицианки как правило всё же выходили замуж, незамужними оставались только 15−20% девушку. Разница в возрасте была примерно 13 лет, что для Средних веков — огромная разница, так как жизнь была коротка. В результате 97% женщин переживали мужей и оставались вдовами едва отметив 25-летие. Вдовам же уже проще было найти мужа по сердцу.


Рождаемость


Поскольку большая часть горожан находилась вне брака в наиболее подходящем возрасте в течение всей жизни, постольку в городе молодёжи было очень мало, намного меньше, чем в деревне. Религиозная мораль, конечно, поощряла многодетность, и уровень рождаемости действительно был высоким: например, во Флоренции в 1470 году он составлял около 4% (в ее сельской округе 6,1%), а в Барселоне в 1494 году — 4,4%. Но в целом, даже при очень высокой рождаемости, в живых, как правило, оставалось не более двух-трех детей.

Безбрачие, малодетность и милостыня История (наука), Демография, Средневековый город, Длиннопост

В большинстве же семей горожан трудности выживания в младенческом и детском возрасте преодолевали всего один-два ребенка. В Арле в 1340—1440 среднее число детей в семье не превышало двух, а с конца XIV века начало уменьшаться. В Тулузе в первой половине XV века и среднем на каждого завещателя приходилось ко времени его смерти от двух до трех живых детей. В Нюрнберге в середине XV века в одной семье вырастало в среднем менее двух детей — 1,64; во Фрейбурге — 1,74, в Ипре — 2.


Благодаря данным Флорентийского кадастра исследователи смогли подтвердить догадку, что в более состоятельных семьях Средневековья детей было больше и выживали они чаще, чем дети из бедных семей. В среднем соотношение было 2,5:1. Причины просты: девушки из бедных семей позже вступали в брак, в период беременности и первые годы после рождения ребёнок недополучал ухода и еды.


Бедные семьи также часто старались ограничить рождаемость (иногда было тяжело прокормить ребёнка). Имели место воздержание, продление лактационного периода (для этого была и другая причина — так проще кормить дитя) и примитивная контрацепция. Не исключена и преднамеренная небрежность при родах и ухода за новорожденными. Не только демографическая статистика, но и обличения церковных моралистов в первой половине XV века свидетельствуют о рациональном ограничении рождаемости бедными супружескими парами из-за стеснённых материальных условий. В состоятельных семьях, напротив, высокий уровень жизни, лучшие гигиенические условия и использование кормилиц (что приводило к сокращению периода лактации и ускоряло наступление новой беременности), а также раннее вступление женщин в прокреативный период — всё это стимулировало рождаемость.


Женщины рожали детей примерно каждые два года. Семьи, в которых (от одной или от целого ряда последовательно умиравших при родах жён) рождалось 10, 12, 14 детей, в этой социальной категории считались обычными. Смерть при рождении ребенка была частой (около 20% общей смертности замужних женщин), чтобы сформировался устойчивый стереотип, побуждавший, в частности, состоятельных венецианок во время первой беременности составлять своё завещание. Даже в случае лёгких родов без осложнений, для ослабевшего организма оставалась угроза инфицирования, влекшего за собой затяжные болезни; частые роды могли привести к истощению и туберкулезу. Тем не менее, во главе 15,6% всех флорентийских домохозяйств стояли женщины-вдовы, пережившие своих более старых мужей.

Безбрачие, малодетность и милостыня История (наука), Демография, Средневековый город, Длиннопост

Войны, голод и эпидемии наиболее сильно влияли на население города. Вследствие эпидемий, преждевременно уносящих с собой старшее поколение, создавались условия, способствующие снижению брачного возраста (более раннее вступление в наследство или возможность получить приданое) и дающие шанс тем, кто в других условиях был обречён на безбрачие.


В 1422 году в Реймсе примерно четверть населения составляли дети моложе 15 лет, 59% — лица от 15 до 45 лет и около 16% — лица старше 45 лет. Итак, средневековый город — это общество среднего возраста, безбрачное, с малым количеством детей и большим количеством вдов. Как и сейчас, тогда в городах мужчина (а ныне и женщина) должен был сначала обрести стабильное положение в обществе. Вообще же, если в обществе рожать опасно, заработать на семью тяжело, а стариков и детей мало, то стоит над положением дел задуматься.

по книге «Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Том 1. Феномен средневекового урбанизма» (изд-во «Наука», 1999 год).
http://diletant.media/articles/37412571/?utm_referrer=https%...

Лига историков

13.7K постов50.7K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения