Балабанов.Культовый плагиатор среди режиссеров

В нашей стране, а особенно в так называемом "либеральном сообществе" (либералами у нас почему-то называют западников - примечание автора) любят говорить о том, что Алексей Октябринович Балабанов - гений. Культовый режиссёр, воспевший дух 90-х/русского народа и снявший величайшее кино. Многие называют Октябриныча лучшим режиссером современности. Но так ли это на самом деле?

Балабанов снял несколько фильмов средней паршивости. Большую часть из них никто не знает, и большинству он знаком по фильмам Брат, Брат-2, Война (Балабанова) и Груз-200. Первыми двумя фильмами принято восхищаться. Мол, Балабанов показал простого русского парня! Эдакого эталонного россиянина тех лет. Он смело разговаривает с кавказцами, в одиночку уничтожает целую банду ради брата (ведь так за основу взято! волк одиночка! не плохо, если ты один, плохо, если ты ноль! волк на аватарке и граффити на стенах), потом прёт Салтыкову (для тех, кто не знает, это как если бы обычный парень с улицы трахнул Клаву Коку, или обычный парень из нулевых отделал бы Анну Семенович, Жанну Фриске или Надежду Грановскую), а потом еще едет в Америку, и там всех нагибает. Спасает проститутку из лап американского сутинера и привозит ее в лапы русским. Ещё и фразы говорит, достойные каждого уважающего себя пацанского паблика Вконтакте.

Казалось бы, простой русский парень, наш супергерой, совесть нации и главный герой поколения (до прихода Саши Белого и Вовы Адидаса). Но не всё так просто. Русский супергерой Данила Багров - это всего лишь русская адаптация расово американского персонажа Трэвиса Бикла из очень известного в странах капиталистического мира фильма "Таксист" 1975 года. Сразу же бросается в глаза внешнее сходство (скорее всего Бодрова выбрали на главную роль из-за внешнего сходства с молодым Де Ниро), как он одет, и какая у него улыбка. У Трэвиса на щеке родинка, у Багрова - шрам. Так же очень похожи продавец оружия из Таксиста и "Фашист" (кличка) из Брата. Так же главный герой спасает проститутку, так же ищет "что послушать", так же в конце убивает.

Конечно, плагиатом только фильма Таксист "Брат" не ограничивается. В нем есть отсылки и к советскому кино. Например к "Свой среди чужих, чужой среди своих" (бандит стоит на рельсах перед трамваем) или к фильму "Зеркало для героя": -Это кто поёт? Наутилус Помпилиус. -Это че за хреновина? -Не знаю, моллюски какие-то" и звучит песня "Прощай Америка, о!". Только у Балабанова сцена разделена и показана одна в начале первого фильма, а песня звучит в конце второго фильма.

Были ли плагиаты в других фильмах Балобанова? Конечно же были. Например в фильме "Груз-200". Сцена, где сначала из самолёта выносят гробы, а потом туда забегают десантники, взята из фильма Караул (там солдат, расстрелявший своих сослуживцев, выходит из вагона, в котором лежат трупы, а в это время в другой вагон заходят новопризванные солдаты). Также из фильма Караул был взят и главный герой фильма - актер Алексей Полуян. Роль ублюдка ему идет хорошо и там и там.

С этим разобрались. Теперь о лучшем режиссере. Можно ли назвать Балабанова гением и лучшим режиссером? Может он стал лучшим, и другие режиссеры с ним тягаться не могут? Конечно же нет. Могут и еще как.

Вспомним например Владимира Бортко. Его фильмы по Булгакову остаются культовыми: Собачье Сердце и Мастер и Маргарита разлетелись на цитаты, а по Мастеру и Маргарите был снят новый, невероятно плохой и ужасный фильм. Где актеры не попадают в образцы даже. Его сериалы Бандитский Петербург (Бортко снял 1 и 2 сезоны) и Улицы разбитых фонарей (1 сезон) породили бесчисленное количество продолжений, вбоквелов, сиквелов и приквелов (но по уровню так и не подошли к первым сезонам). Про Афганистан Бортко снял Афганский излом (в 2018 году Павел Лунгин снял на него плохой ремейк "Братство").

Ну а лучшим режиссером военных фильмов стал Андрей Малюков. Этот режиссер поставил множество военных фильмов, за которые до сих пор не стыдно: В зоне особого внимания, Делай раз, Диверсант (1 сезон), Спецназ, Грозовые ворота, Я русский солдат, ну и конечно Мы из будущего (1 часть). По Диверсанту и Мы из будущего тоже сняли ремейки. И все они (кроме Диверсант.Конец войны) оказались неудачными. А фильм Делай раз подарил нам замечательный дуэт Машков-Миронов, который потом состоялся в Охоте на пиранью и в сериале Пепел. А еще он работал с Озеровым в лучшем фильме о Великой Отечественной войне всех времён - киноэпопее "Освобождение".

Великий Балабан со своими экранизациями Таксиста или "Святилища" Фолкнера до них, увы не дотягивает. Так в чём же его гениальность? Скорее всего в том, что он создал именно Супергеройское кино. Задолго до Заshitников. Трэвис Бикл не кичился своей национальностью и не говорил высоких слов, зато его русская версия пустилась во все тяжкие, как Поле Чудес от Колеса фортуны.

В общем, в гениальности Балабанова "меня терзают смутные сомнения". Слишком уж много заимствований от других, более талантливых режиссеров. Один из средних режиссеров - да, некоторые фильмы неплохие (хотя меня не впечатлили, ни Браты, ни Сёстры, ни Жмурки, ни Мне не больно, ни уж тем более трэш-фильм Груз-200). Хороший режиссер, снимая трэшатину, в большинстве случаев не просто шокирует публику, а перечёркивает все свои былые заслуги аки Михалков жопой из немецкого самолёта. Но, Балабанов, видимо, особой репутации не имел, а его преданные поклонники приняли бы любую работу своего кумира и расхваливали бы её в любом случае.

Ну и главное: несёт ли творчество Балабанова что-нибудь "разумное, доброе, вечное". Ответ однозначный: НЕТ. НЕ НЕСЁТ.