Бабушка Наталья

Наталья была бабушкой по отцовской линии. Я помню ее с малых моих лет. В те времена она жила в своем небольшом частном доме с дедом Иваном. Среднего роста, худая, часто прибаливающая, она казалась мне совсем старой и немощной. У нее было какое-то легочное заболевание, она часто кашляла, но это был не туберкулез. Лечилась, в основном, кодеином, который в скором времени стал исчезать из аптек, поскольку в его состав входили какие-то наркотические вещества. Кодеин мы закупали ей в Ташкенте, куда часто ездили в отпуск к другой бабушке – Тоне. В Ташкенте аптек было много, снабжение лекарствами существенно лучше, да и кодеин совсем не столь сильный наркотик, как бывшие в ходу в тех местах. Отцу моему совсем не нравилось такое лечение матери, он считал, что ее болезнь не столь серьезна, а пристрастие к кодеину вреднее болезни.

В 1963 году умер дед Иван, и Наталья, оставшись в одиночестве, как-то потухла. После моего отъезда на учебу в институт в 1965 году Наталья перебралась в наш дом и прожила там недолгий остаток жизни. Помню ее ворчливой, чем-то недовольной. Она была членом КПСС и от отца время от времени требовала, чтобы он по партийной линии выбивал ей какие-то льготы, иначе она грозилась сдать партбилет.

Умерла она в 1966 году под Новый год. Я приехал домой на праздники и попал на момент ее кончины и похороны. Первого января мы, несколько мужиков, в состоянии похмелья и недосыпа, долбили мерзлую землю на кладбище, согреваясь оставшимся после вчерашнего. Закончилась жизнь Натальи, и в моем представлении жизнь эта ничего интересного собой не представляла.

Интересное начало выявляться, когда я стал немного интересоваться жизнью и судьбами своих родственников. И оказалось, что жизнь бабки Натальи была не такой уж серой и скучной. Изложу некоторые события ее жизни, поведанные мне отцом, матерью и дополненные сведениями, собранными моей сестрой Галиной. Событиям этим от 70 до 100 лет, проверить и уточнить их уже не у кого, посему остается только принять их на веру.

*******

Наталья родилась в 1898 году в одном из сел Бузулукского уезда. Семья, судя по всему, была не из богатых (помимо Натальи было еще трое детей – Анфиса, Надежда и Иван), поскольку октябрьские события 1917 года Наталья встретила весьма положительно, вступила в красноармейскую бригаду, сражавшуюся в Оренбуржье с белогвардейцами, и воевала достаточно успешно. Когда мне родители сказали, что бабка Наталья партизанила и даже была награждена именным револьвером, я не понял, какие партизаны могли быть в наших степях, поскольку о долговременной оккупации белыми наших мест в исторических источниках не сообщалось. Почитавши немного литературу о Гражданской войне в Оренбуржье, пришел к выводу, что зачастую партизанскими считались войсковые подразделения, которые формировались самостийно на местах. В районе Бузулука четкой линии фронта не было, белая и красная власть то возникала, то исчезала. Линия фронта Гражданской войны проходила не по местности, а по судьбам людей.

Был у Натальи суженый – Василий Морозов, с которым она бок о бок и воевала и уже ждала ребенка. В 1918 году, когда красные заняли Бузулук, до них дошли сведения, что в женском монастыре на горе появлялись белоказаки. Василий Морозов вместе с небольшим конным отрядом красноармейцев поехали туда выяснить ситуацию. В пути у одного из конников лопнула подпруга, и он остался устранять неисправность. Остальные поехали дальше, доехали до монастыря, монахини им открыли ворота, отряд въехал в монастырский двор, ворота монахини закрыли, и тут из окон на отряд посыпался град пуль. Шансов выжить у красноармейцев не было. Их не только перестреляли, но и порубили на куски. В Гражданской войне нет правых и виноватых – виноваты все, и звереют многие по обе стороны баррикад, поскольку отступать некуда, проигравший нередко теряет всё – и близких, и дом, и Родину, малую и большую. Отставший конник, услышав стрельбу, понял, в чем дело, быстро ускакал в город, и в монастырь спешно отправился большой отряд, к которому примкнула и Наталья. Белых в монастыре, понятно, уже не было, а монахиням убегать было некуда. У Натальи от увиденного произошел нервный срыв, и она совершила самосуд – расстреляла игуменью и пятерых монахинь. Василия Наталья собирала по кускам.

Рядом со станцией был пустырь, на котором выкопали братскую могилу, в которую положили Василия Морозова с сотоварищами и красноармейцев из санитарного поезда, которых изрубили белоказаки в районе Новосергиевки, всего 89 человек по архивным данным. Над могилой в 1946 году поставлен памятник погибшим партизанам, а вокруг в советские времена был сквер и рядом клуб «Железнодорожник». Сейчас вид данного места существенно изменился, но памятник стоит. За произведенный самосуд Наталью исключили из партии и восстановили спустя много лет (точную дату не помню, но думаю, что во времена, когда репрессии против духовенства стали нормой, и ее самосуд перестал считаться криминалом).

У Натальи от Василия Морозова родился сын, которого она назвала Павлом. Времена начались голодные, а Бузулук стоит на железнодорожной магистрали, ведущей в Ташкент, а Ташкент, как известно было многим, город хлебный. И Наталья ездила в Ташкент за продуктами. Сколько раз съездила – неизвестно, но известны три ситуации, связанные с этими поездками.

Когда Павлику было примерно 10 месяцев, Наталья оставила его на попечение сестре Надежде и уехала в Ташкент. У сестры было двое своих детей, возникла ситуация, что кормить детей было нечем. Надежда сдала Павлика в детский дом, там, по крайней мере, у него было больше шансов выжить. Когда Наталья вернулась с продуктами, то оказалось, что детдом переехал в другой город, а Павлика кто-то усыновил, и следы его затерялись (Наталья до старости его искала, но безуспешно). После смерти другой своей сестры, Анфисы, Наталья брала на воспитание ее сына Николая. А с сестрой Надеждой Наталья до самой смерти не разговаривала, и знать ее не хотела.

В другую поездку она в Ташкенте на рынке познакомилась с узбеком, торговавшем мясом, и он пообещал ей продать нужные продукты. Повел Наталью домой и в сарае спихнул в яму, в которой уже сидела одна соотечественница. Та поведала Наталье горестную весть: узбек, оказывается, торговал не только мясом животных, но и приторговывал человечиной. Участь пленниц была, мягко говоря, незавидной. Но пленниц надо всё же подкармливать, дабы мясо было получше, ну и в туалет хотя бы раз в день водить надо, чтобы яму не загадили. Можно, конечно, ведро на веревке спускать, но брезгливо как-то потом за ними выносить. В общем, повел узбек Наталью в нужник, она не спеша сделала нужные дела и вышла с наградным револьвером в руках (отвлекусь на минутку от рассказа на размышления. Всё-таки правильные одежды были у женщин в те времена. Под ними можно было не только револьвер спрятать, но и пару гранат-«лимонок» подвесить к поясу, и всё это могло пригодиться в трудную минуту. А сейчас при обтягивающих мини-юбках и не менее обтягивающих брюках, куда бедной женщине револьвер спрятать? Случись катаклизм, сожрут ведь всех баб и даже женщин…). По выражению лица Натальи и по уверенной хватке оружия узбек понял, что с ним шутить не будут, и сдался на милость победителя. Милость выразилась в том, что Наталья его не пристрелила на месте, а отвела, куда следует. Надеемся, что там с ним сделали, что следует.

В свою последнюю поездку Наталья в поезде заболела тифом, ее беспамятную выгрузили в Казахстане, в районе Арыси. Посчитали мертвой или почти мертвой, раздели догола и сбросили в общую яму, куда с разных мест свозили трупы. А ночи-то там холодные. Наталья от холода пришла в себя, сумела выползти из ямы и поползла по дороге, поскольку идти сил не было. А по дороге с работы домой с фонарем шел путевой обходчик Степан. Вот так-то они и познакомились, а потом и поженились. Такая вот романтичная история, совсем в духе того времени.

В конечном итоге Наталья и Степан обосновались в Казахстане, в Джамбуле, где у них родились сыновья Валентин и будущий мой отец - Анатолий. В 1926 году в тех местах вспыхнул бунт красноармейцев, недовольных порядками, установленными советской властью (после Гражданской войны ожидали лучшей жизни для себя, но не случилось, накопились недовольства и претензии). К этому бунту примкнул и Степан. Бунт был подавлен, и Степан, скрываясь от ареста и скорой расправы, бежал к родственникам Натальи в ее родное село.

После отъезда Степана Наталья собрала детей и на поезде поехала в свои родные места. Время было неспокойное, басмачи (так, по крайней мере, говорили мои родители) разобрали рельсы, и поезд пошел под откос. Наталья выбросила в окно годовалого Анатолия, завернутого в толстую одежду, и Валентина. Валентин упал бедром на камень, повредил ногу. У него начался туберкулез ноги (такой диагноз сказали родители), нога начала сохнуть, и он на всю жизнь остался хромым. Жить в селе Наталье и Степану было опасно, их могли найти, поэтому они переехали в Бузулук, где затеряться было проще.

Все эти события повлияли на психику Степана, и, судя по некоторым косвенным упоминаниям моего отца, Степан стал прикладываться к рюмке и вел себя не совсем адекватно. Например, когда отцу не было еще пяти лет, Степан его и Валентина заставлял курить вместе с ним. А в 1930 году Степан выгнал из дома Наталью вместе с детьми, и они стали нищенствовать, ходить по домам и просить подаяние. Степан вскоре заболел раком желудка, уехал в Самару, где и умер в 1933 или 1934 году.

Наталья устроилась на работу сначала в столовую в летной части и работала там до 1941 года. Во время войны работала в хлебопекарне. С ее работой в столовой связан эпизод, подтверждающий театральное правило, что если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить. Упомянутый ранее наградной револьвер все-таки выстрелил. Она ночью была на работе (отец говорил, что они с Валентином нередко вечером ходили в столовую помогать матери лепить пельмени), и там активизировались крысы в большом количестве. Наталья стала их отстреливать из револьвера. Этот шум, конечно, привлек постороннее внимание. После «разбора полетов» револьвер у нее отобрали.

Потом Наталья вышла замуж в третий раз. Ее муж – Иван воевал в ВОВ, встретил День Победы в Польше. После войны работал слесарем в вагонном депо. Умер от рака в 1963 году.

Бабушка Наталья по ее просьбе похоронена рядом с мужем ее сестры Надежды Федором, который в Гражданскую войну командовал красноармейской бригадой, где воевали Наталья с Василием. Наталья его очень уважала и знала, что его могилу посещали оставшиеся в живых бывшие его соратники.

Такая, вот, оказывается, непростая и нескучная жизнь. Написал бы больше, но нечего (жаль, что «мы ленивы и нелюбопытны»).

Истории из жизни

38.1K постов75K подписчиков

Правила сообщества

1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется.

2. История должна быть написана вами. Необязательно писать о том, что происходило с вами. Достаточно быть автором текста.
Если на посте отсутствует тег "Мое", то есть авторство не подтверждено, пост будет вынесен в общую ленту. История не должна быть рерайтом - пересказом готовых историй своими словами.

3. История должна быть текстовой и иметь вполне внятный сюжет (завязку, развитие, концовку). История может быть дополнена картинками/фото, но текст должен быть основной частью. Видео и видео-гиф контент запрещен. При необходимости дополнить историю "пруфами", дополнительные фото/картинки/видео можно разместить в комментариях - это более благосклонно воспринимается читателями (чем лента фото и чуть-чуть описания).

4. Администрация имеет право решать, насколько текст соответствует пункту 3.

5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении - предупреждение, повторно - бан.

6. Помните - сообщество авторское! Хотя вы имеете полное право написать, что текст слабый, неинтересный и т.п. и т.д. (желательно аргументированно), просьба все же обходиться без хамства.

Утверждения же - вроде "пост - дерьмо", есть оскорбление самого автора и будут наказываться.