Автодром среди заповедных дюн, переживший 30-летнее расставание с «Формулой-1». Предобзор Гран-При Нидерландов (25.08.2023-27.08.2023)

Автодром среди заповедных дюн, переживший 30-летнее расставание с «Формулой-1». Предобзор Гран-При Нидерландов (25.08.2023-27.08.2023) Формула 1, Автоспорт, Гонки, Скорость, Чемпионат мира, Нидерланды (Голландия), Зандворт, Макс Ферстаппен, Red Bull, Видео, Видео ВК, Длиннопост

Вид на автодром "Зандворт"

Приятная пора летних отпусков в мире "Формулы-1" подходит к концу. Гонщики, руководители команд, простые механики провели три недели с семьями, съездили к бабушкам на огород, отгуляли путевки на море. Настало время расчехлить рабочие комбинезоны и вновь окунуться в мир двигателей, запаха шин и соперничества.

Открытие второй половины сезона пройдет в нидерландском Зандворте. Небольшой городок в 25 километрах от Амстердама является одним из крупнейших пляжных курортов страны. Интересно, что город основан еще в 1100 году и изначально носил название "Sandevoerde" - "песчаный брод". Зандворт расположен на побережье Северного моря и имеет песчаный пляж вдоль всей территории. К северу от города расположен национальный заповедник Зёйд-Кеннемерланд площадью 38 км², который ежегодно посещают около 2 миллионов человек. К главным достопримечательностям парка относятся песчаные дюны, среди которых можно увидеть оленей, зайцев и шотландских зубров. Для любители старинной архитектуры в юго-восточной части парка прячется замок Дёйнлюст, созданный еще в XIX веке.

Автодром среди заповедных дюн, переживший 30-летнее расставание с «Формулой-1». Предобзор Гран-При Нидерландов (25.08.2023-27.08.2023) Формула 1, Автоспорт, Гонки, Скорость, Чемпионат мира, Нидерланды (Голландия), Зандворт, Макс Ферстаппен, Red Bull, Видео, Видео ВК, Длиннопост

Городок в 1930-м году (сверху) и пейзажи национального заповедника "Зёйд-Кеннемерланд" (снизу)

Желание голландских властей развить туризм и окунуться в мир автоспорта привело к проекту постоянной гоночной трассы на дюнах Зандворта. В 1948-м году под руководством победителя "24 часов Ле-Мана" Сэмми Дэвиса был построен короткий 4,2-километровый автодром, вписанный в местный ландшафт и дороги общего пользования. Трек понравился гонщикам своими быстрыми затяжными поворотами и возможностью выбирать в них разные траектории для обгона. Самым известным местом трассы стал первый поворот - "Tarzanbocht". По легенде, его назвали в честь местного жителя, который предоставил свою землю для строительства, а взамен пожелал быть увековеченным в конфигурации автодрома.

Знакомство "Зандворта" с "Формулой-1" началось в 1952-м году, когда первую гонку в рамках чемпионата мира выиграл Альберто Аскари. В последующие годы трек то вновь появлялся в календаре чемпионата, то пропадал из-за финансовых проблем. Стабильность пришла лишь спустя 6 лет. В течение полутора десятилетий голландская трасса ежегодно принимала этап "Королевских гонок". Но, как и многие исторические автодромы, "Зандворт" на своем пути столкнулся с проблемами с безопасностью. Этап 1972 года был проигнорирован пилотами - они заявили, что проведение этапа в текущих условиях опасно для жизни.

Автодром среди заповедных дюн, переживший 30-летнее расставание с «Формулой-1». Предобзор Гран-При Нидерландов (25.08.2023-27.08.2023) Формула 1, Автоспорт, Гонки, Скорость, Чемпионат мира, Нидерланды (Голландия), Зандворт, Макс Ферстаппен, Red Bull, Видео, Видео ВК, Длиннопост

Джим Кларк лидирует в Гран-При Нидерландов 1967 года

На следующий год гоночный центр изменили - установили барьеры, улучшили зоны вылета, возвели новые боксы и замедлили трассу новой шиканой. Во время уик-энда 1973-го года царила радостная атмосфера возвращения в автоспортивную семью, но гонка обернулась трагедией. Из-за аварии на 8-м круге загорелась машина британца Роджера Уильямсона. Его соотечественник Дэвид Перли остановился на трассе, чтобы помочь товарищу. На подмогу Перли никто не пришел - маршалы опасались подойти к горящему болиду из-за угрозы взрыва бензобака. Остальные пилоты считали, что Дэвид пытается потушить свою машину, при этом он сам в безопасности. Гонка не была остановлена, и пожарная машина вынуждена была объезжать трассу, чтобы пробиться к месту аварии. За это время Уильямсон погиб от удушья. Финиш зафиксировал победу Джеки Стюарта, но праздник в Зандворте стал трауром.

Несмотря на это событие, в течение следующих 12 лет "Формула-1" не покидала «Зандворт». Это время запомнилось первой победой Джеймса Ханта на "Hesketh", последними победами в карьерах Марио Андретти и Ники Лауды, столкновением претендентов на титул Проста и Пике в 1983-м.

В 1985-м году для "Зандворта" настала пора перемен. За время проведения этапа "Формулы-1" прибрежный город разросся, и перед владельцами автодрома встали вопросы об ограничении шума и модернизации трассы. План перестройки был уже утвержден, но компания, которая занималась управлением трассой, прекратила деятельность. Комплекс оказался под угрозой закрытия, и городские власти сформировали новую группу для его спасения. "Зандворту" снесли южную часть кольца и вписали новую поворотную секцию внутрь старого проекта. На обновленный трек стали приезжать гонки DTM и A1GP, а также региональные "Формулы".

Автодром среди заповедных дюн, переживший 30-летнее расставание с «Формулой-1». Предобзор Гран-При Нидерландов (25.08.2023-27.08.2023) Формула 1, Автоспорт, Гонки, Скорость, Чемпионат мира, Нидерланды (Голландия), Зандворт, Макс Ферстаппен, Red Bull, Видео, Видео ВК, Длиннопост

Этап серии DTM в Зандворте в 2016-м году

Трасса на побережье Северного моря могла так и остаться одним из многих европейских полигонов, когда-то принимавшим элитные гоночные серии. Поворотным моментом для "Зандворта" стало появление в "Формуле-1" Макса Ферстаппена. Нетривиальные выступления молодого пилота Red Bull произвели впечатление и на власти Нидерландов, и на руководство "Королевских гонок". Стороны прикинули возможную выгоду от проведения этапа и заключили контракт с 2020-го года.

Первый блин вышел не комом, а не вышел вообще. Пандемия короновируса диктовала свои условия, а проводить этап при пустых трибунах "Зандворт" отказался. Зато уже в 2021-м эффект от уик-энда превзошел самые смелые ожидания. Поклонники Макса заполняли трибуны до отказа ежедневно, начиная с четверга. Крики болельщиков заглушали даже шум двигателей, а дым от оранжевых фаеров оттенял солнечный свет. Ферстаппен не остался в долгу и уверенно выиграл первую гонку в новейшей истории автодрома. Годом позже ситуация повторилась, и договоренности с "Зандвортом" продлили до сезона-2025 включительно.

Автодром среди заповедных дюн, переживший 30-летнее расставание с «Формулой-1». Предобзор Гран-При Нидерландов (25.08.2023-27.08.2023) Формула 1, Автоспорт, Гонки, Скорость, Чемпионат мира, Нидерланды (Голландия), Зандворт, Макс Ферстаппен, Red Bull, Видео, Видео ВК, Длиннопост

Оранжевое море и главная звезда Нидерландов

Но за эйфорией от триумфов местного любимца скрываются достаточно безликие гонки. Современные шестиметровые автобусы слабо приспособлены к узкому треку. Единственным местом для обгона стала стартовая прямая, на которой эффективно реализуется преимущество от DRS. Вся магия профилированных поворотов и динамичных виражей средь дюн упирается в банальный недостаток места для длинных и широких машин.

Автодром среди заповедных дюн, переживший 30-летнее расставание с «Формулой-1». Предобзор Гран-При Нидерландов (25.08.2023-27.08.2023) Формула 1, Автоспорт, Гонки, Скорость, Чемпионат мира, Нидерланды (Голландия), Зандворт, Макс Ферстаппен, Red Bull, Видео, Видео ВК, Длиннопост

Профилированный третий поворот

Вряд ли что-то изменится и в этом сезоне. Преимущество Red Bull с чемпионом мира за рулем стало еще больше, и конкуренты могут надеяться только на технические проблемы лидера чемпионата. Обгонять в 2023-м легче не стало, так что главная трибуна вновь увидит торжество системы DRS, а все остальные зрители узнают о сменах позиций по большим экранам. Но этап в Нидерландах все равно ждет повышенный интерес - за месяц без "Формулы-1" и гонщики, и болельщики нагуляли аппетит.

Формула 1

1.6K постов2.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Срач по формульным и околоформульным темам - приветствуется. Мат - допускается (я и сам грешен). Любой другой автоспорт и весь спорт в целом - не возбраняется.

Запрещается: политический срач.