25

Авиационная выставка. Будапешт.

В городском парке Будапешта в неприметном павильоне ,неподалеку от  музея транспорта есть  выставочный зал.Посетил там выставку посвященную венгерской авиации.

Павильоны не большие и потому выставлены были в основном планеры,учебные самолеты.

Авиационная выставка. Будапешт. Авиация, Музей, Планер, Самолет, Будапешт, Длиннопост
Авиационная выставка. Будапешт. Авиация, Музей, Планер, Самолет, Будапешт, Длиннопост
Авиационная выставка. Будапешт. Авиация, Музей, Планер, Самолет, Будапешт, Длиннопост
Авиационная выставка. Будапешт. Авиация, Музей, Планер, Самолет, Будапешт, Длиннопост
Авиационная выставка. Будапешт. Авиация, Музей, Планер, Самолет, Будапешт, Длиннопост
Авиационная выставка. Будапешт. Авиация, Музей, Планер, Самолет, Будапешт, Длиннопост
Авиационная выставка. Будапешт. Авиация, Музей, Планер, Самолет, Будапешт, Длиннопост
Авиационная выставка. Будапешт. Авиация, Музей, Планер, Самолет, Будапешт, Длиннопост
Авиационная выставка. Будапешт. Авиация, Музей, Планер, Самолет, Будапешт, Длиннопост
Авиационная выставка. Будапешт. Авиация, Музей, Планер, Самолет, Будапешт, Длиннопост
Авиационная выставка. Будапешт. Авиация, Музей, Планер, Самолет, Будапешт, Длиннопост
Авиационная выставка. Будапешт. Авиация, Музей, Планер, Самолет, Будапешт, Длиннопост
Авиационная выставка. Будапешт. Авиация, Музей, Планер, Самолет, Будапешт, Длиннопост
Авиационная выставка. Будапешт. Авиация, Музей, Планер, Самолет, Будапешт, Длиннопост
Авиационная выставка. Будапешт. Авиация, Музей, Планер, Самолет, Будапешт, Длиннопост
Авиационная выставка. Будапешт. Авиация, Музей, Планер, Самолет, Будапешт, Длиннопост
Авиационная выставка. Будапешт. Авиация, Музей, Планер, Самолет, Будапешт, Длиннопост
Авиационная выставка. Будапешт. Авиация, Музей, Планер, Самолет, Будапешт, Длиннопост
Авиационная выставка. Будапешт. Авиация, Музей, Планер, Самолет, Будапешт, Длиннопост
Авиационная выставка. Будапешт. Авиация, Музей, Планер, Самолет, Будапешт, Длиннопост
Авиационная выставка. Будапешт. Авиация, Музей, Планер, Самолет, Будапешт, Длиннопост
Авиационная выставка. Будапешт. Авиация, Музей, Планер, Самолет, Будапешт, Длиннопост
Авиационная выставка. Будапешт. Авиация, Музей, Планер, Самолет, Будапешт, Длиннопост
Авиационная выставка. Будапешт. Авиация, Музей, Планер, Самолет, Будапешт, Длиннопост
Авиационная выставка. Будапешт. Авиация, Музей, Планер, Самолет, Будапешт, Длиннопост

Это примерно пятая часть фото,что я там сделал.

Найдены возможные дубликаты

0

Это физически невозможно.По каждой машине  книги написаны.Если меня тема интересует,я начинаю искать в гугле.Например-венгерская авиация:https://ru.wikipedia.org/wiki/Военно-воздушные_силы_Венгрии

Делать описания под каждым фото-есть ли в этом смысл?Что вам даст то что это МИ-2,а тот ЯК-50?Ничего.Вы же смотрите только картинки.Зачем грузить мозг  еще и буковками?

-1

не силён в Венгерской авиации, не плохо бы сделать описания под фото

Похожие посты
35

На Ил-114-300 с двигателями ТВ7-117СТ-01 начались аэродромные отработки

АО «ОДК-Климов» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех) обеспечило первые успешные запуски силовых установок ТВ7-117СТ-01 на самолете Ил-114-300.


29 сентября в Жуковском стартовали аэродромные отработки самолета с двигателями ТВ7-117СТ-01. ОДК-Климов, являющийся разработчиком двигателя и его системы автоматического управления, обеспечивает полное сопровождение работ совместно со специалистами ПАО «Ил» по проверке систем самолета. В результате уже обеспечены первые запуски силовых установок.


«Безусловно, это событие в работе по созданию Ил-114-300, начало нового важного этапа. Первые запуски обоих двигателей ТВ7-117СТ-01 с воздушными винтами АВ-112-114 прошли успешно. В ходе серии аэродромных испытаний будут проведены проверки всех систем самолета, пробежки и рулежки. Результаты будут представлены на Методическом совете экспериментальной авиации, который примет решение о возможности совершения первого полета и проведения последующих летно-конструкторских испытаний», — отмечает и.о. генерального конструктора АО «ОДК-Климов» Всеволод Елисеев.


После серии аэродромных отработок самолет будет готов к первому полету. Это событие должно состояться осенью текущего года.


ОДК-Климов для Ил-114-300 изготовил и поставил три двигателя. Сертификация планируется к началу 2022 года. Спрос на гражданский двигатель ТВ7-117СТ-01 имеется в связи с потребностью обеспечить региональные пассажирские самолеты Ил-114-300, патрульную авиацию военно-воздушных сил, иностранный рынок.


ТВ7-117СТ-01 обладает мощностью на взлетном режиме до 3100 л.с. и по сравнению с базовым двигателем (ТВ7-117СМ) отличается конструктивными особенностями и более высокими мощностями на взлетном и крейсерском режимах. В состав силовой установки двигателя входит новый винт АВ-112-114 повышенной тяги, и новая САУ с применением совмещенного модернизированного блока управления двигателем и воздушным винтом БАРК-65СМ. Такое совместное управление позволяет максимально полно использовать потенциал характеристик двигателя и винта, в целом повысить эффективность силовой установки.


Это пример создания линейки двигателей на базе унифицированного турбокомпрессора: ТВ7-117СТ, ТВ7-117СТ-01 и ТВ7-117 В (двигатели для самолетов имеют аббревиатуру СТ, для вертолета — В). ТВ7-117СТ — двигатель для силовой установки военно-транспортного самолета Ил-112 В, гражданская модификация двигателя — ТВ7-117СТ-01 — стала штатным двигателем регионального самолета Ил-114-300.


Двигатель ТВ7-117СТ-01 является лучшим по всем параметрам в своем классе, определяющим экономическую целесообразность выбора двигателя для самолета.


https://www.uecrus.com/rus/presscenter/odk_news/?ELEMENT_ID=...

На Ил-114-300 с двигателями ТВ7-117СТ-01 начались аэродромные отработки Самолет, Ил-114-300, Двигатель, Авиация
Показать полностью 1
64

Ил-96-400М и здравый смысл

Москва. 23 октября. INTERFAX.RU - Минтранс подготовил проект постановления правительства, в котором субсидии на поддержку производства и поставок самолетов Ил-96-400М в очередной раз предложено перераспределить в пользу других продуктов отечественного авиапрома: Ил-114-300, вертолетов Ми-8, Ми-38 и "Ансат". В качестве причины этого решения указано отсутствие потенциальных заказчиков Ил-96-400М.

Ил-96-400М и здравый смысл Авиация, Ил-96-400м, Длиннопост, Самолет

По итогам майского совещания у президента Владимира Путина о развитии авиаотрасли Минтранс предлагал выделить дочерней "Государственной транспортной лизинговой компании" (ГТЛК) 7,247 млрд рублей на закупку одного Ил-96-400М и 4,5 млрд рублей на "воздушные суда отечественного производства", говорится в пояснительной записке к проекту постановления на regulation.gov.ru.


Предложения были направлены на согласование в Минфин, Минэкономразвития и Минпромторг, и последний, судя по пояснениям Минтранса, их не поддержал.

"По итогам рассмотрения Минпромторгом письмом от 21.09.2020 в Минтранс России представлена позиция о наличии риска возврата субсидии в размере 7,247 млрд рублей в доход федерального бюджета ввиду отсутствия в настоящий момент потенциального эксплуатанта воздушных судов Ил-96-400М", - пишет Минтранс.


"Кроме того, Минпромторгом предложено перераспределение средств федерального бюджета, ранее предусмотренных на проект производства и продаж самолетов Ил-96-400М, на предоставление субсидии из федерального бюджета ПАО "ГТЛК" на приобретение вертолетов типа Ми-8, Ми-38 и "Ансат" производства ПАО "Казанский вертолетный завод", - говорится в пояснении.


Теперь Минтранс предлагает предоставить ГТЛК порядка 16,9 млрд рублей из бюджета на закупку региональных Ил-114-300 и вертолетов. В качестве возможных эксплуатантов Ил-114-300 Минтранс рассматривает "Камчатское авиационное предприятие", "СиЛа", "Аэросервис", "АО 2-ой Архангельский". Эксплуатация самолетов планируется в Дальневосточном федеральном округе.


Ми-8, Ми-38 и "Ансаты", по данным Минтранса, могут быть переданы в лизинг "Комиавиатрансу", "ВАП", "Конверс Авиа", "СКОЛ", "РВС", авиапредприятию "Ельцовка", "Нижневартовскавиа", "Нарьян-Марский ОАО".

Ил-96-400М и здравый смысл Авиация, Ил-96-400м, Длиннопост, Самолет

От копи-пастера:

Похоже в Минтрансе есть люди со здравым смыслом, так как минтранс уже второй раз предлагает забить на Ил-96-400м и потратить деньги на региональники, а не на самолет который никто и никогда не купит.

Показать полностью 1
552

Посадка в кукурузу (советская версия)

За почти 50 лет до знаменитой посадки самолёта Уральских авиалиний на кукурузное поле, советские пилоты совершили нечто подобное. Правда не так удачно.


8 августа 1970 года Ан-10А компании Аэрофлот вылетел из Винницы в Симферополь. На борту находилось 107 пассажиров и 7 членов экипажа. Примерно через 10 минут после вылета лайнер занял высоту 5400 метров. Вдруг пилоты увидели в кабине дым и почувствовали запах горелой изоляции. Бортмеханик отправился в первый салон и доложил командиру что дым идёт из щелей панели на потолке. Командир приказал перейти на аварийное электропитание, снизить скорость и уменьшить мощность двигателей. Затем он выпустил шасси и приступил к экстренному снижению.

Посадка в кукурузу (советская версия) Авиация, Самолет, Происшествие, Инцидент, Катастрофа, Отказ, Пилот, СССР, Посадка, Техника, Авария, Советское, Длиннопост, Дефект

Ан-10 не в лучшие годы


На высоте 4000 метров второй пилот выключил отбор воздуха от всех четырёх двигателей, осуществил аварийный сброс давления и разгерметизировал авиалайнер. После этого дым идти перестал. Командир решил лететь в ближайший аэропорт - Кишинёв. Для этого экипаж убрал шасси, но при этом продолжил снижение до высоты 2400 метров.


Внезапно раздался резкий хлопок, после чего второй пилот и бортинженер увидели пожар на двигателе № 4 (крайний правый). Командир приказал зафлюгировать его воздушный винт и активировать систему пожаротушения. В это же время он начал поворачивать самолёт к ровной местности, которая подходила для вынужденной посадки. Однако, через три минуты, на высоте около 1000 метров, пожар в двигателе прекратился, поэтому командир решил всё-таки попытаться дотянуть до Кишинёва.


До аэропорта оставалось 80 километров, когда бортмеханик доложил о неполадках в гидросистеме, что могло привести к самопроизвольному выходу воздушного винта двигателя № 4 из режима флюгера и перевести его в режим авторотации. Это случилось когда до кишинёвского аэропорта оставалось 55 километров, а высота составляла 720—730 метров.

Из-за резкого увеличения аэродинамического сопротивления появился правый крен и самолёт начал разворачиваться. Пилоты полностью отклонили рули влево и увеличили режим оставшихся трёх двигателей до взлётного. Им удалось не допустить падения скорости. Но из-за того, что на правом крыле работал один двигатель, а на левом — два, возникла разница тяги и крен с поворотом вправо только усилились.

Посадка в кукурузу (советская версия) Авиация, Самолет, Происшествие, Инцидент, Катастрофа, Отказ, Пилот, СССР, Посадка, Техника, Авария, Советское, Длиннопост, Дефект

Ан-10 в лучшие годы


Осознав, что долететь до полосы в этих обстоятельствах невозможно, командир решил совершить вынужденную посадку. В сумерках он обнаружил, на первый взгляд, ровное кукурузное поле. Однако, он не догадывался, что под двухметровыми стеблями была скрыта ложбина, которая располагалась перпендикулярно направлению посадки.


Ан-10 садился "на брюхо". Пробороздив землю, лайнер перескочил ложбину, после чего ударился о её противоположный склон и продолжил движение, разрушаясь на части. Через 275 метров от места первого касания самолёт развернуло и он остановился. Экипаж провёл эвакуацию примерно за 15 минут. 4 пассажира получили тяжёлые ранения и 21 человек – лёгкие. На месте катастрофы никто не погиб, но по пути в больницу скончалась одна тяжелораненая пассажирка.

Катастрофа произошла из-за отказа и пожара двигателя №4.


Причиной отказа двигателя стало разрушение роликоподшипника турбины из-за его масляного голодания, вследствие перекрытия жиклерных отверстий форсуночного кольца продуктами разложения масла (коксом). Таким образом, виновником происшествия посчитали предприятие - производитель двигателей, допустившее конструктивную недоработку двигателя АИ-20К и не принявшее мер к предупреждению конструктивного дефекта - коксования масла в узле роликоподшипника турбины.


(с) "Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday

Показать полностью 1
273

Военно-транспортный вертикально взлетающий самолет Do.31

1965 год. ФРГ. Редкое винтажное видео испытаний экспериментального военно-транспортного вертикально взлетающего самолета Do.31 с комбинированной силовой установкой из подъемно-маршевых и подъемных двигателей разработки немецкого консорциума WFV. Разрабатывался по заказу Бундесвера в качестве тактического транспортного самолёта.

Dambiev

ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Показать полностью
84

Stratolaunch начала изготовление прототипа гиперзвукового космического планера

Компания Stratolaunch, отличившаяся разработкой самого длиннокрылого самолета в мире, который должен использоваться в качестве воздушного старта, сообщила о начале сборки прототипа гиперзвукового многоразового планера Talon-A для доставки грузов на орбиту.

Stratolaunch начала изготовление прототипа гиперзвукового космического планера Stratolaunch, Космонавтика, Космос, Планер, Гиперзвук, Технологии, США, Самолет, Длиннопост

Stratolaunch Systems, компания, основанная в 2011 году ныне покойным соучредителем Microsoft Полом Алленом. Задача Stratolaunch — разработать новый способ доставки ракет и грузов в космос. По сути, самолет Stratolaunch – это гигантская летающая стартовая площадка, предназначенная для выведения спутников на низкую околоземную орбиту. И несмотря на банкротство в 2019г, компания вскоре была выкуплена неизвестным лицом, а работы над проектом продолжены.

Stratolaunch начала изготовление прототипа гиперзвукового космического планера Stratolaunch, Космонавтика, Космос, Планер, Гиперзвук, Технологии, США, Самолет, Длиннопост

Talon-A составляет в длину 8,5 метра, в ширину — 3,4 метра, и имеет взлетную массу 2,72 тонны; планер, согласно задумке Stratolaunch, будет отделяться от самолета после взлета и совершать полет с включением собственного жидкостного ракетного двигателя; ожидается, что он сможет развивать скорость в семь чисел Маха; по выполнении миссии Talon-A будет совершать посадку на обычную взлетно-посадочную полосу. Сейчас же компания опубликовала кадры произведенных частей для первого прототипа.

Stratolaunch начала изготовление прототипа гиперзвукового космического планера Stratolaunch, Космонавтика, Космос, Планер, Гиперзвук, Технологии, США, Самолет, Длиннопост
Stratolaunch начала изготовление прототипа гиперзвукового космического планера Stratolaunch, Космонавтика, Космос, Планер, Гиперзвук, Технологии, США, Самолет, Длиннопост

Stratolaunch до банкротства планировала начать полеты Talon-A в 2022 году, а в 2023 приступить к постоянной эксплуатации, в том числе в конфигурации с двумя и тремя планерами на одном самолете. Насколько сказались эти финансовые обстоятельства на планах компании - покажет лишь время. Обновленные даты начала испытаний пока не публиковались.

Stratolaunch начала изготовление прототипа гиперзвукового космического планера Stratolaunch, Космонавтика, Космос, Планер, Гиперзвук, Технологии, США, Самолет, Длиннопост
Показать полностью 3
39

Первый MD-11 UPS

Первый MD-11 UPS Авиация, Mcdonnell Douglas, Klm, Самолет, Авиакомпания, Гражданская авиация, История авиации, Длиннопост, Mcdonnell Douglas md-11

На этой неделе, 15 октября, американская грузовая компания United Parcel Service (UPS) отметила 19-летие прибытия в ее парк первого McDonnell Douglas MD-11 (15 октября 2001 года).
Им стал самолёт с бортовым номером N250UP (LN 596), который ранее эксплуатировался в бразильской VASP под регистрацией PP-SPL.

Первый MD-11 UPS Авиация, Mcdonnell Douglas, Klm, Самолет, Авиакомпания, Гражданская авиация, История авиации, Длиннопост, Mcdonnell Douglas md-11

PP-SPL словил птичку на взлете)

Судьба этого типа ВС — McDonnell Douglas MD-11 — была непростой. Он начал разрабатываться тогда, когда только началась эксплуатация предшественника — DC-10. Фактически, MD-11 являлся его следующим поколением, как, например, Airbus A320ceo и А320neo.

Изначально планировалось сделать несколько модификаций, включая двухдвигательный лайнер, но из-за громких катастроф DC-10 все свободные ресурсы ушли на их расследование. Официально проект нового самолёта закрыли, но исследовательские работы продолжались. Затем инженеры предложили создать лайнер, который мог бы конкурировать с летающим очень далеко, но несуразным Boeing 747SP. Проект назвали MD-XX, но из-за недостатка средств он так XX-ом и остался и не полетел.

На этапе проектирования стало понятно, что у Airbus c их A300 есть перспективы, и очень хорошие. В то время некоторые эксперты осознавали - время трёхдвигательных флагманов уходит. McDonnell Douglas тогда сокращали производство DC-10, новых заказов не поступало. L-1011, имевший неплохой потенциал, провалился, и проект был на грани свёртывания. Очевидно, что делать трёхдвигательный самолёт рискованно, а 11й был таким.

Всё-таки из-за нехватки денег и времени компания решила создать одну модель, которая бы являлась удлиненной версией "десятки". Новый лайнер летал дальше, был легче и брал больше топлива.

В 1990м новый флагман McDonnell Douglas совершил первый полет. Самой популярной на то время модификацией являлась, конечно, пассажирская. Авиакомпаниями было заказано чуть меньше 60 самолётов с опционами ещё на 40. В процессе испытаний выяснилось, что лайнер оказался тяжелее и летал на 1000 километров меньше. Это не обрадовало заказчиков, компания потратила на доведение до заявленных характеристик 4 года. За это время некоторые авиакомпании отменили свои заказы. Hапример, сингапурская Singapore Airlines взяла вместо MD-11 А340. А с появлением Boeing 777 заказы на пассажирскую версию MD-11 перестали поступать вообще.

Но грузовые авиакомпании, эксплуатировавшие DC-10, видели в новом лайнере McDonnell Douglas потенциал. Компания подсуетилась и сделала грузовую версию — MD-11F. Ее эксплуатировали и эксплуатируют многие авиакомпании - Martinair, FedEx, UPS, Lufthansa Cargo и др.

Последний же пассажирский рейс на этом типе ВС совершила нидерландская авиакомпания KLM в 2014 году.

Первый MD-11 UPS Авиация, Mcdonnell Douglas, Klm, Самолет, Авиакомпания, Гражданская авиация, История авиации, Длиннопост, Mcdonnell Douglas md-11

Последний пассажирский рейс MD-11 KLM из Монреаля в Амстердам

Когда-то передовой самолёт стал жертвой тотальной экономии, плохой репутации предшественников и своей концепции. Новые двухдвигательные и четырехдвигательные самолёты, такие как Boeing 777, Airbus A330 и А340, поставили жирную точку на проекте некогда успешной американской аэрокосмической корпорации. В 2000м году Boeing поглотила McDonnell Douglas. Она и доделывала последние заказанные MD-11 в грузовой модификации.

Самолёт на первой фотографии же до сих пор эксплуатируется в UPS.

Первый MD-11 UPS Авиация, Mcdonnell Douglas, Klm, Самолет, Авиакомпания, Гражданская авиация, История авиации, Длиннопост, Mcdonnell Douglas md-11

Свежее фото этого MD-11 UPS

Надеюсь, что полеты триджетов будут продолжаться.

Прошлый пост

AviaChatChannel

Медиа: UPS (Twitter), airliners.net



P.S @Deathman (человек, который пишет хорошие посты) - ты крут!

Показать полностью 2
656

Руки пилота во время посадки на авианосец

Остин Галберт показал, как садился в сложных метеоусловиях на палубу "Энтерпрайза" на F/A-18F Super Hornet. Была сильная гроза, упала видимость, поэтому всех, кто находился в небе, зазвали на посадку. Предмет, улетевший вперёд при касании - насколько я понял, карта-схема перехода на запасной бак в случае перерасхода топлива или нештатной ситуации.

94

Советский камикадзе

27 марта 1972 года утром экипаж Ан-2 готовился выполнить почтово-пассажирский рейс по маршруту Ворошиловград (сейчас Луганск) — Северодонецк — Сватово. Он прошёл все необходимые процедуры: предполётный медицинский осмотр, медицинское освидетельствование, штурманскую и метеорологическую подготовки. Однако, незадолго до вылета рейс отменили, так как посадочная полоса в Сватово была в ненадлежащем состоянии.

Советский камикадзе Авиация, Самолет, Пилот, СССР, Ан-2, Авиакатастрофа, Происшествие, Трагедия, Камикадзе, Полет, История, Длиннопост, Негатив, Баян

Ан-2


Командира экипажа, Тимофея Яковлевича Шовкунова, руководство характеризовало положительно. Он даже имел поощрения. Однако коллеги отмечали замкнутость Шовкунова и отсутствие у него друзей. Он был женат 13 лет, но отношения в семье не ладились. Частые ссоры между супругами порой сопровождались рукоприкладством. Как раз за день до вылета случился очередной конфликт, жена ушла и Шовкунов провёл ночь в одиночестве. Супруга в последствии сообщила, что муж неоднократно говорил о желании уйти из жизни при помощи самолёта.


Итак, 27 марта 1972 года рейс отменился. Шовкунов сообщил второму пилоту что идёт завтракать. Но на самом деле он отправился на стоянку самолётов. Командир взял у ничего не подозревавшего дежурного ключи от Ан-2, принял его у авиатехника и опробовал двигатель. Затем, без второго пилота, не выходя на связь с диспетчером, он вырулил на старт и взлетел с аэродрома.


Шовкунов сразу же направился в сторону 27-го квартала Ворошиловграда. Достигнув жилой застройки, он направил самолёт на собственную квартиру №42 на третьем этаже четырёхэтажного кирпичного дома. Примерно через 10 минут после вылета, самолёт врезался в верхнее перекрытие квартиры №46, расположенной на четвёртом этаже над квартирой №42.

Ан-2 пробил это перекрытие, а его двигатель отделился и вместе с обломками упал на пол квартиры. Части крыльев вместе с шасси застряли на балконе квартиры №46, а хвост и кабина влетели на чердак, вызвав пожар.


Самолёт полностью разрушился и частично сгорел. В самом доме рухнула крыша над квартирами №45, 46 и 47, а в квартире №42 (где жил Шовкунов) прогнулась и на 5 сантиметров просела потолочная плита. При этом образовалась трещина, через которую квартиру залило водой в ходе тушения возникшего пожара.

Советский камикадзе Авиация, Самолет, Пилот, СССР, Ан-2, Авиакатастрофа, Происшествие, Трагедия, Камикадзе, Полет, История, Длиннопост, Негатив, Баян

Последствия тарана


Тимофей Шовкунов при ударе погиб. Но в доме никто не пострадал. Пилот был трезв и отдавал отчёт своим действиям. Комиссия установила, что причиной катастрофы явилось самоубийство КВС Шовкунова вследствие психопатической реакции на почве семейных неурядиц.


Любопытно, что через 4 года в Новосибирске произойдёт очень похожий случай. Командир Ан-2 также угонит самолёт и протаранит жилой дом. В данном происшествии он тоже погибнет. При этом причиной самоубийства стали подобные семейные проблемы. Об этом случае я уже писал (https://t.me/rumayday/146).


(с) "Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday

Показать полностью 1
304

Про Китай и полеты в кризис - часть 2

Часть 1 - здесь

Если вкратце, в ней описывается один из полетов в Китай за медицинским оборудованием в разгар пандемии. Здесь же вспоминается возвращение обратно в Европу.


Всем привет. Пилю обещанное в "ближайшее время" продолжение.

Поднимается вторая волна любимого вируса и я вдруг вспомнил, что должен вам продолжение китайского поста с кучей фоток и видео. Сказано, сделано.


После адски тяжелой ночи в самолете (было дико душно, надувной матрас скрипел, китайский воздух давил, а самолет ко сну не располагал совсем) я проснулся за полчаса до будильника (часов в 11 по местному) в аэропорту Тяньцзиня. Умыл лицо, натянул треники, пошел в кабину. Там уже сидел кэп и корпел над вчерашними бумажками. Я решил, что пока нетрудоспособен и что надо кушать.

Завтрак:

Про Китай и полеты в кризис - часть 2 Авиация, Полет, Airbus, Новосибирск, Взлет, Посадка, Будапешт, Коронавирус, Видео, Длиннопост

На соседней стоянке тусовались коллеги:

Про Китай и полеты в кризис - часть 2 Авиация, Полет, Airbus, Новосибирск, Взлет, Посадка, Будапешт, Коронавирус, Видео, Длиннопост

Часов в 12 приступили к погрузке. По нашим расчётам мы могли взять все 450 коробок, предназначенные для 2 самолетов. В этом случае коллеги полетели бы прямиком в Вильнюс вместо Будапешта. Китайцы к самолетам не подходят, вирус же. Поэтому, мы с кэпом и инженером пошли в багажники, а девчонки-бортпроводницы загружали салон. Фото салона не осталось, а пару кадров снизу нашлось.

Про Китай и полеты в кризис - часть 2 Авиация, Полет, Airbus, Новосибирск, Взлет, Посадка, Будапешт, Коронавирус, Видео, Длиннопост
Про Китай и полеты в кризис - часть 2 Авиация, Полет, Airbus, Новосибирск, Взлет, Посадка, Будапешт, Коронавирус, Видео, Длиннопост

Удалось загрузить 432 из 450 коробок. При запланированных компанией 200 я считаю это успехом. Остальные 18 отправились в соседний самолет и присоединились к грузу для Вильнюса.

После багажников поднялись в самолет. Вы когда-нибудь пробовали мыться в уборной пассажирского А320? Вот я попробовал. Так себе опыт, если честно. Фото не будет, если не возражаете.
Напялили форму, посчитали центровку и массу, запросили разрешение на запуск, получили "ждите". Ок, ждем. Этот рейс лечу я, кэп мониторит. Пока суть да дело, делаем брифинг, обсуждаем особенности аэропорта, находим таблички перевода высоты из футов в метры. Сначала нам, а затем и коллегам на соседней стоянке дают добро на выталкивание и запуск. Приятный гул, вибрация, двигатель запущен. Затем и второй. Короткое руление, и мы метрах в 300 от предварительного старта. Диспетчер дал команду ждать, мы ждем. В итоге рулили минут 30. Сожгли порядка 500 кг керосина. Э - экология.

Видео взлета

Пролетая мимо аэропорта Тяньцзиня, примерно в том месте, где закончилось видео

Про Китай и полеты в кризис - часть 2 Авиация, Полет, Airbus, Новосибирск, Взлет, Посадка, Будапешт, Коронавирус, Видео, Длиннопост

До Монголии полет проходил спокойно, мы по очереди поели, выпили чая, слушали эфир. Над Монголией стояли грозы, которые нас немного потрясли. Пересекли границу и приступили к снижению в Новосиб. Дабы не терять навыков решили заходить без директоров (специальный крест на пилотажном дисплее, помогающий в управлении) и автоматической тяги.


Обь и город

Про Китай и полеты в кризис - часть 2 Авиация, Полет, Airbus, Новосибирск, Взлет, Посадка, Будапешт, Коронавирус, Видео, Длиннопост

Видео с захода с пояснениями

Крылья, ноги... А главное то что?

Про Китай и полеты в кризис - часть 2 Авиация, Полет, Airbus, Новосибирск, Взлет, Посадка, Будапешт, Коронавирус, Видео, Длиннопост

Заправились топливом и прямой наводкой в Будапешт. В этот раз связь веду я, а управляет капитан. Перепрыгнули пару гроз, и до самой Украины ни облачка.

Где-то там, на горизонте, Тюмень

Про Китай и полеты в кризис - часть 2 Авиация, Полет, Airbus, Новосибирск, Взлет, Посадка, Будапешт, Коронавирус, Видео, Длиннопост

Коллеги коптят впереди

Про Китай и полеты в кризис - часть 2 Авиация, Полет, Airbus, Новосибирск, Взлет, Посадка, Будапешт, Коронавирус, Видео, Длиннопост
Про Китай и полеты в кризис - часть 2 Авиация, Полет, Airbus, Новосибирск, Взлет, Посадка, Будапешт, Коронавирус, Видео, Длиннопост

Над Киевом снова появляются грозы

Про Китай и полеты в кризис - часть 2 Авиация, Полет, Airbus, Новосибирск, Взлет, Посадка, Будапешт, Коронавирус, Видео, Длиннопост
Про Китай и полеты в кризис - часть 2 Авиация, Полет, Airbus, Новосибирск, Взлет, Посадка, Будапешт, Коронавирус, Видео, Длиннопост

Еще часок и мы на месте.

Посадка в Будапеште:

После посадки мы дорулили до грузового терминала, где нас уже ждала толпа грузчиков, которые играючи разгрузили самолет. Венгры, в отличие от китайцев, вируса не боялись.

Про Китай и полеты в кризис - часть 2 Авиация, Полет, Airbus, Новосибирск, Взлет, Посадка, Будапешт, Коронавирус, Видео, Длиннопост

Мы же, в свою очередь, заполнили бумажки о здоровье, доехали до единственного отеля, в который можно иностранцам (в нем дежурит полиция и следит, чтобы никто не выходил в город без надобности) и разбрелись по комнатам. Знаете ли вы, что такое кайф? В тот вечер, упав на кровать после горячего душа я это осознал. А ведь я был "вдали" от цивилизации всего два дня.

На следующий день мы прыгнули в самолеты и полетели в Вильнюс.

Такая вышла командировка. 150 аппаратов ИВЛ доехали до страны назначения и, возможно, даже спасли кому-то жизнь.

ЗЫ Извините за задержку, не было никакого вдохновения пилить посты, сидя без работы.

ЗЗЫ снято на гоупро session и айфон.

Показать полностью 12 3
102

95-летняя женщина прокатилась на самолёте мужа, чтобы почтить его память

С помощью сына и 80-летнего самолёта 95-летняя кеньонская (видимо, из коренного населения индейцев Миннесоты) женщина по имени Джин вычеркнула ещё одну строчку из списка своих последних желаний. Её муж Майк был лётчиком во время Второй мировой войны, совершил 25 боевых вылетов над Европой. В своё время он учился летать на PT-19. После войны купил такой же. Жена помогла ему восстановить этот самолет - обшила крылья тканью, - но сама за все эти десятилетия так с ним и не покаталась. Не понял, по какой причине. Судя по контексту, самолёт довольно быстро продали. В последний раз он летал 20 сентября 1990 года. Спустя 27 лет 21 сентября не стало Майка. И вот, нынешний владелец самолёта внезапно связался с его сыном - мол, у нас тут торнадо был, и немножко ушатал самолёт, не хотите ли выкупить его обратно и отреставрировать?.. И они выкупили. Это случилось как раз в год смерти Майка. Сын с большим интересом занялся восстановлением, и 21 сентября этого года его 95-летняя мама стала первой пассажиркой. Джин говорит, это не последний раз, ещё покататься хочет! :D

2287

"Опять по пачке Беломора лететь" (с)

Живу в Германии, обучаюсь на пилота планера в местном аэроклубе.

Сегодня инструктор заклеил все приборы в кабине старой распечаткой и заявил, что настоящий пилот должен уметь летать даже по прошлогоднему прогнозу погоды :)

"Опять по пачке Беломора лететь" (с) Планер, Авиация, Пилотирование, Обучение пилотов, Аэроклуб, Малая авиация, Германия
53

Лето в российском Национальном музее авиации

В конце июня Центральный музей ВВС в подмосковном Монино вновь открыл свои двери для посетителей. Никогда в своей 60-летней истории музей не закрывался так надолго.

Лето в российском Национальном музее авиации Монино, Музей ВВС в монино, Музей ВВС, Музей авиации, СССР, Сделано в СССР, Авиация, Музей, Длиннопост

Никогда не было такого перерыва и в работе волонтёрского отряда, который трудится на благо музея вот уже 15 лет.

Лето в российском Национальном музее авиации Монино, Музей ВВС в монино, Музей ВВС, Музей авиации, СССР, Сделано в СССР, Авиация, Музей, Длиннопост

Полевые цветы на дальней стоянке вымахали по пояс и активно цветут.

Лето в российском Национальном музее авиации Монино, Музей ВВС в монино, Музей ВВС, Музей авиации, СССР, Сделано в СССР, Авиация, Музей, Длиннопост

Уже через неделю этих зарослей не останется ‒ героические сотрудники музея ведут покос не только в основной экспозиции, но и на всех дальних стоянках. Ведь если регулярно не убирать траву, весной она может стать причиной катастрофического полевого пожара.

Лето в российском Национальном музее авиации Монино, Музей ВВС в монино, Музей ВВС, Музей авиации, СССР, Сделано в СССР, Авиация, Музей, Длиннопост

А Ил-18 когда-то сильно пострадал от другого пожара ‒ внутреннего, и крепла уверенность, что его участь ‒ быть списанным и исчезнуть навсегда.

Лето в российском Национальном музее авиации Монино, Музей ВВС в монино, Музей ВВС, Музей авиации, СССР, Сделано в СССР, Авиация, Музей, Длиннопост

Однако, сегодня это один из самых знаменитых экспонатов музея, благодаря многолетнему реставрационному проекту, которым руководит Юлий Кудрявцев.

Лето в российском Национальном музее авиации Монино, Музей ВВС в монино, Музей ВВС, Музей авиации, СССР, Сделано в СССР, Авиация, Музей, Длиннопост

Продолжается реставрация уникальной «космической» лаборатории Ту-104АК. Сейчас завершается полная герметизация остекления, чтобы самолёт не сгнил от просачивающейся внутрь влаги. Также идёт уничтожение уже выявленных очагов коррозии.

Лето в российском Национальном музее авиации Монино, Музей ВВС в монино, Музей ВВС, Музей авиации, СССР, Сделано в СССР, Авиация, Музей, Длиннопост

Параллельно ведётся ремонт носового обтекателя РЛС. В этом году обтекатель будет заново покрашен и возвращён на штатное место.

Лето в российском Национальном музее авиации Монино, Музей ВВС в монино, Музей ВВС, Музей авиации, СССР, Сделано в СССР, Авиация, Музей, Длиннопост

Единственный в России Ил-12 ещё ждёт своих заботливых реставраторов.

Лето в российском Национальном музее авиации Монино, Музей ВВС в монино, Музей ВВС, Музей авиации, СССР, Сделано в СССР, Авиация, Музей, Длиннопост

А вот Ли-2 уже дождался и постепенно приводится в порядок.

Лето в российском Национальном музее авиации Монино, Музей ВВС в монино, Музей ВВС, Музей авиации, СССР, Сделано в СССР, Авиация, Музей, Длиннопост

Ил-62 давно восстановлен и часто работает в качестве киносъёмочной площадки.

Лето в российском Национальном музее авиации Монино, Музей ВВС в монино, Музей ВВС, Музей авиации, СССР, Сделано в СССР, Авиация, Музей, Длиннопост

С прошлого года активные работы ведутся и на Як-42.

Лето в российском Национальном музее авиации Монино, Музей ВВС в монино, Музей ВВС, Музей авиации, СССР, Сделано в СССР, Авиация, Музей, Длиннопост

В заголовке я не случайно назвал ЦМ ВВС Национальным музеем авиации, хотя сегодня он ‒ всего лишь один из филиалов Центрального музея Вооружённых Сил. Ведь он является музеем федерального уровня пока не юридически, но уже фактически.

Лето в российском Национальном музее авиации Монино, Музей ВВС в монино, Музей ВВС, Музей авиации, СССР, Сделано в СССР, Авиация, Музей, Длиннопост

Неужели такая страна, как Россия, и знаменитая авиация СССР не достойны отдельного и независимого музея, которым русские смогли бы гордиться так же, как американцы гордятся Смитсоновским музеем, или британцы ‒ музеем Королевских ВВС? Вопрос пока открытый.

Лето в российском Национальном музее авиации Монино, Музей ВВС в монино, Музей ВВС, Музей авиации, СССР, Сделано в СССР, Авиация, Музей, Длиннопост

А пока ‒ приезжайте в монинский музей! Здесь вся история отечественной авиации собрана в одном месте.

Лето в российском Национальном музее авиации Монино, Музей ВВС в монино, Музей ВВС, Музей авиации, СССР, Сделано в СССР, Авиация, Музей, Длиннопост
Показать полностью 13
340

Аэрокосмический музей. Чудо Амурской области

Привет, Пикабу!
Редко пишу посты, но сейчас хочу привлечь внимание пикабушников, а в первую очередь пикабушников -амурчан.
Мы с мужем сами из Сибири, и пока находимся в Амурской области, решили времени зря не терять, решили путешествовать, ну и на камеру это все снимать ( но это совсем другая история).
И сейчас хочу рассказать вам об аэрокосмическом музее, который находится в селе Ивановка.
В августе музей отмечает свое 11-летие, уже целых 11 лет директор музея собственными силами держит на плаву это место.
Все экспонаты (самолеты, ракеты, амуницию) он доставлял в Амурскую область своими силами, для Як-40 даже рассчитывал, как нужно закрепить самолет, чтобы вертолет мог его транспортировать!

Аэрокосмический музей. Чудо Амурской области Амурская область, Музей, Космос, Самолет, Музей авиации, Длиннопост, Дальний Восток, Путешествия на выходные
Аэрокосмический музей. Чудо Амурской области Амурская область, Музей, Космос, Самолет, Музей авиации, Длиннопост, Дальний Восток, Путешествия на выходные

Это Як-40. Фото зимние, первый раз мы приехали в Ивановку зимой)

Аэрокосмический музей. Чудо Амурской области Амурская область, Музей, Космос, Самолет, Музей авиации, Длиннопост, Дальний Восток, Путешествия на выходные

На фото самолеты АН-2.
Вообще именно этих самолетов здесь больше всего, есть и военный, и для медицинских целей, и для аграрных.
Также помимо самолетов, в музее находятся много экспонатов, связанных с космосом; настоящая ракета, шевроны и медали космонавтов, монеты, сделанные из первой ступени ракеты, запущенной впервые с космодрома Восточный и даже настоящее космическое питание!
Этот музей, помимо туристических экскурсий, осуществляет большую просветительскую работу среди школьников и студентов.
Проводятся познавательные лекции, дети узнают историю, делают модели ракет и самолетов.

Аэрокосмический музей. Чудо Амурской области Амурская область, Музей, Космос, Самолет, Музей авиации, Длиннопост, Дальний Восток, Путешествия на выходные

А в этом самолете, настоящий американский двигатель!
Итак, к чему же мой пост, не ради рекламы самих себя, ради рекламы этого музея, амурчане и все те, кто сейчас путешествует, поддержите музей в трудное время!
Призываю вас посетить его, вы отлично проведете время, узнаете много нового, даже можете почувствовать себя пилотом, а если у вас есть дети, они будут в восторге, ведь тут почти все можно пощупать и пощелкать кнопочки)

Аэрокосмический музей. Чудо Амурской области Амурская область, Музей, Космос, Самолет, Музей авиации, Длиннопост, Дальний Восток, Путешествия на выходные
Аэрокосмический музей. Чудо Амурской области Амурская область, Музей, Космос, Самолет, Музей авиации, Длиннопост, Дальний Восток, Путешествия на выходные

Наше общение с директором музея оставило только положительные эмоции, человек делает большое дело (даже в ущерб своим доходам), и это достойно уважения.

P. S. Кто хочет посмотреть видео об этом музее, можете написать, и я скину ссылку лично, ибо это не реклама нас, это пост от души, чтобы об этом месте услышали.

Показать полностью 5
1114

Дорога в небо

С ранней юности у меня была мечта – научиться летать. Я зачитывался книгами Марка Галлая и мемуарами Василия Ершова, играл во флайт-симуляторы, смотрел фильмы про авиацию… Но увы – к 16 годам у меня было зрение в минус 2 диоптрии и сколиоз 4 степени. Всё это поставило жирный крест на идее стать пилотом, и я подался в IT.


Позже, уже в университете, я узнал о малой авиации и существовании лицензии частного пилота (PPL). Интерес вспыхнул с новой силой, но довольно быстро выяснилось, что и тут мне ничего не светит. Во-первых, обучение стоило довольно больших денег (около 400 тысяч рублей), которых у нищего студента и близко не было. А во-вторых, если зрение еще можно было исправить, то сколиоз был со мной навсегда, а с ним шансы пройти ВЛЭК (летную медкомиссию) даже по несколько смягченным требованиям для PPL равнялись нулю.


Получив диплом, я активно занялся «прокачкой» профессиональных навыков и изучением иностранных языков, что в конечном итоге через 5 лет привело меня в Германию. Поначалу почти все свободное время уходило на обустройство, получение документов, совершенствование языка и решение прочих эмигрантских вопросов – но спустя два года меня занесло на авиашоу в местный аэроклуб. И я пропал :)

Общение с народом в аэроклубе дало мне некоторую надежду – как мне объяснили, в Германии только для линейных пилотов существуют строгие медицинские требования, для частников же все значительно мягче; медкомиссий в постсоветском понимании здесь нет, а врачи имеют право решать каждый случай индивидуально.

Стоимость обучения пилотированию легкого самолета в Германии варьируется в зависимости от типа самолета и класса лицензии (PPL/LAPL) от 6 до 10-12 тысяч евро (в аэроклубе дешевле, в лётной школе дороже). Немало, но с моей немецкой зарплатой учебу в аэроклубе я вполне мог бы себе позволить. Однако в том же клубе мне посоветовали не пороть с ходу горячку, а сначала попробовать свои силы в чем-нибудь попроще и подешевле. Так я оказался на вводном курсе по пилотированию планера.

Дорога в небо Планер, Авиация, Пилотирование, Обучение пилотов, Аэроклуб, Ppl, Малая авиация, Германия, Видео, Длиннопост
Дорога в небо Планер, Авиация, Пилотирование, Обучение пилотов, Аэроклуб, Ppl, Малая авиация, Германия, Видео, Длиннопост
Дорога в небо Планер, Авиация, Пилотирование, Обучение пилотов, Аэроклуб, Ppl, Малая авиация, Германия, Видео, Длиннопост

Это было захватывающе интересно. После минимальной теории, где за полтора часа нам кратко изложили базовые понятия аэродинамики и устройство планера, мы перешли непосредственно к полетам. В группе было около 10 человек, и за эти три дня все сделали по 4-5 вылетов с инструктором, в остальное время принимая живейшее участие в околополётной жизни клуба. Раньше, в России, я иногда летал «на покатушки» на Cessna, Piper и подобных легких самолетах, и мне давали немного управлять – но полет на планере воспринимается совершенно иначе. Явственно ощутимая на ручке управления дрожь набегающего воздушного потока, ветер в лицо через приоткрытую форточку, такой игрушечный мир внизу, солнце… И тишина.

Дорога в небо Планер, Авиация, Пилотирование, Обучение пилотов, Аэроклуб, Ppl, Малая авиация, Германия, Видео, Длиннопост

После этого курса я «подсел» на наркотик полетов окончательно и бесповоротно, и сразу записался на обследование к лётному врачу. Признаться, я ожидал худшего – но всё заняло не более двух часов, вопросы же возникли не к сколиозу, а к зрению: в итоге заветный допуск к полетам (Medical) мне выдали только в обмен на справку об изготовлении новых очков.

Дорога в небо Планер, Авиация, Пилотирование, Обучение пилотов, Аэроклуб, Ppl, Малая авиация, Германия, Видео, Длиннопост

Тем временем настала осень – летный сезон в аэроклубе уже завершался, и я решил повременить с началом обучения до весны. После некоторых размышлений и общения с местными пилотами, я решил последовать их советам и пойти для начала учиться на планер. Стоит такое обучение не в пример дешевле самолета (около 1500 евро за полный курс теории и практики), при этом техника пилотирования там схожа, а теоретические экзамены на получение лицензии пилота планера (SPL) на 90% те же, что и на PPL. Обладателю лицензии SPL можно потом доучиться по ускоренной программе на самолет и досдать только разницу в теории – что опять-таки выйдет дешевле, чем учиться на PPL с нуля.

К тому же, полеты на планере - это очень прикольно.
Дорога в небо Планер, Авиация, Пилотирование, Обучение пилотов, Аэроклуб, Ppl, Малая авиация, Германия, Видео, Длиннопост

Этой весной я наконец был официально записан в курсанты аэроклуба (для чего, кстати, потребовалось предоставить справку из полиции о том, что я не сидел, не привлекался и не нарушал ПДД). Мне выдали летную книжку, провели инструктаж – и началась учёба.

Продолжение следует :)

Показать полностью 6
32

Интересный реставрационный проект Planes Of Fame Air Museum

Интересный реставрационный проект Planes Of Fame Air Museum Авиация, Техника, Реставрация, Самолет, Вторая мировая война, Интересное, Музей, История, Видео, Длиннопост

Bell YP-59A Airacomet - первый произведённый в США реактивный истребитель. Разработка началась в Bell Aircraft Corporation совместно с General Electric Company в 1941 году. Два турбореактивных двигателя производства, собственно, GE были установлены под крыльями с обеих сторон фюзеляжа. Задуманный как одноместный истребитель, прототип ХР-59А впервые поднялся в воздух в октябре 1942 года.


Bell XP-59 Airacomet испытывался в Муроке, штат Калифорния.

Самолет музея является одним из тринадцати [предсерийных] YP-59A, которые произвели для обширных испытаний и оценки. Эти испытания проводились в 1944 году на авиабазе Мурок (ныне Эдвардс) в Калифорнии. Результаты показали неудовлетворительные результаты. Двигатели имели недостаточную производительность, да и в целом слишком неустойчивая платформа для 37мм пушки и трёх пулемётов 50 калибра в носовой части. Музей приобрел этот самолет в 1960--м году.


Всего, помимо прототипа и 13 пробных самолетов, Bell к концу 1944 года успели произвести 50 серийных экземпляров серии А и B. Преимущественно поставлялись в 412 истребительную группу, чтобы познакомить лётчиков американских ВВС с реактивной авиацией, более достойные представители которой могли уже скоро появиться в войсках. После недолгих полетушек большую часть утилизировали как наземные мишени. К 1950 году Аэракометов, способных подняться в небо, не осталось.

Интересный реставрационный проект Planes Of Fame Air Museum Авиация, Техника, Реставрация, Самолет, Вторая мировая война, Интересное, Музей, История, Видео, Длиннопост

Масштаб проекта: восстановление самолета до лётного состояния. Это будет единственный в мире летающий Airacomet.

'

Выполненные на сегодняшний день работы: заменены лонжероны крыла и капитально отремонтированы стойки шасси. Капитально отремонтировали оба двигателя. Заменена топливная система. Заменена проводка.


Текущий статус/оставшиеся работы: оценивается завершённым на 75%. Требуется обновление обшивки руля высоты. Работы в кокпите, включая органы управления и покраску. Все системы должны быть завершены. Обширные лётные испытания.


Предполагаемый бюджет для завершения: $ 100,000 (включая расходы на летные испытания)


Дата достижения цели: 2022

Показать полностью 1 1
225

Как летать без мотора: параплан, дельтаплан, планер

Как летать без мотора: параплан, дельтаплан, планер Авиация, Параплан, Дельтаплан, Планер, Парапланеризм, Дельтапланеризм, Планеризм, Видео, Длиннопост

Современное воздухоплавание располагает разными способами подняться в небо и спуститься на землю. Это множество различных самолетов и вертолетов. Это и популярные дельтапланы и парапланы. Более редкие планеры и воздушные шары. Еще менее известные автожиры. Почти забытые дирижабли. И совсем особняком стоят архаичные воздушные змеи и новомодные дроны, джетпаки. А сколько еще всего экспериментального...


Чаще всего не стесненные финансовыми обстоятельствами любители неба выбирают самолет или вертолет, что относительно не дешево. Однако, многие пилоты летают с меньшими затратами - на парапланах, дельтапланах и планерах. Именно о них я хочу рассказать тем, кто еще ищет ответ на вопрос: "Как начать летать?"


Не секрет для людей в теме, что "параплан vs дельтаплан" - это такой же классический холивар, как "лыжи vs сноуборд", "транзистор vs лампа", "Калашников vs М16", "железо vs кроссфит" и т. д. Сразу скажу, что не собираюсь подливать масло в огонь.


Не претендуя на абсолютную истину, я поделюсь тем, что узнал сам, своими ощущениями и своими мыслями, в соответствии с хронологическим порядком, в котором небо открывалось мне: дельтаплан > планер > параплан. Дам сравнительную характеристику этим трем замечательным аппаратам.


ДЛЯ НАЧАЛА НЕМНОГО ОБЩЕЙ ТЕОРИИ


Парапланы, дельтапланы и планеры принципиально отличаются от самолетов и вертолетов отсутствием двигателя. Вернее сказать, можно летать и с мотором: есть парамоторы, дельталеты и мотопланеры. Но чистая идея заключается в том, что все они изначально - парители.


Еще на заре цивилизации люди научились использовать перемещения воздушных масс в своих целях, когда оснастили свои судна парусами. В современном мире парус утратил свою утилитарность, но подарил человечеству очень зрелищный спорт - яхтинг.


Аналогичным образом, когда энтузиасты воздухоплавания обнаружили, что вертикальные перемещения воздуха можно использовать для парения, появился еще один красивый, технологичный и уникальный спорт - планеризм.


Парение - это набор высоты в восходящих воздушных потоках. Другими словами, это искусство летать без двигателя, используя только силы природы. Природа, надо сказать, щедро предоставляет нам эту возможность.


Восходящие потоки бывают разные: пузыри и колонны термически активного воздуха, орографический лифт, волновые потоки и струйные течения. Не буду останавливаться подробно, об этом написано множество книг.

Как летать без мотора: параплан, дельтаплан, планер Авиация, Параплан, Дельтаплан, Планер, Парапланеризм, Дельтапланеризм, Планеризм, Видео, Длиннопост

Отбросьте скепсис, если вы до сих пор считали безмоторные полеты неполноценными! Далеко не каждый самолет имеет запас топлива на столько часов, сколько средний пилот-спортсмен может провести в воздухе при хорошей погоде! Ни один вертолет не поднимется на высоту, доступную планеристам, в особенности на рекордную - 27000 м (Perlan 2).

Как летать без мотора: параплан, дельтаплан, планер Авиация, Параплан, Дельтаплан, Планер, Парапланеризм, Дельтапланеризм, Планеризм, Видео, Длиннопост

Все летательные аппараты (безмоторные не исключение) имеют определенный набор технических характеристик. Значения некоторых параметров сразу понятны из названия: максимальная и минимальная скорость, например.


А про максимальное аэродинамическое качество нужно рассказать подробнее. Грубо говоря, это угол планирования. Например, аэродинамическое качество 10 для параплана означает, что на 1 метр снижения он может пролететь 10 метров по горизонтали. Еще пример: планер с качеством 46 может пролететь 46 км, израсходовав при этом 1000 м высоты.


Максимальное аэродинамические качество (вернее сказать, скорость, при котором это качество максимально), а также диапазон допустимых скоростей - крайне важные для парения характеристики. Восходящие потоки (лифты) нужно искать. Соответственно, чем выше скорость и при этом меньше расходуется высота, тем большее расстояние можно пролететь в поисках лифта и вообще по маршруту. Но чем меньше минимальная скорость горизонтального полета, тем проще удержаться в узком потоке.


Еще один важный параметр - минимальная скорость снижения. Чем она меньше, тем дольше летательный аппарат может оставаться в воздухе. Это бывает важно, например, когда необходимо переждать паузу между циклами образования термиков. Кроме того, чем медленнее снижение, тем быстрее набор высоты в потоке.


Итак, вооружившись элементарной терминологией, начнем знакомство непосредственно с техникой.


ДЕЛЬТАПЛАН.


Когда мои финансы смогли позволить мне чуть больше, чем покупку штурвала для авиасимулятора, я начал штудировать уже упомянутую тему "параплан vs дельтаплан", чтобы записаться в соответствующий аэроклуб. Практически вся найденная информация твердо убедила меня, что лично мне нужен дельтаплан!


На самом деле сложно устоять перед конкретными цифрами: дельтаплан в два раза быстрее параплана, почти в два раза дальше планирует, почти вдвое медленнее снижается.


Минимальная скорость снижения дельтаплана - 0,65 м/с

Максимальное аэродинамическое качество - 19-20

Диапазон скоростей 30-130 км/ч


Однако, эти цифры описывают лучших представителей жесткокрылых аппаратов, таких как A.I.R. Atos. До их уровня еще нужно дорасти, как в спортивном смысле, так и в финансовом.

Как летать без мотора: параплан, дельтаплан, планер Авиация, Параплан, Дельтаплан, Планер, Парапланеризм, Дельтапланеризм, Планеризм, Видео, Длиннопост

Вот "более честные" параметры для среднего дельтаплана:

Минимальная скорость снижения - 1 м/с

Максимальное аэродинамическое качество - 12-16+

Минимальная скорость - около 30 км/ч

Максимальная скорость - около 90 км/ч


Есть еще учебные и тандемные (двухместные) дельтапланы с параметрами один в один как у парапланов. Но никто же не собирается всю жизнь летать на учебном, правда?

Как летать без мотора: параплан, дельтаплан, планер Авиация, Параплан, Дельтаплан, Планер, Парапланеризм, Дельтапланеризм, Планеризм, Видео, Длиннопост

Как правило, у производителей есть "промежуточная" линейка послешкольных аппаратов: для осторожных пилотов (или, как еще говорят, - пилотов выходного дня) и для амбициозных (дельтапланы начального спортивного уровня).


Для амбициозных пилотов, которые еще не определились с выбором - дельтаплан или параплан, - существует эмоциональная ловушка. Считается, подразумевается, и иногда открыто говорится, что пилот дельтаплана должен обладать большей силой, выносливостью и скоростью реакции, чем парапланерист. Кто себе в этих качествах откажет?


А если серьезно. Дельтаплан весит 30-40 кг, и на старте с ним нужно разбежаться до минимальной скорости полета. В принципе, это не так много. Но сложность в том, что это довольно большой парус (нагрузка иногда более ощутимая, чем 30-40 кг), а держать его приходится за наклонные стойки трапеции далеко не самым удобным образом.

Как летать без мотора: параплан, дельтаплан, планер Авиация, Параплан, Дельтаплан, Планер, Парапланеризм, Дельтапланеризм, Планеризм, Видео, Длиннопост

В полной мере вес дельтаплана чувствуешь во время начального обучения при полетах по прямой. Если ты справился с предыдущим упражнением, оператор лебедки затянет тебя чуть выше (или, если обучение проходит на горке, тебе разрешат подняться выше для старта). И чем дальше ты прогрессируешь, тем дальше ты летишь. Но чем дальше ты летишь, тем дальше несешь дельтаплан обратно к точке старта. Девушкам проще, - им часто помогают парни.


На этом моменте хочу остановиться подробнее и дать совет. Начинающие пилоты рвутся скорее в небо. Они хотят быстрее прогрессировать, хотят использовать каждую тренировку по максимуму. Но необходимо уметь вовремя распознать усталость и остановиться. Лучше оставить побольше на следующий день, чем допустить глупые и досадные ошибки из-за потери концентрации. Поверьте мне, я знаю! Для дельтапланериста это особенно критично, так как выбиться из сил, таская на себе 30-40 кг (особенно, помогая девушкам), проще простого.


Есть еще одна особенность. Далеко не везде инструкторы летают с учениками в тандеме. Я, во всяком случае, когда учился, таких клубов в Подмосковье не нашел. То есть, прежде, чем придет понимание того, как аппарат ведет себя в полете, придется совершить множество пробежек и подлетов. Поэтому прогресс идет медленнее и сложнее, чем в парапланеризме. Могу лишь посоветовать взять несколько уроков управления моторным дельталетом. Это не совсем то, что нужно, но несколько помогает понять принцип.


В идеале учиться летать на дельтаплане лучше там, где есть хороший учебный склон. С небольшой пологой горы или холма проще стартовать, чем с лебедки. Вот в таких условиях: при хорошей погоде, за пару недель отпуска, в режиме каждодневных тренировок - реально относительно быстро научиться основам.


На равнине с лебедкой иногда приходится страдать. Ждешь всю неделю выходных, чтобы поехать на тренировку, - приходят дожди. Пока дождался погоды, забыл навыки. Приезжаешь в клуб, а тебе инструктор говорит: "Две недели из-за дождей пропустили, давай все сначала". Или: "В прошлый раз меня не было, ты был у другого инструктора, давай с предыдущего упражнения". Безопасность, не поспоришь...


ПЛАНЕР


В 2013 году я совершил свой первый учебный полет на планере.


Начнем с экстремальных цифр:

Минимальная скорость снижения - 0,4 м/с

Максимальное аэродинамическое качество - 70


Это характеристики планера Eta. Он был явно создан с целью показать пределы возможного. Как, кстати, и Perlan 2, который поднялся на 27000 м. Это уникальные экземпляры.

Как летать без мотора: параплан, дельтаплан, планер Авиация, Параплан, Дельтаплан, Планер, Парапланеризм, Дельтапланеризм, Планеризм, Видео, Длиннопост

Серийные современные планеры имеют характеристики "поскромнее":

Минимальная скорость снижения - 0,6 м/с

Максимальное аэродинамическое качество - 38-52+

Минимальная скорость - 65-80 км/ч

Максимальная скорость - 220-260 км/ч


С такими скоростями не в каждый поток можно вписаться. Но зато с таким аэродинамическим качеством можно успеть найти потоки пошире. Эти параметры позволяют совершать на планере маршрутные полеты на сотни и даже тысячи километров.

Как летать без мотора: параплан, дельтаплан, планер Авиация, Параплан, Дельтаплан, Планер, Парапланеризм, Дельтапланеризм, Планеризм, Видео, Длиннопост

Еще в далеком 1967 году нашими соотечественниками был поставлен мировой рекорд - 916 км - маршрут, который два экипажа на Бланиках (качество 28) пролетели из Тульской области до самого Крыма. Действующий до сих пор рекорд дальности - 3009 км и еще несколько десятков мировых рекордов, принадлежат Клаусу Ольманну.

Как летать без мотора: параплан, дельтаплан, планер Авиация, Параплан, Дельтаплан, Планер, Парапланеризм, Дельтапланеризм, Планеризм, Видео, Длиннопост

На фото Клаус Ольманн готовится к взлету на своем знаменитом Stemme S10 с аэродрома во французских Альпах.


Конструкция планера не стеснена настолько жесткими ограничениями по весу и габаритам, как параплан и дельтаплан. Поэтому установка двигателя никак не влияет на характеристики аппарата как парителя (хотя некоторые считают это предательством самой идеи). И сейчас все больше и больше планеров имеют опцию оснащения силовым агрегатом: ДВС или электромотором.


Обычно планер затягивают на высоту либо лебедкой, либо с помощью специального самолета-буксировщика. Двигатель же превращает планер в супертехнологичный самолет.

Как летать без мотора: параплан, дельтаплан, планер Авиация, Параплан, Дельтаплан, Планер, Парапланеризм, Дельтапланеризм, Планеризм, Видео, Длиннопост

Обучение полетам на планере мне понравилось гораздо больше, чем на дельтаплане. Погодные условия имеют значение, но не в таких узких пределах, как для параплана и дельтаплана. Рядом с учеником всегда, за исключением самостоятельных упражнений, сидит инструктор, поэтому с первого дня практического обучения ты делаешь то, ради чего пришел, - летаешь! Не бегаешь, не подпрыгиваешь, а именно летаешь, сразу, высоко и много!


Еще один огромный плюс, - когда учишься управлять планером, навыки управления самолетом тебе дают в подарок! Плюс еще несколько фишек, которым не всех пилотов-самолетчиков учат (планер Гимли как пример).


Разумеется, есть и минусы. Самый существенный - цена. Некоторые планеры, особенно оснащенные двигателем, сопоставимы по цене с легкими самолетами, вертолетами и яхтами. Обучение, правда, дешевле, чем на самолете. И существенно дешевле, чем на вертолете. Но гораздо дороже, чем на параплане и дельтаплане.


К расходам также нужно отнести стоимость аренды ангара или аэродромной стоянки, если планер хранится на аэродроме. Хотя для хранения подойдет даже обычный гараж. В этом случае идеально, конечно, если живешь недалеко от аэродрома и имеешь специальный прицеп (справедливо также для владельцев дельтапланов).


Многих пилотов, напротив, совсем не пугает транспортировка планера или дельтаплана даже на тысячи километров. Есть и такие, кто берет свой летательный аппарат с собой в самолет, когда летит в отпуск (ценник за багаж соответствующий).


А для ленивых пилотов (как я) есть аренда планеров! Не нужно переживать за хранение. Не нужно заниматься техническим обслуживанием и бюрократическими вопросами - продлевать сертификат летной годности, например (угадайте с одного раза, где самые большие сложности с бюрократией?) Не нужно, само собой, постоянно заниматься сборкой/разборкой (ну, разве что, в некоторые клубные дни), транспортной логистикой. А какой простор открывается для географии!


Но есть в транспортировке любого планера весьма существенный момент, который никакая аренда не в состоянии решить - посадка на площадку (в поле).

Как летать без мотора: параплан, дельтаплан, планер Авиация, Параплан, Дельтаплан, Планер, Парапланеризм, Дельтапланеризм, Планеризм, Видео, Длиннопост

Это абсолютно нормальное и обычное явление - сесть вне аэродрома. Этому учат. Любой пилот: планера, дельтаплана или параплана - обязан в каждый момент времени иметь в поле зрения как минимум одну подходящую для посадки поверхность, до которой он однозначно сможет спланировать. Это основа основ безопасности парящих полетов.


Если например, дельтапланерист садится на площадку, то он либо вызывает автомобиль подбора, либо собирает дальтаплан в рулон (от 2 до 6 метров длиной) и пытается его дотащить до ближайшего транспорта.


Если пилот планера садится на площадку вне аэродрома, то эвакуация происходит либо с помощью автомобиля с прицепом (здравствуй сборка/разборка), либо самолетом-буксировщиком, если площадка пригодна для посадки буксировщика и взлета аэропоезда. Чем дальше от аэродрома, тем дороже будет вызов буксировщика.


Меньше всего по поводу посадки вне аэродрома беспокоятся парапланеристы. Главное, чтобы площадка подходила по параметрам безопасности. Приземлившись, парапланерист складывает крыло в рюкзак и идет в сторону ближайшей дороги. Вот так просто: убрал в рюкзак и пошел!

Как летать без мотора: параплан, дельтаплан, планер Авиация, Параплан, Дельтаплан, Планер, Парапланеризм, Дельтапланеризм, Планеризм, Видео, Длиннопост

Часто на планериста посадка вне аэродрома давит морально. Она означает, что ты ошибся, не рассчитал, твой риск не оправдался. Вызвать автомобиль для эвакуации хлопотно, буксировщик - накладно. Плюс ко всему, поле редко бывает таким ровным, каким кажется с высоты: где-то кочка, где-то яма, где-то незамеченный кустик, - иногда может повредить планер.


Разумеется, это не настолько актуальная проблема для тех, кто имеет моторный планер или довольствуется полетами вблизи аэродрома. Но пилоты, которые без читерства хотят прогрессировать в маршрутных полетах, как правило, сталкиваются с неприятным психологическим дискомфортом.


Дело в том, что когда расстояние до аэродрома становится больше, чем твой планер может пролететь с текущей высоты, тебе бы очень хотелось иметь не напрасную уверенность в наличии восходящих потоков на обратном пути.


Можно, конечно, всегда стараться держаться в безопасном коридоре. Но это работает как якорь, убивая всю красоту и авантюру маршрутного полета. Именно в этот самый "якорь" я и уперся. А хочется прогрессировать. Но преодолеть себя мне оказалось нелегко.


ПАРАПЛАН


На аэродроме в перерыве между тренировками я познакомился со своим коллегой, с которым впоследствии сдружился. Он пришел учиться летать на планере на год раньше меня и занимался у того же инструктора.


Мой новый друг, как оказалось, имел за плечами много часов налета на параплане и парамоторе, и он часто рассказывал мне о своих парапланерных полетах. Из его рассказов я узнал одно очень интересное для меня обстоятельство: с легким и компактным крылом, которое после приземления можно убрать в рюкзак, очень просто летать на открытую дальность (без возвращения к точке старта).


Признаться, меня и раньше посещала мысль попробовать ради интереса подняться в небо на мягком крыле. Но теперь я смотрел на параплан как на возможность решить свою психологическую проблему аэродромного "якоря" с помощью полетов без возвращения.

Как летать без мотора: параплан, дельтаплан, планер Авиация, Параплан, Дельтаплан, Планер, Парапланеризм, Дельтапланеризм, Планеризм, Видео, Длиннопост

Летный сезон 2019 года я решил полностью посвятить освоению параплана. Записался в параклуб, рекомендованный мне моим другом, и сразу после майских праздников поехал на свое первое занятие.


Первый день в парапланерной школе для вновь прибывших оказался довольно интенсивным и ярким на впечатления. Утром каждый из новичков совершил по три полета по 15-20 минут в тандеме с инструктором. Затем нас ждал наземный инструктаж. А в конце дня, пока мы не успели передумать, нас по очереди отправили в первый самостоятельный полет в спокойном вечернем воздухе.


Я выполнил всю программу обучения всего за несколько выходных дней и уже через месяц после пробного занятия с первой попытки поднялся под самую кромку облака.

Итак, цифры. Современный параплан для маршрутных полетов обладает следующими характеристиками:


Минимальная скорость снижения - 1+ м/с

Максимальное аэродинамическое качество - 9-11+

Диапазон скоростей - 20-60+ км/ч


Это довольно скромные показатели на фоне дельтапланов и планеров. Однако, параплан обладает двумя неоспоримыми и недосягаемыми преимуществами: вес и объем.

Обычный параплан весит 5-6 кг. Где-то столько же весит обычная подвесная система, в которой сидит пилот во время полета. Плюс шлем, запасной парашют, приборы. Итого весь комплект с запасом умещается в 15-20 кг.


Но это далеко не предел. Современные технологии позволяют изготовить парапланерное снаряжение из облегченных материалов. Теперь в модельном ряду есть множество крыльев весом от 3 до 4 кг. Примечательно, что по летным характеристикам они ни сколько не проигрывают своим полновесовым аналогам!


Подвесные системы сейчас тоже выпускаются в облегченном варианте. Есть полноценные комфортные подвески с протектором в диапазоне от 2 до 4 кг. Есть более легкие - до 1,5 кг. И есть экстремально легкие - от 0,1 кг!


Но и это еще не все! Есть экстремально легкие парапланы весом от 0,9 кг! И они могут поместиться буквально в термос! ("Это другие не влезут, а мой влезет!" © Иа-Иа).


Такое радикальное снижения веса уже не может не сказаться на характеристиках. Ультралегкие парапланы (менее 3 кг) имеют более низкое аэродинамическое качество, а ультракомпактные подвески не комфортны для длительного полета. Тем не менее, они нашли своих покупателей.


Если твой летательный аппарат мало весит и не занимает много места, ты можешь взять его с собой, например, в горный поход, чтобы насладиться полетом на обратном пути. Это целое направление в парапланеризме - Hike & Fly. Можно объединить скалолазание со спуском на крыле, и получится Climb & Fly. А любители утренних пробежек в горах берут с собой параплан с официальным коммерческим названием "Run&Fly".

Но не все пилоты готовы ради веса жертвовать комфортом и летными характеристиками. Современный облегченный комплект снаряжения, с которым можно летать далеко и долго, может весить в пределах 7-10 кг (крыло, подвеска, запасной парашют, шлем, приборы). В рюкзаке осталось место под палатку? Добро пожаловать в Bivouac fly!


Бивачные полеты - это многодневные путешествия с ночевками на природе. Первопроходцами здесь были дельтапланеристы. Но параплан оказался более подходящим для этого направления. Он менее требователен к выбору места для посадки и более удобен для пеших перемещений, что в горах является весьма актуальным.


Есть еще одна группа пилотов. Им не так интересны длинные маршруты, как акробатическое управление летательным аппаратом. Планеристы могут выполнять практически все самолетные фигуры высшего пилотажа. Дельтапланеристы и парапланеристы, в силу специфики своих летательных аппаратов, имеют иной набор упражнений.

БЕЗОПАСНОСТЬ


К сожалению, любительская авиация не так безопасна, как коммерческая пассажирская. Бывают повреждения техники, бывают вывихи, растяжения и переломы. Случаются и фатальные происшествия. У меня за все годы моих приключений была только одна неприятность: сломанная при приземлении стойка трапеции дельтаплана. C большинством опасных ситуаций я столкнулся по дороге от дома до аэродрома и обратно, а не в воздухе.


В моем личном рейтинге безопасности среди парителей на первом месте стоит планер. Пилот-планерист защищен довольно прочным кокпитом и элементами конструкции, которые, разрушаясь при аварии, гасят удар. Летные характеристики планера позволяют пилоту увереннее себя чувствовать в широком диапазоне погодных условий. Но на всякий случай за спиной есть парашют (у парапланеристов и дельтапланеристов запасной парашют тоже предусмотрен, иногда даже два). Кроме всего перечисленного, планер требует более длительного и ответственного обучения, большую часть времени которого инструктор находится рядом с тобой в кабине.


Парапланы и дельтапланы объективно сравнить по уровню безопасности, боюсь, не получится. Кто-то ценит монолитную конструкцию дельтапланов. Кто-то - пассивную безопасность парапланов. Дельтаплан более требователен при взлете и посадке. Параплан - к погоде. Нюансов очень много. Но травмируются парапланеристы и дельтапланеристы примерно одинаково часто, различается лишь характер типичных травм.


В небе могут поджидать разные коллизии. Однако, абсолютное большинство неприятных ситуаций возникает из-за ошибок пилота, а не из-за проблем с техникой. Полеты в погодных условиях, не соответствующих уровню подготовки, или разрушение конструкции летательного аппарата из-за ненадлежащего ухода - это тоже ошибки пилота. Все это справедливо и для планеров, и для дельтапланов, и для парапланов. Поэтому наибольшую опасность пилот представляет сам по себе, независимо от того, на чем он летает.


Исходя из ответственности и степени подготовки пилота, я считаю планер самым безопасным парителем. А параплан в этом отношении мне все же кажется более безопасным на фоне дельтаплана. За счет простоты управления, за счет меньшей скорости при взлете и посадке, за счет непритязательности к посадочным площадкам он прощает больше ошибок при минимальном уровне подготовки. Дельтаплан более сложен (планер, разумеется, еще сложнее, но он имеет полноценное аэродинамическое управление и совершенно иной принцип обучения). Еще раз хочу подчеркнуть, это только мое личное субъективное мнение, основанное на относительно небольшом опыте.


РЕЗЮМЕ


Мы далеко не всегда принимаем рациональные решения,в особенности, когда дело не касается утилитарности. Нами часто движут стереотипы, сформированные порой под влиянием импринтинга. Только с опытом, после проб и ошибок мы получаем иногда возможность пересмотреть свои предпочтения.


К примеру, не редко мотоциклисты несколько лет косплеят Валентино Росси или Терминатора, а затем пересаживаются на другие байки и... начинают косплеить Грэма Джарвиса или Федора Конюхова. Как говорится, все мы будем ездить на эндуро.


Так и с полетами. Трудно сказать, что тебе принесет больше положительных эмоций, если ты никогда ни на чем не летал. Я помню, как однажды увидев яркое треугольное крыло, начал грезить дельтапланами. Любую информацию о полетах мой мозг пропускал через призму этой очарованности, не давая ни на минуту усомниться в выборе. Я тогда и подумать не мог, как изменятся мои предпочтения в будущем.


Поэтому нельзя однозначно советовать: на этом летайте, на этом не летайте. Нужно пробовать. К счастью, практически в любом аэроклубе вас с радостью отправят в ознакомительный полет на чем угодно, разве что вместо обычного тандемного дельтаплана вам предложат моторный дельталет (кстати, вполне может оказаться, что дельталет - это именно то, что вам нужно). А в статье можно лишь сравнить конкретные параметры, преимущества, ограничения и область применения разной техники.


Так, параплан чрезвычайно компактен, удобен при транспортировке, менее всего требователен к посадочной площадке, прост и дешев в обучении, но имеет самый ограниченный диапазон летных характеристик и наиболее чувствителен к погодным условиям.


Дельтаплан более динамичен, чем параплан, выигрывает по летным характеристикам в парении, да и выглядит как супербайк на фоне итальянской Vespa. По этим же параметрам проигрывает планеру, но стоит дешевле и более удобен при перевозке. Установка двигателя позволяет получить довольно шустрый аппарат, не превышая при этом безлицензионный допуск в 115 кг.

Как летать без мотора: параплан, дельтаплан, планер Авиация, Параплан, Дельтаплан, Планер, Парапланеризм, Дельтапланеризм, Планеризм, Видео, Длиннопост

Планер имеет недосягаемо выдающиеся летные характеристики и, соответственно, возможности. Но наиболее дорог и требователен в обслуживании и транспортировке по сравнению с дельтапланом и парапланом. Имеет налет снобизма как "настоящий самолет". За редким исключением, весит всегда больше 115 кг. Поэтому требует получения лицензии и других документов. Национальные свидетельства признают не во всех странах.


Каждый из этих аппаратов способен подарить массу удовольствия и спортивного азарта. Все остальное - личные стереотипы и амбиции.


На этом заканчиваю. В заключении всем, кто пока еще только мечтает летать, я желаю скорее присоединиться к аэроклубам и начать свои первые полеты, а всем пилотам - хорошей погоды, мягких посадок и личных рекордов.


Если вас заинтересовала возможность не просто летать из точки А в точку Б, а заниматься уникальным по своей идее и красоте спортом, рекомендую почитать:


Юлий Герчиков - В защиту динозавров

Игорь Волков - Мечта летать

Буркхард Мартенс - Книга маршрутных полетов и Книга термиков

В.В. Козьмин и И.В. Кротов - Дельтапланы

Jean-Marie Clement - Dancing with the Wind

U.S. Federal Aviation Administration - Glider Flying Handbook

Показать полностью 13 2
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: