Ацтекская концепция божественного

О чём вы подумаете в первую очередь, прочитав слова «древние боги»? Я вот сразу думаю о греческом пантеоне (хотя кто-то может припомнить Йига, Дагона и компанию). Зевс, Афина, Посейдон и другие были очень похожи на людей: каждый из них обладал собственной уникальной личностью, силами и сферами влияния. Они часто принимали человеческий облик и ходили среди смертных незамеченными.

Ацтекская концепция божественного Археология, Древние артефакты, Бог, Мифы, Цивилизация, Ацтеки, Мезоамерика, Длиннопост

В науатле есть слово тéотль (teotl, мн.ч.: тéтео, teteoh), который означает «божество, священная сила». Несмотря на поразительное сходство этого слова с древнегреческим θεός (theós) и латинским deus, общего слова-предка у них нет. Это просто одно из совпадений истории (и непаханное поле для любителей альтернативной её версии). К тому же ацтекских (мезоамериканских) богов лучше рассматривать как незримых духов, как невидимые силы, чьи роли, природа и формы смешивались между собой.

У каждого бога были характерные атрибуты и знаки отличия. При этом многие из этих атрибутов (головные уборы, одежда, украшения) могли ассоциироваться сразу с несколькими божествами. Именно поэтому учёные часто расходятся во мнениях относительно правильной идентификации богов в кодексах или скульптурах. Иногда боги изображались в человеческом облике, а во время ритуалов люди облачались в одеяния божеств. Однако никто никогда не перепутал бы бога с человеком.

В письменных источниках можно собрать имена около 200 различных богов и богинь. Некоторые из них были тесно связаны друг с другом, иногда как ипостаси (версии) одного божества. Одна из таких распространённых ипостасей включала концепцию двойственности: например, Ометéотль (бог двойственности, букв. «Два Божества») имел мужское и женское воплощения, ОметекутлиДва Господина») и ОмесиуатльДве Женщины»). Или Кетцалькоатль, ипостасью которого считается бог ветра Эéкатль.

Многие боги покровительствовали определённым социальным или этническим группам. Уицилопочтли, как известно, был покровителем народа мешика, а у многих городов и кальполли были ещё и свои боги-покровители. Свои боги были и у представителей разных профессий: Тескатлипока был покровителем правителей, Кетцалькоатль — жрецов, Тетеоиннан (она же Тоси) — повитух, а Шипе Тóтек — ювелиров.

Само собой, связать всех богов со всеми их трансформациями, ипостасями и перевоплощениями в единую картину очень сложно. Но возможно...

Этноисторик Генри Б. Николсон распределил богов по трём пересекающимся категориям (которые звучат как категории вопросов в «Своей игре»):

  • небесное творчество и божественное покровительство; 

  • дождь, влага и плодородие; 

  • война, жертвоприношение, кровь и смерть.

Эти три категории включают 14 групп — отразил их в таблице. В каждой есть главное божество и несколько связанных с ним темой или ролью — всего Николсон собрал 129 покемонов божеств.

Ацтекская концепция божественного Археология, Древние артефакты, Бог, Мифы, Цивилизация, Ацтеки, Мезоамерика, Длиннопост

Лига историков

15.7K постов52.4K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения