Ацтекская концепция божественного
О чём вы подумаете в первую очередь, прочитав слова «древние боги»? Я вот сразу думаю о греческом пантеоне (хотя кто-то может припомнить Йига, Дагона и компанию). Зевс, Афина, Посейдон и другие были очень похожи на людей: каждый из них обладал собственной уникальной личностью, силами и сферами влияния. Они часто принимали человеческий облик и ходили среди смертных незамеченными.
В науатле есть слово тéотль (teotl, мн.ч.: тéтео, teteoh), который означает «божество, священная сила». Несмотря на поразительное сходство этого слова с древнегреческим θεός (theós) и латинским deus, общего слова-предка у них нет. Это просто одно из совпадений истории (и непаханное поле для любителей альтернативной её версии). К тому же ацтекских (мезоамериканских) богов лучше рассматривать как незримых духов, как невидимые силы, чьи роли, природа и формы смешивались между собой.
У каждого бога были характерные атрибуты и знаки отличия. При этом многие из этих атрибутов (головные уборы, одежда, украшения) могли ассоциироваться сразу с несколькими божествами. Именно поэтому учёные часто расходятся во мнениях относительно правильной идентификации богов в кодексах или скульптурах. Иногда боги изображались в человеческом облике, а во время ритуалов люди облачались в одеяния божеств. Однако никто никогда не перепутал бы бога с человеком.
В письменных источниках можно собрать имена около 200 различных богов и богинь. Некоторые из них были тесно связаны друг с другом, иногда как ипостаси (версии) одного божества. Одна из таких распространённых ипостасей включала концепцию двойственности: например, Ометéотль (бог двойственности, букв. «Два Божества») имел мужское и женское воплощения, Ометекутли («Два Господина») и Омесиуатль («Две Женщины»). Или Кетцалькоатль, ипостасью которого считается бог ветра Эéкатль.
Многие боги покровительствовали определённым социальным или этническим группам. Уицилопочтли, как известно, был покровителем народа мешика, а у многих городов и кальполли были ещё и свои боги-покровители. Свои боги были и у представителей разных профессий: Тескатлипока был покровителем правителей, Кетцалькоатль — жрецов, Тетеоиннан (она же Тоси) — повитух, а Шипе Тóтек — ювелиров.
Само собой, связать всех богов со всеми их трансформациями, ипостасями и перевоплощениями в единую картину очень сложно. Но возможно...
Этноисторик Генри Б. Николсон распределил богов по трём пересекающимся категориям (которые звучат как категории вопросов в «Своей игре»):
небесное творчество и божественное покровительство;
дождь, влага и плодородие;
война, жертвоприношение, кровь и смерть.
Эти три категории включают 14 групп — отразил их в таблице. В каждой есть главное божество и несколько связанных с ним темой или ролью — всего Николсон собрал 129 покемонов божеств.
Лига историков
15.7K постов52.4K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения