Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Анализ динамики цен на непродовольственные товары массового потребления спустя 4 месяца после начала СВО

Продолжаем разговор о том, как изменилась цены на полках на товары массового потребления после начала СВО. Сегодня поговорим о непродовольственных товарах, в частности товарах бытового назначения, которые нуждаются в регулярном обновлении. Проще говоря - о бытовых расходниках.


Цель исследования: определить динамику и тенденции изменения цен на расходные непродовольственные товары массового потребления бытового назначения.


Задачи исследования:

1. Определить перечень расходных непродовольственных товаров массового потребления бытового назначения.

2. Провести контент-анализ цен на каждый товар из перечня в течение исследуемого периода с 02.2022 по 06.2022.

3. Проанализировать динамику и тенденции изменения цен на расходные непродовольственные товары массового потребления бытового назначения без учёта потребления данных товаров домохозяйствами и сезонности.


Инструментарий исследования:

1. Для поиска цен использован сайт мониторинга цен https://priceguard.ru/

2. Для сбора, обработки данных и визуализации результатов использован Excel.


Методика исследования:

1. Перечень составлен с использованием нормативных документов, информации в открытых источниках и здравого смысла.

3 Анализ динамики цен выполнен путём построения линейных графиков и расчёта дельты цен в процентном выражении на каждый отчётный месяц после начала СВО по отношению к 02.2022.

4. Обобщение результатов исследования произведено с помощью усреднения полученных значений по товарным группам, подгруппам и исследовательской базе в целом.



Перечень непродовольственных расходных товаров массового потребления бытового назначения


1. Распоряжением Правительства РФ от 27.03.2020 N 762-р (ред. от 18.09.2020) установлен "Рекомендуемый перечень непродовольственных товаров первой необходимости". Примерно половина этого списка включена в исследуемый перечень. Исключены в рамках исследования:

- п.1, 2, 3, т.к. это медицинские товары, по которым планируется отдельный обзор

- п. 13, 13, 17, 18, 19, 20, т.к. это детские товары, по которым планируется отдельный обзор

- п. 21, 22, 23, 25, т.к. я не разбираюсь в топливах, смазках и прочих автомобильных принадлежностях

- п. 24 - т.к. это зоотовары, по которым планируется отдельный обзор

Других регламентирующих нормативных актов на эту тему найти не удалось.


2. С помощью дополнительных открытых источников: косвенно относящихся к вопросу документов на Гаранте, множества статей с обзорами и топами бытовых товаров (ссылки даны для примеров, полный перечень источников не приводится), а так же общепринятых хозяйственно-бытовых практик перечень был дополнен и конкретизирован для данного исследования.


3. Такие предметы как: вёдра, швабры, многоразовые бритвенные станки, прихватки, подставки, вешалки, коврики и прочие "долгоиграющие" бытовые принадлежности исключены, их нельзя отнести к числу расходных (нуждающихся в регулярном обновлении и замене), а следовательно регулярно покупаемых товаров.


4. В конечном итоге в исследуемый перечень расходных непродовольственных товаров массового потребления бытового назначения вошло 47 товаров, разбитых на следующие группы:

- Средства для уборки и стирки;

- Инструменты для уборки;

- Средства гигиены универсальные;

- Средства гигиены женские;

- Средства гигиены мужские;

- Полезные мелочи.



Контент-анализ максимальных цен на каждый товар из перечня непродовольственных расходных товаров массового потребления бытового назначения


1. Личные предпочтения при отборе конкретных товаров/брендов мною не учитывались. Я представила, что живу в пещере, которую не надо убирать, а о гигиене никогда не слышала, потому что дикарка необразованная.


2. В категории "Дом и сад" на площадке для мониторинга цен представлено более 20-ти торговых площадок. Среди них наиболее известной и обладающей широкой сетью является "Ашан". Для задач исследования подходил идеально, но не тут-то было. У многих товаров мониторинга нет по нескольку месяцев, многие перенесены в какой-то непонятный "Архив". Объяснить коротко, почему с такой базой невозможно нормально работать, трудно, а расписывать подробно нет возможности. Поэтому снова "Перекрёсток".


3. По каждой позиции составленного перечня в базу исследования включена одна марка в ценовом диапазоне "эконом-стандарт" и одна СТМ (собственная торговая марка) магазина, если таковая имеется. При отсутствии СТМ взят самый-самый дешёвый аналог товара вне зависимости от марки. Торговые марки, претендующие на премиумность, в рамках данного исследования не учитываются, т.к. они далеко не всем по карману и являются нишевыми.


4. В случаях, когда позволял ассортимент, в базу были включены пары товаров СТМ - эконом-стандарт с одинаковыми или похожими характеристиками по весу/объёму, количеству в упаковке, размерам и другим свойствам.


5. В мониторинг цен попадают в т.ч. акционные периоды, это явно видно на провалах в графиках каждого продукта на исследуемой платформе. Поэтому в каждом месяце взят максимум по цене на каждый продукт. В феврале - максимум до начала СВО.


6. Все отобранные для исследования товары имеют более-менее приличную историю изменения цены за год. Если товар отсутствовал больше месяца в конце исследуемого периода, или в начале-середине исследуемого периода зафиксировано отсутствие более 2-х месяцев, в выборку он не попал, даже если подходил по иным критериям отбора.


7. В рамках исследования введены подгруппы: штучные товары и весовые/литражные товары. Для возможности сравнивать между собой товары одного типа, но разных объёмов, все товары подгруппы весовые/литражные приведены к целым единицам измерения килограммам/литрам.



Динамика и тенденции изменения цен на расходные непродовольственные товары массового потребления бытового назначения


Сначала сделала таблицу с исходными данными для анализа. В расчёт включены цены за полные месяцы с февраля по июнь. Июль не включила, т.к месяц только начался. Любое снижение цены сейчас может быть акционным, повышение временным и скоротечным, а потому все данные за июль не репрезентативны сейчас.


Далее привела весовые и литражные позиции по цене к целой единице измерения (килограмму, литру). По небольшому количеству товаров пришлось приводить иначе, но об этом чуть позже. Получилась таблица вот такого вида.

Анализ динамики цен на непродовольственные товары массового потребления спустя 4 месяца после начала СВО Политика, Инфляция, Цены, Бытовая химия, Товары для дома, Статистика, Аналитика, Анализ данных, Рубль, Экономика, Рост цен, Санкции, График, Длиннопост

ВНИМАНИЕ !!! ATTENTION !!! WARNING !!! ACHTUNG !!! ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Графики получились местами не очень читаемые. Поскольку многие товары очень близки по цене, линии тренда и ключевые точки пересекаются и наслаиваются друг на друга. Моё чувство прекрасного тоже бьётся в конвульсиях, но что поделать... Ну-с, приступим.



Средства для уборки и стирки


Подгруппа СТМ и самые дешёвые

Усреднённая динамика цен на конец июня по отношению к февралю на 1 килограмм/литр товаров данной категории +34%.

Очевидны пики роста цен в апреле, после которых наступил период снижения/удержания цен (отсутствие дальнейшего роста). Скачок на хозяйственное мыло поразил до глубины души.

Подгруппа эконом-стандарт

Усреднённая динамика цен на конец июня по отношению к февралю на 1 килограмм/литр товаров данной категории +30%.

Аналогично подгруппе СТМ и самых дешёвых товаров: с мая-июня формируется тенденция на снижение/удержание цен (почти по всем позициям), кроме хозяйственного мыла. Что за сговор мыловаров, а?

Анализ динамики цен на непродовольственные товары массового потребления спустя 4 месяца после начала СВО Политика, Инфляция, Цены, Бытовая химия, Товары для дома, Статистика, Аналитика, Анализ данных, Рубль, Экономика, Рост цен, Санкции, График, Длиннопост

Инструменты для уборки


Подгруппа СТМ и самые дешёвые

Усреднённая динамика цен на конец июня по отношению к февралю на 1 упаковку товаров данной категории +43%.

Тенденция на удержание цен прослеживается почти по всем товарам с мая.


Подгруппа эконом-стандарт

Усреднённая динамика цен на конец июня по отношению к февралю на 1 упаковку товаров данной категории +39%.

Тенденция аналогична подгруппе СТМ и самые дешёвые.

Анализ динамики цен на непродовольственные товары массового потребления спустя 4 месяца после начала СВО Политика, Инфляция, Цены, Бытовая химия, Товары для дома, Статистика, Аналитика, Анализ данных, Рубль, Экономика, Рост цен, Санкции, График, Длиннопост

Средства гигиены универсальные (весовые/литражные)

Твёрдое мыло приведено к 0,2 кг, т.к. цена за кг в разы выше предела диапазона остальных товаров.


Подгруппа СТМ и самые дешёвые

Усреднённая динамика цен на конец июня по отношению к февралю на 1 килограмм/литр товаров данной категории +28%.


Подгруппа эконом-стандарт

Усреднённая динамика цен на конец июня по отношению к февралю на 1 килограмм/литр товаров данной категории +44%.


Тенденции по графикам комментировать не буду, чтобы не повторяться.

Анализ динамики цен на непродовольственные товары массового потребления спустя 4 месяца после начала СВО Политика, Инфляция, Цены, Бытовая химия, Товары для дома, Статистика, Аналитика, Анализ данных, Рубль, Экономика, Рост цен, Санкции, График, Длиннопост

Средства гигиены универсальные (штучные)


Подгруппа СТМ и самые дешёвые

Усреднённая динамика цен на конец июня по отношению к февралю на 1 упаковку товаров данной категории +17%.


Подгруппа эконом-стандарт

Усреднённая динамика цен на конец июня по отношению к февралю на 1 упаковку товаров данной категории +29%.


Я просто оставлю это здесь. Реакция мужа на графики: "Тэк, я чё-то не понял... А почему срать стало так дорого?! Зачем ты мне это показала? Я теперь буду жить с мыслью, что подтираю жопу золотом. Сусальным, но тем не менее".
Анализ динамики цен на непродовольственные товары массового потребления спустя 4 месяца после начала СВО Политика, Инфляция, Цены, Бытовая химия, Товары для дома, Статистика, Аналитика, Анализ данных, Рубль, Экономика, Рост цен, Санкции, График, Длиннопост

Средства гигиены женские (штучные)

Хайпанём немножечко? Есть тут обладательницы "золотых запасов" из прокладок, которых хватит лет на н-дцать? Я такую видела в магазине в конце марта, на вид 45+, на кассовой ленте в Перекрёстке (как иронично) целая гора прокладок всевозможных марок и предназначений, и больше ничего. Еле сдержалась, чтобы не спросить "А вы уверены, что столько проживёте?" Кхм... Простите, Остапа понесло. Так, возвращаемся к нашим баранам товарам.


Подгруппа СТМ и самые дешёвые

Усреднённая динамика цен на конец июня по отношению к февралю на 1 упаковку товаров данной категории +49%.


Подгруппа эконом-стандарт

Усреднённая динамика цен на конец июня по отношению к февралю на 1 упаковку товаров данной категории +30%.


Сильнее всего взлетели цены на сменные лезвия для бритвенных станков, но даже они потихоньку откатываются.

Анализ динамики цен на непродовольственные товары массового потребления спустя 4 месяца после начала СВО Политика, Инфляция, Цены, Бытовая химия, Товары для дома, Статистика, Аналитика, Анализ данных, Рубль, Экономика, Рост цен, Санкции, График, Длиннопост

Средства гигиены женские (весовые/литражные)

Стоимость дезодоранта приведена к 0,2 л, т.к. цена за л в разы выше предела диапазона остальных товаров.


Подгруппа СТМ и самые дешёвые

Усреднённая динамика цен на конец июня по отношению к февралю на 1 килограмм/литр товаров данной категории +16%.


Подгруппа эконом-стандарт

Усреднённая динамика цен на конец июня по отношению к февралю на 1 килограмм/литр товаров данной категории +60%.


А мыться-то тоже стало гора-а-аздо дороже. Месяц назад покупала себе шампуни и кондей для волос, и не заметила каких-то колоссальных изменений, потому как брала акционку на Вайлдберриз. Обнадёживает только всё та же тенденция на удержание и снижение цен.

Анализ динамики цен на непродовольственные товары массового потребления спустя 4 месяца после начала СВО Политика, Инфляция, Цены, Бытовая химия, Товары для дома, Статистика, Аналитика, Анализ данных, Рубль, Экономика, Рост цен, Санкции, График, Длиннопост

Средства гигиены мужские (штучные)


Подгруппа СТМ и самые дешёвые

Усреднённая динамика цен на конец июня по отношению к февралю на 1 упаковку товаров данной категории +37%.


Подгруппа эконом-стандарт

Усреднённая динамика цен на конец июня по отношению к февралю на 1 упаковку товаров данной категории +66%.


Цены на сменные лезвия для бритвенных станков - это жесть, как и в женской категории, но пробиваются лучи надежды (линии тренда).

Анализ динамики цен на непродовольственные товары массового потребления спустя 4 месяца после начала СВО Политика, Инфляция, Цены, Бытовая химия, Товары для дома, Статистика, Аналитика, Анализ данных, Рубль, Экономика, Рост цен, Санкции, График, Длиннопост

Средства гигиены мужские (весовые/литражные)

Стоимость дезодоранта приведена к 0,2 л, т.к. цена за л в разы выше предела диапазона остальных товаров.


Подгруппа СТМ и самые дешёвые

Усреднённая динамика цен на конец июня по отношению к февралю на 1 килограмм/литр товаров данной категории +17%.


Подгруппа эконом-стандарт

Усреднённая динамика цен на конец июня по отношению к февралю на 1 килограмм/литр товаров данной категории +33%.


Комментарии излишни, линии трендов на графиках красноречивее меня.

Анализ динамики цен на непродовольственные товары массового потребления спустя 4 месяца после начала СВО Политика, Инфляция, Цены, Бытовая химия, Товары для дома, Статистика, Аналитика, Анализ данных, Рубль, Экономика, Рост цен, Санкции, График, Длиннопост

Полезные мелочи (штучные)


Подгруппа СТМ и самые дешёвые

Усреднённая динамика цен на конец июня по отношению к февралю на 1 упаковку товаров данной категории +16%.


Подгруппа эконом-стандарт

Усреднённая динамика цен на конец июня по отношению к февралю на 1 упаковку товаров данной категории +30%.


С мая почти по всем позициям наблюдается остановка роста цен, и это хорошо. Если линии тренда поползут вниз - будет ещё лучше.

Анализ динамики цен на непродовольственные товары массового потребления спустя 4 месяца после начала СВО Политика, Инфляция, Цены, Бытовая химия, Товары для дома, Статистика, Аналитика, Анализ данных, Рубль, Экономика, Рост цен, Санкции, График, Длиннопост

Полезные мелочи (весовые/литражные)

Стоимость крема для обуви приведена к 0,2 л, т.к. цена за л в разы выше предела диапазона остальных товаров. Стоимость блока для унитаза приведена к 0,1 кг, т.к. цена за кг в разы выше предела диапазона остальных товаров.


Подгруппа СТМ и самые дешёвые

Усреднённая динамика цен на конец июня по отношению к февралю на 1 килограмм/литр товаров данной категории +20%.


Подгруппа эконом-стандарт

Усреднённая динамика цен на конец июня по отношению к февралю на 1 килограмм/литр товаров данной категории +28%.


Всё как и везде.

Анализ динамики цен на непродовольственные товары массового потребления спустя 4 месяца после начала СВО Политика, Инфляция, Цены, Бытовая химия, Товары для дома, Статистика, Аналитика, Анализ данных, Рубль, Экономика, Рост цен, Санкции, График, Длиннопост
Резюме


Линии тренда изменения цен (в процентном выражении) в течение 4-х месяцев после начала СВО по отношению к ценам до СВО по всем группам товаров выглядят следующим образом.

Анализ динамики цен на непродовольственные товары массового потребления спустя 4 месяца после начала СВО Политика, Инфляция, Цены, Бытовая химия, Товары для дома, Статистика, Аналитика, Анализ данных, Рубль, Экономика, Рост цен, Санкции, График, Длиннопост

Постоянство, с которым цены на товары различных категорий, экономических сегментов и назначения с мая перестают отрастать вверх, а некоторые ещё и начинают ползти вниз, обнадёживает. Хочется верить, что все пики роста цен уже пройдены, и пока что эта надежда подкрепляется линиями тренда на всех графиках.



Прогноз: осторожно-оптимистичный


Дельты снижения цен в мае и июне, в среднем, в 2-3 раза меньше, чем дельты роста цен в марте и апреле. Быстрого снижения цен ждать не стоит, и к состоянию "как было до" многие из них, наверняка, уже не вернутся. Но всё-таки ещё припадут, предпосылки для этого есть.



Пост получился ещё больше предыдущего. Благодарю всех, кто прочитал этот пост до конца, вы восхитительны!