Алексей Васильевич Алелюхин- лётчик-ас времён великой отечественной войны
Алексей Васильевич Алелюхин войну начал в Одессе на истребителе И-16. Уже на 3-й день войны Алексей в составе звена сбил над аэродромом бомбардировщик Хейнкель Хе-111. Это была его первая групповая победа. Осенью полк был перевооружен на новые истребители ЛаГГ-3. Истребитель имел конструкцию с использованием прессованной дельта-древесины и двигатель водяного охлаждения. Имел мощное вооружение, но недостаточную маневренность и небольшую скорость. Сражаться с истребителями Мессершмитт Ме-109 было очень тяжело. Тут было мало просто храбрости и мужества - надо было иметь еще высокое мастерство и квалификацию.
5 декабря 1941 года Алексей Алелюхин награжден первой боевой наградой - Орденом Боевого Красного Знамени. Одна из самых высших боевых наград СССР. Этот орден очень ценился фронтовиками. В эскадрилье 9-го Гвардейского полка, которой командовал Алексей Алелюхин все самолеты несли на обоих бортах изображение леопарда, разрывающего сердце - явный намек на то, что пилотам 9-го ГИАПа приходилось встречаться с 9 Staffel JG-52. Самолет Алелюхина отличался от остальных в эскадрилье красным капотом, чтобы пилоты могли легко вычислить в бою своего командира.
В один из февральских дней истребитель Мессершмитт BF-109G элитной немецкой 52 истребительной эскадрильи (JG-52), управляемый германским асом люфтваффе №2 Герхардом Баркхорном (по немецким «подсчетам» 301 сбитый самолет) не возвращался на базу так долго, что его уже собирались записать в пропавшие без вести. Однако, в самый последний момент "Мессершмитт" всё-таки дотянул до аэродрома, практически рухнув на начало взлетной полосы. Из самолёта немецкого аса вынесли на руках, сам он идти был не в состоянии.
В последствии в ноябре 1966 года, будучи генералом немецкого бундесвера, Баркхорн признался в единственном интервью британскому авиационному журналу Flight International. На вопрос репортёра описать самый памятный для себя бой, во время Второй Мировой, он, не особо задумываясь, вспомнил обстоятельства воздушной дуэли в период "Сталинградской катастрофы", с "красноносым ЛаГГ-3". Баркхорн не знал имени лётчика, лишь отметив, что "красный" довел его до полного физического истощения и что это была рекордная по времени воздушная дуэль, в которой ему доводилось принимать участие: "Я был мокрым от пота, как будто только что вышел из душа. Мы выписывали в воздухе все мыслимые и немыслимые фигуры, но так и не смогли достать друг друга. Оба наших самолета вышли из большой акробатической игры, и ни один не смог задеть другого. Он был из гвардейского полка, и весь нос его самолета был окрашен в красный цвет. Увы, не имею никакого представления, кто бы это мог быть. Интересно, было ли русскому летчику так же трудно, как и мне?"
Русскому лётчику тоже пришлось не просто. Алексей Алелюхин, который был тогда за штурвалом ЛаГГ-3 тоже вспомнил этот бой. В тот день начальство в кои-то веке разрешило ему вылет на "свободную охоту". С самолетом Баркхорна он встретился уже возвращаясь домой. По его подсчетам, смертельная карусель с "Мессершмиттом" немецкого аса длилась около сорока минут и потребовала максимальной концентрации. На родной аэродром лётчик прилетел полностью обессиленным, с пустыми топливными баками, но без повреждений.
Любопытно, что сам Алелюхин этот бой самым сложным в своей карьере не считал. Наиболее памятной для него была схватка в небе Сталинграда сразу с четырьмя "мессерами", из которой наш лётчик, применив несколько головокружительных маневров, вышел победителем, сбив один BF-109G, после чего остальные покинули место боя. Всего за войну Алексей Алелюхин лично уничтожил 40 немецких и румынских самолетов и ещё 17 в группе. Лишь однажды за всё время ему пришлось покинуть горящую машину. При том, что его визави Баркхорн был сбит девять раз, семь из которых на Восточном фронте.
Итоги схватки, говорят еще и о том, что при прочих равных, опытные советские пилоты ни в чем не уступали германским асам, даже на ЛаГГ-3, имевших не лучшую репутацию в советских ВВС. Просто одни занимались "свободной охотой" и всеми правдами, и чаще неправдами стараясь повысить личный счёт ради очередного Abschussjubiläum, или, грубо говоря, круглой цифры. А другие просто выполняли свою работу, от сопровождения бомбардировщиков, до штурмовки наземных позиций немцев и о личных счетах сбитых самолетов заботились лишь постольку-поскольку.
Под Сталинградом Алелюхин был командиром эскадрильи 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Этот полк специально формировался для завоевания господства в воздухе. 23 августа 1943 года Алексей Алелюхин получает звание Героя Советского Союза. Вторую Золотую Звезду Алексей получает 1 ноября 1943 года. В этот период Алексей летал уже на Аэрокобре, любил ее за мощное оружие и хорошую радиосвязь. Последний свой бой Великой Отечественной войны Алексей Алелюхин провел над Балтикой 27 марта 1945 года и сбил два истребителя ФВ-190. За время войны Дважды Герой Советского Союза командир эскадрильи Алексей Васильевич Алелюхин выполнил 601 боевой вылет, провел 258 воздушных боев. В 1948 году окончил Военную Академию им. Фрунзе. Участвовал в войне в Корее, командовал истребительной авиационной дивизией, но сам боевых вылетов не выполнял. Освоил реактивный МИГ-15. В 1954 году окончил Военную Академию Генштаба. Служил на командных должностях в ВВС СССР. С 1985 года в отставке. Жил в Москве. Умер 29 октября 1990 года, похоронен на Новодевичьем кладбище, рядом с другими известными летчиками.
Генерал-майор Алелюхин А.В.
Вторая Мировая
4.2K пост8.8K подписчиков
Правила сообщества
Главное правило сообщества - отсутствие политики. В качестве примера можете посмотреть на творчество группы Sabaton. Наше сообщество посвящено ИСТОРИИ Второй Мировой и Великой Отечественной и ни в коей мере не является уголком диванного политолога-идеолога.
Посты, не содержащие исторической составляющей выносятся в общую ленту.
Запрещено:
ЛЮБАЯ политика. В том числе:
- Публикация материалов, в которых присутствуют любые современные политики и/или политические партии, упоминаются любые современные политические события.
- Приплетание любых современных политических событий, персон или организаций.
- Политико-идеологические высказывания, направленные в сторону любой страны.
- Использование идеологизированной терминологии ("совок", "ватник", "либерaст").
- Публикация материалов пропагандистских сайтов любой страны.
За нарушение данного правила администрация оставляет за собой право вынести пост в общую ленту, выдать пользователю предупреждение а так же забанить его.
Примечание: под современными политическими событиями подразумеваются любые политические события, произошедшие после 16 октября 1949 года.
Помимо этого:
- Оправдание фашизма, нацизма, неонацизма и им подобных движений.- Публикация постов не по тематике сообщества.
- Провокации пользователей на срач.
Ну и всё, что запрещено правилами сайта.