Акции 1-го, 2-го и 3-го эшелона на фондовом рынке-что это за "эшелоны" и чем они отличаются друг от друга
Все инвесторы знают или слышали понятие "акции первого эшелона" или "акции третьего эшелона". В этой статье я решил более подробно осветить тему эшелонов (уровней листинга) акций российского фондового рынка и объяснить, как бумаги попадают в тот или другой эшелон, а так же, чем они отличаются друг от друга.
Начну с определения самого слова "эшелон" - это французское слово, в переводе означает "лестница".
В русском языке это слово имеет два значения: эшелоном называют состав поезда, либо форму расположения войск.
На фондовом рынке существует уровни листинга, их 3. По сути, это и есть эшелоны, только листинг - более профессиональный термин, а эшелон - народный.
В последнее время на нашем фондовом рынке стали появляться так называемые "ракеты" в акциях 2 и 3 эшелона, бумаги некоторых компаний росли на сотни процентов за пару месяцев и даже дней, например:
Инвесторам стоит знать, чем отличаются эшелоны акций и что нужно, чтобы акция попала в тот или иной эшелон (листинг).
Прежде, чем акция начинает обращаться на фондовом рынке, она проходит процедуру листинга. Есть несколько уровней листинга, они устанавливаются и для акций и для облигаций. У каждого уровня свои критерии и чтобы акции присудили, к примеру, первый уровень листинга ( отнесли её к первому эшелону), то она должна соответствовать определенным требованиям.
Отсюда может сложиться мнение, что акции первого эшелона-хорошие, а второго и третьего-не очень, но это не совсем верно.
Как акции присваивается уровень листинга?
На данный момент на Московской бирже торгуется 231 акция российских компаний (именно с российской пропиской, сюда не относятся ГДР и акции с иностранной пропиской, типа Яндекса):
Первый эшелон - 50 акций
Второй эшелон - 22 акции
Третий эшелон - 159 акции
Требования и критерии, согласно которым акции "сортируются" по эшелонам:
Как видите, самые жесткие требования для акций первого эшелона. Акции из третьего эшелона могут вообще не представлять отчётность, не раскрывать данные о компании и т.д.
Отсюда понятно, что инвестирование в акции первого эшелона, в целом, более привлекательно, так как компании-эмитенты таких бумаг имеют большую капитализацию, более прозрачны и ликвидны.
Но выбор уровня листинга или эшелона зависит от самого инвестора, его целей и стратегии инвестирования.
Вывод
У каждого уровня листинга или эшелона имеются свои плюсы и минусы. Каждый инвестор выбирает бумаги из нужного ему эшелона в соответствии со своей стратегией.
К примеру, трейдерам хорошо подходят акции из третьего эшелона из-за их повышенной волатильности, именно там можно получить высокую прибыль. А вот мне, долгосрочному дивидендному инвестору, больше подходят акции из 1 и 2 уровня листинга, хотя в своём портфеле имею бумаги из всех трёх эшелонов.
Большинство крупных инвестиционных компаний, фондов, банков инвестирую только в акции из первого и второго эшелона. Это прописано в их политике. Поэтому, большие деньги сосредотачиваются именно в акциях 1 и 2 эшелона. Это делает акции данных уровней листинга менее волатильными и более ликвидными.
Но в целом, нужно понимать, что уровень листинга не говорит об инвестиционном качестве акции, все зависит от самой компании. Поэтому, не стоит категорически отметать акции из третьего эшелона и сосредотачиваться на первом или втором, это будет не правильно.
Основной принцип отбора акций - это перспектива роста как самой бумаги, так и бизнеса компании в целом и перед покупкой акции стоит анализировать её, а не просто смотреть, в каком списке она числится.
Мой ТЕЛЕГРАМ канал
Друзья, спасибо за внимание к моим статьям! Жду ваших комментариев.