7140 км на спортбайке или одиночный мототрип Тюмень-Севастополь-Тюмень. Часть 1
Вместо предисловия
"Один? На мотоцикле? В Севастополь? У тебя все в порядке с головой?"; "А че не на самолете?"; "Зачем?"; "Да ты отбитый!"
Эти и многие другие похожие слова говорили мне те немногие люди, которые узнали о моих планах осуществить мою давнюю мечту: совершить одиночное мотопутешествие в Севастополь.
С этим городом меня связывает очень многое: все детство и юность, каждое лето я проводил в Крыму. Там жили и живут мои близкие родственники, мои родители переехали в Тюмень в далеком 1985 году из Первомайского района. А сам Севастополь просто мой любимый город.
Идея мотопутешествия преследовала меня давно, но всегда находились какие-то причины, мешающие этому: то работал без отпуска, то отпуск максимум неделя, то смена работы и т.д.
Но вот настал 2020 год. Везде ограничения и прочие прелести. А давняя мечта все сильнее и сильнее начала клевать мою лысую голову изнутри. Загодя, еще с зимы, как будто предвкушая насыщенный мотосезон, началась подготовка мотоцикла. В этом плане все просто: отвез байк в мотосервис и попросил парней сделать такое ТО, чтобы я был уверен, что мотоцикл увезет меня в Крым и привезет обратно. Когда сказал это без задней мысли, на меня с хитрецой глянул механик и сказал: "Не переживай, сделаем все в лучшем виде! Перед выездом еще раз к нам загляни, сделаем предрейсовый осмотр".
И вот вроде на дворе еще март, а в жопе свербит, так сказать) С одной стороны вроде как и не планировал прям точно ехать, но очень хотелось бы. Да и обмолвился уже вроде как.
А тут еще и несколько событий сразу должно быть: юбилейный мой 10-й мотосезон, юбилей у меня (35 лет), отпуск выпадает на начало августа как раз ко дню рождения и очень хотелось бы провести его не в одиночестве дома, а в компании мамы, которая живет в Севастополе.
Вопрос остался за малым (хотя не очень малым): деньги. Стоит подобное мероприятие не сказать, что космических денег, но стоит. Тут получаю зарплату и сумма хорошо так больше той, на которую рассчитывал. Прикидываю в уме: "Ну а что, похоже едем! Хватит на все про все, тем более кое чего лежит как НЗ".
И следующие 3 недели до отпуска прям как на иголках! В 2 -х своих видосах до отъезда уже начинаю проговариваться, что ЕДУ, народ еще больше подогревает мандраж приглашениями и к ним заехать по пути (Челябинск, Тольятти, Волгоград, Ейск, Симферополь).
Маршрут
Какой дорогой ехать, как вообще? Ведь раньше далее, чем Тюмень-Челябинск-Тюмень на мотоцикле не ездил. И то дорога считай по прямой, заблудиться невозможно. А тут около 3500 км в одну сторону. Расспросы знакомых мотодальнобоев еще больше запутали меня. Принялся смотреть ютуб: кто, на чем и как ездит на такие расстояния? Непонятностей стало еще больше, чем было))) Для себя решил: еду по крупным дорогам, избегая проселков и грунтовок (на спортбайке не сильно интересно эндурить), ночую в хостелах/гостиницах, ем в кафе с дальнобойщиками. Эти советы дал мне товарищ, который так же впервые ехал из Москвы в Тюмень на мотоцикле. Забегая вперед скажу, что такая стратегия для меня оказалась наиболее правильной.
Изначально первый день пути планировал по знакомой дороге из Тюмени через Курган и Челябинск. Ну а там дальше по федералке. Но тут одноклубники все в голос советовали ехать через Екатеринбург, Нижние Серги, Михайловск и через Месягутово выходить на Сим. Мол места там кругом просто знатные! И красивые виды посмотришь кругом, первый раз едешь же! Ну ок, тем более все в голос обещали великолепную дорогу.
Накидал в Автодиспетчере маршрут "туда". Выглядит он так:
На чем едем?
Т.к. мотоцикл у меня только один, то еду на нем: Aprilia SL1000 Falco
Подготовка
До отъезда несколько дней, мониторю погоду. А кругом дожди. На всем протяжении предполагаемого маршрута. Даже пришлось на 1 день перенести старт, т.к. не хотелось начинать путь в лютый дождь.
Пока жду погоду, потихоньку начинаю собирать сумку. Вернее даже не сумку, а гермомешок. Старался придерживаться заранее составленного списка вещей и принадлежностей. Почему старался? Ну потому что, как это обычно бывает, взял с собой не все)
Список выглядел следующим образом:
- навигационное ПО с оффлайн картами (навител+яндекс+гугл);
- основной телефон со всем необходимым, установленным и обновленным софтом и офлайн музыкой;
- резервный кнопочный телефон с записанными в память основными резервными номерами телефонов;
- список телефонов на отдельной бумажке на случай тотального ахтунга;
- запасной комплект предохранителей;
- защитная линза для камеры (от пескоструя);
- газовый баллон (мало ли);
- зубочистки (в машине постоянно не хватает их при перекусах в дороге);
- мини-аптечка, включающая бинты (обычный и стерильный), активированный уголь и пару подобных препаратов, перекись водорода в маленькой бутылочке, йод, лейкопластыри разные (и бактерицидные, лентой), стрептоцид, ксилометазолин, обезболивающее на основе ибупрофена и кетонала, ацикловир, еще что-то нужное, но забытое;
- медицинский полис оригинал;
- бумажные копии основных документов (паспорт, права, полис, снилс, осаго);
- основные ключи и копии ключей в отдельно месте (зажигания от мотоцикла, от гаража и от дома);
- пополнение баланса всем сим-картам;
- перчатки рабочие + прорезиненные;
- холодная сварка (поксипол) свежая + комплект для ремонта бескамерных шин со свежими жгутами и отвердителем;
- переносной винчестер для слива видеоматериала;
- маток изоленты + стяжки + тряпки + шестигранники с круглой головой + плоскогубцы + пару дополнительных ключей для байка + стяжки разные (это все поедет под задним сиденьем);
- мыльнорыльные в виде маленького сухого антиперспиранта, зубной щетки, мыла, геля для душа, гигиенической помады, масок на морду (всё максимально компактное).
Список электроники небольшой:
- Xiaomi Mi8 в качестве основного телефона, навигатора, источника музыки и фотоаппарата;
- экшн-камера Sony HDR-AS300 (ехала на шлеме);
- комплект дополнительных батарей для камеры + зарядник;
- 4-портовое сетевое зарядное устройство + родная телефонная зарядка;
- powerbank на 15000 mAh (по факту около 13000);
- беспроводные наушники;
- портативный hdd для слива видеоматериалов;
- провода для телефонов и камеры.
Список вещей также небольшой, т.к. я не любитель возить за собой чемоданы с ненужным хламом:
- по одной футболке на каждый день пути + одна на мне (4 шт.);
- такой же комплект носков/трусов + 1 доп. комплект;
- шорты;
- одна парадно-выходная рубашка с коротким рукавом под шорты;
- цивильные тапки-сланцы, чтобы выйти в люди не в мотоботах;
Сюда следует добавить раздельный мотодождевик, дождевые бахилы на ноги, прорезиненные перчатки на дождливую погоду, чехол для мотоцикла. Все это добро ехало сверху, для быстрого доступа при необходимости. А в самом низу ехали смазка цепи и масло на долив.
Фотографий сборов особо не делал, т.к. все как обычно происходило в последний день перед отъездом. Некоторые фото для наглядности будут взяты из интернетов.
Т.к. кофров у меня нет и крепить их некуда, то было принято стратегическое решение упаковать весь скарб в гермомешок. Тем более на работе на складе обнаружился неликвид в виде мембранного гермомешка от Finntrail на 40 литров, который и был приобретен с хорошим дисконтом:
Очень похож, но мой без лямок рюкзачного типа, а лишь с одной лямкой через плечо (отстегивается). Весь вышеперечисленный список вещей, компактно упакованных по разным пакетам, с легкостью поместился в гермомешок, заняв объем примерно 30 литров.
Дождевик и бахилы были приобретены у китайцев. Забегая вперед скажу: не берите слишком большой дождевик, т.к. он трепыхается и рвется по швам. Бахилы вообще ни разу не применил)
Отдельной проблемой оказалась сумка на бак. Т.е. сумку-то купить не проблема. Засада в том, что абсолютное большинство из них предполагают крепление к баку на магнитах, а бак у меня пластиковый... В общем после недолгих поисков была закуплена китайская копия сумки Givi:
Закреплена с помощью идущих в комплекте ремней. В эту сумку чотко поместился всегда необходимый под рукой набор вещей: в верхнем кармане как на картинке расположился телефон с запущенным навигатором, в маленьком внешнем кармашке - сигареты, зажигалка, жвачка. Внутри разместился павербанк с подключенными кабелями: один идет на телефон, другой - на кейс от наушников. Таким образом имеем всегда заряженные гаджеты. Также в сумке поместились: полрулона туалетной бумаги и один небольшой флакон со стеклоочистителем для визора, флешки/батарейки, шоколадный батончик, пол-литровая бутылка с водой. Последняя - прям впритык и поперек. Гораздо удобнее бутылочки по 0.33 л.
Баул с основными вещами расположился на пассажирском сиденье и был притянут транспортировочными стяжками и сверху сеткой. На мотоцикле все это дело выглядит следующим образом:
Стартуем. День первый. Тюмень - Уфа.
Наступил день Х, 1 августа. Спал максимум часа 4. Планировал часов в 5 прийти в гараж. Пришел около 5:30, пока нагрузил мот, пока осмотрел его сто раз, все проверил, пока запилил в ныне санкционный инстаграм видосик, на часах 6:20. Пора ехать. Нарядился в экип и в отражайку с цветами. Ну, с богом (сказал атеист))!
Сбрасываем дневной счетчик, засекаем километраж на начало пути
Такое необычное и непередаваемое ощущение неизведанного впереди, что аж мурашки по коже бежали вплоть до выезда из города! Промелькнула, было, мысль: "как вообще ехать, че делать?", но эта мысль мигом была отогнана.
Толи перенервничал, толи переусердствовал, но при старте из Тюмени я выключил камеру, вместо того, чтобы включить ее. Видимо сразу не дошло, что камера уже включена была и вторым нажатием я ее вырубил. И очень жаль, т.к. первые эмоции были просто непередаваемыми!
Первые 220 км пролетел очень быстро, т.к. дорога Тюмень-Екатеринбург достаточно хорошая и ехал я не медленно, мягко говоря) Поэтому бак бензина (19 л.) улетел за эти 220 км и доехал до заправки уже на лампе (резерв около 4 л.). Там же на заправке обнаружил, что камера не включена и весь мой восторженный монолог остался на ветру). А также перетерся об колесо один из 3х ремней, которыми был закреплен баул. Перевязал на 2 ремня и поехал дальше.
Т.к. ехал я по яндекс-навигатору, то эта падла повела меня через якобы объездную, на которой был сплошной ремонт. Объезжал Екатеринбург и выбирался на трассу почти час...
Виды по пути были неплохие, но плотный автомобильный поток не давал нормально ехать. Первая остановка на отдых и небольшой перекус был на реке Демид.
Жаль камера не передает всю красоту за моей спиной
Ближе к Михайловску кончились батарейки у беспроводных наушников. Все-таки недостаточно заряжать их по 10 минут на остановках. Ну что ж, не зря брал с собой беруши. Без них ехать в этом шлеме просто нереально. От свиста ветра голова начинает болеть уже через 15 минут.
А все-таки красиво на летом Урале!
При проходе через Большую Тавру начал капать дождь. Остановился, чтобы нарядиться в дождевик и сменить перчатки на что-то более водоупорное, чем кожа, т.к. впереди все небо затянуто темными тучами.
Тут же подъехали местные пацаны с расспросами не блогер ли я случаем, как найти на ютубе и т.д. Взял стоп-кадры из видео:
Дождь относительно быстро кончился и уже через час убрал в баул просохший на ветру дождевик. Времени пол пятого вечера, заехал в Башкирию и понимаю, что дико хочу есть. Прям забыл, что нужно было пообедать) Останавливаюсь у первого попавшегося более-менее на вид кафе.
Кухня так себе, но уже пофиг
Силы восполнены поздним обедом, настрой боевой, едем дальше!
Сим прошел ходом. Не получилось остановиться и сфотографировать этот потрясающий вид. Слишком плотный потом машин и очень много фур. Примерно так я это видел:
Ну а дальше просто ехал и ехал. Изредка останавливаясь на небольшие перекуры, дозаправку и размяться.
В Уфе я рассчитывал быть часов в 7-8 вечера, но постоянные ремонты дороги, очень плотный машинопоток сделали свое дело, от графика я здорово отстал. Пару раз не там свернул и много времени потерял на возвращение на трассу. Еще раз "спасибо" яндекс-навигатору...
Уже затемно на заправке пробиваю по букингу варианты ночлега. То, что было в закладках и не забронировано - уже недоступно. Ну ок, пусть будет хостел. Чет я заколебался в первый день. Главное чтобы был душ и теплая кровать. Остальное уже пофиг.
27 км до Уфы, последний рывок на сегодня
День второй. Уфа - Саратов.
7:20 утра. Осмотрел мот, все ок. Складываю чехол, нагружаю повозку. А погода-то не очень: небо затянуто тучами, местами пролетают капельки дождя и дует холодный ветер. Смотрю погоду по карте осадков яндекса: впереди почти всю дорогу местами дождь. Карта облаков рваная. Сразу перед выездом наряжаюсь в дождевик, ну его нафиг. И теплее будет.
А все-таки как же интересно и приятно ехать по незнакомым и красивым дорогам и понимать, что впереди у тебя еще 2500 км неизведанного! Такое странное чувство приподнятости, хорошее настроение и постоянная улыбка)
Башкирские пейзажи постоянно напоминали мне Рохан. Именно такой, каким рисовало мне его воображение при прочтении книги и такой, каким его показал Джексон в экранизации. Покажу стоп-кадр с камеры. Их еще много будет, т.к. не всегда была возможность остановиться, а камера была включена очень часто. В этот момент в наушниках играла эпичная музыка, очень похожая на ту, что сопровождала Арагорна и его спутников во время погони за орками по степям Рохана. Пейзажи перед глазами и музыка в ушах сделали мой день! До следующей большой тучи ехал улыбаясь))
В Татарстане кафе посерьезнее. И кормят вкуснее. Легкий завтрак:
Далее по маршруту Саратовская область. Дороги, конечно, не фонтан. Рандомные ямы не дают расслабиться. Мосты - отдельная история... Все очень печально с мостами у них.
Начинают попадаться очень красивые поля Подсолнечника. У нас в Тюмени такого нет, поэтому в диковинку.
Пока фотографировался, рядом остановилась машина с 86-ми номерами. Мужик подошел, поздоровался. Говорит вижу на спине у проезжающего рядом мотоциклиста надпись Tyumen. Несколько раз обгоняли друг друга. Узнав почему я так далеко от дома и куда держу путь, округлил глаза и пожелал счастливого пути.
Тут же, пока стоял, приходит сообщение в вацапе от девочки с работы (оператор на ресепшне): "привет, ты чего трубку не берешь? там клиенту нужна консультация по квадроциклам. поговоришь?". Скидываю ей ссылку на график отпусков, свою геолокацию под Самарой и улыбающийся смайлик. И стою улыбаюсь во все 30 зубов ))))
Тут же мужики из нашего байк-клуба спрашивают че как дорога, где еду?
Скидываю скрин навигатора:
И тут меня вовремя одернули мол а зачем едешь через Чапаевск? Там же вообще адовая дорога, даже в Сызрани лучше. Посоветовали ехать через Тольятти. К совету прислушался. Сам-то я здесь впервые на мотоцикле еду, без понятия какие дороги. Забегая вперед скажу, что не зря прислушался к совету.
Подъезжаю к Тольятти, смотрю на навигатор, а он зачем-то ведет меня в город. Думаю хрен тебе, возьму левее и поеду прямо на Жигулевск. Естественно левее взять я не успел и, попав на очередной ремонт дороги, свернул на кольце в сторону города... Поматерившись, поискав место для разворота, пообщался с местным дедом. Он объяснил, что навигатор меня наглым образом обманывает и там, где он показывает, я не проеду сейчас, т.к. ремонт.
Выбираюсь на Московское шоссе, прохожу Жигулевск и понимаю, что чет тихо, музыка не играет. Смотрю на телефон, а он выключился. Странно, вроде к павербанку подключен. Останавливаюсь посмотреть в чем дело. Открываю прозрачный карман с телефоном, а он настолько горячий, что в руках держать не очень. Ну что ж, придется стоять охлаждать. Достал флакончик со стеклоомывателем и начал осторожно опрыскивать телефон, попутно вспоминая физику и то, насколько быстро испаряющаяся жидкость забирает тепло с поверхности. Брызгаю, дую, вроде охлаждается. А на улице жара все сильнее и сильнее. Когда телефон включился, написал знакомому, что незапланированная остановка, перегрелся тел. Он мне и посоветовал не полностью закрывать отделение с телефоном, а оставить щель для вентиляции. На ходу будет обдувать и поедешь нормально. Сам, мол, пару недель назад в обратном направлении ехал и так же попадал. Странно, почему я сам до этого не догадался? ))) Наверное потому, что в Тюмени я никогда подобный конфиг сумика+телефон не использовал. Да и такое адовое солнце у нас бывает крайне редко, непривычно. Ладно, принял к сведению, едем дальше.
Дорога через Сызрань меня знатно вымотала. Яндекс-навигатор снова упорно вел меня через город, хотя и не через центр. Таких хреновых дорог нет даже в Кургане и Шадринске. Т.е. хуже дорог я просто не видел. Пока не видел) Прошел Сызрань и на выезде из города плюхнулся на обочину посидеть на траве, осмыслить происходящее))Дальше дорога более-менее, ехать можно.
За Хвалынском небо намекнуло, что неплохо бы расчехлять дождевик:
Дождевик-то я надел, а вот бахилы и прорезиненные перчатки надевать не стал, о чем быстро пожалел. Такого яростного ливня давно не встречал! Кисти рук быстро промокли, ноги тоже, но меньше. Хорошо что здесь тепло после дождя, в отличии от Тюмени. У нас если прошел дождь, то все, хорошая погода и тепло закончились. До Саратова оставалось еще некоторое время, поэтому во время движения поочередно выставлял под ветер в стороны руки-ноги, чтобы продувало теплым ветром. Немного помогло...
Продолжение следует
Эх, напомнили вы мне о нашем мотопробеге Москва-Кипр. 4000 км в одну сторону на двух байках (хаябуса и бмв к1300s). Соберусь с силами и запилю пост в ответ на ваш, если вы не против)))
Вот искренне не понимаю тех, кто говорит про "не все дома".
Самые лучшие воспоминания у меня как раз с таких вот поездок - едешь в собственном ритме, если нашёл красивое место, то можно и подзависнуть, маршрут легко меняешь... Да и с людьми легче знакомиться, когда один едешь - короче сплошные плюсы!
ты конечно молодец, офигенно подготовился, но тем друзьям, которые говорят, что ты сдурел покажи видосы "странника Артура", он вроде из Башкирии в Сочи ехал на китайском велосипеде за 10 тысяч, вообще без каких либо ништяков, плащей, палаток, экипировки, просто в обычной одежде и с рюкзаком. Вот это бля трэш-трип, а не вот такое вот...
Класс, жду продолжения
Герой, я на велике так мотаюсь, не такие расстояния в день, но тоже замечательно. Ощущения эти от дороги!
Да уж, железную жопу надо получать на таких, а не всяких электричках с голдами.
ставлю класс
Подписался)
Летом ехали Екб-Крым, маршрут по большей части совпадает. Погода кстати тоже - вечером перед Хвалынским заповедником накрыло ураганным ветром с ливнем, зато через час были вознаграждены прекрасным закатом, когда тучи ушли)
Фото с еще одним вечером, на этот раз уже в Крыму)
До железной жопы не дотянул
Да, на объездной в Екатеринбурге можно знатно встрять было тогда) Недалеко от нас проезжал, мимо Первоуральска, там можно было на Европу-Азию заехать, на настоящую, а не новую, которая на трассе Екб-пермь. Этой зимой тоже сорвался в путешествие 2000км, но на машине, тоже был мандраж и предвкушение неизведанного) Классный пост, буду ждать продолжения.
Шикарно пишите! Жду продолжения. Рад увидеть в отчете родные места. Отец родом из Сызрани. Там живет до сих пор. Я там на машине-то боюсь ездить из-за дорог. Вы абсолютно правы...дороги там суровые. Пишите продолжение.
Хоть и не на мотоцикле, но в прошлом году ездил на Гранте на чёрное море. Примерно 2500 км в одну сторону из г. Кирова. Яндекс навигатор это зло, вперёд ехал по навителу, он ведёт все по большим трассам, ехали отлично. Обратно ехали из другого города, и решил по яндексу ехать. Он типа построил самый быстрый маршрут, в итоге ехали долго и все по мелким городам и посёлкам. 3аблудились перед кировской областью, яндекс завёл в лес, на бетонную дорогу и 2 часа выезжал оттуда на нормальную дорогу , на федеральную трассу . Между городами сейчас только по навителу буду ездить.
да, я делал схожие путешествия - из Коннектикута в Луизиану (город Новый Орлеан) и обратно (https://www.google.com/maps/d/embed?mid=1WUaZlDVPWRndD_DvqcN...).
ехал на BWM F650GS 2007, было норм из-за комфортной посадки, плюс можно себя не ограничивать хайвеями
в этом преимущество dual sport
решится на такой дальняк на спортбайке - это надо иметь очень большое желание :)
Смотрю по маршруту Саратов - Волгоград, и аж сердечко сжалось. Что же там о дороге то скажут? Жду продолжения.
Я второй год езжу на 2х колесах и пока стремно ехать одному далеко. Да и ... я как раз в Севастополе :)) Не в Тюмень же мне ехать :)) Думаю в Питер может.
Привет! Скажи, а цепь смазывал каждые 500 км и после дождя или забить можно? Если не смазывал, как она себя чувствовала? Прошлым летом ездил Москва- Судак (Крым) - Москва, в Воронеже смазл и забил потом, многие говорили зря, типо поэтому попал на цепь звезды по возвращению в Москву.
Привет! Тоже жду продолжения..тем более сама из Тюмени))
Хорошо написано, жаль так не умею. Суховато получается у меня обычно.
Спасибо, интересно! Сам тоже
путешественник!
Молодец.
Пиши, сколько за день проезжал км.
Не пердел, как я понимаю?
Для комфортного дальняка нужны более-менее нормальная посадка на моте, гель в седле, правильно подобранный экип (в том числе дождевой, причем желательно иметь возможность дождевик надевать раздельно. Иногда после дождя луж много, и штаны с бахилами очень полезны, а вот от верхней части быстро станет очень жарко) и обслуженный и проверенный мотоцикл перед поездкой. Резина, все жидкости, цепь... В идеале хотя бы небольшой набор инструментов с собой плюс хомуты, запасные болты, гайки, шайбы, предохранители (ну при условии определенного умения этим пользоваться).
А вообще тема неплохая, в день при нормальных дорогах вполне можно около тысячи проезжать даже не сильно уставая.
Вот если бы на электросамокате, вот тогда да :)
Впаять бы тебе срок за незаконное пересечение оккупированной территории. И запрет на въезд в ЕС и США. ФИО не подскажешь?)