6 правил Глеба Жеглова. 2 недосказанных правила из "Место встречи изменить нельзя"

И почему роман назван "Эра милосердия"

*Стоит оговориться сразу, это не те 2 правила, которые давно уже гуляют по сети, в различных их интерпретациях. Это, что называется, иные, суровые и матерые правила, используемые в т.ч. самим Жегловым в романе.

6 правил Глеба Жеглова. 2 недосказанных правила из "Место встречи изменить нельзя" Место встречи изменить нельзя, Фильмы, Разбор, Психология, Критическое мышление, Длиннопост

В экранизированном романе "Эра милосердия", братьев Вайнеров, происходит диалог Глеба Жеглова и Володи Шарапова, у последнего в его доме. Молодой Шарапов, фронтовик, освайвает азы и перенимает опыт уголовного розыска у начальника отдела по борьбе с бандитизмом - Глеба Жеглова. Шарапов интересуется, как это Глебу удается так ловко добывать сведения из людей, а вот их коллега, Коля Тараскин - не умеет, в чём секрет. На что получает простой ответ, что Коля Тараскин молодой и просто не знает шести правил Глеба Жеглова, но для Шарапова так и быть - может поделиться. Полагась, что это лишь шутка и подкол, Шарапов иронично просит сделать милость и поведать тайну.

https://youtu.be/6W9ToYKRUgY

Запоминай навсегда, говорит Жеглов, повторять не буду:

1.Когда разговариваешь с людьми, чаще улыбайся. Это первейшее условие, чтобы нравиться людям.

2.Умей внимательно слушать человека и старайся подвинуть его к разговору о нем самом.

3.Как можно скорее найди в разговоре тему, которая ему близка и интересна.

4.С первого мига проявляй к человеку искренний интерес – не показывай ему свой интерес, а старайся изо всех сил проникнуть в него, понять, узнать, чем он живет и что собой представляет.

Далее, Жеглов от усталости дремлет и засыпает, а Шарапов так и остается без последних двух правил в романе.

По интернету гуляют следующие два правила, и насколько мне известно, за первоночальным авторством известного актера Станислава Садальского, игравшего в фильме вора-карманника Кирпича.

5. Даже «здравствуй» можно сказать так, что смертельно оскорбишь человека.

6. Даже «сволочь» можно сказать так, что человек растает от удовольствия.

Это два довольно безобидных правила, к сожалению или большой радости - отношения к существу дела, не имеющие. Годятся они для различных тренингов, сферы продаж, нлп, нетворкингов и прочего. Да и недосказывать такие вещи Шарапову и читателю, особого смысла конечно не имело.

Несказанные же 2 правила следующие:

5. Посочувствуй, пожалей человека. Не важно за что, хоть даже за то, что ему приходится по случаю обьясняться с тобой.

6. В конце же припугни человека, хотя бы за сказанное или содеянное, и получишь то, что тебе необходимо.

Это было отснято и вырезанно из фильма, и много после пересказанно лично самим В.С.Высоцким по секрету.(но это конечно всего лишь шутка)

Этого нет в книге, или в интернете, такому не учат особо "в университетах", да и лишний раз вслух не говорят. Потому, как это довольно жестокие и циничные правила... В Советском союзе и общество было другое, оберегаемое государством, идеализированное. Это конечно тогда воспринималось особо отрицательно... Но, с момента выхода книги и экранизации прошло уже более 40 лет, и в наш век, я думаю, это не так уже выглядит шокирующе и ужасно, как тогда. А с учетом нынешних сериалов на НТВ, показываемых там методах и сюжетах - это не более уже, чем шалости...

По каким же причинам братья Вайнеры умолчали, через Жеглова, об этих правилах, почему не захотели их передать Шарапову, и почему это именно те, несказанные 2 правила. Ниже приведу пояснение.

Во всех этих 6 правилах, а в особенности последних двух, помимо прикладных знаний и житейской мудрости - в них сконцентрирован риск, азарт, нахрап, наглость и конечно двуличие, когда ты добрый, а через минуту вдруг волком оборачиваешься. Так работал сам Жеглов. Можно тщательно и с карандашом в руках пересмотреть допросы Кирпича, Копченого, женщин и свидетелей. Там все правила от первого и до последнего можно найти, и последние два в т.ч.

Каждое правило идёт шаг за шагом. Сначала он входит в доверие, вежливо, улыбаясь. Выводит на разговор, вьедчиво, с интересом, цепляется за нужную тему. Потом сочувствует, где то помочь предлагает, сентиментальность вдруг даже проскочит. А в конце он выводит на конфликт, обостряет, угрожает и оказывает прямое давление и получает нужное ему от человека.

Если совсем глубоко смотреть, то правила эти конечно не Жеглова вовсе - а тех кого он ловил... В этом есть и своебразная ирония и отсюда весь характер Жеглова, и в этом же скрыт смысл утайвания последних 2 правил от Шарарова и читателя. Жеглов же честно сказал, что Коля Тараскин просто молод, поэтому не умеет, не знает он этих правил в силу возраста и опыта. И нужно учитывать важную вторую деталь, где и кем работал Жеглов - он начальник уголовного розыска, отдел по борьбе с бандитизмом, не обхсс и не заведующий кружком народного творчества. Весь этот опыт он получил и перенял от специфики работы и контингента, от матерых уголовников, это их правила. Эти же моменты проскальзывают и в фильме Джентельмены удачи - "Вежливость, главное оружие вора". В общем то, и ныне сейчас точно также, оперативники набираются опыта в т.ч. и от тех, кого ловят. Потому как вариантов не так уж много - опыт он или от коллег приходит, или на учёбе можно получить. Сам по себе опыт, на ровном месте и даже с годами - трудно заиметь, учиться у кого то всё же приходится... Жеглов же не учился в вузах, как знаем, коллег с большим опытом вокруг него тоже было мало в то время, в дефиците, плюс война, а многие на фронте, и работать как то надо было.

Почему не были досказаны 2 последних правила в фильме, и в книге - то тут тоже видится мудрость авторов. Если первые 4 правила они довольно безобидные, то последние 2 они уже совсем иные. Там уже человек, мягко выражаясь - профессионально деформируется, т.к. приходится учиться буквально кривить душой. Шарапов же остается самим собой, человеком, не узнав это, а Жеглов это уже своеобразная машина, механизм... И в последующем, если внимательно смотреть фильм, Шарапов действительно использует лишь первые 4 правила, и в допросе Фокса, и в беседах в банде. Хотя конечно Фокса он провел, хоть и мягко, в банде лукавил, но по иному. Нет в нем тех моментов, где та самая уголовная матерость бы промелькнула, и поэтому его довольно быстро раскалывают в банде Горбатого, что он не тянет на своего в полной мере. Он берет своей изобретательностью и совсем иной хитростью. И это в т.ч. благодаря тому, что не услышал этих последних 2 правил.

Что касается отрывка про эру милосердия, где старик говорит Жеглову, что милосердие - должно искоренить преступность, а не когда всех переловят и посадят. И тут старик по своему прав, это же прямо относится и к теме разговора. Жеглов - продукт, плоти от плоти тех, кого он ловит. Это же возмущало и Шарапова в методах работы Жеглова, и они даже ругались на этой почве, когда Жеглов подсунул кошелек Кирпичу. Весь его опыт, все правила достались ему от матерых уголовников, которые он лишь оборачивает против них. И конечно, когда преступник попадает в лапы такого Жеглова, он делает простой и тривиальный вывод, что этот Жеглов и вся "система" ничем не лучше его(пойманного преступника), а где то даже хитрее и коварнее намного. И всё, что он выносит из своей пойманности и наказания - это рецедивы, обозленность и понимание, что просто надо быть лучше этого Жеглова в следующий раз, и не попадаться. Так всю жизнь они друг друга и совершенствуют, "Жегловы" и преступники.

Но конечно, на одном мидосердии тоже далеко не уедешь, поэтому это нужно понимать... Жегловы-сыскари должны всё же как то ловить бандитов, а дело суда и системы исполнения наказания разобраться - и вот там действительно нужно и милосердие, и воспитание через это. И хоть прошло более 40 лет, но тема "эры милосердия" и её глубокий смысл - не потеряли своей актуальности.

Всем всего хорошего!

Сериаломания | Киномания

5.2K постов26.5K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Не жалейте авторам плюсцов - это мотивирует :-)
Соблюдайте  правила сайта. Любите друг друга. Придерживайтесь конструктивной критики.
Оскорбления, политика - запрещены.