5_1. О стоическом образе жизни

Если тебе не хочется подыматься чуть свет, то скажи себе: "Я встаю, чтобы приняться за дело человеческое. Неужели же я буду досадовать, что иду на дело, ради которого я создан и послан в мир! Неужели мое назначение - греться, растянувшись на ложе?" - "Но последнее приятнее". - "Так ты создан для наслаждения, а не для деятельности и напряжения сил? Почему ты не смотришь на растения, пичужек, муравьев, пауков, пчёл, делающих свое дело и, по мере сил своих, способствующих красоте мира? Ты же не желаешь делать дела человеческого? И не спешишь к тому, что отвечает твоей природе?".

- "Но ведь нужно и отдохнуть". - "Согласен. Однако природа установила для этого известную меру, как установила ее и для еды, и для питья. Но ты идешь дальше меры и дальше того, что достаточно. В деятельности же своей ты не достигаешь этой меры, не доходишь до границ возможного, ибо ты не любишь самого себя. Иначе ты бы любил и свою природу, и ее требования. Другие, любящие своё искусство, всецело отдаются своему делу, забыв и помыться, и поесть. Ты же меньше ценишь свою природу, нежели гравер - гравирование, танцор - танцы, сребролюбец - деньги, честолюбец - славу. Все они, когда увлекутся, предпочитают не есть и не спать, только бы приумножать то, к чему лежит их душа. Неужто общеполезная деятельность кажется тебе менее значительной и менее достойной усилий?".


Очень известное, поистине мотивационное размышление от Марка Аврелия, открывающее пятую главу его дневника.

Философ с юношеских лет вёл аскетический образ жизни, несмотря на статус первого человека в государстве, да не абы какого, а целой Римской Империи! Перечисляя своих учителей и наставников в первой главе, Марк упоминает Диогнета, привившего ему дух стоицизма:

От Диогнета - нерасположение к пустякам, недоверие к россказням чудотворцев и волшебников о заклинаниях, изгнании демонов и тому подобных вещах. А также и то, что не разводил перепелов, не увлекался глупостями, а отдался философии, слушая сначала Бакхия, затем Тандасида и Маркиана. Уже с детских лет писал диалоги и полюбил простое ложе, звериную шкуру и прочие принадлежности эллинского образа жизни.

Также интересно, что Марк Аврелий с детских лет писал диалоги, т.е. уже тогда он использовал изложение мыслей в дневнике, как форму самотерапии, что позволяло регулярно разгружать психику и проще справляться с новыми потрясениями.

Еще император упоминает философа-стоика Рустика, одного из любимых своих учителей, который оградил его от софистических глупостей, углубления в риторику и красоту слога в ущерб содержанию написанного. Поэтому размышления Марка не блещут красотой и могут показаться "топорными", но форма в них важна куда меньше вложенного смысла.

От Рустика- мысль о необходимости исправлять и образовывать свой характер, не уклоняться в сторону изощренной софистики и сочинения бессмысленных теорий, не составлять увещательных речей, не разыгрывать напоказ ни страстотерпца, ни благодетеля, не увлекаться риторикой, поэтическими украшениями речи, и не разгуливать дома в столе Благодаря ему, я пишу письма простым слогом, по примеру письма, написанного им самим из Синуэссы к моей матери. Я всегда готов к снисхождению и примирению с теми, кто в гневе поступил неправильно, оскорбительно, едва они сделают первый шаг к восстановлению наших прежних отношений. Я стараюсь вникнуть во всё, что читаю, не довольствуясь поверхностным взглядом, но не спешу соглашаться с многоречивыми пустословами. Рустик первый познакомил меня с "Воспоминаниями об Эпиктете", ссудив их из своей библиотеки.

Понятно, что скромная жизнь, закаляющая характер, была для Марка Аврелия естественной, именно как практическое выражение философии. Такой же естественной, как для растений, насекомых и животных скромно заниматься положенным им природой делом.

И хотя император признавал важность отдыха, но напоминал о соблюдении меры. Нам гораздо легче соблюдать меру в работе, в основных и полезных делах, а то и выполнять меньше необходимого, чем предаваться развлечениям и отдыху, не замечая сколько времени утекает впустую. Нужно брать пример с людей увлеченных, превративших работу в хобби и трудившихся с полной самоотдачей.

End.

Подписывайся на Telegram-канал Гераклитовы слёзы

5_1. О стоическом образе жизни Критическое мышление, Мудрость, Философия, Стоицизм, Философ, Мудрец, Император, Древний Рим, Римская Империя, Личность, Цитаты, Отдых, Труд, Работа

Марк Аврелий