15 августа 1347 года римский трибун Кола ди Риенцо короновал себя... 6 раз!

15 августа 1347 года римский трибун Кола ди Риенцо короновал себя... 6 раз! Рим, Средневековье, Диктатура, Длиннопост

Дела в Риме середине XIV в. шли далеко не гладко: олигархическая власть, нищее население, отсутствие импортозамещения и патриотического настроения. К этому всему объявляется "спаситель", который забирает всю власть себе, диктует населению жить "как надо" и делает взмах волшебной палочкой, произнося заклинание "демократия". 20 мая 1347 г. нотариус городской казны и оратор Кола ди Риенцо поднялся на капитолийский холм, прочитал толпе свои декреты и внушил сенату, что только наделение ему диктаторских полномочий спасёт "Вечный город". Толпа тут же признала выскочку народным трибуном.

За 2,5 месяца своего трибуната Риенцо, образно говоря, 2 раза призвал расселить людей из трущоб, 5 раз пообещал не убивать представителей семьи Колонна, "восстановил конституционный суверенитет" Витербо, 10 раз национализировал имущество аристократов и рассказал, почему рост курса соли - это хорошо. Внешнеполитическая ситуация представляла собой почти любовный треугольник:
- На юге с трибуном кокетничала королева-узурпатор Иоанна Неаполитанская. Но ей лишь нужен был союзник, поскольку убийством своего мужа она заработала себе врага в виде Людовика Венгерского.
- На западе трибун вешал лапшу на уши первосвященному Клименту VI о "неразрывной дружбе и преданности", однако, к концу августа трибун всё же вторгнется на его территории под предлогом борьбы с бунтовщиками.
- На севере вышеупомянутый Людовик предлагал Риенцо союз, противоречащий интересам папы, который был в союзе с Иоанной.

Выслушивая благодарности народа за свои обещания, 1 августа 1347 года народный трибун искупался в "ванной Константина" и посвятил себя в "рыцари Святого Духа" (трибун проигнорировал учредительное собрание по вопросу объединения итальянских республик, которое сам же назначил на этот день). Спустя две недели Риенцо, по примеру императоров и германских и римских, ненавязчиво анонсировал своё трибунское венчание и, в дополнение праздника, издание новых законов.

Символами праздника в честь римского вождя были короны из растений. Приоры различных базилик вручили Риенцо 6 корон из дуба, плюща, мирта, лавра, оливы. Последнее было сделано и серебра и то, к нему могла прикоснуться только рука рыцаря Святого Духа. Приоры благодарили трибуна "за сокрушение гордыни своим смирением". Затем последний приор вручил трибуну державу и скипетр и пожелал "быть справедливым и даровать свободу и мир". Примечательно, что на празднике горько плакал один монах. На вопрос трибуна почему он портит всем настроение тот ответил:

"Зачем же он, возвышенный и неблагодарный Всевышнему, добивается пустых и пышных почестей, наград земных за свои труды? Зачем, сверх всего остального, хочет теперь высокомерными словами сравнить себя со своим Творцом? И вот божественное милосердие ныне превратилось в гибельную пропасть и не сможет он до тех пор примирить с собою Того, Кто его выдвинул, пока не удовлетворит Божественное правосудие, исполнив сосуд высокомерных слов и дел - слезами раскаяния".

Вдвойне примечательно, что слова приора сбудутся: в 1352 году изгнанный трибун предлагал Карлу VI разделить между собой весь мир, но тому пришлось вызвать санитаров, чтобы Риенцо, уже как еретика, отвезли на суд к Клименту VI.

Возвращаясь к празднику, трибун не принял всерьёз слова божьего человека и перешёл к законам.
- Все гвельфы и гибеллины, "стоившие столько христианской крови", вносились в список иноагентов, т. е. запрещалось их упоминать.
- Партии были запрещены. Римлянин может служить лишь "церкви в мире и единении".
- Запрет на ввод в Италию (трибуну забыли напомнить, что 1 августа никто не объединился) войск князей, королей и императоров без разрешения папы или римского народа (Насчёт императора не понятно, потому что въезд в Рим ему был запрещён ещё папой)
- Зарубежные регионы, в которых находились принадлежащие кардиналам епископства ("cardinalium tituli"), освобождались от вассальной зависимости, а их население признавались... римскими гражданами!

Спустя 2 дня Климент узнал о всех святотатствах, произошедших в Риме за весь август, а трибуна, после этого, ждало 9 "пропущенных" из Авиньона и ярлык "недопонятого гения"...

- Петрункевич А. М. Кола ди Риенцо. Эпизод из истории Рима XIV века. СПб, Тип. М. И. Акинфиева, 1909. С. 290-295.
- Qui Gesta Pontificum Leodiensium Scrip Serunt Auctores. Leodii: Typis Chriftiani Ouvverx iunioris, 1613. T. II. P. 505.
- Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века (от V до XVI столетия). М., 2008. С. 1086-1087.

Лига историков

13.6K пост50.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения