Империя Суй. Заря новой эпохи
Сия статья - своеобразный эпилог заметок в пяти частях "Тёмные века Китая: почему эта эпоха самая крутая и почему она незаслуженно забыта". И, подобно тому, как нельзя читать книгу с конца, нельзя читать и эту статью, не ознакомившись с пятью предыдущими:
В 589 г. Китай объединяется под властью Ян Цзяня. Это был могущественный аристократ в Северной Вэй, чьё происхождение не удаётся достоверно воссоздать. Одни историки считают его ханьцем, другие - китаизированным варваров. Его персона удивительно многогранна - ему принадлежат и великие военные победы (продвижение по службе, разгром других царств - причём Чэнь только со второй попытки - победа над тюркским государством), так и великие интриги (свержение правящей полуварварской династии и установление собственной власти - и это на Севере, не на изнеженном юге!), так и великие экономические, административные и политические реформы.
Слишком человеколюбиво было бы считать, что одна личность может быть настолько одарённой, однако подаётся она в научно-популярных изданиях (например, у И. Каменаровича или на нашей всеми любимой Википедии) именно в таком ключе. На самом деле, суйский Китай эпохи Ян Цзяня - это многоликая химера, грузное, неповоротливое и хтоническое государственное образование, сотканное из настолько различных традициями, хозяйственными укладами, принципами управления провинций, что привести его к какому-то общему знаменателю - задача даже не лежащая на поверхности, а необходимая для того, чтобы этой махиной хоть как-то управлять.
Кроме того, многовековые эволюционные процессы в Северном Китае уже вполне себе создали общество, которое - с некоторыми изменениями - можно было попросту экстраполировать на весь остальной Китай. Большинство т.н. "реформ" Ян Цзяня - это изобретения предшествующих ему монархов. Многие же из других - банальная необходимость в условиях Южного Китая.
Я не стану подробно останавливаться на том, что представлял из себя Старый Китай - об этом я растекался в предыдущей серии постов. Здесь я подробно разберу, чем стал Новый Китай.
Система колодезных полей. Масштаб поля, конечно, выбранный художником, умиляет - в реальности размер поля был гораздо больше.
Царствование Ян Цзяня будет знакомо российскому читателю по аналогии с правлением Александра Второго в России - и там, и там имеют место быть самые настоящие Великие реформы. И, подобно нашему царю, в Китае катализатором оных стала великая крестьянская реформа.
Надельная система - она же система колодезных полей, она же чжаньтяньчжи - это древнее изобретение, приписываемое ещё Сыма Яню из династии Цзинь в конце 3 в. н. э. Её суть сводилась к следующему - представьте себе поле для игры в крестики-нолики; мысленно раздайте каждый "квадрат"-надел одному цзуну (крестьянской семье). Центральный квадратик - это государственный налог, зерно с него целиком идёт в казну. С другой стороны, истоки надельной системы ищут в деятельности основателя династии Северная Вэй Тоба Гуя - этот человек впервые начал "селить" крестьян под своей защитой на своих землях, выделяя каждому свой надел для обработки в обмен на налоги. В любом случае, фундаментальность реформы Ян Цзяня в том, что он распространил эту нехитрую понятную каждому схему на ВЕСЬ КИТАЙ! Да, даже на феодализированные донельзя аристократические провинции Южного Китая, на латифундии южнокитайских аристократов.
Надел выдавался крестьянину сначала обоего пола, но уже в 7 в. - только мужского. Надел выдавался государством как бы в аренду, что блокировало возможность крестьянина легально продать, заложить, сдать в аренду этот надел или расплатиться им за долги - теперь китайский олигарх не мог законным путём отобрать у свободного крестьянина землю, даже если они оба этого хотят. Источником земли и защитником крестьянских прав выступило государство, тем самым завоевав любовь главного налогоплательщика и гарантировав ему хозяйственную свободу. Надел принадлежал одному человеку - это наносило удар по хозяйственной консолидации общины, даже несмотря на круговую поруку в части выплаты налогов. А для собственно крестьянина подобный подарок был сравним со... Скажем, если бы государство подарило вам квартиру и обеспечило бы работой по праву вашей принадлежности к мужскому полу и половозрелости.
Поскольку Южный Китай был завоёванным обществом, а Северный Китай во многом уже прошёл путь перехода к надельной системе (см. правление Вдовствующей Императрицы Фэн), подобный мощнейший удар по экономической мощи южнокитайских олигархов прошёл успешно. Она сочеталась с реформой санчжанчжи - легализацией сельской самоуправляемой администрации.
Современные сакральные драконовские экзамены в системе образования Китая восходят корнями к Кэцзюй. Правда, в те времена испытуемый оказывался в самоизоляции от внешнего мира на долгие часы, наедине лишь с мыслями, тушью и кисточкой.
Следующей важной реформой стало создание знаменитых и известных даже неспециалисту великих и ужасных Кэцзюй - Императорских экзаменов в Китае. Опять же, изобретение не новое, поскольку первый из оных был проведён ещё в допотопном 134 г. до н. э. То есть, саму концепцию китайцы знали и ценили, поскольку в дальнейшем на нерегулярной основе их повторяли и в Поздней Хань, и в Цзинь. Однако теперь нужно было создать систему, которая подорвёт политическое (вслед за экономическим) могущество старой аристократии, в первую очередь - южнокитайской. И там, где великие основатели Южных династий пробовали репрессии, мудрые северные китайцы предложили совершенно новый институт.
Суть Кэцзюй прост - и к описанной ниже схеме он пришёл со временем, уже в ранний период династии Тан. Подобно восходу и заходу Солнца, раз в год проводится государственный экзамен, по результатам которого человек любого происхождения получит корочку, которая сделает его шэньши - образованным человеком. Находясь в сословии шэньши и получив за это все причитающиеся ему привилегии, он может претендовать на получение низших государственных должностей, но может также пополнить ряды сельской интеллигенции и жить на содержании у сельской общины. Наконец, трудясь в государственном аппарате, шэньши получает титул-гуань, который уже причисляет его к особому титулованному классу служащих-чиновников-фаньжэнь. Получая новые гуань, фаньжэнь приобретает более весомый титул и может претендовать на более высокие должности. Вплоть до наивысших.
Несмотря на целый ряд исключений из правил и лазеек для родовитой аристократии, Кэцзюй уничтожил монополию на власть родовитых и олигархов. В дальнейшем появится традиция запрета совмещения гражданских и военных гуань, а также законодательное запрещение проходить Кэцзюй "сяо жэнь" - подлым людям, коммерсантам, сиречь - олигархам.
Чанъань во времена династии Тан. Наконец-то китайская столица превращается в тот самый бескрайний идеально спланированный мегаполис из наших представлений о Китае.
По результатам предыдущих реформ изменилась общественная жизнь в обществе. Изменился и экономический уклад, и взаимоотношения между различными группами населения. Очень легко сказать: "Отныне я запрещаю аристократам узурпировать власть на местах!", но очень сложно сделать так, чтобы этот закон исполнялся. Теперь же всё поменялось - государство опёрлось на свободное общинное крестьянство в хозяйственной сфере и на многочисленное ранжированное чиновничество в управленческой. Новому обществу нужно новое политическое управление. Впервые за века было кодифицировано право - собран Свод законов династии Суй, который затем трансформировался в Уголовный кодекс династии Тан. Прошла административная реформа с одной стороны (которая стандартизировала провинциальное управление) и дворцовая реформа - с другой (организовавшая собственно дворцовое управление). Была создана сложнейшая, многосоставная система сдержек и противовесов, которая целенаправленно расчленила индивидуальную власть крупных чиновников (вплоть до того, что ключевые отрасли управления не имели вертикали власти - на вершине стояла группа из трёх-пяти-девяти чиновников высшего ранга) во дворце и соединила чиновническое управление с сельским самоуправлением на местах.
Величайшим наследием династии Суй стало строительство Великого канала, который соединил бассейн реки Хуанхэ и бассейн реки Янцзы. Существуют обоснованные сомнения в существовании в принципе развитого китайского мореходства до последней трети 1 тыс. н. э. - в этих условиях Великий канал стал тем же, чем Транссибирская магистраль является для России - способом быстро, дёшево и надёжно связать экономику двух непохожих и разных регионов страны. Подобно тому как Великая стена (которую Янь Цзянь, кстати, ремонтировал) надолго пережила своего создателя, Великий канал надолго пережил династию Суй.
Что любопытно, началась новая веха в слиянии некитайских народов Степи с ханьцзу - самого Янь Цзяня степняки почитали и уважали (что является серьёзным кирпичиком в пользу его "полуварварского" происхождения). Этот монарх совершил ряд успешных походов в соседние регионы.
Красивая и ОЧЕНЬ упрощённая схема госаппарата при династиях Суй и Тан. Однако даже здесь видно дублирование каждой должности и особое положение Юйшитай.
Таким образом, Китай смог решить все накопившиеся многовековые проблемы. Бесконтрольная феодализация была истреблена путём закрепления прав свободных крестьян, с одной стороны, на землю, с другой стороны - на инкорпорирование в государственное управление. Земельная и коммерческая олигархия была загнана в ежовые рукавицы, с одной стороны, государственного контроля и регулирования, с другой - общинным общественным надзором. Всевластие высшей государственной знати было уничтожено расчленением и чёткой регламентацией прав каждого отдельно взятого высшего чиновника. И, как вишенка на торте, был создан Юйшитай - Цензорат, своего рода прокуратура, организация, контролирующая чиновников и принимающая на них жалобы от населения.
Ян Цзянь умер в 604 г., всего через 15 лет после объединения Китая. Следующие 14 лет - с 604 по 615 гг. - правил его сын Ян Гуан, который закончил строительные работы отца, закончил начатый им процесс перераспределения земли по всему Китаю (читай "экспроприацию земель у олигархов и раздачу её крестьянам") и вёл непрерывные захватнические войны. Бесконечная война - и, следовательно, возрождение действительно массовых китайских армий - тяжелейшие строительные работы, неурядицы, связанные с пореформенным периодом - всё это настолько подорвало могущество нарождающегося государства, что оно чуть было не рухнуло под собственным весом. Императора убили и династия Суй прервалась.
Гражданская война, переход от Суй к Тан. Красные линии - это походы могучего царедворца, сяньбийско-ханьского аристократа и бывшего сподвижника Ян Гуана - Ли Юаня, основателя династии Тан.
В 613-628 гг. шла тотальная война по всему Китаю за власть. В ходе неё уже в 618 г. погибает Ян Гуан. Сказать, что война была тяжёлой - не сказать ничего! В ней участвовали всевозможные провинциальные генералы, локальные крупные землевладельцы, тюркские и полуварварские-полукитайские властелины окраин. Впрочем, уже в 618 г. отец одного из лидеров повстанцев Ли Шимина по имени Ли Юань захватил власть в столице, в городе Чанъань. После чего при помощи тюркских союзников, а также друзей и сторонников, побеждает в гражданской войне повстанческие силы, восстанавливает суйские институты и устанавливает династию Тан, которой будет суждено править Китаем следующие триста лет - между 618 и 907 гг.
На династию Тан придётся пик могущества Средневекового Китая. Эта страна станет образцом для японского, индокитайских и корейских правящих элит. Конфуцианство, буддизм и китайская письменность проникнут во все окрестные страны по всему периметру границ. Это будет многокультурное и полиэтническое государство в полной мере этого слова - Императору Тан будут кланяться даже тюркские ханы, видя в нём (и не без причин, поскольку Ли Юань происходил из знатного сяньбийского рода времён Северной Вэй) не китайского Императора, но степного Кагана. Танская торговля возродит Великий Шёлковый путь, а экспансия дойдёт до Центральной Азии и вступит в борьбу с экспансией исламской. В Тан будет проживать столько же человек, сколько во всей Европе и половине Арабского Халифата, а два крупнейших города по численности населения будут не уступать Константинополю и Багдаду. Тан совершит революцию в области строительства, математики, военного дела, а также станет местом и временем величайшей традиционной китайской поэзии.
Китайцы Поздней Хань - это общество, сильно далёкое от наших представлений о Китае. Но китайцы Тан - это тот самый густонаселённый, общинно-государственный, бюрократизированный и меритократический Китай, который мы все привыкли визуализировать в своих головах.
И он бы никогда не возник без Троецарствия, династии Цзинь, Эпохи Шестнадцати варварских государств и Эпохи Северных и Южных династий. Без ложной патетики можно сказать, что чаяния и надежды восставших Жёлтых повязок увидеть в будущем справедливый мир Жёлтого Неба оправдались.
Именно поэтому Тёмные века Китая - самая крутая эпоха.
Именно поэтому Тёмные века Китая забыты незаслуженно.
Персик покрывается красными цветами,
лотосы украсили пруды,
Кружатся красавицы, с ветерком играя,
как они божественно милы!
Эта улыбается, ну а та вздыхает -
среди них похожих не найти,
В шёлковых нарядах залы заполняют,
взглядом приглашая подойти.
Зимородки стаей кружатся-летают,
Кружатся-летают без конца,
До небес до самых воспарить мечтаю,
чтобы превратиться в облака.
Яшмовые травы, шпилька золотая,
не увянет девичья краса,
Дни и ночи Шуня, дни и ночи Яо -
радость и веселье на века!
(с) "Песня весны", Шэнь Юэ (441-513 гг.)
P.S. Моя исследовательская работа по Китаю навела меня на блистательного синолога в моём университете. После сдержанной похвалы я получил десять томов книг и плеяду авторов, до ознакомления с которыми я, наверное, прекращу писать заметки про Китай. Честно говоря, я не думал, что моя случайная влюблённость в эту огромную и древнюю страну перерастёт в такие глубокие чувства. Поэтому я благодарен всем, кто ставил лайки, писал комментарии и поддерживал меня таким образом на моём творческом и исследовательском пути.
P.P.S. Также можете поддержать меня монетой. Все деньги пойдут на оплату моего обучения в университете (авось возьму лишний выходной, в который наконец-то сгоняю в историчку ^_^).