Сделал себе транспорт на летний сезон
1,5 кВт, максимальная скорость 50км/ч, запас хода 100км. Пневматические амортизаторы, дисковые тормоза.
1,5 кВт, максимальная скорость 50км/ч, запас хода 100км. Пневматические амортизаторы, дисковые тормоза.
Началось всё с того, что я упал с велосипеда. С обычного, двухколесного велосипеда. Мне не понравилось и я подумал - а что, если сделать велосипед, с которого невозможно упасть? В результате был куплен первый трехколесный велосипед с мотором и я начал его очень сильно переделывать.
Улучшение готового "так себе устройства" оказалось весьма затратным, геморройным и малополезным занятием. Не понимаю как они продавали это за 300тр. Хотя нет, понимаю - народ не знал как должно быть просто из-за отсутствия банальной конкуренции.
Перетряхнуть пришлось вообще всё. Сделано было в лучших традициях "и так сойдёт". Думаю, фото довольно наглядно иллюстрирует суть. Резьба попадала на втулки на уши крепления, все это с люфтами, без смазки - кошмар.
Стало более-менее.
Улучшения: удлинена рама, добавлены удобные подножки, все шаровые, болты, втулки - заменены, передние диски, резина - новые, по кругу газовые амортизаторы с регулировкой отскока, установлена хорошая батарейка. На штуке стало можно безопасно и относительно комфортно ездить. Да, высокий центр тяжести сильно напоминал о себе в поворотах, а подвеска от квадроцикла давала ужасный крен, но я как-то приноровился. Зато по бездорожью штука ехала почти отлично. Кончилось это довольно предсказуемо - я сломал единственную пятку. Да да, у меня правая нога электро-гидравлическая, отсюда и интерес к трехколесности.
Стало понятно, что дальше кататься на этом чуде - безумие. Нужно было менять концепцию, о ней в следующей части. Забегая вперед, скажу - сейчас я максимально близок к совершенству и с нетерпением жду когда растает снег.
Помимо трайка с велосипедной посадкой мы приобрели китайский с педалями и полулежачим положением пилота. Сразу добавили кареточный мотор и батарейку.
С точки зрения динамики и управляемости он оказался на голову выше своего предшественника, но вот с комфортом дела обстояли печально. Полное отсутствие какой-либо амортизации и тонюсенькие шоссейные покрышки делали езду по неровностям настоящим испытанием для спины и того места, где она теряет своё гордое имя. По асфальту еще можно было как-то кататься, а любая грунтовка норовила осыпать позвоночник в штаны. Но мы же инженеры, нам же только дай повод.
было
Промежуточная версия
финальная сборка
Помимо нормальной задней подвески, увеличился диаметр заднего колеса с 20" до 29" и передние поменяли на более бодрые с резиной позлее. Штука поехала совсем иначе, особенно по бездорожью. Ах да, сзади добавили планетарную втулку на 8 скоростей и это обеспечило регулировку тяги для любых режимов. По асфальту можно было ехать до 60км/ч, а в самом лютом бездорожье на низах вылезать из любых говен.
На этом уже можно было кататься в удовольствие, чем мы и занялись. Но совершенство было еще не близко, нужно было что-то придумывать с передней подвеской, так как резина даже на низком давлении не полностью решала вопрос кочек и ухабов. Нужно было пересматривать раму, а это проще делать с нуля, чем переделывать заводскую. Собственно, мы так и сделали, об этом я расскажу в следующих публикациях. Кстати, получилось отлично.
Накатав на двух трайках за лето более 3000 километров, мы до конца поняли как должно быть.
1 - педали не нужны. Наличие педалей накладывает кучу ограничений, усложняет конструкцию, требует ставить сидение, неудобное для бездорожья.
2 - передняя подвеска должна быть абсолютно независимой, без маятников. Как у квадроцикла не подходит, в поворотах получается сильный крен.
3 - центр тяжести должен быть максимально низким, располагаться на пересечении лучей треугольника, образуемого пятнами контакта колес.
4 - мощность двигателя нужно делать не менее 1квт, а акумулятор должен обеспечивать автономный пробег не менее 100км.
5 - вес устройства с АКБ не должен превышать 40кг.
6 - поза пилота должна быть схожа с Формулой 1.
Одной из первых деталей для проекта было добыто сиденье. Это стеклопластиковое ложе для легкомоторного самолета. Согласитесь, уже неплохой задел? Поскольку в нем будет размещаться самое ценное, мы немножко усилили его стальным каркасом.
Когда не нужно крутить педали, можно ставить удобное сиденье, запомните это. А педали, как мы помним, не нужны.
Создание каркаса
Чтобы законсервировать стеклоткань, покрыли эпоксидным грунтом, сверху акриловым и тремя слоями матовой эмали. Получилось хорошо. Даже очень.
2 разных грунта и 3 слоя эмали
Следующими приехавшими деталями оказались передние колеса, а точнее втулки под ось 20мм для консольного крепления, обода под широкие покрышки, тормозные диски 203мм, спицы и сама резина. Всё это превратилось в два отличных колеса.
колеса 20" 36 спиц, втулка для консольного крепления под ось 20мм
Токарного станка у нас нет, поэтому пришлось расчехлять навыки черчения.
чертеж оси
чертеж втулки
спасибо токарю, он молодец
Потом мы приварили к втулкам восьмигранные штоки амортизатора.
Ответные части рулевых колонок через болты соединили с будущими рогами рамы
Собирать раму начали спереди
Добавили рулевой механизм и адаптировали к раме сиденье
Появился некий узнаваемый облик. В следующей серии будет задняя подвеска, тормоза, рулевое управление. Это интересно, поверьте.
На фото сборка всех ходовых частей после испытательных заездов.
Это задний маятник от двухподвеса. Он не подходил по ширине (маленький зазор до колеса) и из-за отсутствия подшипников в самом главном месте.
А вот тут уже немножко начал подходить.
На заднем маятнике крепеж под тормозной калипер уже был, а спереди пришлось немного поколдовать.
На передних колесах тормоза работают синхронно по нажатию правого ручки, а на заднем по нажатию левой. Пришлось сочинить хитрую гидролинию, изменить алгоритм прокачки системы, поставить 203 тормозные диски (мы переживали, что хода колодок будет недостаточно, но зря)
После испытаний штука была полностью разобрана и отдана в покраску. Видос с испытаний
В следующих сериях про безопасность и реальные испытания в боевых условиях.
После покраски детали стали похожи на заводские. Да и сама штука тоже. Красили порошком с очисткой лазером.
Когда стало понятно, что в целом проект удался, мы начали уезжать подальше, проверять запас хода, работу всех узлов в разных режимах. Ну и заодно открыли сезон.
Управляемость:
Проходимость:
В целом получилось отлично. Серийный выпуск уже вот-вот.