Серия «Об истории идеологий »

2

Об истории идеологий. Часть V: Кто ты, воин?

"Все современные идеологии суть грандиозные машины для оправдания и даже узаконивания конфликтов, которые в наши дни легко могут положить конец существованию человеческого рода" (с) Р. Жирар, французский философ 20 в.


После банкротства всех идеологий Модерна необходимо разобраться, почему в мире до сих пор существуют партии и почему люди до сих пор так остро реагируют на такие маркеры как "левый", "коммунист" и "охранитель".

В чистом виде идеологий больше не существует. Современные люди либо пользуются костыльной идеологией, либо ассоциируются с политической философией конкретного лица.


В первом случае речь идёт об идеологической связке - соединении двух (иногда и более, в крайнем случае) подходов. В зависимости от того, какое слово стоит первым, такая идеология является для человека базовой. Например, либерал-консерватор основывает свою идеологию на либерализме, а консервативные костыли использует для затыкания проблемных частей своей идеологии ("Я за либеральные ценности, но лучшую мораль, чем либеральную, ещё не придумали"; "Я за либерализм, но за классическое традиционное общество"); а консервативный либерал в первую очередь за консервативные ценности, но согласен с такими изобретениями либерализма как естественные права и свободы, парламентаризм и система сдержек и противовесов в политической архитектуре. Причём реальность новой нормальности такова, что это не воспринимается дико - напротив, последователи цельной идеологии воспринимаются ретроградами, радикалами и просто популистами. Ну, посудите сами, если вы последовательный большевик и предлагаете развесить на столбах всех врагов народа, то вас будут воспринимать всерьёз разве что юноши с горящими глазами и плохим гуманитарным образованием. Если вы на полном серьёзе поддерживаете классические либеральные идеи, то, скорее всего, вы редко выходили за пределы своего уютного загородного особнячка. А если вы - убеждённый консерватор, то, что-то мне подсказывает, ваш электорат - потомки Романовых.

Таким образом, современных идеологий столько же, сколько и людей. Связок, вариаций решений проблем и ответов на проблемные вопросы об архитектуре общества теперь настолько много, что говорить о каком-то цельном плане архитектуры общества невозможно.

Второй вариант - это предположить, что "связка, вариация решений проблем и ответы на проблемные вопросы" от конкретного политика настолько откликаются в вашем сердце, что вы хотите именно так. Отсюда такие термины как "ленинист", "маоист", "голлист", "путинист", "трампист", "тэтчерист" и так далее. Именно по этой причине ассоциация с конкретной программой конкретного политика сегодня сильно потеснила ассоциацию с идеологией.


История идеологий закончилась. Благодаря бурному веку мы получили совокупность экспериментальных данных. Сегодня у нас есть законы общества - мы перестали верить в идеологическую панацею, зато точно знаем, какую реакцию получим, если подкрутим именно здесь пару процентов, а здесь дадим заградительный закон. Обществовед превратился из мечтателя и философа в инженера и математика, только предметом его профессии является не неживая природа, а человек.

Кроме того, неудачные проекты не неудачны абсолютно. Мы точно знаем, что, скажем, ускоренное перераспределение богатства - это всегда про человеческие жертвы. Но это знание не означает, что мы не готовы на них пойти - одним словом, отсутствие идеологической романтики и веры в универсальный рецепт счастливого будущего отнюдь не исключает возможность сделать настоящее чуть-чуть счастливее. Кроме того, всё лучшее из прошлого мы уже включили в нашу реальность - трудовые законы и естественные права теперь воспринимаются буднично.

Таким образом, "новая нормальность" - это не всегда зло. Это эпоха осмысления бурного прошлого. При всём уважении к страданиям нынешних поколений, ужасы современности не выдерживают никакого сравнения с ужасами прошлого и позапрошлого веков.

Наконец, надо помнить, что человечество хоронили уже много раз - помните, что в будущем обязательно появится что-то новое. Чему нас учит история так это тому, что человек всегда находит в себе силы для развития.


Всё же я оптимист. Я верю в человечество, верю в прогресс, верю в светлое будущее. В этой серии постов я постарался осмыслить курс Современной истории своего университета и больше для себя всё разложить по полочкам. Мы живём в 2025 году, мы уже забыли слово "постсоветское" [общество] - мы уже лет десять как используем словосочетание "российское общество". Идеологии - это теперь наша история, трансформацию в которую мы не заметили за работой, видеоиграми и поездками в Турцию.

Раньше идеологии были медианным связующим звеном между вселенскими проблемами вроде существования богатых и бедных, угнетения человеком человека и бесправием с одном стороны, и проблемами маленького человека вроде трудности выбора профессии и семейных неурядиц. Сегодня эту медианную нишу заполнили практические гуманитарные науки - психология, демография, социология и другие. Если раньше экономический вопрос решали философы, то сегодня проблемами экономики занимаются экономисты. Мы перестали чертить планы - вместо физиков-теоретиков обществом теперь руководят высококвалифицированные инженеры.


P. S. Я сознательно опустим не-мейнстримные идеологии. Фашизм, органическое государство, христианская демократия и исламская республика - всеми этими изысками я не хотел заглушать магистральную мысль.

Показать полностью
10

Об истории идеологий. Часть IV: У нас была мечта

"Пока я кормлю голодных, меня называют святым. Но стоит мне спросить, почему они голодают, как меня называют коммунистом" (с) Э. Камаро, бразильский архиепископ.


Коммунизм - это младший брат либерализма. Эта идеология выросла в той же культуре, в той же парадигме, в том же философском направлении. Цель идентична - построение нового справедливого общества. Метод идентичен - посредством революции. Способ идентичен - установление наилучшей архитектуры общества.

В свою очередь, возникновение коммунистической идеологии - это чудо сравнимое с рождением ислама. Оба этих события не имели предпосылок к появлению и предрасположенности к столь ранним и к столь титаническим победам. Более того, у некоторых исламоведов я даже встречал осторожное и с экивоками сравнение первых поколений у мусульман и у большевиков. Такой пример я привёл для того, чтобы читатель не слишком обольщался - прецеденты столь головокружительных событий в истории уже были.


Давайте вспомним, чем являлись предыдущие рассмотренные нами идеологии. Консерватизм - модернизация с опорой на традицию. Либерализм - установление разумно устроенного общества, предельной эмансипации, а также мира делового партнёрства и здорового эгоизма.

Однако к моменту рождения "Манифеста коммунистической партии" в 1848 году язвы либерального мира стали очевидны слишком многим. Почему "либерального", а не "капиталистического"? Что ж, попробуйте отделить от либерализма капитализм - выиграете Нобелевскую премию!

Философы середины 19 века уже увидели - эмансипация приводит к разобщению, деловое партнёрство - к картелям, а здоровый эгоизм - к угнетению.

В ту эпоху дискуссия кипела вокруг тандема консерватизма и либерализма. Первые говорили: посмотрите на ужасы вашего "общества разума", так жить нельзя! Вторые отвечали: вспомните чудовищные феодальные порядки вашего "общества традиции"! Но коммунисты пришли, подобно сёрферам, оседлав волну промышленной революции. Они сказали: "Спокойно, сциентисты! Выдохните, люди! Мы использовали все достижения современной науки и можем математически рассчитать справедливое общество!" Там всё будет бесплатно, там всё будет в кайф.


Архитектура коммунистической идеологии представляет собой "ползунок" разумного замысла, выкрученный до предела. "Весь мир насилия мы разрушим, до основания, а затем..." - Именно так, как и пелось в песне. Вселенная, построенная по научному методу и человек, живущий настолько разумно, насколько это вообще возможно. Тема эмансипации, здорового эгоизма и делового партнёрства в принципе ушла из повестки дня - первое, второе и третье место заняла технократия.


Я даже не могу описать количество проблем, которые порождает такой подход. Я сейчас не транслирую русофобию, я люблю советскую историю, но коммунистическое общество в той итерации, в какой её строили, было попросту немного багованным. Причём это, скорее, довольно ожидаемая проблема - "самострой" может быть некрасивым и корявым (например, Лондон), а спроектированный с нуля дом (например, Дубай) может быть прекрасным внешне, но банально не иметь туалетов - проектировщик просто забыл о такой мелочи.


Во-первых, в коммунистической архитектуре отсутствовала взаимосвязь между расходной и доходной частью - я даже не говорю про отсутствие в плане закона стоимости, я говорю про то, что аспект экономической эффективности даже не ставился.

Во-вторых, мораль потеряла институты. В обществе при всём многообразии человеческого фактора и индивидуальных ценностей существуют головы, которые говорят очевидные вещи - например, церковь. При всей архаичности, они, скажем, сообщают: "Нет, массовые принудительные работы - это плохо". В обществах коммунистической идеологии стандартов нормы морали, как бы это странно ни звучало, не существовало попросту в силу отсутствия этой темы в архитектуре самого общества. Отсюда такие этические перекосы и расхождения как у разных коммунистических обществ, так и у одного общества в разное время.

В-третьих, игнорирование развития наук, изучающих человека. Опять же, их не столько не трансформировали под нужды общества, сколько в принципе не замечали - под них в архитектуре не было заложено места. Психология, социология, теория менеджмента и многое другое.

Я убеждён, что у каждого (по крайней мере, это относится к 100% моих знакомых с высшим не-физмат образованием) есть свой пример забавной казуистики, когда изобретение в области гуманитарных наук могло бы помочь советскому обществу, но которое просто проигнорировали.


Коммунистическая идеология потерпела историческое поражение, это нужно признать и с этим нужно смириться. Причина понятная - изначальные слишком высокие ставки. Коммунисты сказали: "Дайте нам руль и убейте всех наших врагов, принесите своё поколение в жертву, и тогда мы построим коммунизм". На практике выяснилось, что созданная архитектура недостаточная для достижения этой цели. Более того, она содержит системные ошибки. С ними можно жить дальше и жить комфортно, но если уж их существование очевидно, то зачем с ними мириться?


Смерть коммунистической идеологии - это худшее, что могло случиться с человечеством в 20 веке. Уже к концу прошлого века человечеству стала очевидна порочность либеральной идеологии. Коммунизм оставался последней мечтой сциентизма, последним оплотом Модерна, последней надеждой на всемогущество человеческого разума.

После 1991 года человек сказал себе: "Мы не можем". Наше общество потеряло веру в то, что человеческий разум способен согнуть Вселенную в бараний рог и создать идеальную архитектуру общества. Эпоха, начатая Просвещением, затухает. Идеологии умерли - в них перестали верить.


За последние 35 лет мы пережили последние конвульсии идеологий. На волне гибели коммунистической мечты в 90е гг. появилась надежда на ренессанс либерализма. Это был короткий век мечты, основанный на неолиберальной философии и неоконсервативной экономике.

Сегодня полноценная цельная идеология - удел романтичных юношей и девушек в больших городах, у которых достаточно времени, сил и экономического благополучия на праздные мечты. Мета политической и экономической мысли - утилитарный реализм, основанный на спонтанных реакциях на возникающие проблемы. Человечество переварило достижения Модерна и пришло к новой традиции.

К "новой нормальности".

Показать полностью
3

Об истории идеологий. Часть III: Общество тотальной свободы

"Оптимист заявляет, что мы живём в лучшем из миров, а пессимист опасается, что это чистая правда" (с) Д. Кабелл, американский писатель 19-20 вв.


Архитектура модернизации, на самом деле, может быть очень разной. Китай, Индия, Япония, Россия - все эти державы существуют, но их идеологии и архитектуры их обществ сильно не похожи на то, о чём мечтали французские просветители и английские философы 17-18 веков. С первого взгляда и не скажешь, что у них есть общие корни. Сегодня мы разберём самую первую левую идею - либерализм.


Либерализм бывает очень разным. В своём изначальном замысле это мечта об абсолютной эмансипации. Отделение государства от церкви, монарха от короны, права от традиции, морали от нравственности, рынка от интересов, человека от общества. Все институты, всякая сущность в такой архитектуре занимают очень конкретную нишу и не выходят за её пределы. Все права каждой эмансипированной сущности строго регламентированы разумно устроенным законом и вступают друг с другом в договорные отношения, основанные на здоровом эгоизме. На выходе должно было получиться разумно устроенное светское государство.

Как вы понимаете, к такой идее нетрудно прийти, она вообще характерна для общества Нового Времени всей Евразии. Она заключается не в опоре на традицию (как в консерватизме), а в отказе от традиции в пользу разумно созданной архитектуры. Здесь любой софист легко найдёт очевидный изъян - простите, мол, а как вы собираетесь строить в своём государстве разумно устроенную архитектуру, если вы всё равно базируетесь на интеллектуальной традиции именно вашего общества? Чтобы пояснить эту мысль, я приведу примеры одинакового подхода, но разных результатов. Например, на фундаментальном уровне Французская революция 1789 года и Синьхайская революция 1911 года не имеют различий - в обоих случаях небольшая группа интеллектуалов с опорой на национальную философию пытается построить модернизированное разумно устроенное эмансипированной общество. Но, как вы понимаете, дьявол как раз и сокрылся в деталях - акторы революций опирались на национальную философскую традицию при построении того самого "разумно устроенного общества".

Философы и политики довольно комичным образом пришли к решению этой проблемы. Подобно опытным программистам, они поняли, что чем изобретать велосипед, лучше заимствовать элементы архитектуры у успешных прецедентов. "Работает - не трогай". Поэтому для либерализма характерна болезненная для пропаганды среди простого населения идея: "Давайте возьмём и скопируем у вон того чужака". Как вы понимаете, в условиях стремительно развивающегося колониализма понятие "успешный прецедент" и понятие "он круто всех побеждает в войнах" стали синонимичными.


Закрепим мысль. Либерализм - это про разумную архитектуру, основанную на строгих правилах, тотальной эмансипации и деловом партнёрстве. В силу взаимного обмена идеями силовыми и мирными способами, либерализм очень быстро воспринял идею унифицированных обществ - вообще, это ещё платоническая и религиозная традиция, когда идеал предполагался не субъективным человеческим, а неким вселенским, божественным, абсолютным, находящимся за пределами внутреннего понимания правильного и неправильного, полезного и вредного. Соответственно, если идеал вселенский, то, опять же, почему бы не устроить все общества одинаково и одинаково разумно?


Однако уже в определении мы выходим на большую и сложную развилку, которая сделала столь похожие в начале архитектуры настолько непохожими друг на друга в результате. А именно - в каком же балансе должны пребывать разум, эмансипация и партнёрство? Где кончаются права человека - почему он не вправе пожертвовать естественными правами, если "его тело - его дело"? Насколько далеко может зайти сближение между экономическими партнёрами? Что делать, если разумное начало вступает в противоречие с человеческими животными потребностями?


Кроме того, надо держать в уме, что либерализм - это продукт своего времени. Эпоха Модерна в принципе родилась на идее потенциальной возможности при помощи науки и человеческой воли согнуть всю Вселенную в бараний рог, а всякого человека сделать сделать счастливым, богатым, если он примет новые правила игры и будет жить согласно разуму. Однако реальность очень рано начала бить либералов по щекам - в постоянно меняющемся мире необходимо постоянно адаптировать разумную архитектуру. Слепая вера в самоценность прогресса и следующий за этим дарвинизм разной степени людоедства (ведь, "очевидно" же, нежелающие принимать прогресс должны оставаться на обочине истории) привели к тому, что либералы сами стали похожи на секту свидетелей прекрасного будущего, которое они обязательно однажды построят.


Сегодня кажется, что мы живём в эпоху победившего либерализма и отчасти это так. На самом же деле, современная архитектура, которая действительно задумывалась архитекторами в качестве либеральной, пестрит встроенными в неё костылями. Мы действительно эмансипировались, действительно вложили разумное ядро в устройство общества и действительно основываемся на здоровом эгоизме. Но последняя великая либеральная мечта - построение унифицированного разумного глобального общечеловеческого общества - разбилась об очередную скалу душной реальности. Именно поэтому сегодня на наших глазах повсеместно крепнет правый, консервативный поворот - люди по всему миру обращаются к национальным религиям, традициям, обычному праву и многим другим ещё недавно казалось бы давно ушедшим на обочину истории ценностям.


В России неоднозначное отношение к либерализму. Это странно осознавать, но, вообще-то, если идти за мыслью теоретически, то первый исторический прецедент либеральных реформ - это внутренняя политика Петра Великого, следующий - политика Екатерины Великой, следующий - политика Александра Второго и, наконец, политика Горбачёва и Ельцина. Во всех этих случаях население переносило модернизационный скачок болезненно, без внутреннего осмысления, без понимания и с немалой долей жертвенности. Либерализм пугает людей - он сулит большие и опасные перемены, а также социальную трагедию. Люди настроены к либералам недоверчиво и скептически, они не верят и не хотят верить в их ценности.


Кроме того, если в близких нам по духу европейских обществах либералы шли за массами, то в нашей стране они были плоть от плоти государством. Именно по этой причине ту роль в народных умах, которую в Европе играет либерализм, в Азии играют альтернативные идеологии. В нашей стране это был коммунизм.

Показать полностью
11

Об истории идеологий. Часть II: Казнить нельзя помиловать

Существует известный афоризм: "Кто не был в юности революционером, у того нет сердца. Кто не стал в зрелости консерватором, у того нет разума".

Сегодня мы поговорим о дихотомии охранизма и модернизма.


Левые и правые - настолько устоявшиеся враги, что даже далёкие от политики люди причисляют себя к одному из двух станов.

В массовом сознании левые - это сторонники "простых людей", тогда как правые - это "борцы за традиционные ценности". В наши дни (особенно за пределами России) эта дихотомия мигрировала в сторону борьбы глобализма и антиглобализма - в сущности, если глобализм есть торжество либеральной левой идеи, то антиглобализм - торжество либеральной правой идеи.

Зарождение идеологий, как мы выяснили в прошлой части, происходит в эпоху Модерна. Во второй половине 17 века в философии появилась идея секуляризованного и разумно устроенного общества, в котором архитектором является человек, а не традиция или Откровение. Здесь зарождается условно "левая" идея - давайте примем перемены и станем переменами, давайте изменим мир согласно нашему разумному началу. Эта идея встретила естественную реакцию: "А давайте не будем".

В общем-то, с того времени и до наших дней именно в таком ключе и разворачивается общественный дискурс.


Первое, что необходимо понять - консерватизм и традиция это не синонимы. Традиция - это совокупность спонтанных реакций общества на внешние раздражители. Консерватизм же заключается в идее модернизации общества через опору на традицию.

Я приведу пример, который использовал в серии постов "Красота Новой Азии". Династия Мин пришла к власти в 14 веке и написала правовые основы, опираясь на идеи династии Тан, которая закончила править в Китае в 10 веке. Реформы династии Мин - это консервативная революция. Китай не воспроизвёл порядки позапрошлой династии, а создал архитектуру, которая базировалась на традиции позапрошлой династии. В отечественной истории хороший пример - это реформы Александра Первого. Он не воспроизвёл порядки своей бабушки, а совершил консервативную революцию, которая базировалась на порядках позапрошлой правительницы.


У консерватизма есть очевидная внутренняя проблема, которая знакома любому историку - невозможно воспроизвести умершее общество, фарш назад не провернёшь. Консерваторы-популисты могут сказать: "Мы вернём династию Романовых и возродим общество чести!" Но мало-мальски разумный консерватор ответит: "Но вы не вернёте архитектуру дворянской чести спустя сто лет после истребления дворянства". Поэтому философы-идеологи консерватизма заперты в тиски неуклюжих для себя рамок - они осознаю́т неизбежность модернизации, но хотят внести в него разумное начало, опираясь на опыт традиции.


В современной России консерватизм представлен ностальгией по СССР. Подобно тому как в США эта идеология представляет собой тоску по временам слабого государства и сильного зубастого рынка, в России она представлена тоской по социальному государству и вообще-то революционной идеологии. Когда человек говорит: "Уберите мигрантов, раньше они жили у себя и все были счастливее - и мы, и они!", он имеет в виду следующее: "Вспомните как мы жили при СССР - никто никуда массово не мигрировал, зато все развивали свою маленькую Родину и участвовали в развитии большой Родины". Когда человек говорит: "Это глупость какая-то - учителя и врачи зарабатывают копейки, а жильё никому не доступно! Где наше социальное государство?", он имеет в виде следующее: "Я хочу, чтобы было как в СССР - сильное государство делало социального работника и зажиточным, и авторитетным, а распределение жилья брало в свои руки государство!"


Почему же тогда консерватизм настолько ненавистен столь большому наших сограждан? Всё дело в том, что единственные не-консервативные силы в политическом поле нашего общества - это революционеры. Причём всякие - и декабристы, и эсеры, и большевики, и либеральная команда позднего СССР, и современная несистемная оппозиция. Именно они отрицают попытку модернизации по образцу прошлого и предлагают импортные или альтернативные способы архитектуры государства. С другой стороны, представьте себе, насколько радикально консервативным должен быть человек, чтобы его в такой стране записали в консерваторы - ведь если все консерваторы, то никто не консерватор.

Показать полностью
9

Об истории идеологий. Часть I: Симулякры сознания

Завершая семестр и сдавая экзамен Современной истории, я обратил внимание на то, что большое количество свойств идеологии как явления не оспаривается, но и не осмысляется человеком. Но, очевидно, некоторые мысли необходимо проговорить вслух, даже если они кажутся самоочевидными, что особенно это касается философии.


Об истории идеологий. Часть I: Симулякры сознания Цивилизация, Философия, История (наука), Политика, Сознание, Длиннопост

В этом безусловно развлекательной серии я не буду обращаться к сложным терминам и цитатам, также я не буду дотошно исследовать древа идеологий. Мне повезло с действительно сильным и интересным преподавателем, благодаря которому на семинарах в формате маевтики мы, студенты, сделали главное - поставили себя на место адепта каждой идеологии и почувствовали красоту каждой, даже самой людоедской идеологии изнутри. Это важно, поскольку ни один человек не сражается и не умирает за ложные для него идеалы.

Эта серия постов поможет каждому человеку, который сталкивается с воспитанием детей. Она поможет сгладить конфликт поколений. Остальные же люди, я надеюсь, после прочтения немного поумерят градус человеконенавистничества по отношению к носителям других идеологий. Серия также несёт научно-познавательную функцию.


Об истории идеологий. Часть I: Симулякры сознания Цивилизация, Философия, История (наука), Политика, Сознание, Длиннопост

Во-первых, для начала необходимо дать определение слову "идеология". Это ни что иное как архитектура общественного устройства - экономическая, культурная, политическая, духовная, собранная в совокупность принципов и правил.

Если вам показалось, что это определение вам что-то напоминает, то вам не показалось - под них с большой натяжкой подходят такие предметы исследования как традиция и религия. Казалось бы, в чём разница?

Дело в том, что традиция - это архитектура без архитектора. Это спонтанные реакции самоорганизованного общества на внешние раздражители, следовательно - это простейшая и даже естественная форма жизни человека. В ней властвует принцип: "Работает - не трогай". Первые своды законов, вплоть до I тыс. до н. э. (например, законы Хаммурапи) работали в рамках традиции, которая называется обычным правом. Указы монарха в этом смысле очень похожи, только реагирующее на раздражители общество персонифицировано не в старейшинах или в вожде и шамане, а в монарха и его свите.

Религия и древнегреческая философия создали и план, и архитектора. Они постарались осмыслить окружающую их природу, дали объяснения, а в рамках оных - стандарт. Общество из самостроя превратилось в разумно устроенную организацию.

В чём же революционность идеологии? Дело в том, что предмет нашего изучения изъял из формулы всё, что не касалось человека и его способа взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, идеология перестала отвечать на вопрос "почему" общество организовано так, а не иначе - ясное дело, почему, потому что люди сами так решили. Появилось понятие человек-"чистый лист", следовательно, общество может и должно лепить правильного человека. И, соответственно, все беды от неправильно организованного общество, которое лепит неправильных людей.


Об истории идеологий. Часть I: Симулякры сознания Цивилизация, Философия, История (наука), Политика, Сознание, Длиннопост

Во-вторых, необходимо показать главную проблему понятия "идеология" как явления. Дело в том, что идеология, строго говоря, это часть философии, причём не имеющая своего аналога Божественного Откровения. Предполагается, что идеология опирается на на веру в свою истинность, а на доказательство, представленное учёным-философом (здесь можно опустить спор о допустимости отождествления философии с наукой, здесь важно то, что философия идеологий основана на научном методе). То есть, идеология подчиняется тем же правилам, что и наука.

А у науки есть весомый изъян. Дело в том, что мы постигаем не истинный мир, а только наше представление о нём. Грубо говоря, посмотрите на лежащий около дороги камень. То, что вы визуализируете в своей голове - не истинный камень, а ваша фантазия, которую вы отождествляете с этим камнем. Даже имея с ним визуальный контакт, вы не можете в полной мере вообразить, например, его точную геометрию и вес. Более того, в силу принципиальной незавершённости науки, ни один учёный даже со всеми приборами человечества не сможет вам дать окончательные и полные характеристики всего вещества, которое является частью объекта "Вон тот серый камень".

Иными словами, идеология - это попытка осмыслить общество, но не полное осмысление общества. Говоря вульгарнее, любая идеология - это наша научно обоснованная фантазия на тему общества, а не истинный анализ общества. Таким образом, как и всё остальное, идеология существует только в нашей голове.


Об истории идеологий. Часть I: Симулякры сознания Цивилизация, Философия, История (наука), Политика, Сознание, Длиннопост

В-третьих, из определения и первой проблемы идеологии проистекает вторая проблема. Фантазии разных людей принципиально невозможно отождествить друг с другом - для этого достаточно одного крохотного расхождения (которое существует априорно в силу специфики человеческого мышления). Следовательно, мы объединяем множество фантазий разных людей точно так же, как объединяем множество других разных фантазий - например, множество песчинок словом "песок", а множество камушков словом "камни". Следовательно, мы можем объединять множество фантазий разных людей в единую идеологию только в неком масштабе, причём в очень конкретном масштабе - слишком сильно отдалишь лупу и получишь несовместимые ценности, слишком сильно приблизишь - и вот уже оказывается, что большевик ты один, а остальные - предатели Родины.


В-четвёртых, из первого доказанного тезиса (идеология - научно обоснованная фантазия) и из второго доказанного тезиса (в процессе передачи данных фантазий накапливаются изменения) следует, что идеология имеет жизненный цикл - она рождается, живёт и трансформируется.

Здесь не хватает последнего звена - смерти. Как понять, в какой момент идеология умирает? Здесь нам поможет широко известный парадокс корабля Тесея. В какой момент идеология настолько трансформировалась, что перестаёт быть самой собой? Ленин - большевик? Сталин - большевик? Хрущёв - большевик? А если в 2075 году в Нигерии произойдёт большевистская революция, то к власти придут большевики или люди, называющие себя большевиками?


Промежуточные выводы:

  1. Идеология - авторская архитектура общества, обоснованная научным методом.

  2. Идеология - научно обоснованная фантазия.

  3. Идеология - живой организм. Она рождается, трансформируется и, возможно, умирает.

Важно! Речь идёт об абсолютно любой идеологии, включая мою и вашу.

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!