Серия «МАИ»

53

"Юниор"

Ультралёгкий учебный самолёт "Юниор".
Спроектирован в 1986 г, на базе курсовых и дипломных работ как одноместный биплан. Главный конструктор К. М. Жидовецкий.

В качестве двигателя предполагался сконструированный в МАИ, но был установлен из СКБ ХАИ мощностью в 45 л. с.. С ним "Юниор" был представлен на СЛА-87 в Тушино.

Испытатель В. В. Заболоцкий

Испытатель В. В. Заболоцкий

Перед взлётом

Перед взлётом

Тушино, 1987 г.

Тушино, 1987 г.

Посадка

Посадка

"Юниор-М".
Из-за проблем с двигателем ХАИ был установлен "Буран" мощностью в 40 л. с..

"Юниор-М" в полёте

"Юниор-2".
Затем его переделали в двуместный моноплан с двигателем "Ротакс" в 64 л. с..
В 1989 г. в Подольске был испытан одноместный полутораплан.

ЛТХ (в скобках "Юниор-2"):
Год: 1987 (1989)
Тип двигателя: ХАИ-45 (Ротакс 532)
Мощность двигателя, л. с./кВт.: 45/31,3 (64/47)
Взлетная масса, кг: 280 (400)
Масса пустого самолета, кг: 180 (190)
Мин. скорость, км/ч: 60
Макс. скорость, км/ч: 115
Вертикальная скорость, м/с: 3,5
Длина самолета, м: 4,45
Размах крыла, м: 5,68 (7)

Ю. В. Макаров, "Летательные аппараты МАИ".
Сим постом завершаю серию "МАИ".

Показать полностью 7
37

ЭМАИ-1

Самолёт ЭМАИ-1 (ЭМАИ-1-34, Э-1, "Серго Орджоникидзе").
Сплав "электрон" был первым из магниевых сплавов, нашедших применение в самолётостроении и других областях техники. В 1933 г. в МАИ был завершён проект цельноэлектронного самолёта, конструкторская группа состояла преимущественно из студентов.

Экспериментальный самолёт был предназначен для отработки технологии изготовления узлов и агрегатов из "электрона".

В цеху

В цеху

ЛТХ:
Размах крыла, м: 12
Длина, м: 7,03
Масса, кг
-пустого самолета: 700
-максимальная взлетная: 1200
Тип двигателя: 1 х ПД «Salmson»
-мощность, л.с.: 1 х 75
Максимальная скорость, км/ч: 227
Продолжительность полета, ч.: 4
Экипаж, чел: 4.

Крыло самолёта

Крыло самолёта

Ю. В. Макаров, "Летательные аппараты МАИ".

Показать полностью 4
49

"Эльф-Д"

Беспилотный самолёт "Эльф-Д".
Модификация самолёта "Эльф". Вместо кабины установлена радиолокационная аппаратура. Управление осуществлялось с наземного пульта при помощи радиокоманд.

Первый полёт состоялся в Тушино в 1979 г., управлял доцент МАИ Виталий Иванович Бондарев. Впоследствии "Эльф-Д" вместе с пультом управления экспонировался на ВДНХ.

ЛТХ:
Размах крыла, м: 5,86
Длина самолета, м: 5,40
Масса, кг: 360
Тип двигателя: Нельсон
Мощность, л.с.: 68
Максимальная скорость, км/ч: 195
Минимальная скорость, км/ч: 80
Дальность полета, км: 120

Пульт управления

Пульт управления

Ю. В. Макаров, "Летательные аппараты МАИ".

Показать полностью 4
59

"Эльф"

Многоцелевой лёгкий самолёт "Эльф".
Спроектирован в ОСКБ-С МАИ в 1976 г. с двигателем "Нельсон". Первый полёт - в начале августа 1985 г. Участник конкурса СЛА-85 в Киеве. В 1986 г. модернизирован. В 1987 г. - участие в конкурсе СЛА-87 (Тушино).

Проектировался исключительно на базе курсовых и дипломных проектов. Общий налёт составил около 40 часов.

ЛТХ (в скобках модернизация 1986 г):
Мотор: "Нельсон" ("Мак Калач")
Мощность, л. с.: 48 (72)
Длина, м.: 5,1
Размах, м.: 5,86 (6)
Масса, кг
-пустого: 210 (270)
-взлётная: 330 (430)
Скорость, км/ч
-макс: 180 (230)
-крейсерская: 160
-посадочная: - (85)

На СЛА-85 в Киеве

На СЛА-85 в Киеве

Ю. В. Макаров, "Летательные аппараты МАИ".

Показать полностью 4
22

ЭЛА-01

Гидросамолёт ЭЛА-01.
В 1976 г. был начат проект экспериментального гидросамолёта. Был организован коллектив из двух институтов: МАИ и РКИИГА (Рижский Краснознамённый институт гражданской авиации). Главный конструктор - Ф. А. Мухамедов, научрук от МАИ А. А. Бадягин, от РКИИГА - В. З. Шестаков.

ЭЛА-01 построен в Пренае (ЛитССР). Первый полёт - 4 ноября 1978 г. на реке Неман, у Преная. Предназначался для экспериментальных и опытных работ.

Лётчик-испытатель И. Багдонас.

Лётчик-испытатель И. Багдонас.

ЛТХ:
Двигатель: М-337.
Мощность, л. с. (кВт): 210 (154,2).
Размах крыла, м.: 10.

Ю. В. Макаров, "летательные аппараты МАИ" (автор - один из участников разработки).

Показать полностью 4
48

Планер Ш-18

Планер Ш-18.
Построен в 1951 г. Двухместный спортивный планер предназначался для парящих полетов в сложных метеоусловиях, для учебно-тренировочных полетов с выполнением основных фигур высшего пилотажа.
Конструкция — цельнодеревянная с металлическими несущими узлами и узлами управления. Крыло — с одним лонжероном коробчатого сечения. Обшивка передней части крыла — фанерная. От лонжерона до задней кромки крыла обтяжка полотняная. На верхней части крыла расположены интерцепторы.
Шасси состояло из полубаллонного колеса и костыля с резиновой амортизацией. Амортизационной посадочной лыжи не было. Ее функции выполняла нижняя передняя часть фюзеляжа, обшитая листовым дюралюминием и снабженная съемной стальной оковкой.
Планер имел двойное управление: ручное — смешанное и ножное — тросовое. Кабина пилотов закрыта большим фонарем, обеспечивающим хороший обзор. На планере стояли замки для буксировки самолетом и для взлета с помощью мотолебедки.

Летные испытания Ш-18 в Центральном аэроклубе имени В.П.Чкалова показали хорошую устойчивость и управляемость, несложную технику пилотирования при взлете и посадке.
Полет на буксире был прост, а при взлете с автостарта требовалась мощность, меньшая, чем для известных эксплуатируемых планеров, т.к. Ш-18 имел довольно большое для учебных планеров аэродинамическое качество. Вывод планера из штопора проходил без запаздывания. Потеря высоты за один виток штопора составляла 60 м, с выводом из штопора — 100 м. Для выполнения петли Нестерова требовался разгон до 170 км/ч, потеря высоты при этом составляла 90-100 м. Полупетля выполнялась на скорости 200-220 км/ч, потеря высоты за полупетлю 70-60 м. В перевернутом полете на скорости 110 км/ч аппарат был устойчив и управляем. Максимальная скорость пикирования 250 км/ч. Планер эксплуатировался в течение нескольких лет в аэроклубах.

ЛТХ:
Размах крыла, м: 14,40
Длина, м: 7,63
Высота, м: 1,68
Площадь крыла, м: 17,65
Масса, кг
-пустого: 270
-максимальная: 450
Максимальная скорость, км/ч: 220
Экипаж, чел: 1-2.

Ю. В. Макаров, "Летательные аппараты МАИ".

Показать полностью 1
29

У-2 мод. МАИ

Рисунок

Рисунок

В 1935 г. в МАИ П. Д. Грушин разработал модификацию У-2. Цель: увеличение дальности полёта, улучшение аэродинамических характеристик.

Схема

Схема

На двигатель установлен кольцевой капот NACA. Кабины сделали закрытыми, установили обтекатели. В задней кабине по бокам разместили два бензобака общим объёмом в 55 л.

На испытаниях

На испытаниях

Масса увеличилась на 27 кг, макс. скорость - до 165-170 км/ч (было 150 км/ч), дальность возросла до 875 км (было 400 км), продолжительность - до 7 ч.

У-2 с паровым двигателем

У-2 с паровым двигателем

Так же проводились испытания У-2 с паровым двигателем в 1936-8 гг. Вес установки 280 кг (двигатель 120 кг, парогенератор 160 кг), мощность 180 л. с.. Для сравнения: масса двигателя М-11 - 165 кг, мощность 100 л. с.

Ю. В. Макаров, "Летательные аппараты МАИ".

Показать полностью 4
52

Тандем-МАИ

"Тандем-МАИ"/"МАИ-3"/"Ш-Тандем".
После работ над "Октябрёнком", в 1936 г. ОКБ-1 МАИ приступило к проекту экспериментального лёгкого штурмовика. Первый прототип Тандем-МАИ, без вооружения и с двигателем М-87, поднялся в небо 29 ноября 1938 года. Дальнейшие его испытания шли до июля 1939 года.

В сентябре-октябре 1939 года был испытан двухместный вариант штурмовика с двигателем М-87А и винтом изменяемого шага, и вооружением. Испытания как показали простоту эксплуатации, так и несоответствие требованиям заказчика, недостаточную путевую устойчивость, затруднённый взлёт, плохую управляемость и ряд других недостатков. В 1940 г. все работы были свёрнуты из-за поменявшихся концепций.

ЛТХ:
Размах крыла, м — 11,00;
Длина, м — 8,5;
Площадь крыла, м² — 30,4;
Нормальная взлетная масса, кг — 2560;
Тип двигателя — М-87;
Мощность, л. с. — 1 × 930;
Максимальная скорость, км/ч:
у земли — 406;
на высоте — 488;
Экипаж, чел. — 2;
Вооружение:
5 пулемётов ШКАС;
200 кг бомб.

Ю. В. Макаров, "Летательные аппараты МАИ".

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!