Серия «Израиль»

Экскурсия в Израиль. Часть четвёртая. Храм Рождества в Вифлееме

Часть первая. Дорога.

Часть вторая. Израильская таможня.

Часть третья. Бессонная ночь в Вифлееме

Комфортабельный автобус, ясная, тёплая погода, всё говорило, что этот день будет необычным.

Автобус остановился в нескольких сотнях метрах от Храма Рождества Христова, и нам пришлось немного пройтись по утренним улочкам Вифлеема. Город просыпался. Открывались магазинчики, точки продажи уличной еды, люди спешили по своим утренним делам. Обычная жизнь провинциального города. Только большое количество людей в фирменных бейсболках, с названием тур. агентства или с наклейками на одежде и с фото/видео аппаратами выдавали в этом городе необычность. Вифлеем, место рождения Иисуса Христа и именно в это место мы, вместе с другими туристами и спешили.

Комплекс состоит из двух церквей и грота, где согласно преданию, родился Иисус.

Древняя крепостная стена ну ни как не была похоже на храм. В самом углу, которой ,оказался маленький вход внутрь.

- дверь специально сделали маленькой, что бы никто не заезжал, в древности, верхом на коне- пояснил гид.

Но, а нам пришлось склонить голову, чтобы зайти в храм, дверной проём был очень маленьким.

Внутри все стены были в строительных лесах, пол разобран. Полным ходом шла реставрация.

Экскурсия в Храме началась с показа важнейшей святыни храма: ВИФЛЕЕМСКОЙ Божьей Матери (дар императорского дома Романовых) – единственным изображением Лика Пречистой Девы Марии с тенью улыбки на устах.

Экскурсия в Израиль. Часть четвёртая. Храм Рождества в Вифлееме Израиль, Палестина, Вифлеем, Экскурсия, Храм Рождества Христова, Длиннопост

После мы отправились в католическую церковь, с гротом Рождества Христова. Винтовые лестницы вниз, ведут в подземные пещеры , где по преданию родился Иисус Христос. Точное место рождения Иисуса отмечено под алтарем серебряной звездой на мраморном полу, в окружении множества лампадок. Мы, к сожалению, этого не увидели, так как в это время была служба и нас не пустили. Но и без этого, это то место в котором есть , что посмотреть.

Экскурсия в Израиль. Часть четвёртая. Храм Рождества в Вифлееме Израиль, Палестина, Вифлеем, Экскурсия, Храм Рождества Христова, Длиннопост
Экскурсия в Израиль. Часть четвёртая. Храм Рождества в Вифлееме Израиль, Палестина, Вифлеем, Экскурсия, Храм Рождества Христова, Длиннопост
Экскурсия в Израиль. Часть четвёртая. Храм Рождества в Вифлееме Израиль, Палестина, Вифлеем, Экскурсия, Храм Рождества Христова, Длиннопост

Уже выйдя за пределы храма, и находясь под впечатлением от увиденного, я обратил внимание, на мирно беседующих мужчин. Руки сами потянулись к фотоаппарату. Я, не заметно для них, сделал одну из своих любимых фотографий и самую добрую из всех моих. Два православных священника, палестинский полицейский (мусульманин) и простой человек. Сколько в этой фотографии доброты и простоты. Посмотрите, как они все смотрят на седого священника, особенно полицейский. С каким вниманием и уважением. Я не знаю, что он им говорит, что они обсуждают, но глядя на это, я знаю одно: люди умеют разговаривать и договариваться. Какими бы мы ни были разными, мы можем сесть и послушать старших, умных людей, которые могут, с высоты прожитых лет объяснить что правильно, что нет. И я уверен, если бы некоторые правители, прислушивались к мнению таких старцев, то и не бегали бы мы по земному шару с автоматами , а ходили бы в гости к друг другу, слушали как дрожит листок на ветру, бьётся вода о прибрежные камни и ценили тишину заката и тихий шепот рассвета…

Экскурсия в Израиль. Часть четвёртая. Храм Рождества в Вифлееме Израиль, Палестина, Вифлеем, Экскурсия, Храм Рождества Христова, Длиннопост

Часть пятая. Храм Гроба Господня.

Часть шестая. Стена Плача и Мёртвое море.

первоисточник: https://dzen.ru/a/Y9qENGC1p0rSSbaV

Показать полностью 5

Экскурсия в Израиль. Часть первая. Дорога

2014 год я считаю пиком туризма в России (именно в этот год произошли события, описанные в этой главе). Это потом начались закрытия одной страны, затем второй, и как вишенка (или корона) на торте всего земного шара. Плюс кризисы, санкции, валютные скачки и другие экономические бяки, и как следствие снижение турпотока и закрытие отелей.

Тогда, садясь, в первый и последний раз, в огромный авиалайнер, с тремя рядами кресел мы ни о чем не догадывались. Хотя, перед поездкой, меня изрядно тряхануло, когда я узнал о банкротстве Туроператора «Лабиринт», у которого собирался покупать тур. Но Бог отвёл и мы довольные летели в среднем ряду , на лучших местах в любимый Египет. Туроператор, скрашивал полёт как мог. Ребёнку в самолёте подарили сумочку с детским набором из раскраски, игрушки и других детских мелочей. Взрослые радовались полноценному обеду на выбор: мясо или рыба? Это потом, авиакомпании начнут мудрить с временем полёта и сокращать питание до бутерброда, гордо названного сэндвичем. Это потом, мы полетим в Болгарию, где всех пассажиров можно было разместить в одном кукурузнике, чем воспользовались самые умные и устроили из свободных кресел спальные места. В 2014 году люди отрывались так, что летели на отдых в свадебных платьях вместе с родителями и гостями!

Экскурсия в Израиль. Часть первая. Дорога Путешествия, Израиль, Экскурсия, Туристы, Египет

Но, а нам, пришлось снова столкнутся с пиком туризма уже в отеле, при отъезде на экскурсию. После майского селя в Табе, изменились правила прохождения Египетско-Израильской границы. Теперь ночные переходы были под запретом. Если раньше , после пересечения границы, сразу начиналась экскурсия, то теперь , после вечернего перехода, туристов везли в Вифлеемский отель ночевать, а программа начиналась после завтрака в отеле.

В назначенный день, через час после обеда, к отелю подъехало 2 автобуса: большой и микроавтобус. Вас когда нибудь забирали на экскурсию двумя автобусами из одного отеля, за последние время? Я же говорю , 2014 год – пик туризма. Если думаете , что это круто, то вы забываете, что это Египет. Сначала все без разбору сели в автобусы. Гиды стали сверять списки , не сошлось. Все вышли. Стали сажать по номерам в отеле, опять не сошлось. Вышли во второй раз. Некоторые не выдерживали и стрелялись уходили в бар за пенным. Гиды долго совещались, спорили, делили туристов, и с 3 или 4 попытки всех рассадили и мы отправились к границе. Дорога вдоль залива, мимо шикарных отелей и острова Фараонов с крепостью, без заездов и ожиданий, до пропускного пункта, заняла не больше часа.

Дальше нас ждал самый строгий, очень волнующий пограничный переход. Нас ненавидели и хитро улыбались. Впереди были обыск, допросы, угрозы, вербовки. Нас ждали строгие красавицы и хитрые мужчины. Мы шли пересекать Египетско-Израильскую границу.

Часть вторая. Израильская таможня.

Часть третья. Бессонная ночь в Вифлееме

Часть четвёртая. Храм Рождества в Вифлееме

Часть пятая. Храм Гроба Господня.

Часть шестая. Стена Плача и Мёртвое море.

первоисточник: https://dzen.ru/a/Y9p-LbgXNSNsTFbE

Показать полностью 1

Экскурсия в Израиль. Бессонная ночь в Вифлееме

Часть первая. Дорога.

Часть вторая. Израильская таможня.

На границе нас ждал комфортабельный автобус и разговорчивый гид из Моссада. Зайдя в автобус, мы прошли в конец салона и заняли места у окошка.

- В автобусе бесплатный wi-fi, можете им пользоваться- не унимался гид

-Ага, сейчас выйдем в незащищенную сеть и Вы нас рассекретите- мелькнуло в моей уставшей голове.

Ребёнок всё понял без слов и не стал просить планшет.

Несколько часов в пути и мы остановились у шикарного отеля. Холл был огромен, у лифта портьер в фирменной одежде и смешной шапке. Номер, в отличие от самого отеля, был поскромнее. Три односпальные кровати, чайный набор, стол, стулья, ТВ и хороший сан узел. Но не это нас волновало с юным разведчиком. Первым делом мы рванули на балкон. На крыше соседнего здания мило болтала и ужинала молодая парочка. Завидев нас , они начали махать руками и приглашать в гости.

- Агент засвечен, явка провалена- мелькнуло в моей прояснившейся голове.

- Слышь, разведчики, спать осталось нет, ничего, быстро по койкам- донёсся голос любимой из номера

-Мам, я не хочу – закапризничал нехочушка

- Сашулька, сок с печеньками и баиньки- ответил я.

Напиток сделал своё дело и через 5 минут, сынишка уже спал. Я же пошёл смывать с себя шпионскую пыль, грязь и мысли. Через 10 минут уже спал я.

Экскурсия в Израиль.  Бессонная ночь в Вифлееме Путешествия, Израиль, Экскурсия, Длиннопост
Экскурсия в Израиль.  Бессонная ночь в Вифлееме Путешествия, Израиль, Экскурсия, Длиннопост
Экскурсия в Израиль.  Бессонная ночь в Вифлееме Путешествия, Израиль, Экскурсия, Длиннопост

Отельный телефон зазвонил в 6 утра, вместо 7. Оставив своих наслаждаться сном, я пошёл проверить, пора вставать или можно дальше спать. На ресепшене по-русски отказались понимать, в ресторане, оказались незнакомые лица и я пошёл досыпать свои 30 минут.

В назначенное время , в ресторане стали собираться наши туристы. Завтрак, в виде шведского стола, был не хуже египетского и мы плотно , как это только можно в 7 утра, поели и отправились к автобусу.

Гид сразу начал шутить, по поводу побудки на час раньше и новый день обещал быть интересным.

Впереди нас ждал Храм Рождества Христова, обед, Храм Гроба Господня, Стена Плача и Мёртвое море.

Экскурсия началась…

Часть четвёртая. Храм Рождества в Вифлееме

Часть пятая. Храм Гроба Господня.

Часть шестая. Стена Плача и Мёртвое море.

первоисточник: https://dzen.ru/a/Y9qC2dXY9zAC9Xbv

Показать полностью 3

Экскурсия в Израиль. Стена Плача и Мёртвое море

Начало нашего путешествия в Израиль:

Часть первая. Дорога.

Часть вторая. Израильская таможня.

Часть третья. Бессонная ночь в Вифлееме

Часть четвёртая. Храм Рождества в Вифлееме

Часть пятая. Храм Гроба Господня.

После посещения всех основных святынь Израиля, настала очередь самой главной цели нашей экскурсии- Стене Плача.После исполнения желания жуком скарабеем в Луксоре, мы планировали загадать желание у Стены Плача, перед очень важным шагом в нашей семье. Какое, и как всё сбылось, не спрашивайте, на то оно и желание, чтобы быть секретом.

Пройдясь ещё раз по улочкам древнего Иерусалима, мы вышли к ней. С виду обычная стена, ничего удивительного, если не считать людей стоящих возле неё и сидящих на стульчиках с книгами в руках.

Экскурсия в Израиль.  Стена Плача и Мёртвое море Путешествия, Израиль, Экскурсия, Стена плача, Мертвое море, Туристы, Длиннопост

-Девочки налево, мальчики на право- скомандовал гид и нам пришлось разделиться.

Быстро загадав своё желание, как только это возможно с маленьким непоседой, мы отправились на выход. Любимая воспользовалась ситуацией и задержалась у стены подольше.

После воссоединения семьи, мы, сделав несколько фотографий, отправились к автобусу. Мой взгляд упал на весело общающихся молодых людей в форме, в десяти метрах от нас. После бурного прощания, мужчина в гражданской одежде, буднично закинул на плечо штурмовую винтовку, без магазина и пошёл, как я понимаю домой.

-Что ты удивляешься- мелькнуло в моей уставшей голове- это Израиль, детка

В ясном, безоблачном небе пролетели два боевых вертолёта.

Экскурсия в Израиль.  Стена Плача и Мёртвое море Путешествия, Израиль, Экскурсия, Стена плача, Мертвое море, Туристы, Длиннопост

Заняв места в автобусе и под рассказы об армии Израиля, о женском спецназе, с красивым названием Каракал (хищное млекопитающее семейства кошачьих) мы приехали на Мёртвое море.

Устав за этот насыщенный день, хотелось с разбегу грохнуться в воду с маской. Но не тут то было. При любом погружении, тебя как пробку выбивало к поверхности. Вспоминая слова гида, с какой ноги надо вставать, на дно, усеянное солеными шариками, размером с мячик от пинг-понга, как наступать, плюс вода, которая больше жарила, чем охлаждала, а ещё, все ссадины и трещинки на теле, жутко разъедало от соли. Удовольствия мало и я пошёл на берег, следить за маленьким боякой, отказывающимся купаться, чем с превеликим удовольствием воспользовалась любимая.

Экскурсия в Израиль.  Стена Плача и Мёртвое море Путешествия, Израиль, Экскурсия, Стена плача, Мертвое море, Туристы, Длиннопост
Экскурсия в Израиль.  Стена Плача и Мёртвое море Путешествия, Израиль, Экскурсия, Стена плача, Мертвое море, Туристы, Длиннопост

Приняв душ и смыв остатки воды, больше похожих на масло мы заглянули в магазинчик. Прикупив несколько кремов с солями Мёртвого моря, для нежной кожи любимой, мы отправились к границе. В этот раз, всё прошло хорошо, нас без проблем выпустили и впустили. Но египтяне всё- таки нас немного понервировали. Выйдя с пропускного пункта и заняв место в автобусе, нас минут 30 не выпускали с пограничного поста. После того, как мы напомнили, что в автобусе русские туристы, которые опаздывают на ужин и самое главное в бар, а в этом состоянии мы страшны как никогда, погранцы одумались и нас отпустили.

Впереди нас ждала ещё 1 неделя в раю…

первоисточник: https://dzen.ru/a/Y9qJl7gXNSNsaTCK

Показать полностью 4

Экскурсия в Израиль. Израильская таможня

Начало нашего путешествия в Израиль:

Часть первая. Дорога.

Слабонервным и беременным читать можно, но осторожно. Тем, кто проходил, добро пожаловать в «приятные» воспоминания. Начинаем.

Выйдя из автобусов, мы отправились к одноэтажному зданию, издалека напоминающему хороший автовокзал или средней руки железнодорожный. На самом деле, пограничный пункт. Внутри было по-египетски светло и просторно. Посередине зала, за столом сидел плотный мужчина в военной форме и демонстративно курил. Взгляд был такой, что если бы мы проходили слишком близко, он бы не стесняясь, выпустил бы табачный дым в нашу сторону и затушил об нас окурок.

-да, это тебе не «вольга-вольга, добрый пожайловать руський» по прилёту- промелькнуло в моей уставшей голове.

Если вы думаете он один такой был, то ошибаетесь. На последнем рубеже, пограничник, вместе со штампом в паспорте, готов был туда плюнуть и дать нам пинка для скорости.

Всё дело в давней войне между арабскими странами и Израилем несколько десятилетий назад. Нас, они, наверное, тоже считали, чем то, вроде, предателей.

Думаете Израиль нас ждал? Ну-ну!

Пройдя, быстрыми перебежками нейтральную полосу, мы оказались в стеклянном помещении. Справа о скалы билось манящее к себе Красное море.

- Какое перспективное место, а я без маски- мелькнуло в моей аквалангистской голове

Слева были горы и дурное чувство, что кто то смотрит, оттуда, на тебя через оптический прицел. Причём , местами, казалось что там реально есть блокпосты.

На первом пункте пропуска, мужчина за стойкой, стал вклеивать в паспорта молодых мужчин наклейки красного или белого цвета. Я такой чести удостоен не был и, не зная, радоваться или нет, мысленно попрощался с семьей и Родиной. Любимая тоже начала нервничать. Сынуля, как истинный разведчик нелегал, ничем не выдавал своё внутреннее состояние.

Пройдя мимо расклейщика марок, мы попали в комнату проверки личных вещей. Милые, молоденькие, увешанные золотом , как новогодние ёлки, девушки, немного расслабили. Дорожная сумка с едой для сынульки и вещами на всякий пожарный случай, без проблем преодолела рентгенотелевизионный интроскоп (в простонародье- лента) была схвачена одной из девушек-пограничников.

- ваша сумка- спросила она

-моя – не уверенно ответил я.

В голове поплыла картинка: из кармашка достаётся пакетик, с белым порошком, меня крутят, я начинаю кричать «не моё, мне подсунули», признаваться в любви к супруге и просить правильно воспитать сына. Мысли путались, и лихорадочно вспоминалось, как правильно входить в хату.

-Стоп уставший какая хата, это Израиль- мелькнуло в моей туманной голове и я немного пришёл в себя.

Сумку проверили, ничего не нашли, но девушка, не унималась. Кого то позвала из соседней комнаты. И тут появилась она: восточная красавица со скребком и колбочкой в руке. Поскребла по сумке, отправила содержимое в колбу и уплыла в лабораторию.

Я, тоже, начал «плыть» и вспоминать где я в последнее время лазил с этой сумкой и что мне за это будет. Счастливые туристы из нашего отеля, прошедшие впереди нас, спокойно ели сух. пай и болтали о том о сём. Я был на грани провала.

-можете идти- прозвучал голос сверху

Не веря в своё счастье, мы чуть не побежали вприпрыжку из этого женского рая.

Дальше нас ждал последний этап. Кабинки, как в аэропортах, с пограничниками, были не лучше девушек досмотрщиц. Любимая, доверила мне сына , а сама пошла первой. Нам досталась кабинка с двумя пограничниками, молодым и в возрасте.

-хелоу- как можно дружелюбней и во все 32 зуба сказал я. Малолетний нелегал, профессионально промолчал.

- здравствуйте- на чисто еврейском русском сказал молодой.

Старший наклонился и что то прошептал ему в ухо.

-где проживаете

Я машинально ткнул браслетом с названием отеля в стекло. В ясной голове мелькнуло

- нас просто так не возьмешь- ликовал я

Старый не унимался и опять, что то нашептал в ухо молодому.

-это кто – спросил он сына

-папа- ответил юный партизан

-как зовут папу- не унимался вражина

- Андрей- буднично и спокойно ответил молодой разведчик

Поняв , что нас не расколоть, нам вернули паспорта и разрешили посетить Израиль. На выходе уже было темно и нас ждала мама-жена-любовь всей моей жизни и просто красавица. Впереди нас ждала экскурсия по Израилю и встречи с агентами , погони , перестрелки.

Продолжение следует. Если не раскроют….

первоисточник: https://dzen.ru/a/Y9qAlD4ckUQvOYCf

продолжение здесь:

Часть третья. Бессонная ночь в Вифлееме

Часть четвёртая. Храм Рождества в Вифлееме

Часть пятая. Храм Гроба Господня.

Часть шестая. Стена Плача и Мёртвое море.

Показать полностью

Израиль, Храм Гроба Господня, Иерусалим. Место, где произошло величайшее чудо в истории человечества

Храм возведен на месте, где был распят, погребен, а затем воскрес Господь Иисус Христос. Один из главных центров христианского паломничества, образец церквей-мартириев и архитектуры Святых мест. Первая церковь Воскресения Христова была заложена святой царицей Еленой и построена к 335 году. В дальнейшем храм несколько раз был разрушен, восстановлен, страдал от пожаров, перестраивался и расширялся. После очередного пожара 1808 года он был вновь отстроен в 1810 году и приблизительно в этом виде существует в начале XXI века.

Храм Гроба Господня - одна из величайших святынь в христианстве. Современный Храм Гроба Господня состоит из трех основных сооружений: храма на Голгофе, часовни Гроба Господня и храма Воскресения. Также в состав Храма Гроба Господня входят многочисленные приделы, часовни и монастыри, принадлежащие различным конфессиям. Трагический путь - путь Скорби , 5 последних остановок Христа до места его распятия , смерти и воскрешения.

Главный вход

Камень помазания

Часовня Гроба Господня (Кувуклия)

Храм Воскресения Господня (Кафоликон)

Израиль, Храм Гроба Господня, Иерусалим. Место, где произошло величайшее чудо в истории человечества Израиль, Храм, Храм гроба господня, Иерусалим, Экскурсия, Путешествия, Длиннопост

Ранее храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православной и римо-католичской) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии. Базилика крестоносцев объединяла эти объекты в едином внутреннем пространстве. Ныне кафоликоном (соборным храмом) Воскресения Господня в называют «срединный» объем комплекса храма, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 года. Греческая перестройка того времени изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас. С литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения.

Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» - «пуп Земли». Представление об Иерусалиме как о центре земли и домостроительства спасения известно издревле , но это сооружение появилось в храме не ранее 1810 года. В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Христа Вседержителя в окружении Божией Матери, святого Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, 12 святителей. Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов. Мозаичные работы в куполе кафоликона были завершены в 1994 году.

Израиль, Храм Гроба Господня, Иерусалим. Место, где произошло величайшее чудо в истории человечества Израиль, Храм, Храм гроба господня, Иерусалим, Экскурсия, Путешествия, Длиннопост

Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата, почему тут имеется 2 тронных места в его восточной части – престолы патриарха Иерусалимского у южного столба и его представителя, митрополита Петро-Аравийского, у северного. Над иконостасом – галерея с 3 выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками), откуда по древневизантийскому правилу диакон должен читать Евангелие. Вся восточная часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, северный и южный входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.

Голгофа

Важнейшее из мест поклонения во всём Храме Гроба Господня - церковь Голгофы, которая заключает в себе место распятия Христа. Свой современный архитектурный облик Голгофа приобрела в результате ремонта храма в 1810 году. На святом месте Распятия пребывает лишь сама скала, которую строители и реставраторы разных эпох усекали, выравнивали, обтесывали; сегодня ее размеры составляют 4,5х11,5х9,25 м. На скалу ведут 2 лестницы: правая начинается сразу от дверей храма («латинский всход» ведет к римо-католичскому приделу), левая - со стороны кафоликона («греческий всход» ведет к главному православному приделу). 2 нефа, разделенные приземистыми массивными столпами с аркой между ними, образуют православный и католичские приделы Голгофы, который в византийское время они составляли единый храм.

Православный престол, высотой в метр, выполнен из розового мрамора; под престолом находится отверстие, в которое был водружен Крест Распятия. Поверхность скалы скрыта мраморным полом, лишь справа и слева от престола в застекленных проемах можно видеть серый камень самой Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя .

Израиль, Храм Гроба Господня, Иерусалим. Место, где произошло величайшее чудо в истории человечества Израиль, Храм, Храм гроба господня, Иерусалим, Экскурсия, Путешествия, Длиннопост
Израиль, Храм Гроба Господня, Иерусалим. Место, где произошло величайшее чудо в истории человечества Израиль, Храм, Храм гроба господня, Иерусалим, Экскурсия, Путешествия, Длиннопост

Израиль, Храм Гроба Господня, Иерусалим. Место, где произошло величайшее чудо в истории человечества Израиль, Храм, Храм гроба господня, Иерусалим, Экскурсия, Путешествия, Длиннопост

Южный придел церкви Голгофы – Пригвождения ко Кресту – принадлежит римо-католикам-францисканцам. Он приобрел современный вид в результате реставрации в конце 1930-х годов по проекту А. Барлуцци, после землетрясения 1927 года. От мозаик времени крестоносцев сохранился лишь фрагмент композиции «Вознесение Христово» на своде центральной арки. Серебряный алтарь (мастер Д. Портиджани из монастыря Сан-Марко во Флоренции) был пожертвован в храм в 1588 году великим герцогом Тосканским Фердинандо Медичи. Считается, что алтарь поставлен на месте, где прибивали ко Кресту руки и ноги Спасителя. Первоначально он предназначался для Камня помазания, чем объясняется его вытянутая форма, однако из-за трений между конфессиями францисканцы вынуждены были поставить его в приделе церкви Голгофы.

Под аркой, отделяющей римо-католическую часть Голгофы от православной, находится римо-католический алтарь «Stabat Mater» (по первым словам молитвы итальянского поэта-францисканца XIV века Якопоне да Тоди). За престолом помещено скульптурное изображение Пресвятой Девы с мечом в груди в соответствии с предсказанием Симеона Богоприимца (скульптура пожертвована португальской королевой Марией I Браганца и доставлена в Иерусалим из Лиссабона в 1778).

Под скалой Распятия расположен придел Адамовой главы, иначе известный как придел Мелхиседека, по преданию совершившего здесь погребение главы прародителя рода человеческого. Отсюда видна расселина в Голгофе шириной около 15 см.

Из этого придела дверь справа ведет в кабинет-келью епитропа храма (бывший придел святого Иоанна Предтечи), откуда можно пройти в православную ризницу, где хранится крест-реликварий с частицей Животворящего Древа и множество частиц мощей святых.

Ротонда

Множество приделов расположено вокруг кувуклии в ротонде, делящейся по вертикали на 3 яруса. 2 верхних яруса опираются на 6 квадратных в плане столбов и 10 коринфских колонн. В 1810 году в целях укрепления конструкции западные столбы и колонны были соединены стеной и внешнее кольцо ротонды оказалось поделено перегородками на отдельные небольшие комнаты и хранилища. Нижний ярус ротонды имеет 3 апсиды с южной, западной и северной сторон.

Южная часть нижнего яруса принадлежит армянам. Перед лестницей на галерею помещен мраморный киворий на 4 колоннах с 6-гранным куполом над круглой мраморной плитой, отмечающей место, где стояла, по преданию Армянской церкви, Пресвятая Дева в момент Распятия. Предполагают, что в византийский период часовня Пресвятой Девы (или Трех Марий), уничтоженная при перестройке храма крестоносцами, находилась на месте современного Камня помазания.

Средний ярус ротонды, представляющий собой балконную галерею с аркадами, разделенную 16 колоннами, примыкающими к Арке Мономаха, поделен между армянами и римо-католическими общинами. Галереи северной стороны принадлежат римо-католикам, южной - армянам (на армянской стороне на галереях расположены 2 церкви).

3-й, верхний ярус с ложными арками принадлежит православным. Выше, над широким архитравом, расположена т. н. малая галерея из 16 арок, под каждой из которых - 5 лампад, как бы врезанных в полусферу купола.

На галерее находится армянская церковь, именуемая Второй Голгофой (по уровню пола она почти совпадает с подлинной Голгофой). Церковь построена по благословению Армянского патриарха Мартироса в 1439 году, после того как армяне лишились права на владение Голгофой. Главной святыней храма армяне чтут фрагмент колонны, который их предание связывает с Колонной бичевания . Второй престол храма посвящен святителю Макарию Иерусалимскому, при котором совершилось обретение и воздвижение Креста Господня.

В западной апсиде, напротив часовни коптов, расположен армянский (ранее сирийский) придел святого Никодима. Небольшой проход в юго-западной стене ведет к 2 гробницам (тип древнееврейских ниш-кокким) праведных Иосифа Аримафейского и Никодима.

Северная часть ротонды принадлежит римо-католикам. Вблизи Кувуклии расположен престол святой Марии Магдалины. Над ним, на восточной стороне столба,- современный литой рельефный образ с изображением встречи святой Марии Магдалины с Воскресшим Спасителем.

Римо-католикам-францисканцам принадлежит церковь Явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии. Главной святыней храма римо-католики чтут находящийся справа от алтаря, в специальной нише, фрагмент порфировой колонны, который их предание связывает с Колонной бичевания . Ранее эта церковь была частью единого ансамбля, здесь размещался открытый внутренний дворик Греческой Патриархии. Из западной части храма можно пройти во францисканский монастырь, пристроенный к северной части храмового комплекса. В этой же церкви почитается место, на котором, по преданию, воскресла умершая женщина от прикосновения к Животворящему Кресту Господню в день его обретения.

Справа от капеллы францисканцев, за массивной дубовой дверью – римо-католическая ризница, где главной достопримечательностью являются меч и шпора Готфрида – командующего армией крестоносцев взявших Иерусалим в 1099 году. Эти реликвии используются при церемонии посвящения латинским патриархом в рыцари Святого Гроба.

Триумфальная арка

Невысоким, в одну ступеньку, подиумом Кувуклия соединена с Триумфальной аркой (или Аркой Мономаха, названной в память о восстанавливавшем в 1048 году храм Восточно-Римском императоре Константине IX Мономахе) и открывающимся за ней храмом Воскресения. Перемычка под аркой содержит со стороны кафоликона надпись на греческом: «Радуйся, Сионе, святая Матерь Церквей Божиих!» В проходе арки устроены слева и справа небольшие балконы, обращенные в сторону Кувуклии, на которых до 1917 года размещались при торжественных богослужениях консулы и другие почетные представители главных православных держав – России и Греции.

Галереи кафоликона

Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в которых размещаются несколько приделов.

В северной галерее храма находится место, называемое Аркады Девы: огромные 4-гранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между которыми выделяется беломраморный фрагмент постройки императора Адриана. Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина.

В восточном конце галереи расположена православная часовня, обозначенная на старинных планах как часовня Уз или Темница Христова, впервые упоминаемая в источниках на этом месте не ранее XV века. Это не археологическая реконструкция, а архитектурно оформленная «литургическая модель» подлинной Христовой Темницы. Перед входом в нее под престолом находится каменная плита с 2 отверстиями для ног, куда сажали приговоренных, сделанная по аналогии с кандальной каменной скамьей в Претории. Греки обычно называют это помещение часовней святых жен-мироносиц, а русские богомольцы с недавнего времени - часовней Богородицы Плачущей, по находящейся в ней иконе Богоматери «Умиление» XIX века, которая с 1986 года почитается чудотворной. Первоначальное назначение этого помещения неизвестно; предположительно к времени Распятия здесь находилась древнееврейская гробница; по другой версии, сюда, в заброшенную пещеру, приходили cвятые жены-мироносицы.

В амбулатории, позади алтарной апсиды кафоликона, находятся еще 3 придела. Первый, православный, посвящен святому Лонгину Сотнику. На его мраморной балюстраде начертан стих из Евангелия: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» .

Следующий, расположенный в галерее придел принадлежит Армянской церкви и посвящен Разделению риз ; согласно преданию, именно на этом месте распинавшие Христа легионеры разделили Его одежды (при этом на Голгофе существует римо-католический престол того же посвящения).

Близ лестницы, уходящей вниз к церкви святой Елены, помещается придел Тернового венца. В центре придела, под престолом, под стеклом помещен фрагмент толстой, круглой колонны серого мрамора, именуемой Колонной поругания. По преданию , на этой колонне, высотой не более 30 см, сидел Спаситель в момент увенчания Его терновым венцом . По свидетельству русских паломников середины XIX века, тут же «в стене за стеклом и за решеткой» сохранялась часть тернового венца .

Подземные храмы

Подземная церковь святой Елены ныне принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой - у эфиопов. Храм имеет 2 престола: северый алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, – царице святой Елене и ее современнику святому Григорию Просветителю. Согласно армянскому преданию, когда святитель Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, он был удостоен схождения Cвятого Огня. Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII века. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой с сюжетами из истории Армении. Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным святой Елене, где царица сидела во время раскопок. В окне горят 3 неугасимые лампады.

Церковь cвятой Елены 13 ступенями соединена с римо-католичской церковью Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cвятой Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийский эрцгерцогом Максимилианом. В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным православным крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо. Пещера Обретения, по словам А. А. Дмитриевского в начале XX века, «составляет ныне почти безраздельную собственность католиков, но еще в 1835 г. здесь стоял греческий престол» . В праздник Воздвижения православным духовенством во главе с патриархом совершалась торжественная литания, именуемая парусией: крестный ход выходил из южных дверей кафоликона и по амбулаторию проходил к лестнице храма Елены. Затем процессия спускалась в пещеру Обретения, где исполнялся тропарь праздника и совершался патриархом чин Воздвижения Креста в 4 местах – по концам воображаемого Креста. Затем крестный ход направлялся к Кувуклии и, трижды обойдя ее, поднимался на Голгофу, где чин Воздвижения Креста повторялся .

Слева от православной плиты на месте Обретения Креста из выемки в стене слышно, по словам паломников, «адское гудение». «В сущности это явление происходит оттого, что против этой выемки находится под храмом огромная, ныне пустая цистерна» . В 1970 году по благословению Армянского патриарха было исследовано пространство к северо-востоку от апсиды церкви святой Елены. Обнаружили помещение, доступ в которое был закрыт еще в древности. Эта вновь обретенная часть храма получила название часовни святого Вардана Полководца или Армянских воинов-мучеников с проходом из церкви святой Елены. В центре часовни расположен алтарь с хачкаром во имя 1036 армянских мучеников, павших во время армяно-персидской войны в 451 году.

Двор и его постройки

Территория площади перед входом в храм почти целиком принадлежит Иерусалимской Патриархии. В левом углу двора возвышается колокольня, построенная французским зодчим Журденом в 1160-1180 годах. Храмы в левой части двора, выходящие апсидами на западную сторону площади, имеют общий вход слева от портала храма, рядом с колокольней.

Под колокольней расположена церковь Сорока Севастийских мучеников, являющаяся усыпальницей Иерусалимских патриархов. Крест, увенчивающий иконостас, поддерживают 2 резных декоративных дракона, символизируя освящение Голгофской Жертвой всего тварного мира.

Слева от церкви Сорока мучеников под открытым небом находится церковь Жен-мироносиц, без крыши, только иконостас имеет небольшой козырек, предохраняющий иконы и внутреннее убранство алтаря. Посреди храма небольшой беломраморный киворий указывает место явления Воскресшего Господа святой Марии Магдалине .

Слева от церкви святых Жен-мироносиц, в западной части двора, помещается церковь святого Иакова, брата Господня. Этот храм является приходским для православных Иерусалима. В западной части храма, в притворе, находится чудотворная икона Божией Матери, помещенная, по преданию, на месте той, от которой был голос преподобной Марии Египетской.

Из общего вестибюля описанных храмов широкая каменная лестница ведет на 2-й этаж, где расположена патриаршая домовая церковь равноапостольных Константина и Елены. По устройству Святогробского братства вся Иерусалимская Патриархия представляет собой монастырь во имя этих святых. Святейшие владыки Иерусалимские как законные блюстители главного христианского храма жили в непосредственной близости от него. После прихода крестоносцев православный патриарх был изгнан из Иерусалима и его палаты на некоторое время заняли католики. Саладин, в свою очередь изгнавший крестоносцев, возвратил храм православным, но патриаршие палаты остались за новыми завоевателями. Церковь равноапостольных Константина и Елены была восстановлена после векового запустения в 1579 году патриархом Софронием IV и обновлена в 1986 году. От убранства XVI века до XXI века сохранились иконостас и царские врата, которые ныне расположены в пещерной церкви святителя Николая Чудотворца Лавры Саввы Освященного. За левым клиросом церкви находится окно внутрь храма, из которого видна Кувуклия. Одна из древних икон храма – Иорданская икона Божией Матери, почитаемая чудотворной. Ценность этой старинной иконы стала вновь известна её хранителям после 1835 года, когда о ней рассказал русский паломник А. С. Норов, напомнивший, что свидетельство об этой иконе как о чудотворной содержится в «Хождении» игум. Даниила.

Восточную сторону площади занимает православный Авраамиев монастырь, главный храм которого, расположенный на 2-м этаже, имеет символическое значение горы Мориа, т. е. места, где праведный Авраам намеревался в знак покорности воле Божией принести в жертву сына Исаака. Подлинное место горы Мориа принадлежит мусульманам, поэтому Православная Церковь символически обозначала в собственном литургическом пространстве важнейшее из ветхозаветных событий, явившееся прообразом Голгофской Жертвы Христа, приблизив его к месту жертвоприношения новозаветного Агнца. Условное место жертвоприношения Авраама обозначено мраморным кругом посреди церкви. Из церкви имеются проходы на Голгофу и в алтарь церкви Воскресения.

Другая монастырская церковь Двенадцати апостолов сохраняет память об одноименном монастыре, находившемся ранее позади Авраамиева и совпадавшем, по сообщениям некоторых источников, по местоположению с позднейшим клуатром крестоносцев (здесь помещаются теперь кельи эфиопов).

Часть нижнего этажа Авраамиева монастыря также принадлежит православным. Храм имеет 3 престола. Главный алтарь, по преданию, воздвигнут на месте, где стоял во время распятия Спасителя евангелист Иоанн Богослов (Ин 19, 25-28). На 2-м, правом престоле, посвященном Страстям Господним, хранится часть Колонны бичевания из дома первосвященника Каиафы. 3-й, расположенный слева престол посвящен жертвоприношению Авраама.

К северу от монастырских дверей находится вход в армянскую церковь апостола Иоанна Богослова. В северо-восточном углу двора дверь между часовней cвятой Марии Египетской и церковью Иоанна Богослова ведет к лестнице, на нижнем пролете которой расположена коптская церковь архангела Михаила, на верхнем - эфиопская церковь Четырех живых существ (Тетраморфа).

Храм эфиопов соединен с террасой (уровень пола первоначальной базилики императора Константина), посреди которой высится купол подземной церкви святой Елены. Здесь сохранились развалины внутренней галереи монастыря крестоносцев XII-XIII веков, заменившего в свою очередь древний Авраамиев монастырь, входивший в состав Святогробского комплекса. Среди руин помещаются маленькие кельи эфиопских монахов, вытесненных на крышу в 1660 году, после утраты принадлежавших им святых мест внутри храма.

За площадкой с эфиопским монастырем расположены здания Коптской Патриархии, известные под названием Дейр-эс-Султан (Монастырь султана), поскольку были подарены коптской общине султаном Салах-ад-Дином. Соборный храм монастыря посвящен преподобному Антонию Великому, другой храм – святой царице Елене. В глубине его удлиненного помещения скрывается узкая лестница, по ступеням к-рой можно спуститься к цистерне святой Елены – самой большой из цистерн, расположенных вокруг храма. По преданию, именно ею пользовались при строительстве зодчие, возводившие Храм Гроба Господня.

В южной стороне площади, напротив входа в храм, расположена Малая Гефсимания – подворье Гефсиманского Успенского монастыря. В этой небольшой церкви, в последний раз перестроенной и отреставрированной в 1953 году, у алтаря, в киоте Иерусалимской иконы Божией Матери, хранится плащаница Богородицы. Плащаница представляет собой вырезанное на доске по контуру двустороннее изображение Богоматери размером около 1 м. Серебряно-вызолоченная риза «в венцах, сияющих драгоценными камнями». По иконографии, материалу и типу исполнения плащаница – произведение русско-иерусалимского церковного искусства XIX века, ее копии известны в российских храмах.

видео Храм Гроба Господня, Израиль

фото Храм Гроба Господня.

о нашем посещении : Экскурсия в Израиль. Часть пятая. Храм Гроба Господня.

первоисточник: https://dzen.ru/a/ZTgyJKHDCmEjM39Z

Показать полностью 5

Экскурсия в Израиль. Часть пятая. Храм Гроба Господня

Начало нашего путешествия в Израиль:

Часть первая. Дорога.

Часть вторая. Израильская таможня.

Часть третья. Бессонная ночь в Вифлееме

Часть четвёртая. Храм Рождества в Вифлееме

Прежде чем мы покинули Вифлеем, по старой, доброй традиции, нас завезли в магазин сувениров. Как вы понимаете, основной ассортимент был христианский: иконки, крестики, обереги и т.д. Но , по чьей то железной логике, было принято решение, выделить в магазине целый отдел под верблюдов. Верблюды игрушки, магнитики, фигурки и т.п. Смысла я не понял и быстро покинул магазин, купив, по совету гида, несколько пучков из 33 свечей и триптих (икона-складень из 3 икон).

После шопинга, по очень доброй и любимой традиции нас повезли на обед. Здание снаружи похожее на городское ДК, внутри, кстати, то же, оказалось с хорошим рестораном со шведским столом и приличной кухней.

Дальше наш путь лежал в Иерусалим.

Завидев стены древнего Кремля Иерусалима, моё сердце забилось с удвоенной силой. Выйдя из автобуса я попал в параллельные миры: слева современные машины, город, а справа многовековая стена, с башнями и бойницами.

Древний город, в который мы попали через Яфские ворота впечатлил ещё больше. Маленькие улицы с торговыми лавками, очень узкие переходы между домами, в которых живут местные в своих еврейских шапочках и одеждах. Во мне снова и снова просыпался путешественник во времени. Ты понимаешь, что идёшь по многовековому городу, с его богатой историей и на очередном повороте встречаешь ватагу местных ребятишек гоняющих мяч. Счастливые дети, играющие в мяч. Просто дети. Еврейские и арабские. В Иерусалиме. В стенах многовекового города.

Под впечатлением от города мы дошли до цели нашего приезда- Храм Гроба Господня. Зайдя в массивные ворота, мы заняли очередь в Часовню Гроба Господня (Кувуклия). Гид показал нам отверстия, через которые во время пасхи передаётся сошедший огонь из Кувуклии посетителям. Длинная очередь двигалась быстро и скоро мы оказались у входа в Пещеру Гроба Господня. Небольшая камера в полумраке, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой. Прикоснувшись к святыне, и не задерживаясь надолго, мы вышли из Кувуклии. Следующим ритуалом было тушение 33 свечей: сначала их зажигают благодатным огнём и тушат. Проделав это со всеми купленными пучками, мы отправились дальше по храму.

Камень помазания. Над Камнем - 8 лампад (4 - православные, 2 - армянские, 1 - латинская, 1 - коптская). На нём можно освятить любой предмет, просто коснувшись им Камня помазания. Прикоснувшись к очередной святыне, мы пошли дальше.

Голгофа. Православный престол, высотой в метр, выполнен из розового мрамора; под престолом находится отверстие, в которое был водружен Крест Распятия. Поверхность скалы скрыта мраморным полом, лишь справа и слева от престола в застекленных проемах можно видеть серый камень самой Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя.

Именно в этом месте можно поставить свечи за упокой или здравие. Но самое интересное, что фиксированной цены на свечи нет. Каждый покупает за сколько считает нужным. После наших прайсов в церквях на крещение, отпевание, крестики и другую, далеко не дешёвую атрибутику, хочется спросить: а мы точно одной веры.

Ну и в конце главы маленький бонус. Думаю, что многие слышали про пуп земли. Так вот он находится в этом храме и фотография прилагается, как и многие другие в первоисточнике: https://dzen.ru/a/Y9qGD77ulGwi0SiI

Начало нашего путешествия в Израиль:

Часть первая. Дорога.

Часть вторая. Израильская таможня.

Часть третья. Бессонная ночь в Вифлееме

Часть четвёртая. Храм Рождества в Вифлееме

продолжение:

Часть шестая. Стена Плача и Мёртвое море.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!