Серия ««БХАГАВАД-ГИТА» ВНЕ ВРЕМЕНИ»

«БХАГАВАД-ГИТА» И УСТРОЙСТВО ОБЩЕСТВА

В прошлом посте я писала о разных видах религии с точки зрения «Бхагавад-гиты» и о том, к каким плодам стремятся их приверженцы. А также говорила о духовной практике, которая по мотивам своим отлична от материальных религий, и о том, что духовный путь – нелёгкая затея.

Сложность духовной практики в том, что само настроение материального мира для неё не приспособлено. Основные настроения здесь – я, мне и моё. Другими словами – эгоизм, жадность и собственничество. В то время как духовность подразумевает отказ от личных мотивов и посвящение всех своих дел и плодов Богу. Возникает важный вопрос: как заниматься духовной практикой и не умереть с голода?

Этот вопрос, к счастью, изначально продуман, а решение описано в одном из стихов «Бхагавад-гиты»:

«В соответствии с тремя гунами материальной природы и связанной с ними деятельностью, Я разделил человеческое общество на четыре сословия». (БГ 4.13)

Как я уже писала в прошлом посте, гуна – это некая сила, тенденция действовать с определенным настроем. При этом в каждом человеке есть талант или склонность к какой-либо деятельности. Обычно пристрастия видны ещё в детстве, когда ребенок одним делом занимается больше и активнее, чем другим.

В следующем стихе описано, на какие именно сословия (варны) разделяется общество:

«Брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр можно узнать по их качествам, проявляющимся в деятельности». (БГ 18.41)

Брахманы – сословие мыслителей. Это ученые, педагоги, врачи, юристы, священники, то есть те, кто занимается интеллектуальным трудом. Основное занятие брахманов – получать знание и делиться им. Кшатрии – лидеры, они занимаются административной деятельностью или военной, потому что их основное желание – установить справедливость и упорядочить деятельность окружающих. Вайшьи – предприниматели или торговцы, раньше это была прерогатива земледельцев. Деятельность вайшьев заключается в том, чтобы распределять ресурсы между остальными членами общества. Шудры – творцы, им по душе работать своими руками или создавать что-то новое. Поскольку в чистом виде шудрам не свойственны лидерские или предпринимательские качества и тяга к научной деятельности, им проще работать на кого-то другого, выполнять заказы и т.п.

«БХАГАВАД-ГИТА» И УСТРОЙСТВО ОБЩЕСТВА Саморазвитие, Харе Кришна, Общество, Длиннопост

Разумеется, мир не жестко категоричен, сейчас в человеке могут сочетаться разные оттенки. Например, если есть предрасположенность к браманической деятельности учителя, но при этой имеются и лидерские качества кшатрия, можно быть директором школы или занять в школе/университете другую административную должность. А можно быть преподавателем в кадетском училище, если от кшатрия – милитаристский уклон. Сочетание брахмана и вайшьи можно проявить в преподавании торговых или сельскохозяйственных дисциплин. Кшатрий-вайшья может быть начальником производства. Даже сочетание брахмана и шудры можно применить, работая, например, хирургом или стоматологом. С одной стороны это серьезное обучение медицине, с другой стороны – творческий ручной труд.

В любом случае самым важным фактором в разделении на сословия (варны) является именно наличие качеств и предрасположенности человека, а не семья, в которой он родился, или раздумывание, какая профессия принесет больше денег. Родители должны крайне серьёзно относиться к профориентации своих детей. Никакое насилие или уговоры не заставят ребенка полюбить дело, которое выбрали для него родители, если ему самому это дело не нравится. Выбор должен быть свободный и личный, только тогда деятельность человека действительно принесет пользу и ему, и всем окружающим. Родители могут только создавать условия для развития качеств детей, но не выбирать за них.

Итак, с варнами более-менее понятно, но это ещё не всё. Данное устройство государства называется варнашрама-дхарма. Варна означает «профессия», дхарма – «деятельность», а ашрам – «уклад жизни». Перейдём к понятию ашрам.

Четыре ашрама: брахмачари, грихастхи, ванапрастхи и санньяси, организовывают жизнь человека в зависимости от его возраста. Брахмачарья – ученичество, обычно длящееся до 20-25 лет. В этот период рекомендуется посвятить всё своё время освоению навыков жизнедеятельности и профессии. После приобретения специальности наступает период семейной жизни – грихастха-ашрам – время активной работы, благоустройства, рождения детей. А после, когда дети поставлены на ноги, наступает период ванапрастхи – время отхода от дел, своего рода пенсионный возраст, когда все дела уже сделаны и появляется возможность постепенно посвящать всё больше и больше времени духовной практике. А санньяса – это полное отречение от мира. В подавляющем большинстве обет санньяси принимали мужчины и уходили из дома навсегда. Они проповедовали, жили либо в лесу, либо в храме, постоянно меняя место, чтобы не привязываться к нему, и таким образом полностью посвящали свою жизнь осознанию Бога и своих отношений с Ним.

Путь от брахмачарьи к санньясе описан в 13 главе «Бхагавад-гиты»:

«Смирение, отсутствие тщеславия, отказ от насилия, терпение, простота; обращение к истинному духовному учителю; чистота, постоянство, самодисциплина; отказ от того, что приносит чувственное наслаждение; отсутствие ложного эго; понимание того, что рождение, смерть, старость и болезни — это зло; самоотречение, отсутствие привязанности к детям, жене, дому и т. д.; невозмутимость в счастье и горе; непоколебимая, безраздельная преданность Мне; стремление жить в уединенном месте, отстраненность от мирских людей, признание важности самоосознания и склонность к философскому поиску Абсолютной Истины — это Я объявляю знанием, а все прочее называю невежеством». (БГ 13.8-12)

Таким образом, четыре уклада жизни позволяют человеку постепенно и естественно перейти от материальных желаний к духовным. Ведь, как мы помним, эти четыре вида деятельности и четыре уклада жизни – варнашрама-дхарма – созданы Богом для того, чтобы даже на уровне общественного устройства дать людям возможность развиваться в духовном направлении. Варны помогают найти вид деятельности, который принесёт не только доход, но и удовлетворение, поскольку таланты будут заняты в правильном месте. Удовлетворение в свою очередь дает силы, в отличие от нелюбимой работы, которая только опустошает. Эти силы и вдохновение можно использовать для того, чтобы развивать в себе необходимые для духовной практики качества: терпение, смирение, милосердие, чистоту, аскетизм, честность, благодарность и т.д.

Четыре ашрама помогают спланировать свою жизнь таким образом, чтобы она прошла наиболее гармонично в соответствии с биологическими часами. Нелегко развиваться, если один период накладывается на другой: когда приходится учиться с ребёнком на руках, или наконец-то осваивать любимое дело, но в преклонном возрасте, да и детей растить в том же преклонном возрасте уже не так просто. Поэтому гораздо лучше, когда всё происходит в своё время. Тем более если это поддерживается на государственном уровне.

Сейчас у нас, конечно, есть и школы, и профориентация, и помощь молодым родителям, и пенсия, но всё это пока очень расплывчато в первую очередь в постановке цели. На данный момент, если говорить прямо, всё заточено на зарабатывание денег, а не на развитие качеств характера, тем более духовных. Так происходит из-за желания эксплуатировать материальную природу, о котором я писала в одном из предыдущих постов. Отвлечь внимание на получение удовольствий очень легко, люди становятся ведомыми. А развитие духовных качеств характера приводит в том числе к установлению более отреченного способа жизни, и кто же тогда будет покупать всё то барахло, которым завалены магазины? :)

«Любые обязанности следует выполнять как жертвоприношение Господу Вишну, иначе они приковывают человека к материальному миру. Поэтому, о сын Кунти, выполняй свой долг ради удовлетворения Вишну, и ты навсегда освободишься от материального рабства». (БГ 3.9)

Бхактиведанта Свами Прабхупада сформулировал принцип: «Простая жизнь – возвышенное мышление». Этим принципом он хотел показать, что для счастья нам нужно не так уж много вещей, в первую очередь нам нужно качественное общение и сотрудничество друг с другом. А здоровые отношения и сотрудничество трудно воплотить в обществе, где все сосредоточены на зарабатывании денег, а не на совершенствовании своего характера.

На самом деле, система варн и ашрамов – естественна для людей. В любой человеческой общине, будь то маленькая деревня, большой город или целая страна, так или иначе формируются именно эти группы по видам деятельности (мыслители, лидеры, торговцы и рабочие) и по возрасту (ученики, семейные люди, отошедшие от дел, отшельники). Остается только придать этому фиксированную форму и духовный смысл.

Подведем итоги. Первое, для чего предназначена религиозная и духовная деятельность – это переключение с эгоизма на отдачу. В здоровом ключе, разумеется. Не фанатичный отказ от деятельности, а наоборот – та же деятельность, но регулируемая, с мотивом посвящения своих действий Богу, а вместе с тем и обществу. С одной стороны, кажется, что развить бескорыстие можно и без Бога, но на самом деле осознание общего объединяющего начала – лучший фундамент для сотрудничества, которого нам сейчас так не хватает. Варнашрама-дхарма позволяет поддерживать материальное тело и одновременно с этим посвящать свои таланты и свободную энергию духовной практике. Как я уже писала в посте о религии, во всём очень важен мотив. Те же действия, но посвященные Богу, помогают совершенствоваться, в то время как действия, подгоняемые эгоизмом, приводят к деградации качеств характера. Попытки сосуществования 8 миллиардов эгоистов пока что не привели к ожидаемому всеобщему благополучию. У общественного устройства, нацеленного на развитие духовных качеств, гораздо больше шансов на успех.

Поскольку рассуждения пришли к вопросу о сотрудничестве в планетарном масштабе, в следующем посте напишу об интересном стихе «Гиты», который называют формулой мира.

Показать полностью 1

«БХАГАВАД-ГИТА» И РЕЛИГИЯ

В предыдущем посте обещала раскрыть эту тему. На мой взгляд, это очень интересный вопрос. Для меня одним из самых неожиданных открытий в процессе изучения «Бхагавад-гиты» было то, что не всё, что кажется религией, является таковой. А также, что есть религии без Бога. Такое объяснение религии отличается от того, к которому мы привыкли, но, на мой взгляд, оно гораздо более полно и отражает истинные мотивы людей.

Обратимся к четвертому стиху семнадцатой главы «Бхагавад-гиты»:

«Люди в гуне благости поклоняются полубогам, те, кто находится в гуне страсти, поклоняются демонам, а люди в гуне невежества поклоняются духам усопших».



В первую очередь следует объяснить термин «гуна». С санскрита слово «гуна» переводится как «верёвка». Гуна – это определённая сила, в виде устойчивого принципа действий в материальном мире. Три гуны – благость (саттва-гуна), страсть (раджо-гуна) и невежество (тама-гуна) – представляют собой определённое мировоззрение, накатанная колея, которая держит объект в заданных рамках поведения. Отсюда и название – верёвка – то, что держит.

По переводам названий на русский язык уже примерно понятны характеристики людей, относящихся к той или иной гуне. Люди в гуне благости спокойны, уравновешены и последовательны, им по душе размышление и созерцание. Люди в гуне страсти очень активные, творческие, порывистые, предпочитают заниматься созиданием. А в гуне невежества люди ленивы и безрадостны, основной вид деятельности – разрушение, в первую очередь саморазрушение.

В целом, любые объекты творения можно разделить по гунам, и религия не исключение. Так что, возвращаясь к вышеупомянутому стиху, религия бывает в благости, страсти и невежестве.

Религия в благости – поклонение полубогам, вполне понятна, т.к. все мы знаем о Зевсе в Греции, Юпитере в Риме, о Перуне у славян и прочих видах языческих культур. Люди поклоняются полубогам для того, чтобы обеспечить себе беспроблемное существование в этом мире. Например, в Индии многие продолжают поклоняться богине Лакшми для обретения финансового достатка.

Религия в страсти – поклонение демонам, может показаться сатанизмом, но на самом деле это поклонение сильным мира сего, то есть людям. Почему это называется поклонение демонам? Потому что многие люди считают, что посредством силы, денег или развития разума можно контролировать этот мир. Они не признают Бога и священные писания. А с точки зрения Вед, таких людей называют демонами. Поклоняясь успешным людям, адепты этой веры надеются достичь такого же успеха, как и их идолы, и таким образом подчинить себе материальную природу, получая от неё наслаждения.

И последняя, религия в гуне невежества – поклонение приведениям, происходит именно от невежества, потому что люди, избравшие её, совершенно не обладают знанием о том, что может привести к успеху в материальном мире. Они не то, что не добиваются богатства и процветания, они разрушают процветание окружающих, принося всем одни только проблемы.

Если сравнить эти три группы верований, можно увидеть одну их общую характеристику: в каждом из этих видов религий люди хотят что-то взамен за своё поклонение. Таким образом религия – это свод правил и предписаний, соблюдая которые человек может выполнить то или иное своё желание. Набор правил может даже не включать в себя Бога, но обязательно направлен на получение выгоды. Выгода может быть не только грубо материальной в виде каких-то видимых предметов, но и тонкая материальная выгода в виде чувства защищенности, умиротворения, а в случае страсти и невежества – в виде ощущения власти, превосходства и безнаказанности.

Но как быть с религией, которая предполагает поклонение одному Верховному Богу? Тут тоже есть несколько интересных моментов. Поклонение, подразумевающее под собой получение выгоды, является поклонением в какой-либо гуне материальной природы. Если человек поклоняется Верховному Богу, имея внутри желание личной выгоды, он не совсем понимает, кто такой Верховный Бог. То есть такой человек всё ещё воспринимает Бога как автомат, который должен ему что-то дать в обмен на поклонение. Такое поклонение, называется поклонением с примесями. Это всё ещё свод правил и предписаний, выполняя которые можно что-то получить для себя. Не то, чтобы это очень плохо, но и далеко от совершенства.

Тогда возникает вопрос, что же такое совершенство. Оно описано в 66 стихе 18 главы:
«Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего».

«БХАГАВАД-ГИТА» И РЕЛИГИЯ Религия, Харе Кришна, Духовность, Бхагавад-гита, Длиннопост

Очень необычно слышать от Бога просьбу оставить все религии. Но в контексте вышеописанного становится понятно, что Кришна просит избавиться от желания личной выгоды, выйти из под влияния гун. Такое состояние называется ниргуна. Это очень высокий уровень, который сложно достичь и невозможно имитировать. Крайне редко случается, чтобы кто-то задался целью полностью предаться Богу и просто служить Ему, ничего не желая взамен. Поскольку с точки зрения «Бхагавад-гиты» это не является религией (дхармой), такое поклонение, без личных мотивов, называют духовной практикой (санатана-дхармой). Такое разделение в терминах необходимо, потому что духовная деятельность в корне отличается от материальной, поскольку приводит к противоположным результатам. Материальная деятельность, какой бы она ни была – в благости, страсти или невежестве – всё больше привязывает человека к материальному миру, а духовная деятельность позволяет душе освободиться от материальных оков. Это возможно только тогда, когда человек действует без привязанности к результатам, то есть даже поклонение Верховному Богу, но с личными мотивами не является полностью духовным, т.к. всё равно продолжает привязывать к чувственным удовольствиям. Поклонение с целью попасть в рай или духовный мир – это поклонение с примесями, потому что имеет личные мотивы.

Подводя итог, можно сделать несколько выводов. Во-первых, неудивительно, что религия в той форме, в которой мы её видим сейчас, большинству людей кажется фикцией. Ведь с одной стороны ожидается, что там, где упоминается Бог, должно происходить что-то совершенно неординарное, а по факту там совершается всё тот же материальный обмен, как на рынке. В результате подобная деятельность не способствует развитию духовных качеств, и религиозные люди, которые вроде как должны представлять из себя образец отречения и сострадания, на самом деле потакают своим привязанностям, лицемерят и часто выходят из себя, компрометируя всё учение. Такая разница в ожидании и реальности обусловлена именно тем, что религиозная деятельность – это всё ещё материальная деятельность, в отличие от духовной практики.

Во-вторых, одна и так же деятельность, но с разными мотивами, является разной деятельностью. Можно поклоняться Кришне с желанием личной выгоды, а можно поклоняться Ему с желанием доставить Ему удовольствие. В первом случае имеем религию с обрядами, во втором – духовную практику, движимую чистой любовью. Такую практику называют бхакти-йогой. Важно отметить, что бхакти-йога – это не название конфессии, как христианство или мусульманство. Бхакти-йогой можно назвать любую конфессию, если поклонение не имеет личных мотивов.

В-третьих, обретение настоящих духовных качеств – это очень недешевая штука, поскольку предполагает буквально идти против сильного течения. Долгие годы люди живут, преследуя личные мотивы, и очень сложно перестроить себя на полное бескорыстие. Поэтому стоит делать поправку на человеческий фактор. Само по себе учение может быть настоящим, истинным, но его последователи, особенно те, кто только начал свой путь, ещё далеки от идеала. Тем не менее их несомненное достоинство в том, что они хотя бы стараются стать лучше. Если они будут искренними в своих попытках, они обязательно достигнут успеха.

Спасибо тем отважным читателям, кто смог осилить текст до конца :) В следующем посте всё-таки напишу о варнашрама-дхарме – устройстве общества, которое позволяет сочетать жизнь в материальном мире и духовную практику наиболее гармонично.

Показать полностью 1

«БХАГАВАД-ГИТА» И РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ

В прошлом посте я говорила о контроле чувств и немного о том, как этот вопрос решают вайшнавы (кришнаиты). А ещё обещала рассказать, что и на что они заменяют. Итак, поехали.

В ещё одном важном ведическом писании, «Шримад-Бхагаватам», есть стих:

«В век Сатьи ты прочно стоял на своих четырех ногах благодаря четырем принципам: аскетизму, чистоте, милосердию и правдивости. Но теперь три твои ноги перебиты из-за неимоверно распространившегося безбожия, проявляющегося в виде гордыни, страсти к женщинам и опьянения». (ШБ 1.17.24)

«БХАГАВАД-ГИТА» И РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ Саморазвитие, Харе Кришна, Духовность, Длиннопост

Здесь описывается бык, четыре ноги которого олицетворяют четыре столпа религии:
1) милосердие,
2) чистота,
3) правдивость,
4) аскетизм.

Веды считают четыре этих качества основополагающими для развития благополучной цивилизации. Милосердие относится ко всем живым существам. Считалось, что у хорошего правителя счастливы все подданные, в том числе и животные. Чистота предполагается как внешняя, так и внутренняя. Принципы внешней чистоты вайшнавов вполне естественны: это мытье всего тела как минимум один-два раза в день, регулярное мытьё рук, лица, своевременная чистка зубов, а также ежедневное поддержание чистоты в жилом помещении. Такой подход помогает сохранить здоровье. А внутренняя чистота это прежде всего чистота и трезвость сознания, которая помогает принимать решения холодной головой и не жалеть о своих поступках. Правдивость заключается в отсутствии скрытых мотивов. Это фундамент доверия в любых отношениях. К сожалению, отношения часто бывают отравлены желанием личной выгоды, в первую очередь именно денег. Хитрые интриги, махинации, клевета – это то, что делает людей врагами даже в пределах одной семьи, не говоря уже о всём обществе. Аскетизм – это как раз то, в отсутствие чего мы превращаемся в цивилизацию потребления, о чем я писала в прошлом посте. Когда наши желания неуёмны, как взбесившиеся лошади, нас несёт в погоне за наслаждениями. Попадая в эту ловушку, вместо наслаждений мы получаем работу от рассвета до заката с мелкими поощрениями в виде копеечной зарплаты. Но благодаря аскетизму можно держать свои чувства в узде, а дисциплина, которая развивается при этом, помогает совершенствоваться профессионально и выходить совсем на другой уровень жизни.

Таким образом поддержание этих четырех столпов религии значительно улучшает материальное существование, что в свою очередь облегчает развитие духовных качеств. Ведь очень трудно думать о саморазвитии, когда крутишься, как белка в колесе, беспокоясь о выживании.

Поскольку учение Вед и «Бхагавад-гиты» в частности очень практично, есть вполне конкретные действия, которые помогают развитию милосердия, чистоты, правдивости и аскетизма. Эти действия в среде вайшнавов называют регулирующими принципами. Их так же четыре в соответствие со столпами религии:

1) отказ от мяса, рыбы и яйц,
2) отказ от интоксикаций,
3) отказ от азартных игр и денежных махинаций,
4) отказ от недозволенных половых отношений.

Как я писала выше, милосердие распространяется не только на людей, но и на животных. Сложно рассуждать о милосердной религии, когда под её крылом существуют скотобойни. То, что там происходит, очень напоминает концлагеря, животные умирают сотнями для ублажения единиц. Вегетарианство может решить эту проблему. А так же некоторые экологические проблемы, кстати.

Алкоголь, сигареты и другие наркотики можно особо не описывать, всем и так известно их пагубное влияние на здоровье и сознание. Более того, это сродни рабству, на котором наживаются некоторые негодяи. Поэтому без каких-либо комментариев понятно, что интоксикации очень тормозят развитие человечества.

Азартные игры и денежные махинации относятся к столпу правдивости, потому что жадность до денег, пожалуй, является основой почти всех обманов, происходящих между людьми. Когда на горизонте возникает возможность нечестного и легкого заработка, нужно обладать большой силой воли, чтобы не повестись на это. К несчастью, некоторые люди (не будем показывать пальцем, но все поняли) настолько погрязли в воровстве, что тормозят развитие цивилизации не хуже наркотиков.

Половые отношения достаточно тонкая тема, но если говорить конкретно и прямо, то половые органы – это обычные органы, ничем не отличающиеся от рта, глаз или ушей. Использование половых органов по назначению дело очень богоугодное :) В одной из глав «Бхагавад-гиты» Кришна даже говорит:

«Я сила сильных, свободная от страсти и желания. Я половая жизнь, не противоречащая законам религии, о предводитель Бхарат». (БГ 7.11)

Часто считается, что для религии секс является чем-то грязным и греховным. Но тут мы ясно видим, что Кришна не то, что не против, Он Сам является половой жизнью, т.к. благодаря ей продолжается жизнь живых существ. Но, как и любой орган, гениталии следует держать в узде, поскольку неконтролируемые половые отношения приводят к ужасным последствиям. Таким образом наиболее благоприятный вид половых отношений, который убережет обоих партнеров, это половые отношения в браке. Ведь если подумать, то проблема с ЗППП решается просто: не надо заниматься сексом до брака. Вероятность заразиться чем-то от девственника крайне мала.

Итак, я перечислила четыре отказа. По своей формулировке четыре вайшнавских принципа являются отказами. Но, как я уже говорила, отказ сам по себе не принесёт успеха. Один вкус надо заменить другим, тогда не будет никакого дискомфорта.

Поэтому мясное питание заменяется у вайшнавов вегетарианством. И не просто вегетарианством, а освященной пищей – прасадом, что очень важно. Питание это удовлетворение чувств, а чувства очень сильны. Чревоугодие по-вегетариански всё равно является чревоугодием. Поэтому, прежде чем съесть что-то, вайшнавы предлагают это блюдо Кришне. По сути они кормят не себя, а Бога, потому что стараются предлагать Ему такие блюда, которые Он любит. А любит он следующее:
«Если человек с любовью и преданностью поднесет Мне листок, цветок, плод или немного воды, Я непременно приму его подношение». (БГ 9.26)

Таким образом Кришна предпочитает вегетарианскую пищу. И только поэтому вайшнавы тоже вегетарианцы. Бхактиведанта Свами Прабхупада, автор «Бхагавад-гиты как она есть», говорил: «мы не вегетарианцы, мы прасадианцы» :) Вайшнавы едят только прасад – пищу, предложенную Богу. При этом их рацион совсем не скуден. Это подтвердит любой, кто бывал в вайшнавском храме или вайшнавской семье на обеде.

Отказ от интоксикаций многих удивляет. Часто родственники и друзья людей, которые бросили пить и курить, задают вопрос: «А как ты развлекаешься тогда?». С одной стороны это может показаться шуткой, но с другой – все знают, что находится в центре стола почти на всех праздниках и сборищах у нас в стране. Считается, что рюмочка на праздник – это очень даже хорошо, для поднятия настроения. Или что в России без выпивки просто не выжить. На что же заменяют вайшнавы такой "чудесный антидепрессант", как алкоголь? Они танцуют и поют. Многие это видели. Когда слышишь на улице, как вайшнавы опять запели свою «Харе Кришну», кажется, что они однозначно приняли на душу, ибо нельзя в наше серое и грустное время так улыбаться, будучи трезвым. Тем не менее, принцип есть принцип: вайшнавы не употребляют наркотики, а черпают радость, силы и вдохновение в воспевании святых имен Кришны. На самом деле именно повторение мантры Харе Кришна является сутью духовной практики вайшнавов, но об этом позже. Пока остановимся на том, что воспевание святых имён (киртан) приносит невероятное удовольствие, рядом с которым наркотики и близко не стоят.

Отношения с деньгами опасная штука, в том смысле, что есть вероятность заболеть драконей болезнью (это отсылка на «Хоббита», если кто не понял). Как-то так получается, что сколько бы ты ни зарабатывал, денег постоянно не хватает. Хочется всё больше и больше. Это грозит тем, что человек проведёт на работе всю жизнь, так и не успев насладиться заработанным. Что предлагает «Бхагавад-гита» для решения этого вопроса? Обратимся к восьмому стиху из третьей главы:
«Честно исполняй свой долг, ибо такой образ действий лучше, чем бездействие. Не трудясь, человек не сможет удовлетворять даже самые насущные потребности своего тела».

В этом стихе затрагивается очень обширная тема под названием варнашрама-дхарма, на которую лучше вообще написать отдельный пост. Варнашрама-дхарма – это устройство государства, реализуемое с помощью разделения членов общества на варны (виды деятельности) и ашрамы (уклады жизни). В современном мире искаженное отражение варнашрамы это индийская кастовая система, которая настолько деградировала, что является скорее антипримером. Дело в том, что в какой-то момент разделение людей на варны и ашрамы стало происходить не в зависимости от качеств характера, а в зависимости от семьи, в которой человек родился. Это было начало конца и привело к тому беспределу, что происходит в некоторых районах Индии до сих пор. Но тем не менее, изначальная варнашрама-дхарма помогала людям найти своё место в обществе, чтобы работа приносила не только доход, но и удовольствие. Это тоже своего рода правдивость, в первую очередь перед самим собой и своими талантами, когда ты не предаёшь свои мечты в угоду финансовой зависимости. Развитие настоящей варнашрама-дхармы – одна из целей общества вайшнавов.

Про четвертый принцип я уже написала выше. Вместо беспорядочных половых отношений вайшнавы вступают в связь только в браке для зачатия детей. Самый лучший способ использования органа – использовать его по назначению.

Вот таким образом, переходя с одного вкуса на другой, можно одухотворить свою жизнь, не сильно меняя происходящие в ней процессы. Зачем это делать? Затем, что человеческая жизнь отлична от жизни животных. Животные в своей жизни занимаются четырьмя вещами: едят, спят, совокупляются и обороняются. А человек наделен разумом, который позволяет задавать вопросы о смысле жизни, о её происхождении, о том, как устроен этот мир и для чего он так устроен. Чтобы разобраться в этих вопросах, нам необходимо подняться над животной жизнью.

Спасибо всем, кто прочел до конца. Поскольку в этом посте часто мелькало слово «религия», следующий пост хочу посвятить тому, что такое религия с точки зрения «Бхагавад-гиты», какие бывают религии и чем религия отличается от духовной практики.

Показать полностью 1

«БХАГАВАД-ГИТА» И ПОТРЕБЛЕНИЕ

В прошлом посте я вкратце рассказала о предыстории появления «Бхагавад-гиты». Арджуна не захотел вступать в бой, т.к. видел в этом крах всей своей процветающей цивилизации. Он приводил много доводов, в частности, что с потерей в бою благочестивых старших лидеров, сознание остальных людей неминуемо деградирует.

А сам процесс этой деградации описан во второй главе «Бхагавад-гиты» в стихах с 60 по 63:

«Чувства так могущественны и напористы, что способны силой увлечь за собой ум даже того, кто владеет духовным знанием и старается обуздать их. Созерцая объекты, приносящие наслаждение чувствам, человек развивает привязанность к ним, из привязанности рождается вожделение, а из вожделения — гнев. Гнев порождает полное заблуждение, а заблуждение затмевает память. Вслед за памятью пропадает разум, и тогда, лишившись разума, человек снова погружается в пучину материальной жизни».



Здесь в том числе дан ответ, каким образом сознание людей отвлекается от обсуждения духовных тем. Посты с лекциями о Ведах встречают на Пикабу (и не только) большую критику, потому что они противоречат образу жизни, который мы привыкли вести. Обилие рекламы и пропоганды бесконечных чувственных наслаждений действует именно так, как описано выше в стихах «Бхагавад-гиты». Просто созерцая всё это, мы уже привязываемся, а дальше по цепочке превращаемся в рафинированных животных, зависимых от «благ» цивилизации, которая по сути является цивилизацией потребления. Это очень удобное состояние людей, с помощью которого ими легко управлять. Навязывание ложных ценностей успешно превращает нас в ленивых и разобщенных пессимистов, не способных исполнять свои истинные желания. Картинки с улыбающимися людьми, утопающими в достатке, скрывают цену этого мнимого благополучия, но они всё равно очень глубоко входят в наше сердце, оставляя там цель, к которой почему-то хочется стремиться. В итоге даже достигшие этой цели часто остаются с пустотой внутри, не понимая, в чем всё-таки была польза всей суеты. В результате такого образа жизни, удовольствия кажутся нам единственной и незаменимой целью жизни, и когда нам говорят о чем-то другом, это другое непроизвольно отторгается.

Но тем не менее удовлетворение чувств не объявляется «Бхагавад-гитой» чем-то плохим и нежелательным. В той же второй главе есть интересный стих:
«Тот, кто, подобно черепахе, втягивающей голову и конечности в панцирь, способен отводить свои чувства от объектов чувственного восприятия, обладает устойчивым, духовным разумом». (БГ 2.58)

«БХАГАВАД-ГИТА» И ПОТРЕБЛЕНИЕ Веды, Харе Кришна, Философия, Потребление, Саморазвитие, Длиннопост

Черепаха может по своему желанию управлять конечностями, вытягия и втягивая их в зависимости от обстоятельств. Так же и чувства, если уметь ими управлять, можно удовлетворять тогда, когда это уместно, а где неуместно - лучше воздержаться. На мой взгляд это лучший ответ на вопрос «В чем сила, брат?» :) Сила в умении контролировать свои чувства. Не идти на поводу ложных представлений о счастье и несчастье. Людьми, которые обладают такими навыками, невозможно манипулировать. Потому что именно наши привязанности к тем или иным удовольствиям являются ниточками, за которые мы подвешены в современной системе потребления. В первую очередь это зависть, переизбыток которой сводит с ума даже вполне разумных людей, а вожделение в виде жажды власти приносит страдания миллионам. Зависть, вожделение и гнев разобщают и отвлекают от действительно важных вопросов существования.

А в стихе 61 второй главы описано, как вайшнавы (так на самом деле называются кришнаиты) решают проблему контроля чувств.

«Того, кто, обуздав чувства и держа их в повиновении, сосредоточивает ум на Мне, называют человеком с устойчивым разумом».


«На Мне» означает на Кришне, Боге. Вайшнавы на первый взгляд занимаются теми же делами, что и остальные люди, но изнутри их мотивы отличаются. Посвящая свои действия Богу, удается избежать привязанности, поскольку результат тебе не принадлежит. Таким образом цепочка, описанная выше, не возникает, и благодаря этому сознание удается сохранять спокойным и чистым.

Вайшнавы пытаются не просто отказаться от каких-то вещей, они заменяют их, в этом и есть секрет. Сам по себе отказ приводит к ощущению дефицита, а замена позволяет так же удовлетворять чувства, но уже организованным образом, дисциплинированно. А дисциплина, как многие знают на собственном опыте, это основополагающий фундамент для достижения целей. Что и на что заменяют вайшнавы расскажу в следующем посте, чтобы не перегружать большим количеством текста.

Буду рада вопросам в комментариях.

Показать полностью 1

«БХАГАВАД-ГИТА» ВНЕ ВРЕМЕНИ. ВВЕДЕНИЕ

На волне постов о Ведах и лекциях, основывающихся на них, мне пришла мысль познакомить читателей Пикабу с произведением, которое является одним из главных ведических писаний – с «Бхагавад-гитой». Иногда её даже называют индийской Библией.

Я прочитала «Гиту» уже много раз, в каждый из которых не переставала удивляться её практичности. Не смотря на то, что она была написана несколько тысяч лет назад (учёные предполагают, что в конце I тысячелетия до н. э.), многие вопросы, которые поднимаются в ней, актуальны и по сей день. Именно поэтому я и выбрала для серии постов о «Гите» такое название.

Также стоит отметить, что даже с поверхностной точки зрения «Бхагавад-гита», являясь частью знаменитого эпоса «Махабхарата», представляет собой исключительный образец индийской поэзии. Она состоит из 700 стихов, написанных на санскрите особым стихотворным размером. Слова подобраны таким образом, что в каждом из четверостиший раскрываются всё более глубокие смыслы, дополняя предыдущие. «Бхагавад-гитой» восхищались многие знаменитые ученые и мыслители западного мира: Гёте, Гегель, Шопенгауэр, Бетховен, Оппенгеймер, Рассел, Толстой, Бунин, Гессе и другие.

Итак, начнем с предыстории. С санскрита название «Бхагавад-гита» переводится как «Песнь Бога». Эту песнь поведал Кришна своему близкому другу Арджуне на поле битвы под названием Курукшетра. Арджуна был одним из пяти братьев, которых называли Пандавами, по имени их отца – Панду. Панду был царем, а его сыновья должны были унаследовать престол. Но брат Панду, Дхритараштра, был с этим не согласен, поскольку хотел видеть на троне своего старшего сына – Дурьйодхану. Когда царь Панду умер, Дурьйодхана, который не отличался хорошими качествами и просто был жаден до власти, со своими сторонниками разными способами пытался убить Пандавов, но ему это никак не удавалось. Наконец он смог забрать себе власть обманом, но Пандавы, будучи правителями по своей природе, попросили у Дурьйодханы хотя бы пять деревень, чтобы править ими и таким образом исполнять свой долг. Однако Дурьйодхана грубо отказал им, не соглашаясь ни на какие компромиссы. Тогда Пандавы поняли, что единственный способ, каким они могут вернуть принадлежащий им по праву престол и свергнуть с него недостойного представителя царской семьи – это сразиться с ним. Провести сражение было решено на поле Курукшетра. Там собрались тысячи воинов с обеих сторон, при этом численно армия Дурьйодханы во много раз превосходила армию Пандавов.

И вот, перед началом битвы, Арджуна попросил Кришну, который в тот момент управлял его лошадьми, вывести колесницу на середину поля для осмотра армий. Арджуна как закалённый воин-лучник уже готов был вступить в бой, но эта позиция между двумя армиями оказала на него неожиданное влияние. Он увидел, что с обеих сторон находятся его братья, племянники и деды, там был его духовный учитель и ещё много людей, которых он любил и уважал. Но вот они все стоят по разные стороны, готовые убить друг друга. От этого зрелища Арджуна сразу потерял всю свою решимость, опустил лук и сказал Кришне, что отказывается сражаться. На что Кришна ответил ему, поведав «Бхагавад-гиту».

На мой взгляд, даже сама предыстория уже является очень актуальной в наше время. Поэтому насталения «Бхагавад-гиты» важно понять правильно, и в этом вопросе перевод играет большую роль. Я пользуюсь переводом А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, так как он раскрывает глубокую суть этого ведического писания, в отличие от других переводчиков и комментаторов «Гиты». В их изложении «Бхагавад-гита» становится сухой имперсональной философией, далекой от простой жизни, из-за чего теряется её практичность. А Бхактиведанта Свами смог очень простым языком объяснить многогранную мудрость «Гиты» в своём переводе «Бхагавад-гита как она есть». Индологи и санскритологи по всему миру очень положительно отзываются о переводе и комментариях Бхактиведанты Свами, благодаря чему «Бхагавад-гита как она есть» имеется в библиотеках многих университетов.

«БХАГАВАД-ГИТА» ВНЕ ВРЕМЕНИ. ВВЕДЕНИЕ Литература, Харе Кришна, Веды, Длиннопост

Постараюсь регулярно выкладывать посты, в этой серии. Сегодня выложу ещё один, чтобы те, кому зашло введение, могли сразу перейти непосредственно к теме.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!