«БХАГАВАД-ГИТА» И РЕЛИГИЯ

В предыдущем посте обещала раскрыть эту тему. На мой взгляд, это очень интересный вопрос. Для меня одним из самых неожиданных открытий в процессе изучения «Бхагавад-гиты» было то, что не всё, что кажется религией, является таковой. А также, что есть религии без Бога. Такое объяснение религии отличается от того, к которому мы привыкли, но, на мой взгляд, оно гораздо более полно и отражает истинные мотивы людей.

Обратимся к четвертому стиху семнадцатой главы «Бхагавад-гиты»:

«Люди в гуне благости поклоняются полубогам, те, кто находится в гуне страсти, поклоняются демонам, а люди в гуне невежества поклоняются духам усопших».



В первую очередь следует объяснить термин «гуна». С санскрита слово «гуна» переводится как «верёвка». Гуна – это определённая сила, в виде устойчивого принципа действий в материальном мире. Три гуны – благость (саттва-гуна), страсть (раджо-гуна) и невежество (тама-гуна) – представляют собой определённое мировоззрение, накатанная колея, которая держит объект в заданных рамках поведения. Отсюда и название – верёвка – то, что держит.

По переводам названий на русский язык уже примерно понятны характеристики людей, относящихся к той или иной гуне. Люди в гуне благости спокойны, уравновешены и последовательны, им по душе размышление и созерцание. Люди в гуне страсти очень активные, творческие, порывистые, предпочитают заниматься созиданием. А в гуне невежества люди ленивы и безрадостны, основной вид деятельности – разрушение, в первую очередь саморазрушение.

В целом, любые объекты творения можно разделить по гунам, и религия не исключение. Так что, возвращаясь к вышеупомянутому стиху, религия бывает в благости, страсти и невежестве.

Религия в благости – поклонение полубогам, вполне понятна, т.к. все мы знаем о Зевсе в Греции, Юпитере в Риме, о Перуне у славян и прочих видах языческих культур. Люди поклоняются полубогам для того, чтобы обеспечить себе беспроблемное существование в этом мире. Например, в Индии многие продолжают поклоняться богине Лакшми для обретения финансового достатка.

Религия в страсти – поклонение демонам, может показаться сатанизмом, но на самом деле это поклонение сильным мира сего, то есть людям. Почему это называется поклонение демонам? Потому что многие люди считают, что посредством силы, денег или развития разума можно контролировать этот мир. Они не признают Бога и священные писания. А с точки зрения Вед, таких людей называют демонами. Поклоняясь успешным людям, адепты этой веры надеются достичь такого же успеха, как и их идолы, и таким образом подчинить себе материальную природу, получая от неё наслаждения.

И последняя, религия в гуне невежества – поклонение приведениям, происходит именно от невежества, потому что люди, избравшие её, совершенно не обладают знанием о том, что может привести к успеху в материальном мире. Они не то, что не добиваются богатства и процветания, они разрушают процветание окружающих, принося всем одни только проблемы.

Если сравнить эти три группы верований, можно увидеть одну их общую характеристику: в каждом из этих видов религий люди хотят что-то взамен за своё поклонение. Таким образом религия – это свод правил и предписаний, соблюдая которые человек может выполнить то или иное своё желание. Набор правил может даже не включать в себя Бога, но обязательно направлен на получение выгоды. Выгода может быть не только грубо материальной в виде каких-то видимых предметов, но и тонкая материальная выгода в виде чувства защищенности, умиротворения, а в случае страсти и невежества – в виде ощущения власти, превосходства и безнаказанности.

Но как быть с религией, которая предполагает поклонение одному Верховному Богу? Тут тоже есть несколько интересных моментов. Поклонение, подразумевающее под собой получение выгоды, является поклонением в какой-либо гуне материальной природы. Если человек поклоняется Верховному Богу, имея внутри желание личной выгоды, он не совсем понимает, кто такой Верховный Бог. То есть такой человек всё ещё воспринимает Бога как автомат, который должен ему что-то дать в обмен на поклонение. Такое поклонение, называется поклонением с примесями. Это всё ещё свод правил и предписаний, выполняя которые можно что-то получить для себя. Не то, чтобы это очень плохо, но и далеко от совершенства.

Тогда возникает вопрос, что же такое совершенство. Оно описано в 66 стихе 18 главы:
«Оставь все религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего».

«БХАГАВАД-ГИТА» И РЕЛИГИЯ Религия, Харе Кришна, Духовность, Бхагавад-гита, Длиннопост

Очень необычно слышать от Бога просьбу оставить все религии. Но в контексте вышеописанного становится понятно, что Кришна просит избавиться от желания личной выгоды, выйти из под влияния гун. Такое состояние называется ниргуна. Это очень высокий уровень, который сложно достичь и невозможно имитировать. Крайне редко случается, чтобы кто-то задался целью полностью предаться Богу и просто служить Ему, ничего не желая взамен. Поскольку с точки зрения «Бхагавад-гиты» это не является религией (дхармой), такое поклонение, без личных мотивов, называют духовной практикой (санатана-дхармой). Такое разделение в терминах необходимо, потому что духовная деятельность в корне отличается от материальной, поскольку приводит к противоположным результатам. Материальная деятельность, какой бы она ни была – в благости, страсти или невежестве – всё больше привязывает человека к материальному миру, а духовная деятельность позволяет душе освободиться от материальных оков. Это возможно только тогда, когда человек действует без привязанности к результатам, то есть даже поклонение Верховному Богу, но с личными мотивами не является полностью духовным, т.к. всё равно продолжает привязывать к чувственным удовольствиям. Поклонение с целью попасть в рай или духовный мир – это поклонение с примесями, потому что имеет личные мотивы.

Подводя итог, можно сделать несколько выводов. Во-первых, неудивительно, что религия в той форме, в которой мы её видим сейчас, большинству людей кажется фикцией. Ведь с одной стороны ожидается, что там, где упоминается Бог, должно происходить что-то совершенно неординарное, а по факту там совершается всё тот же материальный обмен, как на рынке. В результате подобная деятельность не способствует развитию духовных качеств, и религиозные люди, которые вроде как должны представлять из себя образец отречения и сострадания, на самом деле потакают своим привязанностям, лицемерят и часто выходят из себя, компрометируя всё учение. Такая разница в ожидании и реальности обусловлена именно тем, что религиозная деятельность – это всё ещё материальная деятельность, в отличие от духовной практики.

Во-вторых, одна и так же деятельность, но с разными мотивами, является разной деятельностью. Можно поклоняться Кришне с желанием личной выгоды, а можно поклоняться Ему с желанием доставить Ему удовольствие. В первом случае имеем религию с обрядами, во втором – духовную практику, движимую чистой любовью. Такую практику называют бхакти-йогой. Важно отметить, что бхакти-йога – это не название конфессии, как христианство или мусульманство. Бхакти-йогой можно назвать любую конфессию, если поклонение не имеет личных мотивов.

В-третьих, обретение настоящих духовных качеств – это очень недешевая штука, поскольку предполагает буквально идти против сильного течения. Долгие годы люди живут, преследуя личные мотивы, и очень сложно перестроить себя на полное бескорыстие. Поэтому стоит делать поправку на человеческий фактор. Само по себе учение может быть настоящим, истинным, но его последователи, особенно те, кто только начал свой путь, ещё далеки от идеала. Тем не менее их несомненное достоинство в том, что они хотя бы стараются стать лучше. Если они будут искренними в своих попытках, они обязательно достигнут успеха.

Спасибо тем отважным читателям, кто смог осилить текст до конца :) В следующем посте всё-таки напишу о варнашрама-дхарме – устройстве общества, которое позволяет сочетать жизнь в материальном мире и духовную практику наиболее гармонично.