«БХАГАВАД-ГИТА» И РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ

В прошлом посте я говорила о контроле чувств и немного о том, как этот вопрос решают вайшнавы (кришнаиты). А ещё обещала рассказать, что и на что они заменяют. Итак, поехали.

В ещё одном важном ведическом писании, «Шримад-Бхагаватам», есть стих:

«В век Сатьи ты прочно стоял на своих четырех ногах благодаря четырем принципам: аскетизму, чистоте, милосердию и правдивости. Но теперь три твои ноги перебиты из-за неимоверно распространившегося безбожия, проявляющегося в виде гордыни, страсти к женщинам и опьянения». (ШБ 1.17.24)

«БХАГАВАД-ГИТА» И РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ Саморазвитие, Харе Кришна, Духовность, Длиннопост

Здесь описывается бык, четыре ноги которого олицетворяют четыре столпа религии:
1) милосердие,
2) чистота,
3) правдивость,
4) аскетизм.

Веды считают четыре этих качества основополагающими для развития благополучной цивилизации. Милосердие относится ко всем живым существам. Считалось, что у хорошего правителя счастливы все подданные, в том числе и животные. Чистота предполагается как внешняя, так и внутренняя. Принципы внешней чистоты вайшнавов вполне естественны: это мытье всего тела как минимум один-два раза в день, регулярное мытьё рук, лица, своевременная чистка зубов, а также ежедневное поддержание чистоты в жилом помещении. Такой подход помогает сохранить здоровье. А внутренняя чистота это прежде всего чистота и трезвость сознания, которая помогает принимать решения холодной головой и не жалеть о своих поступках. Правдивость заключается в отсутствии скрытых мотивов. Это фундамент доверия в любых отношениях. К сожалению, отношения часто бывают отравлены желанием личной выгоды, в первую очередь именно денег. Хитрые интриги, махинации, клевета – это то, что делает людей врагами даже в пределах одной семьи, не говоря уже о всём обществе. Аскетизм – это как раз то, в отсутствие чего мы превращаемся в цивилизацию потребления, о чем я писала в прошлом посте. Когда наши желания неуёмны, как взбесившиеся лошади, нас несёт в погоне за наслаждениями. Попадая в эту ловушку, вместо наслаждений мы получаем работу от рассвета до заката с мелкими поощрениями в виде копеечной зарплаты. Но благодаря аскетизму можно держать свои чувства в узде, а дисциплина, которая развивается при этом, помогает совершенствоваться профессионально и выходить совсем на другой уровень жизни.

Таким образом поддержание этих четырех столпов религии значительно улучшает материальное существование, что в свою очередь облегчает развитие духовных качеств. Ведь очень трудно думать о саморазвитии, когда крутишься, как белка в колесе, беспокоясь о выживании.

Поскольку учение Вед и «Бхагавад-гиты» в частности очень практично, есть вполне конкретные действия, которые помогают развитию милосердия, чистоты, правдивости и аскетизма. Эти действия в среде вайшнавов называют регулирующими принципами. Их так же четыре в соответствие со столпами религии:

1) отказ от мяса, рыбы и яйц,
2) отказ от интоксикаций,
3) отказ от азартных игр и денежных махинаций,
4) отказ от недозволенных половых отношений.

Как я писала выше, милосердие распространяется не только на людей, но и на животных. Сложно рассуждать о милосердной религии, когда под её крылом существуют скотобойни. То, что там происходит, очень напоминает концлагеря, животные умирают сотнями для ублажения единиц. Вегетарианство может решить эту проблему. А так же некоторые экологические проблемы, кстати.

Алкоголь, сигареты и другие наркотики можно особо не описывать, всем и так известно их пагубное влияние на здоровье и сознание. Более того, это сродни рабству, на котором наживаются некоторые негодяи. Поэтому без каких-либо комментариев понятно, что интоксикации очень тормозят развитие человечества.

Азартные игры и денежные махинации относятся к столпу правдивости, потому что жадность до денег, пожалуй, является основой почти всех обманов, происходящих между людьми. Когда на горизонте возникает возможность нечестного и легкого заработка, нужно обладать большой силой воли, чтобы не повестись на это. К несчастью, некоторые люди (не будем показывать пальцем, но все поняли) настолько погрязли в воровстве, что тормозят развитие цивилизации не хуже наркотиков.

Половые отношения достаточно тонкая тема, но если говорить конкретно и прямо, то половые органы – это обычные органы, ничем не отличающиеся от рта, глаз или ушей. Использование половых органов по назначению дело очень богоугодное :) В одной из глав «Бхагавад-гиты» Кришна даже говорит:

«Я сила сильных, свободная от страсти и желания. Я половая жизнь, не противоречащая законам религии, о предводитель Бхарат». (БГ 7.11)

Часто считается, что для религии секс является чем-то грязным и греховным. Но тут мы ясно видим, что Кришна не то, что не против, Он Сам является половой жизнью, т.к. благодаря ей продолжается жизнь живых существ. Но, как и любой орган, гениталии следует держать в узде, поскольку неконтролируемые половые отношения приводят к ужасным последствиям. Таким образом наиболее благоприятный вид половых отношений, который убережет обоих партнеров, это половые отношения в браке. Ведь если подумать, то проблема с ЗППП решается просто: не надо заниматься сексом до брака. Вероятность заразиться чем-то от девственника крайне мала.

Итак, я перечислила четыре отказа. По своей формулировке четыре вайшнавских принципа являются отказами. Но, как я уже говорила, отказ сам по себе не принесёт успеха. Один вкус надо заменить другим, тогда не будет никакого дискомфорта.

Поэтому мясное питание заменяется у вайшнавов вегетарианством. И не просто вегетарианством, а освященной пищей – прасадом, что очень важно. Питание это удовлетворение чувств, а чувства очень сильны. Чревоугодие по-вегетариански всё равно является чревоугодием. Поэтому, прежде чем съесть что-то, вайшнавы предлагают это блюдо Кришне. По сути они кормят не себя, а Бога, потому что стараются предлагать Ему такие блюда, которые Он любит. А любит он следующее:
«Если человек с любовью и преданностью поднесет Мне листок, цветок, плод или немного воды, Я непременно приму его подношение». (БГ 9.26)

Таким образом Кришна предпочитает вегетарианскую пищу. И только поэтому вайшнавы тоже вегетарианцы. Бхактиведанта Свами Прабхупада, автор «Бхагавад-гиты как она есть», говорил: «мы не вегетарианцы, мы прасадианцы» :) Вайшнавы едят только прасад – пищу, предложенную Богу. При этом их рацион совсем не скуден. Это подтвердит любой, кто бывал в вайшнавском храме или вайшнавской семье на обеде.

Отказ от интоксикаций многих удивляет. Часто родственники и друзья людей, которые бросили пить и курить, задают вопрос: «А как ты развлекаешься тогда?». С одной стороны это может показаться шуткой, но с другой – все знают, что находится в центре стола почти на всех праздниках и сборищах у нас в стране. Считается, что рюмочка на праздник – это очень даже хорошо, для поднятия настроения. Или что в России без выпивки просто не выжить. На что же заменяют вайшнавы такой "чудесный антидепрессант", как алкоголь? Они танцуют и поют. Многие это видели. Когда слышишь на улице, как вайшнавы опять запели свою «Харе Кришну», кажется, что они однозначно приняли на душу, ибо нельзя в наше серое и грустное время так улыбаться, будучи трезвым. Тем не менее, принцип есть принцип: вайшнавы не употребляют наркотики, а черпают радость, силы и вдохновение в воспевании святых имен Кришны. На самом деле именно повторение мантры Харе Кришна является сутью духовной практики вайшнавов, но об этом позже. Пока остановимся на том, что воспевание святых имён (киртан) приносит невероятное удовольствие, рядом с которым наркотики и близко не стоят.

Отношения с деньгами опасная штука, в том смысле, что есть вероятность заболеть драконей болезнью (это отсылка на «Хоббита», если кто не понял). Как-то так получается, что сколько бы ты ни зарабатывал, денег постоянно не хватает. Хочется всё больше и больше. Это грозит тем, что человек проведёт на работе всю жизнь, так и не успев насладиться заработанным. Что предлагает «Бхагавад-гита» для решения этого вопроса? Обратимся к восьмому стиху из третьей главы:
«Честно исполняй свой долг, ибо такой образ действий лучше, чем бездействие. Не трудясь, человек не сможет удовлетворять даже самые насущные потребности своего тела».

В этом стихе затрагивается очень обширная тема под названием варнашрама-дхарма, на которую лучше вообще написать отдельный пост. Варнашрама-дхарма – это устройство государства, реализуемое с помощью разделения членов общества на варны (виды деятельности) и ашрамы (уклады жизни). В современном мире искаженное отражение варнашрамы это индийская кастовая система, которая настолько деградировала, что является скорее антипримером. Дело в том, что в какой-то момент разделение людей на варны и ашрамы стало происходить не в зависимости от качеств характера, а в зависимости от семьи, в которой человек родился. Это было начало конца и привело к тому беспределу, что происходит в некоторых районах Индии до сих пор. Но тем не менее, изначальная варнашрама-дхарма помогала людям найти своё место в обществе, чтобы работа приносила не только доход, но и удовольствие. Это тоже своего рода правдивость, в первую очередь перед самим собой и своими талантами, когда ты не предаёшь свои мечты в угоду финансовой зависимости. Развитие настоящей варнашрама-дхармы – одна из целей общества вайшнавов.

Про четвертый принцип я уже написала выше. Вместо беспорядочных половых отношений вайшнавы вступают в связь только в браке для зачатия детей. Самый лучший способ использования органа – использовать его по назначению.

Вот таким образом, переходя с одного вкуса на другой, можно одухотворить свою жизнь, не сильно меняя происходящие в ней процессы. Зачем это делать? Затем, что человеческая жизнь отлична от жизни животных. Животные в своей жизни занимаются четырьмя вещами: едят, спят, совокупляются и обороняются. А человек наделен разумом, который позволяет задавать вопросы о смысле жизни, о её происхождении, о том, как устроен этот мир и для чего он так устроен. Чтобы разобраться в этих вопросах, нам необходимо подняться над животной жизнью.

Спасибо всем, кто прочел до конца. Поскольку в этом посте часто мелькало слово «религия», следующий пост хочу посвятить тому, что такое религия с точки зрения «Бхагавад-гиты», какие бывают религии и чем религия отличается от духовной практики.