«БХАГАВАД-ГИТА» ВНЕ ВРЕМЕНИ. ВВЕДЕНИЕ

На волне постов о Ведах и лекциях, основывающихся на них, мне пришла мысль познакомить читателей Пикабу с произведением, которое является одним из главных ведических писаний – с «Бхагавад-гитой». Иногда её даже называют индийской Библией.

Я прочитала «Гиту» уже много раз, в каждый из которых не переставала удивляться её практичности. Не смотря на то, что она была написана несколько тысяч лет назад (учёные предполагают, что в конце I тысячелетия до н. э.), многие вопросы, которые поднимаются в ней, актуальны и по сей день. Именно поэтому я и выбрала для серии постов о «Гите» такое название.

Также стоит отметить, что даже с поверхностной точки зрения «Бхагавад-гита», являясь частью знаменитого эпоса «Махабхарата», представляет собой исключительный образец индийской поэзии. Она состоит из 700 стихов, написанных на санскрите особым стихотворным размером. Слова подобраны таким образом, что в каждом из четверостиший раскрываются всё более глубокие смыслы, дополняя предыдущие. «Бхагавад-гитой» восхищались многие знаменитые ученые и мыслители западного мира: Гёте, Гегель, Шопенгауэр, Бетховен, Оппенгеймер, Рассел, Толстой, Бунин, Гессе и другие.

Итак, начнем с предыстории. С санскрита название «Бхагавад-гита» переводится как «Песнь Бога». Эту песнь поведал Кришна своему близкому другу Арджуне на поле битвы под названием Курукшетра. Арджуна был одним из пяти братьев, которых называли Пандавами, по имени их отца – Панду. Панду был царем, а его сыновья должны были унаследовать престол. Но брат Панду, Дхритараштра, был с этим не согласен, поскольку хотел видеть на троне своего старшего сына – Дурьйодхану. Когда царь Панду умер, Дурьйодхана, который не отличался хорошими качествами и просто был жаден до власти, со своими сторонниками разными способами пытался убить Пандавов, но ему это никак не удавалось. Наконец он смог забрать себе власть обманом, но Пандавы, будучи правителями по своей природе, попросили у Дурьйодханы хотя бы пять деревень, чтобы править ими и таким образом исполнять свой долг. Однако Дурьйодхана грубо отказал им, не соглашаясь ни на какие компромиссы. Тогда Пандавы поняли, что единственный способ, каким они могут вернуть принадлежащий им по праву престол и свергнуть с него недостойного представителя царской семьи – это сразиться с ним. Провести сражение было решено на поле Курукшетра. Там собрались тысячи воинов с обеих сторон, при этом численно армия Дурьйодханы во много раз превосходила армию Пандавов.

И вот, перед началом битвы, Арджуна попросил Кришну, который в тот момент управлял его лошадьми, вывести колесницу на середину поля для осмотра армий. Арджуна как закалённый воин-лучник уже готов был вступить в бой, но эта позиция между двумя армиями оказала на него неожиданное влияние. Он увидел, что с обеих сторон находятся его братья, племянники и деды, там был его духовный учитель и ещё много людей, которых он любил и уважал. Но вот они все стоят по разные стороны, готовые убить друг друга. От этого зрелища Арджуна сразу потерял всю свою решимость, опустил лук и сказал Кришне, что отказывается сражаться. На что Кришна ответил ему, поведав «Бхагавад-гиту».

На мой взгляд, даже сама предыстория уже является очень актуальной в наше время. Поэтому насталения «Бхагавад-гиты» важно понять правильно, и в этом вопросе перевод играет большую роль. Я пользуюсь переводом А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, так как он раскрывает глубокую суть этого ведического писания, в отличие от других переводчиков и комментаторов «Гиты». В их изложении «Бхагавад-гита» становится сухой имперсональной философией, далекой от простой жизни, из-за чего теряется её практичность. А Бхактиведанта Свами смог очень простым языком объяснить многогранную мудрость «Гиты» в своём переводе «Бхагавад-гита как она есть». Индологи и санскритологи по всему миру очень положительно отзываются о переводе и комментариях Бхактиведанты Свами, благодаря чему «Бхагавад-гита как она есть» имеется в библиотеках многих университетов.

«БХАГАВАД-ГИТА» ВНЕ ВРЕМЕНИ. ВВЕДЕНИЕ Литература, Харе Кришна, Веды, Длиннопост

Постараюсь регулярно выкладывать посты, в этой серии. Сегодня выложу ещё один, чтобы те, кому зашло введение, могли сразу перейти непосредственно к теме.