Серия «Аутизм и жизнь»

938

Ответ на пост «"Ма, дай попить". И так 7 раз: 9-летний ребенок не может налить воды! О бытовой инвалидности…»7

Однажды я решил научить старшего сына варить себе (и мне заодно) ужин. Ему было лет пять или шесть, и у него уже был диагноз из аутистического спектра.

Для начала надо было осознать, что любой рецепт будет выполнен вот так:

Ответ на пост «"Ма, дай попить". И так 7 раз: 9-летний ребенок не может налить воды! О бытовой инвалидности…» Родители и дети, Семья, Воспитание, Родители, Аутистические расстройства, Ответ на пост, Длиннопост

А значит, нужна точная инструкция. «Посолить по вкусу» — это что-то на инопланетном языке. «1 мерная ложка соли» — а какая из ложек для соли попадётся на глаза первой, и готовы ли вы к последствиям?

Ответ на пост «"Ма, дай попить". И так 7 раз: 9-летний ребенок не может налить воды! О бытовой инвалидности…» Родители и дети, Семья, Воспитание, Родители, Аутистические расстройства, Ответ на пост, Длиннопост

Решение для фанатов натуральных чисел — цифровые весы. Любой рецепт будет прост и понятен, если в нём написано, сколько вешать в граммах. Будьте готовы: если вы написали в рецепте «150 граммов гречки» — процесс взвешивания не остановится, пока на весах не будет 150 ровно. Не 149, не 151, не «и так сойдёт», а 150.

Ответ на пост «"Ма, дай попить". И так 7 раз: 9-летний ребенок не может налить воды! О бытовой инвалидности…» Родители и дети, Семья, Воспитание, Родители, Аутистические расстройства, Ответ на пост, Длиннопост

Граммовками дело не обходится. Можно, конечно, написать в рецепте: «Поставить на медленный огонь и варить до готовности», но, боюсь, на вашей электроплите случится что-нибудь такое (фото автора):

Ответ на пост «"Ма, дай попить". И так 7 раз: 9-летний ребенок не может налить воды! О бытовой инвалидности…» Родители и дети, Семья, Воспитание, Родители, Аутистические расстройства, Ответ на пост, Длиннопост

Или такое (фото, слава богам, не автора):

Ответ на пост «"Ма, дай попить". И так 7 раз: 9-летний ребенок не может налить воды! О бытовой инвалидности…» Родители и дети, Семья, Воспитание, Родители, Аутистические расстройства, Ответ на пост, Длиннопост

Поэтому и описание должно быть предельно однозначным. «Поставить кастрюлю в круг. Включить режим номер 6. Выключить через 13 минут. Положить в тарелку 100 граммов еды».

Сильно поможет делу мультиварка — на ней есть таймер и готовые режимы. А ещё она увлекательно пищит.

Рецепт и технология готовы.

Ответ на пост «"Ма, дай попить". И так 7 раз: 9-летний ребенок не может налить воды! О бытовой инвалидности…» Родители и дети, Семья, Воспитание, Родители, Аутистические расстройства, Ответ на пост, Длиннопост

Осталось добавить мотивацию. Конечно, неплохо работает принцип: «Хочешь гречку? Пойди, свари». Но на время обучения лучше добавить конфетку или монету на новый набор конструктора за правильные действия.

Вуаля! После некоторой тренировки сын может сварить всё, что записано в книге рецептов...

Ответ на пост «"Ма, дай попить". И так 7 раз: 9-летний ребенок не может налить воды! О бытовой инвалидности…» Родители и дети, Семья, Воспитание, Родители, Аутистические расстройства, Ответ на пост, Длиннопост

...впрочем, проголодавшись, всё равно берёт из холодильника огурец, потому что это быстрее и проще.

Показать полностью 7
352

Аутизм и первый класс

Прошу прощения у регулярных подписчиков — нет никаких сил для термоядерных постов. Но есть одна тема для аутистического сообщества, навеянная волной постов последнего месяца.

Иногда некоторым людям исполняется семь лет, и из-за этого они отправляются в школу. Обычно в начальной школе можно учиться на родном языке. Но ситуация становится слегка специфичной, если семилетке нужен то ли язык дельфинов, то ли язык программирования; в родах и склонениях русского языка он до сих пор путается, а местоимения считает чёрным колдунством.

Семилетку зовут Юра, у него расстройство аутистического спектра, и год назад в сообществе был пост о нём в ремонте. Теперь он отправился в школу — и здесь будет пара слов о том, как это выглядит.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

Обычно в первом классе упор делают на письме, чтении и арифметике. Есть толпа учеников, есть учитель, учитель что-то объясняет, ученики слушают и, если они понимают материал — то проблемы нет...

Стоп, а если они могут понять материал, но им не интересно существование учителя; а в незнакомой среде могут уйти в себя и заварить дверь? Приходится учиться другим вещам.

Важнее всего первокласснику с аутизмом научиться списывать и подглядывать. Нет, у остальных учеников это как-то само получается, но герою поста Юре пришлось для начала разобраться — зачем вообще эти одноклассники нужны и какой с них толк. А толк в том, что в соседской тетради первым возникает не ответ, а вопрос. Если ты этот вопрос прослушал, соседская тетрадка становится крайне ценным ресурсом.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

Второе — собственно, концентрировать внимание на учителе. Обычно это тоже само получается, а у кого не получается — тем раздают люлей порицания. Тупиковый путь, если само не получается, а порицания существуют где-то в альтернативной вселенной. Учебная программа при аутизме предполагает, что в начале рядом с учеником должен быть тьютор, который подскажет, куда слушать. Не задачу, не ответ — именно, куда нужно направить внимание, чтобы услышать вопрос. И будет подсказывать, пока у ученика не начнёт получаться. А чтобы получалось, выдаст в нужный момент подходящее поощрение.

(Это, конечно, вообще не сработает, если ставку тьютора приписали тому же учителю первого класса — раздвоиться, чтобы одновременно давать всему классу задачку и обращать на неё внимание отдельного ученика у него всё равно не выйдет. А выйдет Ѣ-ский цирк, когда и класс не занимается, и отдельный ученик с аутизмом не учится в классе работать).

Как сделать так, чтобы тьютор был в реальности и не помер с голода — отдельная история (в нашем случае, если коротко, есть маленький класс детей с аутистическими расстройствами, поддержанный фондом президентских грантов). Но если тьютор есть, дело двигается. Начинать приходилось с отдельных занятий в мелких группах, позже начали получаться и уроки вместе с большим классом.

...чертовски удобно, если поощрением работает возможность написать на доске порцию примеров или пересчитать после занятий лампы во всех кабинетах.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

Обстановку тоже изучали заранее. Ещё летом построить маршрут (и ездить только по нему до декабря, пока велосипед не начал тонуть в сугробах); заранее осмотреть школу изнутри (всю, до чердака); выбрать удобную одежду (даже не надейтесь, что ваш ребёнок с аутизмом согласится сменить цвет однажды выбранной рубашки); написать расписание (главное не промазать со временем).

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

Если школа даёт отдельное место, где восемь первоклассников со своим аутизмом могут передохнуть (и перебеситься) от шума больших компаний и потренироваться работать небольшой группой, от этого будет польза всем.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

Все эти сложности нужны, чтобы смочь учиться с обычным классом... Ну, и чтобы обычный класс привык к компании нескольких странных одноклассников.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

А что же с арифметикой по программе? Да всё хорошо с арифметикой первого класса, все стены ею исписаны.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

...И не только стены. И не только первого класса.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост
Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

...Вот вам кошка и лампа, кошке на старости лет тоже приходится учиться.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост
Показать полностью 10
1551

Аутизм и ремонт

К термоядерной теме вернёмся в следующем посте. А тут – тема семейная, а потому тонкая. В сообществе есть изрядное количество постов о собственном опыте воспитания детей с аутизмом, кому-то и этот будет полезным.

Переезд – это гарантированная смена обстановки, привычек, распорядка и всех подобных рутин. Кто имел дело с расстройствами аутистического спектра, в этом месте представляет возможные боль и страдания.

Новостройка под самоотделку – это уникальная последовательность проблем, случающихся от кривых стен и кривых рук. Кто делал ремонт своими руками, в этом месте тоже представляет возможные боль и страдания.

В общем, мне случилось столкнуться с обеими упомянутыми вещами. В какой-то момент вырисовалась задача: сделать ремонт своими рукам так, чтобы он помог адаптации старшего сына с РАС, а не заставил его всего бояться. Знакомьтесь с героем поста: Юра, шести лет. Аутизм проявляется не так тяжело, чтобы беспокоиться о самообслуживании и обучаемости; но и не замечать не выйдет из-за ряда проблем с общением.

Аутизм и ремонт Аутистические расстройства, Дети, Ремонт, Родители и дети, Длиннопост

Действие первое: подготовка. Само собой разумеющихся разговоров на тему ремонта не хватит, если родной язык твоего собеседника – то ли квенья, то ли SQL-запросы, и ему интереснее собрать паззл, чем с тобой поговорить. Обычным решением было бы общение с помощью картинок. Радикальным – тренировка. Переклейка обоев в старом доме за четыре месяца до сдачи нового – занятие, в чём-то, бесполезное. Но – первый шаг – из-за неё возник интерес к тому, что в доме что-то может меняться.

Действие второе: дом сдан. Выглядит чертовски гостеприимно:

Аутизм и ремонт Аутистические расстройства, Дети, Ремонт, Родители и дети, Длиннопост

Напрашивается решение держать детей подальше: и чтобы меньше пылились, да и чтобы не крутились под ногами. Но было опасение, что Юра бы застрял на пороге готовой квартиры с твёрдым: «Нет». И дальше пришлось бы несколько недель (или месяцев, если бы не повезло) решать проблему стресса от непривычного и некомфортного места.

Раз так – даём в руки подходящий инструмент и подходящую задачу. Полновесную, не игровую – где-то отмерить, где-то разметить. В бригаде из двух кандидатов наук, мнса без степени, одного инженера и одного программиста стоит ожидать, что руки в среднем из задницы, а потому добавление шестилетки не должно слишком уж затормозить дело. Шаг второй: ребёнок чувствует, что делает что-то полезное для своей же комнаты, а раз так – придёт не в незнакомое место, а в самолично обустроенное логово.

И сразу третий шаг: можно выдать задачи на сильные стороны характера. Любишь цифры – держи рулетку, измеряй, прокачивай навык.

…вообще говоря, эти пункты и к обычным детям относятся.

Аутизм и ремонт Аутистические расстройства, Дети, Ремонт, Родители и дети, Длиннопост

Дальше – средства защиты. Шумных работ в ремонте много, перфоратор без дела не лежит. Аутисты обычно более чувствительны к шуму – не забываем взять защитные наушники.

…это и взрослых касается, если честно.

Если при первых эпизодах работы перфоратора Юра прятался в соседних комнатах, то через пару недель, завидев человека с шумным инструментом, брал с деловым видом наушники и наблюдал с расстояния в три-четыре метра. Дошло до того, что после разделки доски ламината снял наушники и выдал: «Ну вот, а пилить было так здорово!» Контроль над сенсорно трудной ситуацией и знание способов самому её облегчить позволяет пережить её с гораздо меньшим стрессом.

После изрядного развлечения с грунтовками, шпатлёвками и ламинатом в трети квартиры дело дошло до выбора отделки в детской комнате. Выдохнув, решили: обои будут любыми, какие дети выберут. Первая мысль: чтобы комната ощущалась своей, а не навязанной. Вторая: попытка заинтересовать процессом выбора. Удалось, да и результат интересен:

Аутизм и ремонт Аутистические расстройства, Дети, Ремонт, Родители и дети, Длиннопост

Из этого вышло несколько небольших достижений. Сначала – при большой фоновой проблеме с местоимениями первого и второго лица, в особенности, притяжательными – на двери появилась табличка:

Аутизм и ремонт Аутистические расстройства, Дети, Ремонт, Родители и дети, Длиннопост

Вскоре Юра подошёл, взял за руку, отвёл в нетронутую на тот момент кухню, и сказал: "В комнате чистый пол, в коридоре чистый пол. Папа, сделай здесь чистый пол". Обращения и просьбы тоже удавались плохо, и пошли заметно лучше на фоне новых занятий.

И ещё чуть позже прорезалась собственная инициатива. Из всех помощников по укладке кафеля в какой-то момент именно Юра оказался аккуратнее всех. Подошёл, дождался момента, сказал: "Сам", – а дальше просто сделал всё по инструкции. В отличие от кандидатов тех.наук, которые пытались выдумать рацпредложения.

Аутизм и ремонт Аутистические расстройства, Дети, Ремонт, Родители и дети, Длиннопост

В итоге за несколько месяцев ремонта он научился весьма творчески подходить к поиску задач. Отвернулся – а он уже с молотком, стремянкой и дюбелями.

Аутизм и ремонт Аутистические расстройства, Дети, Ремонт, Родители и дети, Длиннопост

Планировщик Икеи, опять же, оказался интересной игрой. Хорошо, что Юра не нашел, как сделать онлайн-заказ.

Что в итоге? Интересный опыт, который спровоцировал изрядный прогресс в умении сформулировать запросы и вести диалог. Да и набор сюжетных игр пополнился новыми вариациями в духе обустройства грузового лифта в ванной комнате.

Опять же, человек, освоивший инструменты и научившийся класть плитку, и дальше имеет шансы не пропасть.

Аутизм и ремонт Аутистические расстройства, Дети, Ремонт, Родители и дети, Длиннопост
Аутизм и ремонт Аутистические расстройства, Дети, Ремонт, Родители и дети, Длиннопост
Показать полностью 9
Отличная работа, все прочитано!