Серия «аутизм»

ВОПРОС МАМЫ: Какого уровня развития достигнет мой ребенок, когда станет взрослым?


Задают мне такой вопрос время от времени. Так и хочется сказать: вот такой-то уровень достигнуть вполне реально, при условии, что вы будете делать то то и то то... Но... опасно давать такие прогнозы. У родителей будет в голове радужное (или не очень) будущее их ребенка. И у кого-то из них могут опуститься руки, а кто-то будет надеяться на благополучный исход, забывая делать для этого необходимые шаги.

И недавно меня осенило - для того, чтобы родителям было понятно, над чем нужно работать в первую очередь, надо представить себе не самый радужный прогноз, а наоборот, самый... ХУДШИЙ. Это больно, но именно это поможет нам идти в правильном направлении!).

Предлагаю немного пофантазировать вместе со мной (т.к. я у меня тоже особый сын, я знаю, чего мы все боимся): взрослый человек с аутизмом после смерти родителей оказывается в интернате((. Берем своего конкретного ребенка с его сегодняшними навыками: туалет, еда, умение реагировать на инструкции/просьбы, истерики и т.д. И смотрим на своего ребенка (будущего взрослого) не своими глазами, а глазами персонала из интерната.

И то, что вас, как профессионала будет раздражать или усложнять вашу работу, то и нужно исправлять в первую очередь! Например, наш ребенок умеет сам есть/ходить в туалет/ и за это мы ему благодарны. Но допустим, его трудно вернуть с прогулки: бывает, что кричит, цепляется за качели/песочницу и т.д. Это значит, что вероятность того, что его не будут водить гулять - достаточно большая. И над этим действительно необходимо поработать).

Еще вариант - ребенок многое может сам и его перспектива - сопровождаемое проживание в городе, в привычной для него среде. Но, допустим, для проезда в транспорте ему нужен индивидуальный сопровождающий. Тогда мы понимаем, что его могут оставлять в квартире, если лишнего помощника для него не найдут. Значит, именно этому и стоит учиться). Ну и опять же, представляем себя в роли помощника, у которого таких товарищей человека три-четыре.

Ну и так далее!) Полностью самостоятельный человек, живет с женой, но когда возникают проблемы в семье, не знает, как их решить. Учим, и т.д. В общем, нет пределов совершенству во время обучения, при условии, что базовые навыки у человека уже есть).

Показать полностью

Важна каждая мелочь!

Историю мне недавно рассказала Вера К. про моего сына Сережу. Случайно увидела она его в трамвае и поразилась, что у него такие сложности (как оказалось). Я-то давно живу с чистой совестью, что он все умеет и ездит без проблем.

Кондуктор в трамвае:
- Ты зачем мне 60 рублей даешь, ты же один едешь? Или тебе на 60 рублей нужны билеты?

В общем, пока споры и обсуждения, Вера вмешивается, помогает Сереже, но вопрос у нее остается - как же он ездит каждый день, если не понимает, сколько за билеты нужно платить? Она мне много идей посоветовала - например по карте рассчитываться и т.д.

А меня мучил один вопрос (ну кроме чувства вины, конечно) - ПОЧЕМУ? Почему именно 60 рублей он пытался заплатить за проезд?? Нормально же все было, почему теперь так? Он, конечно плохо считает.

Нет, не так. Считает он очень хорошо, но только если в виде примера, например 100-70=30, решит быстро хоть в пределах тысячи, хоть больше. А если как задачу это представить, тут ему сложно, тут я вполне понимаю его затруднения и давно от него отстала.

А отгадка ПОЧЕМУ - такая:

Я какое-то время назад сказала ему:
- Сережа, проезд в трамвае подорожал, теперь тебе нужно будет 60 рублей (я, блин, имела в виду туда и обратно!)). Он понял буквально)).

Друзья, у кого дети с аутизмом, помните, что важна каждая мелочь!

Важна каждая мелочь! Аутистические расстройства, Воспитание, Самостоятельность
Показать полностью 1

Мой ребенок смотрит в глаза, значит у него нет аутизма?

Это одно из основных заблуждений.

Здесь в первую очередь нужно проверить – что он понимает, когда смотрит на лицо.

Например:
Понимает ли по лицу, что человек расстроился?

Заходя в комнату к незнакомому человеку – смотрит ли на него, прежде чем взять интересную игрушку?

Если ребенок берет понравившуюся игрушку у другого ребенка или взрослого, понаблюдайте – а учитывает ли он этого человека или «видит только игрушку»?

Может ли ребенок донести до вас информацию на расстоянии – без слов и действий? При типичном развитии даже очень маленькие дети умеют это делать, месяцев с 9-10.

Они могут показать пальцем, что им нужно, а поднятыми руками и жалобным взглядом - попроситься на ручки. Чуть позже, показывая пальчиком, они без слов спрашивают: "можно ли это взять?" и т.п.

А если например ребенок 3-4 лет хорошо смотрит в глаза, но при этом:

- берет чужие вещи,

- или тянет вас за руку, когда хочет что-то попросить,

- или лезет на верхние полки, чтобы достать что-то интересное,

вот тут в первую очередь нужно проверить, есть ли у него зрительный контакт! А не радоваться тому, какой он самостоятельный, что может подставить 2-3 стула и достать из-под потолка нужную ему вещь.

Зрительный контакт – это не про «посмотрел на лицо», это про «понял другого человека» по его взгляду/реакции. И если зрительного контакта пока нет, то возможно именно из-за этого будут сложности с речью или поведением. Или и с тем и с другим.

Показать полностью

Мой ребенок хорошо разговаривает – значит у него не может быть аутизма?

Вовсе нет. Здесь нужно смотреть, КАК именно он говорит.

Стихи рассказывает километрами? Фильмы? Истории? Говорит в основном о том, что интересно ему? Вполне может быть и аутизм в таких случаях.

В первую очередь нужно проверить:

Слушает ли собеседника?

Умеет ли говорить по очереди?

Выполняет ли (в большинстве случаев) просьбы родителей и других значимых взрослых?

Понимает ли, что если ему задали вопрос – нужно ответить?

И так далее. Если этого нет, то возможно у ребенка сложности с коммуникацией (несмотря на хорошую речь) и ему нужна поддержка.

Отличная работа, все прочитано!