0

Ответ на пост «Дьявольский атлас профессора Пернкопфа»

В честь приближения дня рождения моего любимца и светоча патологической анатомии Эдуарда Пернкопфа, хочется вспомнить миф о якобы "научной доминации" национал-социалистического режима. Нарратив мифа гласит о том, что несмотря на пренебрежение основами научной этики (кстати, утверждение весьма спорное), нацистам удалось поднять германскую науку на какой-то невероятный уровень.

Важное примечание: НСДАП, СС, и вот это всё - запрещённые организации.

Напомню, что первым действием, которое Пернкопф предпринял на посту ректора Венского университета, стало увольнение 74% преподавательского состава с формулировкой "недостаточно арийского происхождения". Можно только задать риторический вопрос о том, какой ущерб нанес австрийской науке Пернкопф своими действиями.

В Мюнхенском университете Людвига-Максимилиана (не путать с Мюнхенским Техническим), сокращения достигли 52-64% процентов преподавательского состава.

Отдельно стоит упомянуть упразднение всех студенческих обществ (т.н. буршеншафтов) и создание единого профсоюза, который убил германские студенческие традиции, начатые ещё в средневековье.

Стоит понимать, что репрессии против веймарского преподавательского состава в большинстве своем встречались студентами положительно, в силу низкого качества этого самого преподавательского состава, однако, репрессии направленные против старых, ещё кайзеровских профессоров, даже еврейского происхождения, встречали у студентов сопротивление.

После же 1935 года германские университеты оказались переполнены огромным количеством преподавателей расовой теории/нордической экономики/арийской физики (это кстати, отдельный мем), и программы высшего образования были пересмотрены. Важно понимать, что германское высшее образование отличается от российского. Там основная идея состоит в том, что ты выбираешь себе несколько программ по желанию, и посещаешь несколько лекций и семинаров в неделю в относительно свободном графике, но выбирать ты обязан.

Так вот, в программе мюнхенских ветеринарных врачей появился обязательный факультатив "расовой медицины", причем время на него выделялось из факультатива по сравнительной и топографической анатомии. Проще говоря, ты был обязан забить на посещение занятий по анатомии, если их перекрывали пары по расоведению. Отдельным бонусом шло то, что сразу после окончания факультатива ты мог получить звание унтершарфюрера, и поехать на фронт.

Таким образом, из немецких университетов стали выходить специалисты, способные искать евреев среди собак или лошадей (и это даже не шутка, стоит только почитать про скандал с кошками), но при этом не знающие топографическую анатомию.

Все это приводило к крайне низкому качеству фронтовых врачей в СС на ранних этапах войны, что привело к тому, что их пришлось привлекать со стороны. Если честно, трудно представить себе спектр эмоций, ощущаемых рядовым СС-маном, который понимал, что осколки из его кишок будет выковыривать очередной доктор-евгеник, который операцию-то видел один раз в жизни.

Однако, важно понимать, что германская научная школа была столь крепка, и доминировала в Европе уже более ста лет, поэтому окончательно свалить её смогли уже американцы.

Отдельно хочется упомянуть самого Пернкопфа. Человек был идейным и последовательным национал-революционером. На секунду, австрийцы до аншлюса полностью запретили деятельность НСДАП и её структур на территории страны, и действительно жёстко крутили представителей любых пангерманистких организаций. В свою очередь национал-социалисты начали готовить террористические отряды на территории Италии, и перебрасывать их в Австрию. Так вот, Пернкопф был активным деятелем партии ещё в изгнании.

Впринципе, на личной храбрости и убеждённости в светлом будущем, его заслуги заканчиваются. Нельзя сказать, что он был коньюктурщиком, скорее это был типаж честолюбивого "революционера-организатора", которых в его среде было большинство.

Атлас иллюстрировали от четырех до восьми художников (в разное время), которыми он лишь управлял. Сам Пернкопф по официальной информации лишь руководил вскрытиями, и писал пояснения к иллюстрациям, при этом, демонстрируя чудеса трудолюбия. Однако не стоит забывать, что большая часть текстов к атласу была им написана в 1918-1930, когда он, вернувшись после тяжёлого ранения к преподаванию, издал неформальные рекомендации по прозекторскому делу для студентов.

Важно понимать, что физически трупы вскрывались не самим Пернкопфом, который, несомненно делать это умел, и делал хорошо, но в данном случае лишь говорил своим студентам, что они должны вскрыть, достать, нарезать и увидеть.

В качестве руководителя университета, Пернкопф проявил себя хуже не придумаешь.

Показать полностью
9

Дьявольский атлас профессора Пернкопфа

Ученые-медики в XX столетии получили невероятную свободу в изучении тела человека. В большинстве стран вскрытие тел умерших стало обычным делом, и анатомов, изучавших строение органов и их функции, никто больше не обвинял в колдовстве и святотатстве. Однако даже в лояльном к подобным исследованиям веке атома, большинство ученых испытывали недостаток в рабочем материале. Большинство, за исключением «избранных».

Когда речь заходит о нацистских врачах-преступниках, в первую очередь все вспоминают «ангела смерти» Йозефа Менгеле, руководившего бесчеловечными экспериментами над людьми в комплексе концентрационных лагерей Аушвиц-Биркенау. Однако история сохранила немало имен «ученых», которые, презрев человечность и совесть, стремились оставить след в науке и истории, опираясь на чужие муки и горе.

Профессор медицины, ректор Венского медицинского университета Эдуард Пернкопф — второй справа

Эдуард Пернкопф (Eduard Pernkopf) родился в небольшой австрийской деревне Раппоттенштайн, на границе с Баварией, в семье скромного провинциального врача. В детстве мальчик серьезно занимался музыкой и не планировал посвящать себя медицине. Все изменилось в 1903 году, когда умер его отец. У его смертного одра юный Эдуард пообещал продолжить дело отца, и вскоре поступил в медицинскую школу при Венском университете. Молодой человек учился в течение 9 лет и в 1912 году получил свою первую ученую степень доктора медицины. В 1933 году, будучи адъюнкт-профессором, Пернкопф примкнул к немецкой нацистской партии, обеспечив себе «хлебное» место декана медицинской школы. Но это было только начало. В 1938 году Эдуард не только поклялся в верности Адольфу Гитлеру, но и начал работу в коллективе «ученых», которые занимались поиском доказательств преимущества арийской расы над другими. В своем партийном рвении он зашел настолько далеко, что не постыдился составить списки нелояльных Гитлеру коллег.

Профессор любил принимать в своем университете высшее руководство Рейха и с удовольствием демонстрировал гостям свое мастерство в анатомическом театре

Благодаря ловкому ходу подлеца, 77% профессорского состава Венского университета, в том числе 3 лауреата Нобелевской премии, оказались на улице. Кроме карьеры и партийной работы Пернкопфа занимала одна важная вещь. С тех пор, как его нога переступила порог медицинского факультета, он мечтал написать книгу. Это должен был быть медицинский атлас с полным комплектом схем и иллюстраций, но не простой, а самый подробный и реалистичный в мире. Работу над книгой, замысел которой Эдуард хранил четверть столетия, ему удалось начать только в 1933 году. Работоспособности ученому было не занимать — Пернкопф просыпался в 5.00 утра и практически без перерывов работал на протяжении 16-18 часов. Все в его жизни было подчинено атласу — свои обязанности декана он ловко перекладывал на других, а в качестве помощников привлекал лучших студентов учебного заведения.

Рукописный текст Пернкопф передавал супруге, которая редактировала его и набирала на печатной машинке. Ассистировали доктору лучшие художники-оформители Германии и Австрии — Эрих Лепир, Людвиг Шротт, Карл Эндтрессер и Франц Батке. Для оформления иллюстраций была разработана особая акварельная техника, позволяющая максимально ярко изображать внутренние органы.

В 1937 году вышел первый том атласа, посвященный грудной клетке и верхним конечностям, а в 1941 — второй, с описанием органов таза и ног. В 1943 году профессор Пернкопф возглавил Венский медицинский университет и оставался на этой должности 2 года, до окончания войны. В 1945 году ученого, как активного члена нацистской партии арестовали американцы и следующие 2 года профессор рыл траншеи и разбирал разрушенные здания в лагерях военнопленных в разных местах Европы.

Выйдя на свободу, профессор продолжил дело своей жизни, издав в 1953 году третий том атласа, посвященный шее и голове человека. Последняя, четвертая книга увидела свет в 1960 году, спустя 5 лет после смерти Пернкопфа. Стиль оформления послевоенных томов отличался от двух первых, изданных в 30-е и 40-е годы.

Многие связывали это со сменой иллюстраторов, но точный ответ на эту загадку удалось получить лишь в 1996 году. Интересное открытие сделал доктор Говард Исраэль из Колумбийского университета. Изучая первые издания книг, он обнаружил в них множество нацистских символов и мистических рун, которые оформители атласа искусно разместили на иллюстрациях. Доктора ждало еще одно откровение — достаточно жуткое.

Сопоставив иллюстрации, на которых вскрытые трупы были изображены с фотографической точностью со снимками из архивов гестапо, Исраэль определил, что практически все люди, увековеченные на иллюстрациях атласа, являлись узниками концентрационных лагерейи умерли очень схожей насильственной смертью — им отсекли головы. Дальнейшее расследование было уже делом техники. Говард обратился в Центр Визенталя, занимающийся расследованием нацистских преступлений, и лучшие эксперты взялись за это запутанное дело.

Итог расследования был ужасен. Как оказалось, в анатомические театры Венского медицинского университета в период с 1938 по 1945 год были доставлены 1 377 тел казненных из разных тюрем Австрии и Германии, а также из лагеря смерти Маутхаузен. Основным поставщиком тел для вскрытий стал Венский окружной суд, расположенный возле университета. В здании «дворца правосудия» проходили быстрые суды над врагами нацистского режима, итогом которых был один приговор — смерть. Решение суда приводилось в исполнение немедленно, а возле черного хода здания в это время покуривали, сидя на каталках из морга, студенты Пернкопфа. Большинство казненных были обезглавлены при помощи гильотины, которую за быструю и точную работу нацисты полюбили больше, чем французы.

Венский медицинский университет

При осмотре архивов стало понятно, что во многих случаях казни проводились на заказ — в определенные дни гильотины работали без остановок, и трупы спешно отправлялись в анатомичку, не успев остынуть. Это жуткое открытие объяснило высокуюточность атласов — в жертву своим амбициям Пернкопф принес сотни жизней. Вероятнее всего, люди, ставшие «натурщиками» у иллюстраторов смерти, так или иначе погибли бы, но этот факт не делает преступления Пернкопфа менее отвратительными.

После выяснения жутких деталей из томов атласа, который хранился практически в каждой медицинской библиотеке мира, решением международных судов было изъято более 800 иллюстраций, на которых были изображены казненныенацистами подпольщики, военнопленные и евреи. По медицинским университетам планеты прокатилась волна протестов, в ходе которых студенты отказывались брать в руки страшный многотомник и даже публично сжигали атласы.

Но, к сожалению, на этом история кровавой книги не завершилась. С 1996 по 1998 год среди учебно-научных пособий, использовавшихся не одним поколением венских студентов для изучения анатомии человека, были обнаружены останки нескольких человек и десятки отдельных органов, любовно препарированных и обработанных для нужд учащихся самим профессором Пернкопфом в период рассвета его научной карьеры. Разумеется, тела и органы тут же были изъяты и захоронены. Спустя полвека несчастные, погибшие в застенках гестапо и бараках Маутхаузена, наконец обрели покой.

Показать полностью 13
Отличная работа, все прочитано!